Тайна усыновления в истории

Хранили ли тайну усыновления в прошлые века?

Перед усыновлением будущим приемным родителям приходится решить для себя некоторые важные вопросы, в том числе, такой сложный: хранить ли тайну. Причем тайна эта имеет два аспекта: сокрытие факта усыновления от окружающих и тайна от самого ребенка.

В последние годы все чаще семьи решают растить приемного ребенка без лишних секретов. Нередко в семьях возникают споры (особенно с представителями старшего поколения), в которых звучат тезисы такого типа: "Тайное усыновление — это традиционно для России, а без тайны — западная мода. Для нас это не подходит!"

Давайте пока оставим в стороне психологическую составляющую такого решения и попробуем разобраться, как именно воспринималось усыновление на протяжении истории, и так ли уж характерна для него тайна.

Начиная с древности

При родовом строе, с одной стороны, человеку было очень сложно выжить одному, без семьи, быть изгоем, а с другой — род, чтобы устоять, должен быть сильным и многочисленным. В связи с этим усыновления были довольно широко распространены. Причем усыновления и детей, и взрослых мужчин и женщин.

При этом очень важен был религиозный аспект. Необходимо был задобрить богов рода или "обмануть" их, представив чужого как кровного сородича. Поэтому ритуалы усыновления часто в какой-то мере имитировали роды или кормление грудью. Ритуалы были торжественными, в присутствии всех членов общины.


В более поздние времена усыновление стали напрямую связывать с наследованием имущества и прав, усыновление заменяло завещание. Для гарантии действительности усыновления к нему привлекались другие члены общины, и процесс происходил при общем обсуждении.

Известны случаи, когда императорами Древнего Рима становились приемные сыновья. При этом усыновлялся не ребенок, а самостоятельный человек, который становился главой другого рода. Детей во времена античности усыновляли редко.

В Европе после падения Римской империи усыновление не приветствовалось. Правящая династия, не имеющая наследника, замещалась другой. Усыновление стало затруднительным и редким. Иногда оно основывалось на контракте — наследование в обмен на заботу об усыновителе в старости.

Церковью стали создаваться приюты для подкидышей и сирот. Позже, под руководством активистов социального обеспечения, приюты начали продвигать усыновления, основанные не на контракте, а на чувстве.

Усыновления в США

В начале 20-го века у сотрудников американских агентств по усыновлению не вызывало сомнений, что усыновители должны иметь доступ ко всей имеющейся информации о сироте, чтобы правильно подойти к его воспитанию и позже дать выросшему ребенку возможность узнать о своих предках.

После Второй мировой войны и изменения нравов, втрое увеличилось число внебрачных детей. Одновременно ученые стали все больше говорить о доминирующей роли воспитания, о его преобладании над генетически заложенными качествами. Усыновление становилось все более очевидным решением и для не состоящих в браке женщин, и для бесплодных пар. Это привело к появлению американской модели тайного усыновления, когда прекращались права кровных родителей, и в глазах закона этими родителями становились усыновители. К началу 1950-х информация об усыновлении и первоначальные записи о регистрации рождения стали закрытыми. Предполагалось, что сохранение анонимности гарантирует биологическим родителям возможность спокойно жить своей жизнью, а детям расти в стабильных семьях. Причем усыновители смогут представлять усыновленного ребенка как своего собственного.

Американская модель усыновления распространялась и на другие страны. Сегодня США остаются лидером по количеству усыновленных — там воспитывается самое большое число приемных детей.

В 1970-х и 1980-х годах вновь заговорили о необходимости более открытого подхода к усыновлению. Среди детей, нуждающихся в усыновлении, стало меньше малышей грудного возраста. Начало развиваться движение в защиту прав всех участников усыновительной триады. Оказалось, что попытки защитить так называемые наилучшие интересы усыновленных детей путем отрицания и сокрытия их прошлого, не дали желаемых результатов.

Многие из выросших усыновленных говорили потом, что в момент, когда они узнали о своем усыновлении, они испытывали чувства гнева и стыда и, как следствие, перестали доверять близким им людям.

Если факт усыновления оставался тайной, усыновленные дети часто приходили к выводу, что что-то в их семьях было неправильным или неестественным, или — что еще хуже — что они сами были нежеланными, плохими детьми.

Начиная с 1950-х годов, профессионалы в сфере усыновления стали рекомендовать усыновителям рассказывать детям о том, что они были усыновлены. Сегодня большинство усыновленных детей владеют той или иной информацией о своих биологических семьях, а в некоторых случаях даже поддерживают с ними контакты. Открытость в вопросе усыновления никак не уменьшила их любовь и преданность к усыновителям. Наоборот, их связь с усыновительными семьями стала еще сильнее на прочном фундаменте честности и взаимного доверия.

Усыновления в России

В российском дореволюционном законодательстве тайна усыновления не была предусмотрена. Суды проходили открыто. Само усыновление зависело от сословия приемных родителей, а фамилию усыновленному можно было передать, только если он не пользовался большими правами состояния сравнительно с усыновителем. Передача потомственным дворянином своей фамилии усыновленному была возможна только с разрешения императора.

Очень важно, что усыновленный не освобождался от обязанностей по отношению к его природным родителям и сохранял право наследования после них.

В очерке "Приемыш", написанном Владимиром Короленко в 1890-м году, описывается встреча автора с крестьянской семьей, удочерившей девочку. Из этого произведения мы можем почерпнуть сведения и об отношении к тайне в то время.

.... Хозяйка Дарья Ивановна встретила нас.

— Дочка-то как на тебя похожа, — сказал я, — только глаза да волосы посветлее. Женщина как-то странно улыбнулась и покраснела.

— А старик муж тебе?

— Муж. Да он и не стар еще годами-те против меня. Работа да горе! А пуще всего кручина извела его, как сынок у нас помер. Двадцатый год пойдет с филипповок, как в сыру землю Мишаньку уложили. Сколь много слез мы пролили... Детей господь батюшка больше не дал.

— А девочка эта?

— То-то вот, говоришь ты: "Похожа"! А она у меня богоданная, приемыш, — сказала Дарья Ивановна, ласково и как-то серьезно гладя рукой белокурую головку прильнувшей к ней девочки. — Да все меня, дурушка, мамкой зовет, а у нее ведь и родная-то мать жива... Так ту, слышь, долго все "чужой тетей" звала. Насилу я ее, дурочку, выучила. Грех ведь! Вот теперь две мамки у нее. Да и у меня она тоже за двух: за дочку богоданную, да за сыночка родного, за Мишаньку...

... Это за рекой, в деревнюшке, принесла девка младенца... Согрешила, бедная, да уж и муки же приняла: в семействе и прежде у них неладно было, — мачеха лютая и то со свету сживала, а тут — и-и, боже мой! — чего натерпелась девонька моя. Известно, мачехи-те редко хорошие живут. По-настоящему-то рассудить, так, может, и тот девкин грех мачехе замаливать надо. Потому что — первое дело: ейное несмотрение, второе дело: иная девка от невзгодья от одного, дома-то свету-радости не видя, на грех пойдет. Тоже ведь — живой человек, тоже ласки захочет. Ну, и поверит наша сестра другому подлецу. А там и плачь всю жизнь, проклинай свою девичью долю, непокрытую, а он, хахалишко, известно, другую дуру обманывает...

Так вот и с ней. Принесла ребеночка, — мачеха с глаз долой согнала. В чужих людях жить, сам знаешь, с ребенком-те маята, да еще все смеются, да ото всех бесчестье да попреки... Бьется, бедная, бьется, до того, говорит, добилась, что взять младенца на руки да в омут головой и с ребенком-те.

Только женщина попалась ей одна из нашего села и научила. "Вот что, говорит: Степан у нас Федоров с Дарьей Ивановной больно об сыне тоскуют. Попытай им отдать младенца. Ежели, говорит, судил ей бог судьбу, то не иначе, что у них судьба эта находится..."

....Поклонилась она мне в ноги да у ног ребеночка положила, припала к нему, плачет. Подняла я ее, ребеночка принимаю; горит у меня в руках, не знаю — брать, не знаю — не брать... И она-то... сама отдает, сама держит... и обе мы плачем...

— Мамка, — тихо спросила девочка, отводя лицо от ее груди.

— Что, Марьюшка?

— Что ж ты не баешь. Это я была — девочка-то?

— Ты, ты и была, глупая. Уж который раз спрашивает... Никакой ты ей сказки не сказывай, а все одно... Не переслушает... А уж и горя-те, и маяты-те что я с тобой приняла! ....я ее в утробе не носила, грудью не кормила, так зато слезой изошла да сердцем переболела. Оттого иная и мать не любит так, что я ее, приемыша свово, люблю.

Усыновление после революции 1917 года

После 1917 года число сирот резко возросло в связи с гражданской войной, появлением массы беженцев. Основной формой устройства сирот стали детские учреждения разных форм (трудовые колонии, детские коммуны, пионерские дома).

В 1918-м году был принят Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Статья 183 КЗАГС гласила: "С момента вступления в силу настоящего закона не допускается усыновление ни своих родных, ни чужих детей". Необходимость такой меры обосновывалась властью тем, что усыновление могло стать прикрытием эксплуатации детского труда, а также предоставляло возможность обойти Декрет об отмене наследования, предусматривающий поступление имущества умершего в собственность государства при отсутствии нуждающихся нетрудоспособных родственников.

К 1926 году был разработан новый Кодекс законов о браке, семье и опеке, в котором снова появился раздел о возможности усыновления.

В мае 1935 года детские трудовые колонии, а также приемники-распределители передали под юрисдикцию НКВД. Некоторые специалисты считают, что появление в дальнейшем тайны усыновления было следствием периода сталинских репрессий, когда огромное число детей осталось сиротами. Многих из них передавали в детские дома с прочерками вместо сведений о родителях в документах, многим меняли фамилии, братьев и сестер разделяли. От детей требовали отказаться от своих родителей и забыть о них. В детдомах над детьми "врагов народа" издевались, поэтому нередко они сбегали и пополняли ряды беспризорников. В 1938 году НКВД все же разрешил передавать детей репрессированных родителей в семьи благонадежных родственников.

Институт усыновления стал еще важнее во время Великой Отечественной Войны, когда число сирот еще более возросло, и в то же время появилось много семей и одиноких людей, потерявших своих детей. В 1943 году был опубликован Указ ПВС "Об усыновлении", по которому усыновители могли быть записаны в актовых книгах о рождении в качестве родителей усыновленного. Таким образом обеспечивалась тайна усыновления, а связь усыновленного и его кровных родителей прекращалась.

В Кодексе о браке и семье 1969 года был закреплен запрет сообщать кому-либо сведения об усыновлении против воли усыновителей, разрешалось изменять не только фамилию, имя и отчество ребенка, но и место, и дату его рождения. Это положение сохраняется до сих пор, причиняя немало проблем тысячам усыновленных и их потомкам, которые пытаются узнать правду, отыскать хоть какие-то сведения о своих родителях, дедах и прадедах.

Мы видим, что в контексте мировой истории законы о тайне усыновления существуют относительно недолго. И я, как и многие другие усыновленные, надеюсь, что традиция сохранения от ребенка тайны его происхождения постепенно уйдет в прошлое.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Почему нельзя использовать чужие аффирмации
Какие аффирмации самые эффективные
Почему родителям не надо бояться киберспорта
Что умеют дети, занимающиеся киберспортом?
Оставить комментарий к статье "Тайна усыновления в истории"

Вы не авторизованы.

Каким боком тайна усыновления в истории касается моей семьи и психики и восприятия мира МОЕГО ребенка?
2013-02-04, В непонятках
Отрывок из рассказа тронул до слез. Спасибо за статью.
2012-05-06, Эль74
Спасибо за статью!Очень много нового узнала.
2012-05-06, лиля +геля
Рада, что не зря писала :)
2012-05-06, Марина (.)
Поделитесь:

14.07.2011
Обновлено 23.11.2015
Реклама
Статья дня
Почему нельзя использовать чужие аффирмации
Почему нельзя использовать чужие аффирмации
Какие аффирмации самые эффективные
Близкие по теме статьи
Как открываются детские тайны. История из жизни
Как открываются детские тайны. История из жизни
Атмосфера любви и принятия – для раскрытия самых страшных секретов
Раскрытая тайна усыновления
Раскрытая тайна усыновления
Грустная история с хорошим концом.
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!