Содержание:

Опека (попечительство) — самая распространённая в России форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Каковы её особенности и в каких случаях она больше отвечает интересам ребёнка, нежели приоритетная форма — усыновление?

В нашей стране, где подавляющее большинство сирот — социальные, то есть имеющие живых (хотя и неблагополучных) родителей, усыновить можно далеко не каждого ребёнка. Причём в категорию неусыновляемых попадают дети всех возрастов. Не оформленный биологической матерью надлежащим образом "отказ" в роддоме, не лишённые родительских прав либо попросту неизвестно где находящиеся биородители и многие другие обстоятельства могут быть причиной того, что в анкете ребёнка в банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, указаны только две возможные формы его устройства в семью: опека (попечительство) и приёмная семья. Иногда эти ограничения преодолимы со временем, а иногда — нет: например, биородители ребёнка могут быть не лишены родительских прав, а ограничены в них (часто — по состоянию здоровья). В этом случае усыновить ребёнка не получится, но это ведь не повод для того, чтобы провести детство в стенах интернатного учреждения?

Опека и попечительство — это одна и та же форма устройства, просто если речь идёт о ребёнке до 14 лет, то над ним устанавливается опека, после 14 — попечительство. А вот после 18 лет юридические отношения, связывающие опекуна и подопечного, прекращаются.

В приёмной семье (ПС), которая является одной из разновидностей опеки, договор также заканчивается по достижении ребёнком совершеннолетия (если не прописаны иные сроки).

В отличие от усыновителей или родителей, опекуны являются законными представителями подопечных, исполняющими обязанности по воспитанию ребёнка, защите его прав и интересов в соответствии с семейным и гражданским законодательством. Они могут действовать в интересах ребёнка и от его имени в любых отношениях без специальных дополнительных полномочий. Но защитой прав подопечного ребёнка занимаются не только опекуны, но и органы опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства в распоряжении о назначении опекуна вправе указать отдельные действия, которые опекун или попечитель не вправе совершать без разрешения ООиП, — например, изменять место жительства подопечного, распоряжаться его имуществом и т. д.

К содержанию

Преимущества опеки

Ребёнок, находящийся под опекой, не теряет статуса ребёнка, оставшегося без попечения родителей. А это значит, что государство участвует в его воспитании материально. На подопечного ежемесячно выплачиваются денежные средства (согласно установленному в регионе нормативу). В случае если оформлена опека по договору (то есть ПС), к этой сумме прибавляется также зарплата приёмного родителя. Изначально ПС задумывалась как возможность дать семью детям, для которых трудно найти усыновителей или опекунов, — например, нескольким братьям и сёстрам, детям с ограниченными возможностями и т. д. Такие обстоятельства делают необходимым уход с основной работы как минимум одного из родителей, поэтому и выплачивается зарплата приёмного родителя.

Подопечные могут пользоваться льготами при оплате коммунальных услуг, проезде на общественном транспорте, правом на бесплатное питание и посещение кружков в школе, правом на внеочередное устройство в детский сад, льготами на санаторно-курортное лечение и другими (в зависимости от региона, где они проживают, список может быть разным). А если за ребёнком не закреплено никакого жилья, то в 18 лет он получит его от государства.

Опека назначается обычно быстрее, чем проходит суд по усыновлению. Поэтому многие родители, которые едут за "своим" ребёнком в другой город, предпочитают по месту нахождения ребёнка оформить опеку, а усыновление провести уже по своему месту жительства.

К содержанию

"Подводные камни"

Было бы ошибкой думать, что разные формы устройства детей в семью отличаются только размером материальной поддержки государства. Деньги-то на содержание ребёнка выплачиваются, однако за них надо отчитываться. Раз в год опекуны заполняют отчёт по специальной форме.

В отличие от усыновления, в передаче под опеку нет никакой тайны — так что если возникнет желание скрыться от кровных родственников ребёнка, это будет трудно. Да и не совсем законно: опекун не имеет права ограничивать общение ребёнка с родственниками, если это общение в интересах ребёнка.

Опекуны не могут покидать своё место жительства без уведомления органов опеки и попечительства на срок свыше 90 дней.

В сознательном возрасте ребёнку может быть дискомфортно осознавать свой статус воспитуемого (особенно, если в семье есть кровные или усыновлённые дети), а напоминать об этом будет фамилия ребёнка — сменить её под опекой невозможно.

К содержанию

Как оформить опеку

Общий принцип оформления этой формы устройства ребёнка в семью не сильно отличается от усыновления: сбор документов, поиск ребёнка, согласие и "легализация" отношений. Отличия — в последнем пункте. Опека устанавливается решением о назначении опекуна, выданном органом местного самоуправления, исполняющего функции опеки и попечительства, и происходит это в течение 15 дней с момента предоставления кандидатом в опекуны полного комплекта документов в ООиП по месту нахождения ребёнка.

Кроме того, список документов, который требуется для установления опеки, отличается от усыновительского.

К содержанию

Порядок оформления документов

Основной документ, обращаться к которому должны кандидаты в опекуны и желающие создать приёмную семью (являющейся разновидностью опеки), — это Постановление Правительства РФ № 423 от 18 мая 2009 года. В нём изложены правила подбора, учёта и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан.

Как и к будущим усыновителям, к кандидатам в опекуны законодатель предъявляет определённые требования. Чтобы получить заключение о возможности быть опекуном ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в органы опеки и попечительства необходимо предоставить следующие документы:

  1. заявление с просьбой о назначении опекуном;
  2. справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, — иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);
  3. выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счёта с места жительства;
  4. справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
  5. медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
  6. копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
  7. письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учётом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на приём ребёнка (детей) в семью;
  8. справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе);
  9. документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном, в порядке, установленном настоящими Правилами (при наличии);
  10. автобиография.

При подаче заявления о выдаче заключения о возможности быть опекуном гражданин помимо указанных выше документов должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. После подачи документов орган опеки и попечительства в течение 7 дней производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. При обследовании жилищных условий специалистами органа опеки и попечительства оцениваются жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребёнка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.

По предъявленным документам и результатам обследования делаются выводы о возможности гражданина быть опекуном. Результаты обследования отражаются в акте, который оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Органам опеки и попечительства отведено 15 дней со дня представления документов, чтобы выдать заключение о возможности гражданина быть опекуном (это заключение служит основанием для постановки его на учёт в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

К содержанию

Часто задаваемые вопросы по оформлению документов

1. Как быть, если гражданин постоянно зарегистрирован по одному адресу, а проживает по другому? Где в этом случае проводится обследование жилищных условий?

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства гражданина признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Понятие места жительства конкретизировано в Законе Российской Федерации № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. (далее — Закон № 5242-1). Согласно статье 2 этого закона, местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом манёвренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Место, где гражданин проживает временно (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина), является местом его пребывания.

Верховный Суд РФ в своём определении № КАС02-176 от 16 апреля 2002 г. отметил, что регистрация не входит в понятие "место жительства", а является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Следует также учитывать, что устанавливавший 6-месячный (максимум) срок регистрации граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, пункт 10 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 17 июля 1995 г.) Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 4-П от 2 февраля 1998 г. признан не соответствующим Конституции Российской Федерации. Кроме того, КС России отметил, что установление срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть место пребывания, является вмешательством органов исполнительной власти и других органов регистрационного учёта в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и жительства. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином.

Так что в тех случаях, когда гражданин проживает на законных основаниях на жилой площади, где он не зарегистрирован, органы опеки и попечительства могут рассматривать это жилое помещение в качестве места жительства кандидата в опекуны, при наличии документа, являющегося основанием для его проживания там. Это может быть свидетельство о праве собственности, договор найма (поднайма), согласие на проживание лица, предоставившего жилое помещение, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего жилое помещение, а также иной документ либо его надлежаще заверенная копия.

2. Правомерно ли требование ООиП о прохождении медицинского освидетельствования всех проживающих совместно с опекуном граждан?

Правилами подбора, учёта и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, не предусмотрена возможность требовать медзаключение у членов семьи потенциального опекуна. И в случаях, когда у специалиста, проводящего обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, возникают сомнения в безопасности пребывания ребёнка в семье (к примеру, один из членов семьи опекуна страдает психиатрическим заболеванием), специалист, проводивший обследование, делает соответствующую запись в акте обследования условий жизни гражданина.

3. Где и как получить справку о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам?

Порядок, сроки выдачи и форма этой справки федеральным законодательством не установлены. Вопросы, связанные с выдачей справок о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, должны быть урегулированы органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предоставленными указанным органам федеральным законодательством. Соответствующие разъяснения по данному вопросу содержатся также в письмах Минобрнауки России № АФ-20/06 от 1 февраля 2010 г. и Роспотребнадзора № 01/14387-9-32 от 29 сентября 2009 г.

4. Обязательно ли прохождение специальной подготовки кандидата в опекуны?

Пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона № 48-ФЗ закреплена обязанность органа опеки и попечительства осуществлять подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями. Эта обязанность конкретизирована в "Правилах подбора, учёта и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 423.

Органы опеки и попечительства обязаны организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний для граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями и желающих пройти подготовку и психологическое обследование. Подготовку могут проводить не только работники органов опеки и попечительства, но и привлечённые специалисты (педагоги, психологи, юристы и т. д.).

Следует отметить, что прохождение подготовки на сегодняшний день не является обязательным для гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем. Подпунктом "ж" пункта 4 Правил установлено, что документ о прохождении подготовки представляется при его наличии. Таким образом, подготовка осуществляется только на добровольной основе.

***

Многие опекуны, уже выпустившие в жизнь своих подопечных, говорят, что прекратившиеся юридические отношения ничего не изменили в их семейном укладе. Дети — они всегда дети. Кто-то норовит упорхнуть из гнезда, кто-то остаётся с родителями надолго. И форма, по которой ребёнок был в своё время принят в семью, для формирования тёплых отношений и крепкой привязанности практически не имеет значения.