Какой должна быть детская инфраструктура в XXI веке?

Дети — такие же участники городской жизни, как и взрослые

Полезность: 5 из 5 Интересность: 4,8 из 5 (4 оценки)

Современное общество во многом ориентировано на детей. Этому способствовал и второй демографический переход, и увеличение продолжительности детства, и более ответственный подход родителей к рождению и воспитанию. Помимо спроса на игрушки и соответствующие товары, растет и потребность в качественной детской инфраструктуре. Людям недостаточно карусельки во дворе и школы в соседнем микрорайоне — сегодня условия для малышей и подростков должны быть куда более комплексными и разнообразными. Елена Устинова, директор по продажам и маркетингу Доброград Девелопмент, рассказывает о том, как должна выглядеть идеальная детская инфраструктура сегодня.

Детская развивающая среда

Образование

Детский сад и школа в ближайшем доступе — неотъемлемая часть представлений о детской инфраструктуре. Еще советские градостроители при разработке стандартов микрорайонов определили, что школа должна быть в радиусе километра от дома. Но одного наличия школы сегодня недостаточно, чтобы говорить о комфортных условиях для развития ребенка.

О том, что такое идеальная школа, дискуссии ведутся уже давно. В последние годы эксперты сходятся в том, что обучение необходимо ориентировать на особенности и таланты ребенка, а не на слепое следование учебным программам. Это вовсе не означает, что процесс обучения нужно оторвать от государственных нормативов и требований. Просто предметы можно сделать интереснее, а к основной программе добавить дополнительные обучающие курсы.

Сейчас даже на уроках естествознания нередко вместо проведения химических опытов дети просто наблюдают за тем, как с пробирками работает учитель. Или вовсе читают параграф о том, как вещества взаимодействуют между собой. Нет простора для детского любопытства, творчества и экспериментов.

Современную школу нужно ориентировать на практику, создавать условия для развития ребенка в разных направлениях. Классы биологии, химии и физики — настоящие лаборатории; класс информатики — полноценная IT-инфраструктура с мощными компьютерами, роботами и даже 3D-принтером; спортивные залы — многофункциональные пространства для занятий фитнесом, игр, плавания, скалолазания и т. д; музыкальный класс — возможность освоить новый инструмент, а не просто заучивать песни для концерта на памятные даты. А еще творческий класс, театральная студия, кружок фотографии и т. д.



И все эти пространства должны быть открыты целый день, чтобы заинтересованные ребята после уроков могли приходить и заниматься дополнительно, в свое удовольствие.

Процесс обучения необходимо направить не только на приобретение знаний, но и на развитие soft skills. Выпускники современной школы — это личности с развитым критическим мышлением, креативные и коммуникабельные, умеющие адаптироваться под разные ситуации.

Все эти постулаты отражены в государственных образовательных стандартах, однако их внедрение происходит недостаточными темпами. Пионерами в реализации нового подхода к устройству учебного процесса становятся частные образовательные учреждения — и успешные результаты сдачи ЕГЭ и поступления в ведущие вузы страны подтверждают эффективность "новой школы".

Это не просто утопическая картинка, не имеющая ничего общего с реальностью, а вполне вероятное будущее, предпринимать шаги по достижению которого необходимо уже сейчас.

Спорт

Грамотная инфраструктура дает ребенку возможность заинтересоваться спортом и создает соответствующие безопасные и комфортные условия. Но для занятий нужна мотивация, которой у маленького ребенка может и не быть. К тому же спорт — это не только тренажеры.

В первую очередь детская спортивная инфраструктура — это игровые поля: футбольное, волейбольное, баскетбольное. Сюда же можно добавить теннисный корт и столы для пинг-понга. Даже если вспомнить школьный учебник обществознания, игра — основа деятельности любого ребенка, и именно через игру нужно прививать детям любовь к спорту. Помимо физического развития, поля для командных видов спорта решают проблему формирования связей внутри сообщества — для того чтобы устроить футбольный матч или игру в волейбол, нужно найти единомышленников. И не только среди детей: к спортивным играм могут присоединяться и взрослые, родители и бабушки-дедушки, которые на своем примере покажут, как здорово заниматься спортом. Ребенку важно чувствовать себя частью семьи, и инфраструктура должна давать для этого все возможности.

Второй, едва ли не обязательный элемент спортивной детской инфраструктуры — скейт-парки и пространства для езды на самокатах и трюковых велосипедах. Нередко в городах или жилых кварталах, где таких площадок слишком мало или нет вообще, дети выбирают для своих развлечений наиболее подходящие места из имеющихся — площади с парапетами и перепадами рельефа, детские площадки, тротуары в парках. Часто это небезопасно и для самих детей, и для прохожих, в итоге возникает недовольство и даже назревают конфликты. И их причина — отсутствие специального пространства.

Наконец, качественная спортивная инфраструктура — это еще и велосипедные дорожки и лыжные трассы. Желательно, чтобы они проходили в парках или лесопарках — так помимо спортивной составляющей детского развития решается еще и экологическая.

Будем честны, сегодня спорту приходится конкурировать за детское время и внимание — с дополнительными кружками, гаджетами и компьютерными играми. А значит, спорт должен быть нескучным, а спортивная инфраструктура — доступной и завлекающей.

Досуг

Чуть выше мы уже говорили о том, что игра — основа жизни ребенка. Именно через игру дети познают мир, учатся выстраивать взаимоотношения с другими, исследуют собственные возможности и ограничения. И детская площадка должна быть идеальным фоном для решения всех этих задач.

Детская площадка должна открывать простор для фантазии, воспитывать гибкость мышления, давать возможность пробовать разные варианты взаимодействия с миром и окружающими людьми, оставаясь при этом безопасным пространством. Как ни парадоксально, чаще всего положительный ответ на вопрос "довольны ли вы своей детской площадкой?" дают ребята из бедных городов и стран — ровно потому, что они на детской площадке чувствуют себя наиболее свободно, играя с подручными материалами и природными объектами.

Развивающая среда для детей

Недостаток типовых детских площадок можно проиллюстрировать простым примером. Всем нам знакомы песочницы — небольшие огороженные загоны, где дети могут поиграть с песком. Но почему для этого вообще отведена специальная зона, за пределы которой песок выносить нельзя? Почему не покрыть песком всю детскую площадку, чтобы у детей была возможность делать с ним все что вздумается или без опаски бегать босиком? Кому от этого станет хуже?

Детям не нужны ни яркие цвета, ни типовые конструкции. Обычная палка и несколько листьев с соседнего куста в воображении ребенка открывают невероятный простор для игр — по тем правилам, которые дети придумают сами для себя.

Современные детские площадки необходимо делать из дерева и других экологичных материалов, а их наполнение не нужно ограничивать парой горок и каруселью. Пространства для игр с песком и водой, веревочные лазалки, подвесные мостики, островки из "пеньков", скалодром, деревянные конструкции с интересным сюжетом — все это позволяет ребенку теснее взаимодействовать с природными законами, преобразовывать городскую среду под свои задачи, учиться бережному отношению к окружающему миру.

Почему-то никого не удивляет, что парки аттракционов пользуются равным спросом у детей и у взрослых. Никого не смутит вид мужчины средних лет на американских горках. Но детская площадка продолжает восприниматься как место, интересное исключительно детям. Это в корне неверно — хорошая детская площадка должна заинтересовать и родителей, чтобы тем тоже захотелось поучаствовать в играх и ненадолго окунуться в детство.

Современная детская инфраструктура во многом подчиняется одному простому правилу: детей воспринимать как равных взрослым. Детские спортивные площадки должны уметь заинтересовать и родителей тоже, игровые — быть нескучными и разнообразными. А школа — это не просто место для передачи знаний от старшего к младшим, но пространство для всестороннего развития, экспериментов и проб, приобретения по-настоящему ценных навыков. Дети — такие же участники городской жизни, как и взрослые, и относиться к ним важно соответствующе.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Откуда взялся борщевик и так ли он опасен?
Чем опасен борщевик и как от него избавиться?
Бенто-торт Чизкейк - рецепт торта на двоих
Как приготовить чизкейк своими руками?
Оставить комментарий к статье "Какой должна быть детская инфраструктура в XXI веке?"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

03.06.2023
Обновлено 01.09.2023
Статья дня
Откуда взялся борщевик и так ли он опасен?
Откуда взялся борщевик и так ли он опасен?
Чем опасен борщевик и как от него избавиться?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!