Сашу Голотик в детском саду "Алеся" называют талантливым ребёнком. Так оно, собственно, и есть, насколько об этом можно судить в её возрасте, не дающем ещё уверенности в выводах о Человеке, но дающем Надежду.

Саша выучила азбуку в два года. Сейчас довольно хорошо читает. Как и многие из тех её ровесников, которыми гордятся взрослые, любит рисовать, лепить, раскрашивать... Очень хорошо разбирается в цветах и оттенках, у девочки развит вкус и воображение.

Ещё Александра - артистка. В детском саду ни одно мероприятие не обходится без её участия. Поёт песни, эстрадные и народные, частушки. Декламирует стихи. А в этом году воспитанница старшей группы детсада начала посещать музыкальную школу. По классу "фортепиано" (как мама). Ведь родители Саши - музыканты, преподаватели музыкальной школы. Больше всего Саша любит играть на инструменте с папой или мамой. Но неплохо делает это и сама. Понравилось, когда недавно мама помогла подобрать аккорды песенки, которая "на слуху" - "Часики" Валерии.

Что касается музыки, Саша готова слушать понравившиеся произведения часами. Придя с мамой на концерт, не позволяет уйти, пока последний артист не покинет сцену...

Но всё это: нет, не какая-то красивая картинка, а-ля "родился и заговорил". Это просто очень трудная работа по созданию личности. Работа её родителей, работа самой Саши - понять себя.

Родители, Владимир Иванович и Татьяна Николаевна, говорят о дочери так: "Самый обычный ребёнок". Но... Стоит посмотреть на общение с этим ребёнком в семье - и начинаешь понимать: в такой обстановке просто не может формироваться серая посредственность.

Как-то одна известная российская актриса сказала такую фразу: "Удачливую женщину создают восхищённые глаза отца". Истина. Вот и в этой семье уже сейчас вполне серьёзно думают о том, какой Саша вырастет женой, матерью, как будет строить свои отношения с людьми во время учёбы и работы. И даже Сашина воспитательница отмечает: у неё такой замечательный папа, который - сразу видно - очень любит свою дочь.

Но вот в плане будущего выбора никто на девочку не "давит", взрослые стараются, чтобы её увлечения стали её осознанным выбором, а не "потому что так решила мама". Хотя, конечно, не умаляют значение постоянного напоминания о своих обязанностях: ребёнок сейчас ещё не в состоянии понять, почему он должен делать то или это, какому занятию уделить больше времени. И главное здесь - уметь заинтересовать. "У нас на объяснения уходит больше времени, чем на сами игры", - говорит Сашин отец.

А объяснять надо. И играть надо. Пусть ты устал, пусть по телевизору любимая передача, пусть куча несделанной работы - в первую очередь надо играть, потому что теперь - игра, а через пару лет она проявится в серьёзных делах.

Саша - человек разносторонний, сложная личность. С ровесниками - бесконфликтная, но не терпящая понуканий и попыток управлять ею. Оригиналка - в мышлении. Максималистка - во всём. Может, оно и к лучшему. Это стремление сделать всё именно так, как решила она, ценится в обществе взрослом. А сейчас много трудностей. Может опоздать с отцом в садик только лишь потому, что в причёске не устраивает одна маленькая деталь - нужно всё переделывать, или "Неужели ты не видишь - я не могу подобрать, что мне надеть?".

Её не дозваться, когда завершает интересное дело, но полностью "идеалу" результат всё ещё недостаточно соответствует. Её трудно убедить в том, чего она не понимает. Но когда поймёт и убедится - сделает всё возможное, чтобы было "правильно". Родители боятся только одного - вдруг Сашу не поймут: эту её требовательность к людям, эту нетерпимость к "средненькому". Тогда школьные годы могут стать испытанием.

Потому что знание - это важно. Но тут всё зависит от взрослых. Они не жалеют времени и средств, чтобы дочка развивалась, узнавала много нового и хотела этого. У Саши много книг, новых красочных журналов, развивающих игр. Она записана в городскую библиотеку, где сама выбирает книги. Есть такие, которые берёт по много раз - любимые. Очень любит, когда ей читает мама.

Но не менее важен стиль общения. Папу и маму волнует, например, что пока кроме садика, Саше почти негде общаться с такими же малышами, но они понимают, что девочка непременно должна учиться о ком-то заботится. Волнует и некоторая замкнутость с незнакомыми людьми - наверное, с возрастом это пройдёт, а пока приходится много времени тратить на беседы: почему не нужно бояться выступить перед зрителями и как вести себя естественно. Хотя дома, сама для себя, Саша - полная непосредственность. Во время концерта на видео, она переодевается, берёт в руки фен вместо микрофона - и устраивает свои "концерты", забавные и замечательные.

И ещё одну важную вещь сказал Владимир Иванович. Дело в том, что ребёнок на самом деле верит далеко не каждому. И не станет уважать, доверять и слушать тебя только за то, что ты - родитель, а родителей надо уважать и слушать. Он просто не поймёт ещё этого "надо". Для взаимопонимания нужно стать своему ребёнку другом. Чтобы в случае чего он не искал утешения у непроверенных приятелей, а мог найти подсказку и понимание дома. Этого очень трудно добиться. Но Сашенька с папой - друзья, которые всегда вместе. И это видно сразу.

А ещё - пример. Она будет делать так, как делают родители. И разве можно не любить родителей, которые любят друг друга?

"Мы пытаемся узнать своего ребёнка". А ведь на самом-то деле большинство родителей сейчас просто не знают своих детей. Не стремятся узнать. Это страшно. Родителям Саши - учителям - хорошо это известно. Потому что детей талантливых много: их было бы много, если бы родители не прикрывались усталостью или отсутствием денег, если бы играли со своими детьми и задумывались хоть иногда, что ребёнок создан для того, чтобы его любили.

P.S. Когда я по работе познакомилась с этой замечательной семьёй, то была потрясена той удивительной атмосферой, которую там довелось встретить. Если бы так везде! Об этом и написала.

Ольга Саутина, Sautina@tut.by.