Содержание:


Если те профессора, что студентов учат, горемыку школяра насмерть не замучат…

К содержанию

Учеба в ВУЗе

Часто, приходя учиться в ВУЗ, ребята считают, что уж здесь-то (в отличие от школы!) преподаватели нормальные, умные и приличные люди, что это в школе вечные проблемы с учителями, а здесь-то, мол, договоримся!

Это не обязательно так.

В ВУЗах тоже есть очень разные преподаватели и очень разные предметы. И если среди преподавательского состава встречаются искренне увлеченные своей наукой, знающие, интересные, яркие личности, то бывают и иные – "с причудинкой" (или с придурью), нудные, абсолютно бесполезные, с которыми, тем не менее, придется иметь дело. Но вот в отличие от проблем со школьными учителями, которые грозили лишь нервотрепкой, проблема с преподавателем ВУЗа очень часто кончается отчислением студента.

Будьте осторожны!

К содержанию

Посещаемость

Если Вы живете в общежитии (и даже если дома) скорее всего, Вам все равно придется пропускать занятия. Самостоятельная жизнь может потребовать от Вас, например, взять какие-то справки, срочно поехать домой, Вы можете почувствовать себя плохо, наконец, просто проспать занятия.

Внимательно отнеситесь к посещаемости занятий. Вы должны очень четко представлять, сколько занятий и каких можно пропустить, чтобы не возникало проблем. И уж точно представлять, сколько Вы уже пропустили!

Знайте, что Вы можете блестяще знать весь материал, пройденный на пропущенных Вами занятиях, но при этом Вас могут за пропуски просто не допустить к зачетам, не дав даже возможности продемонстрировать свои знания!!!

Знайте, что очень просто можно получить массу проблем и даже вылететь из математического, скажем, ВУЗа за пропуск самых "ненужных" занятий – физкультуры и истории! Это тем более вероятно, что кафедры физвоспитания и истории чувствуют себя в этих ВУЗах "неполноценными", а потому особенно вредничают.

Знайте, что очень легко (и такие случаи бывали!) можно вылететь за практикум по программированию при том, что Вы программируете лучше, чем преподаватель практикума, и однако Вы не сдали лабораторные практикума на самых устаревших, самых неинтересных компьютерах и языках программирования (если такие были необходимы в течение курса).

Не ищите лишних проблем!

К содержанию

Лекции

ВУЗ отличается от школы тем, что преподаватели (особенно лекторы) там ощущают себя обязанными только преподнести некий объем знаний, но не особенно интересуются тем, поняли ли их студенты, слышат ли они их, вообще, и даже есть ли студенты в аудитории. К тому же не каждый преподаватель обладает ораторским даром – он может говорить тихо, невнятно, не очень последовательно. Поэтому на лекциях часто бывает шумно, на задних рядах студенты могут, вообще, заниматься своими делами и, сидя среди них, Вы просто не сможете ничего услышать и понять. Помните, что это Ваше право – усвоить те знания, которые дает преподаватель. Пренебрегая им, теряете только Вы! Если Вы не поняли (опоздали, не услышали…) на лекции материала, Вам придется затратить гораздо больше уже своего личного времени, чтобы разобраться в нем самостоятельно.

Если на лекциях разобрать что-то вдали от доски трудно, будет лучше, если Вы будете садиться на первые ряды. Сидя недалеко от доски, постарайтесь следить за ходом лекции и почаще встречаться с лектором глазами (если они у него, вообще, есть, и если он хоть изредка смотрит ими в аудиторию), а при случае кивать (понятно, мол) или задавать вопросы. Во-первых, Вы будете иметь возможность сразу получить разъяснение непонятого. Во-вторых, лекторы как правило принимают экзамены, и, если он запомнит Вашу физиономию активно воспринимающего материал на лекциях студента, это даст Вам лишнюю фору (и, очень может быть, не малую!) при сдаче экзамена.

Разберитесь, по какой книжке читается каждый курс. Вы будете иметь возможность в книге найти пропущенный Вами материал или по книге разобраться в непонятом. Однако, постарайтесь сами писать лекции (хотя бы на первых двух курсах). Конспектируя даже в самой краткой форме изложение материала, Вы получите более стройное о нем представление. Кроме того, лектор может отходить от книжки (особенно, если автор учебника – не он) в своем изложении материала, а разобраться в чужих лекциях (если Вы надеетесь по ним готовиться к экзаменам) ОЧЕНЬ нелегко! Дома гляньте на свой конспект – все понятно? Если нет, лучше взять книжку, поспрашивать сокурсников и разобраться в затруднении, не дожидаясь сессии (и не дожидаясь следующей лекции – все равно не поймете). Разобрались – поправьте конспект, чтобы перед экзаменами по нему можно было все вспомнить.

Если Вы пропустили лекцию или чего-то не поняли. До следующей лекции по этому предмету Вы должны разобраться во всем. Математика, физика, да и прочие приличные науки не допускают изучения "изолированными кусками". Материал излагается непрерывно, из одного вытекает другое и, пропустив что-то, Вы уже ничего не поймете дальше. Если Вы даже все поняли, не поленитесь, просмотрите перед лекцией свой конспект предыдущей, чтобы вспомнить, о чем речь.

К содержанию

Семинары

От семинаров зависит, научитесь ли Вы на практике применять теоретические знания, полученные на лекциях (поймете ли, зачем, вообще, Вам на лекции преподнесли те или иные знания). Семинары часто ведут более молодые и менее маститые преподаватели, чем читающие лекции. Преподаватель, ведущий семинары, обыкновенно принимает зачеты. Зачетная сессия предшествует сессии экзаменационной, и, если зачеты не сданы, к экзаменам Вас, вероятнее всего, не допустят.

Семинары проводятся по группам и, так как в группе гораздо меньше народу, чем в потоке (потокам читают лекции), преподаватель семинаров (в отличие от лектора) имеет возможность запомнить каждого. К зачету он обыкновенно уже представляет, что умеет тот или иной студент.

Ссориться с семинаристом не выгодно. Если он настаивает на безоговорочном посещении ВСЕХ его занятий, лучше их не пропускать. Он имеет возможность испортить Вам жизнь – например, зачет с пристрастием сдать вряд ли удастся.

На семинарах вызывают к доске, они, вообще, похожи на школьные уроки. Бывают на семинарах и контрольные или лабораторные работы. Если Вас несколько раз вызывали и не добились ничего путного, сдачу зачета это осложнит.

Выгодно, напротив, принимать активное участие в работе семинара. Если Вы сегодня сделали домашнее задание (а лучше их делать! не можете решить сами, попробуйте с книжкой или проконсультируйтесь у окружающих и разберитесь), вызовитесь рассказать решение – это избавит Вас от неожиданных вопросов, на которые Вы, возможно, не будете знать ответа. Часто активные участники семинаров получают "зачет-автомат" (т.е. их освобождают от сдачи зачета), это значительно облегчит Вам сдачу сессии, ведь сессия – напряженная пора, а сдавать Вам придется уже на один зачет меньше.

Если у Вас хорошие отношения с семинаристом, и он оценивает Вас как грамотного, разбирающегося в своем предмете студента, постарайтесь и экзамен сдавать ему (обыкновенно, преподаватель семинара принимает участие в приеме экзаменов у своей группы) – используйте свое преимущество.

К содержанию

Экзамены

В течение семестра могут проводиться коллоквиумы – этакие промежуточные экзамены. Лучше отнестись к ним со всей серьезностью. Во-первых, репетиция экзамена еще никому не мешала. Во-вторых, не сдавшим коллоквиум может быть значительно утяжелена процедура сдачи зачета или экзамена (дополнительные задачи, например). Да и отношение к Вам будет сильно хуже, а при сдаче экзамена это немаловажно.

Если есть возможность получить "экзамен-автомат" (за реферат, доклад или какую-нибудь задачу) или сдать его досрочно, постарайтесь ею воспользоваться! Вам хватит в сессию забот, и облегчить ее хоть на один экзамен, получить лишних несколько дней на подготовку к другому (или даже несколько лишних дней каникул!) очень выгодно. Кроме того, досрочная сдача или замещающие экзамен мероприятия (доклад, реферат и т.д.) значительно легче основного экзамена и избавят Вас от необходимости заучивать массу ненужных сведений (особенно, если это экзамен по "сопутствующему" предмету – истории или философии, например, в математическом ВУЗе).

Во время подготовки к экзаменам очень полезно писать "шпаргалки" – возможно, Вы и не возьмете их с собой. На обычном листке напишите основные определения и формулировки теорем, кратко опишите пункты, вызывающие затруднения. Перед самым экзаменом Вам будет очень полезно прочитать этот листок. Возможно (на младших курсах пользоваться шпаргалками опасно!), Вы даже сможете прихватить его с собой на экзамен (в этом случае внешне листок не должен отличаться от обычных, на которых Вы готовите на экзамене билет – если, например, "шпаргалку" Вы написали мелко-мелко, это сразу же бросится в глаза).

Перед экзаменами поинтересуйтесь у старшекурсников особенностями сдачи того или иного предмета, отношением принимающей экзамен кафедры к шпаргалкам, характерами и привычками экзаменаторов. Обдумайте, кому Вам лучше сдавать экзамен: лектору, семинаристу, самому лояльному преподавателю или аспиранту (вот аспиранту-то сдавать не всегда лучше!). Постарайтесь попасть именно к тому, кого выбрали.

Умение сдавать экзамен не меньше, чем знания, влияет на оценку.

К содержанию

Библиотека

Учебники выдают, видимо, во всех ВУЗах.

С огромной осторожностью отнеситесь к библиотечным книгам. Утерянная Вами книга может стоить очень дорого (до нескольких сотен рублей), более того, книга может оказаться редкой, и Вы замучаетесь искать замену. Шутки же с библиотекой плохи! Не сдав учебники за первый курс, Вы не получите их на второй и, даже если Вы проучитесь без учебников (что неприятно и неудобно!) все оставшиеся годы, Вас еще помурыжат, не выдавая диплом без подписи библиотекаря на обходном листке. Следит библиотека (и довольно внимательно) и за выдранными из книжек листками, и за подделкой номера читательского билета (попытка сдать чужую книжку вместо своей), и за выведением штампа библиотеки (при попытке выдать чужую книжку за небиблиотечную замену своей утерянной).

Если Вы живете в общежитии со своими однокурсниками, перепутать книжки очень легко, ведь отличаются они только номерами ваших читательских билетов на приклеенных к обложкам листочках, да общим (как правило – не новье!) состоянием. Кстати, сдать чужую книжку взамен своей не удастся. То есть, принять-то ее примут, даже (если не забудут) спишут с абонемента того, чей номер на ней стоит, но Вас от сдачи своей такой же книги эта акция не освободит. Впрочем, сдавание чужой книги в библиотеку – акция гуманная и благородная, Вы избавите человека от хлопот, выручите его, подумайте, может, кто-то также выручит Вас. Сдавайте прижившиеся у Вас в комнате чужие книжки!!! Но, все-таки, и не теряйте свои! Если Ваши книжки перепутались в пределах комнаты, то в них еще можно разобраться перед сдачей летом в библиотеку. А вот если из комнаты они куда-то "упутешествовали" – дело плохо!..

Осложняется ситуация тем, что традиционно в студенческой среде присвоение чужой книжки за грех как-то и не считается. В самом деле, зашел в чужую комнату в гости – что тут такого, захотел внезапно поучиться – весьма похвально, взял с полки чью-то книжку – такая же ведь точно и своя, унес с собой, а потом просто забыл вернуть… Обычная история. Да и "злонамеренное" присвоение с целью выдать за свою и сдать в библиотеку тоже вполне находит оправдание – ведь взяли не Вашу вещь, а библиотечную книгу! и взяли-то для того, чтобы туда же в библиотеку и сдать (правда, уже как свою, но это мелочи)! Причиненные товарищу неудобства и хлопоты во внимание не очень принимаются…

Итак! Внимательно следите за своими учебниками. Лучше, если они будут как-то отличаться от остальных – можно обернуть их или наклеить на обложки цветной скотч, проколоть обложку и приделать этикетку, наконец. Был в ходу и такой способ – отодрать сразу листки со своим номером читательского билета с выданных книжек, а летом наклеить их на чьи угодно и сдать. Но это, опять-таки (понимайте это!) воровство. А к тому же – не факт, что удастся, ведь там еще на многих страницах какие-то одной библиотеке ведомые номера проставлены. Строго не допускайте выноса книжек (своих или своих соседей) из комнаты без ведома хозяев.

К содержанию

Читальный зал

Обратите внимание, есть ли в Вашем общежитии читалка или просто комната (книжки там, не выдают, но есть столы, и народ сидит – учится), где можно готовиться к занятиям. Занимаясь в читалке, а не в комнате, Вы потратите гораздо меньше времени и получите гораздо больше пользы.

Еще лучше, если Вы возьмете за правило готовиться в читальном зале учебного корпуса. Пообедав в столовой, Вы можете отправиться в читалку, сделать уроки, а затем вернуться в общагу уже свободным как птица! Эффективность таких занятий значительно выше, чем вялое чтение учебника дома на койке, сопровождаемое травлей анекдотов с соседями (это и не отдых, и не учеба – так, времяпрепровождение какое-то). Препятствием может стать то, что у Вас при себе не бывает лекций или семинарских тетрадок назавтра, например. Но препятствие это вымышленное. Значительно полезнее готовить уроки не "назавтра", а "заданные сегодня". Просмотреть сегодняшнюю лекцию – все ли понятно? Решить заданные сегодня на семинаре задачи. Вам будет гораздо легче их сделать сразу же – материал пока не забылся, попутно Вы в нем лучше разберетесь и закрепите. А чтобы освежить все это в памяти уже "назавтра" Вам достаточно будет заглянуть в свою тетрадку с выполненным заданием – это можно сделать и у себя в комнате, а то и прямо в аудитории перед занятием (но все-таки загляните туда перед занятием! вспомнив старый, Вы гораздо лучше воспримите новый материал).

Ольга Фохт (Anykey), olya@olya.botik.ru.