Содержание:

Реклама

Ассортимент школ не ограничивается всевозможными "углублениями". Отличается сама организация учебного процесса. Пять или шесть дней учиться ребенку? По четвертям или триместрам? До обеда или в режиме полного дня? Правильный ответ: все зависит от физиологических особенностей именно вашего малыша. Даже если дети — близнецы, развиваются они по-разному. Следовательно, и для учебы им требуются разные условия.

5 или 6?

Содержание школьной программы едино для всех. И если осваивать ее за 5 дней в неделю, нагрузка будет больше. Причем и на родителей тоже: ведь задания на дом будут объемнее. И делать с ребенком уроки придется оба выходных дня. Вы к этому готовы?

Стандарт или интенсив?

Есть разные методики обучения. Так, методика Занкова предполагает интенсивное обучение. Есть так называемые "углубленные" программы: например, изучение иностранного языка с 1-го класса. Интенсивные и углубленные программы не подходят детям, которые часто болеют. Ведь любой пропуск только усугубляет нагрузку. И еще важно: если у дошкольника были логопедические проблемы, ему противопоказана языковая школа. Даже если нарушения языкового развития до 1-го класса удалось исправить.

Полный день или... ?

Если ребенок до школы ходил в детский сад и прекрасно там общался (бывают такие дети, за которыми уже мама вечером пришла, а он все уходить не хочет), ему и в школе полного дня, и на продленке будет комфортно. Но таких детей немного.

А вот для "несадовского" ребенка проводить в школе весь день сложно. Ведь раньше в любом коллективе он находился максимум пару часов. Первый класс — это резкая смена вида деятельности. И если сразу ввести дополнительную нагрузку, напряжение будет только нарастать. Так что после уроков такого ребенка желательно сразу забирать домой. Пусть побудет один, а еще лучше -поспит. А еще в школе полного дня будет сложно легко возбудимым детям.


Четверти или триместры?

Деление учебного года на триместры вряд ли полезнее для детского здоровья, чем привычные всем четверти. Во всяком случае, мне не известно о каких-либо серьезных исследованиях на этот счет. Зато известны результаты комплексных исследований сроков адаптации детей к школьному режиму.

Совместными усилиями разных специалистов доказано, что адаптация к учебному процессу в 1-м классе длится 6-8 недель. И если через 5 недель устраивать каникулы, мы просто не позволим ребенку войти в оптимальный режим учебы.

Во 2-4-м классах адаптация длится меньше — 4 недели. Получается, что только ребенок вошел в учебный процесс, его через неделю отправляют отдыхать.

Иногда можно слышать мнение: дескать, триместры помогают избежать чрезмерной нагрузки третьей четверти. Действительно, февраль — биологически тяжелый месяц: дефицит воздуха, ультрафиолета, движения, витаминов. Но неделей отдыха это все равно не восполнишь. Лучше снизить нагрузку в течение всего месяца. Более того, любые каникулы — это дезадаптация к учебному процеccy. После них сложно входить в рабочий ритм.

В обществе или на дому?

В семейном обучении нет ничего плохого. Главное, чтобы причины выбора домашней формы обучения были разумными. Так, если родители хотят оградить ребенка от "дурной" среды — это глупость. Все это в дальнейшем может осложнить социализацию подростка.

Еще вариант неудачной мотивации: ребенка считают вундеркиндом. За пару лет его заставляют пройти четырехлетнюю программу начальной школы. В результате в 5-м классе он оказывается не в своей среде. Нарушаются личностные контакты. И, кстати, мировой опыт показывает, что дети, которые раньше сверстников заканчивают школу и вуз, не надолго обгоняют своих менее "быстрых" ровесников.

Рекомендация — не приговор

Все перечисленные выше ограничения и условия относятся именно к начальной школе. И не означают, что в 5-м классе ребенок не сможет поступить в гимназию или начать серьезно изучать иностранный язык.

Дело в том, что главная задача первых лет учебы — дать ребенку возможность выжить в новых непростых условиях, адаптироваться к ним. И сохранить здоровье. И тогда потом он все успеет!

Марьяна Безруких,
доктор биологических наук, профессор,
директор Института возрастной физиологии РАО