Содержание:

Самые распространенные вопросы, которые возникают у родителей, воспитывающих братьев и сестер: можно ли что-то сделать, чтобы дети в будущем были друзьями друг другу, а не чужими? Кем дети будут друг для друга? Влияет ли разница в возрасте между детьми на их отношения — в детстве и во взрослом возрасте?

Братья и сестры с маленькой разницей в возрасте

К содержанию

Ссоры — это не страшно

Часто людей интересует, влияет ли количество ссор между братьями и сестрами в детстве на качество отношений во взрослом возрасте. Судя по исследованиям американских и европейских ученых за последние двадцать лет (к сожалению, на русскоязычных популяциях таких исследований не было сделано), количество конфликтов в детстве не влияет на качество отношений во взрослом возрасте у близковозрастных братьев и сестер.

Близковозрастные братья и сестры — это те, разница между которыми меньше, чем три с половиной года. Наличие конфликтов между детьми с такой разницей не значит, что их будет так же много во взрослом возрасте и что отношения между взрослыми братьями и сестрами будут плохими, напряженными, отдаленными. Количество стычек между близковозрастными сиблингами является фактором близости, и эти стычки похожи на стычки и возню щенят.

К содержанию

На что влияет разница в возрасте между детьми

Разница в возрасте между детьми — фактор, имеющий первостепенное значение для того, как будут складываться отношения между детьми не только, пока они еще малы, но и в подростковый период, и даже во взрослом возрасте.

У психологов существует термин «сиблинговая позиция» — то положение, которое человек (ребенок или взрослый) занимает среди братьев и сестер. Считается, что порядок рождения человека — старший он, младший или средний — влияет на его отношение к жизни, близким и дальним людям, на его эмоциональные и деловые качества.

Разница в возрасте между братьями и сестрами влияет скорее на внутренние характеристики их отношений, а также на то, с чем предстоит столкнуться родителям, пока дети будут взрослеть.

Но так называемые «предельные» разницы (самая большая и самая маленькая) могут влиять очень сильно и на становление характера человека. Например, дети-погодки, особенно однополые, могут расти фактически как близнецы. А дети с разницей в возрасте более десяти лет, скорее всего, вырастут как единственные, и их личностные особенности могут определяться не сиблинговой позицией, а именно разницей в возрасте. Итак, обсудим типичные варианты.

К содержанию

Погодки

Реакция на рождение. Дети-погодки именно на братьях и сестрах отрабатывают свои незрелые формы поведения. Не надо пугаться, если младенца пытаются укусить или ударить, просто нужно грамотно реагировать.

Если вы увидели, что один другого кусает, бьет, щиплет, толкает — очень важно, чтобы не было внутренней паники: «Как же так, мой ребенок делает такое?!». Важна реакция, понимание, что происходит нормальная вещь: проявляется конкуренция, ревность, временная регрессия. И самая грамотная реакция — это предупреждение, предугадывание конфликтов такого рода.

Что может быть от года до 2 лет. В этом возрасте семьи с погодками может ожидать максимум конфликтов, так как младший уже весьма активен, но недостаточно сознателен и не использует речь в полной мере. Если вы станете придумывать для детей совместные игры, им будет проще не ссориться. Научите их кидать друг другу мяч, или катать друг другу машинку, или играть в догонялки. Сами они подобные игры изобрести не в состоянии, и из-за дележа любого предмета может возникнуть ссора.

От 2 до 3–4 лет. Когда младшему исполнится два года и он научится говорить, должно стать немного проще. Теперь ваша главная задача — научить малыша выражать свои пожелания в отношениях с сиблингом словами, а не действиями (толканием, кусанием, ударами). Научите младшего — и как можно раньше — использовать слова защиты «не хочу», «не дам», «мое» и просьбам «пожалуйста», «можно?».

Старшему стоит объяснить, что малыш теперь уже все понимает, и нужно пользоваться речью, если он хочет договориться с братом или сестрой. Для старшего то время, когда младший еще не говорил, было настолько долгим, что ему может быть непросто приобрести новые привычки.

Общение до школы. Погодки-дошкольники — большие друзья. Можно считать, что самое сложное время прошло, и им теперь друг с другом действительно интересно. Если вы правильно организуете игровое пространство и выделите каждому свою зону и свои игрушки (оставив при этом и общие), детям будет проще научиться договариваться.

Отношения выросших детей. Непростым может быть год, когда старший уже пошел в школу, а младший — еще нет. Младший может скучать, завидовать новой позиции старшего, и конкуренция временно возрастет. Утешайте ребенка, объясняйте ему, что скоро позиции сравняются.

Погодки-школьники тоже могут быть большими друзьями, если только родителям удастся избежать сравнения детей между собой по способностям и успеваемости.

В подростковом и взрослом возрасте погодки могут быть лучшими друзьями, а могут и временно отдалиться, чтобы приобрести собственную идентичность. Но потом они, скорее всего, сблизятся и станут дружить семьями.

Погодки - как воспитывать

К содержанию

Разница в 2,5–4 года

Многое при этой разнице в возрасте повторяет сказанное выше про погодков, особенно в первые два года жизни младшего ребенка. Основное отличие этой разницы в возрасте — в том, что дети далеко не всегда дружат, когда становятся старше.

Реакция на рождение. Ребенок, брат или сестра которого рождены с такой разницей в возрасте, появлением нового члена семьи озадачен. Он не понимает, как теперь будет устроена жизнь, и некоторое время тревожится, что родители больше не станут его любить. Но если папа и мама ведут себя грамотно и стараются создать привилегии для старшего ребенка, достаточно держат его на руках, хвалят и ласкают, первенец начинает понимать, что иметь в доме новенького — это совсем не плохо.

Что может быть от года до 3 лет. Когда младший немного подрастет и начнет претендовать на более взрослое внимание, старший может переживать новую вспышку ревности. Он привык, что книжки раньше читали только ему, песни пели только ему, конструктором занимались только с ним. И ему потребуется время на привыкание к тому, что теперь такое внимание достается и младшему.

Для того чтобы дети начали играть вместе, потребуется определенная смекалка: в этот период разница в возрасте все еще велика и детям сложно и не так интересно играть друг с другом. Можно предложить им игры, где младший исполняет заведомо ведомую роль — щеночка, малыша, пациента (при игре в больницу). Старшему надо объяснить, что младшему еще сложно играть по сюжету и соблюдать правила. Но понемногу дети научатся сотрудничать в игре. Только имейте ввиду, что обычное время совместной игры без стычек — редко больше 5–10 минут. Детям еще сложно договариваться и не враждовать. Поэтому будьте начеку.

Общение до школы. Когда младшему исполнится три — три с половиной года и основные нормы общения будут им усвоены, дети, скорее всего, начнут играть лучше. Но велика вероятность того, что младший все же не будет для старшего достаточно интересным компаньоном, и он будет лучше играть с друзьями-ровесниками.

Не заставляйте детей играть вместе, если кто-то из них этого не хочет. У каждого из детей обязательно должны быть свои друзья, свои праздники, свои увлечения. Не стоит ставить детей в «близнецовую ситуацию», и тогда конкуренции будет меньше.

Отношения выросших детей. Подросшие дети, рожденные с такой разницей в возрасте, могут быть большими друзьями, а могут — почти чужими людьми. Немало зависит от индивидуальных особенностей детей, которые нельзя поменять. Но еще больше зависит от того, как родителям удалось организовать и наладить жизнь детей, от того, какая в семье атмосфера.

Старайтесь не сравнивать детей между собой по достижениям и способностям, находите индивидуальное время для каждого, давайте им отдыхать друг от друга, и у них во взрослом возрасте не будет человека ближе, чем брат или сестра. Многие сиблинги с подобной разницей начинают видеть преимущества того, что они не единственные в семье, вообще только пройдя подростковый возраст.

Продолжение следует.