Содержание:

Подростковый возраст психологи часто называют "трудным" возрастом: ребенок становится неуправляемым, конфликтным, иногда даже "странным". Если отношения эмоциональной привязанности между подростком и близким взрослым в это непростое время удается сохранить, подросток, достойно решив свои возрастные задачи, без особых проблем вступит во взрослую жизнь.

Сохранять отношения эмоциональной близости с растущим человеком легче тогда, когда выстраиваешь с ним отношения сотрудничества. Описывая характерные особенности подросткового возраста, я постараюсь показать, в каких ситуациях в жизнь подростка лучше просто не вмешиваться, когда уместно пойти с ним на диалог, а когда ему нужна психологическая помощь и поддержка.

К содержанию

Младший подростковый возраст

10-12 лет — младший подростковый возраст, переход от детства к отрочеству, отмечается появлением новообразований в психической жизни ребенка. К ним, прежде всего, относятся:

"Чувство взрослости" — потребность в равноправии, уважении со стороны окружающих, в самостоятельности. Пренебрежение со стороны взрослых этой потребностью приводит к возникновению между ними и подростками конфликтов, недопонимания, протестных форм поведения со стороны последних.

Чтобы этого не произошло, взрослым можно всячески поощрять общение своего ребенка с теми, кто младше его, создавая тем самым ситуации разновозрастного сотрудничества, при которых 10-12-летние ребята "учат" тех, кто младше их. В этом случае подростки удовлетворяют потребность "чувствовать свою значительность" и, кроме того, получают опыт передачи знаний другому лицу, что немаловажно для их интеллектуального развития.

Кроме этого, в ситуации конфликта с подростком взрослому лучше первым показать пример конструктивного поведения: внимательно выслушать мнение ребенка о том, что происходит. В этом случае то, что вначале выглядело простым упрямством, может оказаться заслуживающим внимания.

После того как подросток поверит, что вы его понимаете, он с гораздо большей готовностью прислушается и к вашей точке зрения. Именно тогда настанет время сообщить ему о своем желании.

Затем, если удастся, надо подождать: пусть ребенок первым предложит вариант решения проблемы, и только потом излагать свои соображения. Как правило, итогом совместной работы становится нахождение взаимоприемлемого компромисса.

Склонность к мечтанию, фантазированию, экспериментированию, которая часто проявляется в этом возрасте, объясняется особенностями формирования мышления подростка, в котором на этом этапе развития доминирует словесно-логический фактор. Это обстоятельство открывает возможности для развития теоретического мышления — отсюда склонность к мысленным упражнениям и размышлениям об общих вопросах мироздания.

Одно из таких мысленных упражнений получило название воображаемой аудитории — характерное для подростков предположение, что другие люди постоянно обращают на них свое критическое внимание. Являясь продуктом фантазии увлеченного собой подростка, воображаемая аудитория может привести к излишней застенчивости молодого человека — ему постоянно будет казаться, что он на виду у всех.

Не умея еще до конца понимать чувства других людей, подростки в то же время поглощены своими собственными чувствами, считая, что их эмоции уникальны и никто другой никогда не переживал того, что они сами. Одним из проявлений эгоцентризма такого типа является то, что некоторые дети начинают верить в персональный миф — сознание своей уникальности и исключительности. Это чувство может лежать в основе рискованных форм поведения, свойственных этому возрасту.

Одним из типов персонального мифа является фантазия найденыша. Овладев критическим мышлением, подросток вдруг начинает видеть множество недостатков у своих родителей и не может себе представить, как два таких обыкновенных человека могли произвести на свет такую уникальную личность — его самого. Такая поглощенность самим собой может помешать попыткам объективно смотреть на окружающий мир. Однако к 15-16 годам у большинства подростков эгоцентризм отступает, и они начинают понимать, что они такие же люди, как и все остальные.

Именно поэтому критику подростка в адрес родителей лучше просто перетерпеть — это скоро пройдет.

К содержанию

Старший подростковый возраст

В старшем подростковом возрасте — 13-16 лет — человеку доставляет особое удовольствие погружаться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки. В таком уединении происходит внутреннее переживание того, с чем подросток сталкивается в реальной действительности, что cпособствует развитию его эмоциональной сферы, которая во многом предопределяет взросление школьника. К примеру, вот что пишут 16-летние ребята о самих себе:

"Я уравновешенный, умный, стараюсь находить контакт с людьми. Я стараюсь объективно оценивать окружающую обстановку, но иногда неправильно оцениваю слова окружающих, иногда очень эмоционально. Я хочу добиться больших успехов. Сейчас я не уверен в том, что у меня все получится".

"Я человек волевой, целеустремленный, но часто я не понимаю того, чего хотят от меня определенные люди, усложняющие мне жизнь. Порой приходится быть не таким, какой я есть на самом деле".

"Я талантлива. Умею слушать и слышать. Как и во всех людях, во мне есть масса пунктиков и недостатков. Люблю заниматься самоанализом. Доброжелательна, импульсивна, „возбужденный оптимист“. Интересующую информацию схватываю на лету, стремлюсь немного знать то, с чем сталкиваюсь. Увлекает сам процесс познания чего-то нового. Хочу развить максимально все свои способности".

Кроме этого, в этом возрасте в связи с половым созреванием у подростка активизируется интерес к противоположному полу, ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. В связи с этим подросток "переориентируется" с общения с близкими взрослыми на общение со значимыми свер-стниками, что часто вызывает недовольство и недопонимание со стороны первых.

Осознаваемое или нет желание взрослых "не отпускать" подростка от себя часто провоцирует серьезные конфликты; однако если предоставить подростку больше свободы и личной независимости, отношения эмоциональной близости в семье будут сохранены.

В этом же возрасте окончательно формируется самооценка молодого человека — то, что он думает о себе самом и своем месте среди людей. До этого момента ребенок находился во власти тех суждений, которые высказывали о нем другие люди, прежде всего значимые взрослые.

В связи с этим у подростка обостряется потребность чем-то выделиться среди окружающих людей. Именно поэтому очень важно выявить группу риска — тех подростков, которые остро нуждаются в психологической поддержке. К ним, в первую очередь, относятся ребята, испытывающие серьезные трудности в самоутверждении в семье и среди сверстников.

Приведу конкретный пример.

Ко мне обратилась женщина сорока с небольшим лет с просьбой помочь ее единственному шестнадцатилетнему сыну. В ходе беседы с ней выяснилось следующее: мальчик был проблемным ребенком, неоднократно убегал из дома, с трудом учится в общеобразовательной школе, начал выпивать...

Однако недавно он занялся ремонтом старинных часов, самостоятельно овладев этим ремеслом, нашел себе состоятельных клиентов.

Случилось так, что шестнадцатилетний парень без специального профессионального образования стал зарабатывать больше своих дипломированных родителей. "Как вы с мужем реагируете на такие успехи сына?" — спросила я. "Муж его постоянно предупреждает, что без образования он все равно в жизни ничего не добьется", — такой ответ получила я от нее.

Признания, которого, скорее всего, ждал от родителей подросток и которое он заслужил, не последовало. Это стало для него сильнейшим стрессом, и он "сорвался", начал пить.

К содержанию

Упражнения на формирование жизненных целей

Вообще, для подростков полезны подобные упражнения. Заключаются они в следующем:

  • Подростка просят сформулировать свои цели на ближайшие год, два... 5 лет, пытаясь при этом в воображении представить картину собственного будущего.
  • Подростка просят определить, что он должен сделать в течение каждого из этих пяти лет, чтобы реализовать поставленные цели.
  • Подростка просят сформулировать свой девиз на ближайшие три месяца и записать его на специальной карточке. Каждый раз, когда ребенок будет чувствовать себя неуверенно, он должен будет доставать эту карточку и читать то, что сам себе написал. Каждые три месяца девиз должен обновляться.
  • В конце каждого года молодой человек должен сопоставлять полученный результат с запланированной целью.

Смысл проведения данной работы — рефлексия своих жизненных приоритетов и планов; кроме этого, "видение" себя в будущем играет роль самовнушения, оказывающего "программирующее" воздействие на поведение человека в самом широком спектре жизненных ситуаций.

Однако, чтобы подросток смог реализовать поставленные цели, он должен мысленно предвосхищать успех, а не настраиваться на неудачу. В этом непростом деле ему должны помочь близкие взрослые.