Внимание! Семилетний ребенок!

Возраст 6-7 лет - один из самых интересных периодов в жизни ребенка. К этому времени дети уже достаточно самостоятельны, они способны здраво рассуждать и вступать в полноценный диалог с взрослым, и, самое главное, самозабвенно творить. Именно в этот период стоит развивать их способности к рисованию, пению, конструированию, игре, сочинению и т.д. Но и без проблем, конечно, не обойтись. В это же время у детей начинается так называемый кризис семи лет.

Присмотритесь к своему ребенку и, возможно, вы увидите, что он стал неуправляемым, не слишком разговорчивым, что-то из себя строит, манерничает, чаще капризничает, отвечает на любое ваше обращение отказом или делает вид, что не слышит. Часто родители жалуются на появление агрессии и страхов, которые могут быть непосредственно связаны с началом обучения в школе. В школе ребенок должен соблюдать правила, подчас слишком тяжелые для него: уроки по расписанию, нагрузка, отсутствие возможности подвигаться, покричать и поиграть даже на переменах. Это входит в разительный контраст с жизнью дома и в детском саду, где малыши могли свободно играть и общаться. Ребенок оказывается как бы в двух мирах, и именно поэтому у него появляются страхи и агрессия как защитная реакция организма. Эти особенности поведения и говорят о наступлении кризиса. Дети становятся закрытыми, ведь у них появляется внутренняя жизнь, личная позиция и, следовательно, личные переживания, которыми ему пока еще сложно поделиться с родителями и товарищами. Иногда кризис настолько затягивается или осложняет отношения родителей и ребенка, что появляется необходимость обратиться к психологу, но, во многих случаях, родители сами способны помочь малышу выйти из этого сложного периода, ведь они гораздо ближе ребенку и более значимы для него! Чтобы разделить со своим новоявленным первоклассником его переживания, чувства и эмоции, попробуйте поиграть с ним, подключив... сказку.

Рассуждая о сказочном герое, ребенок будет говорить о своих проблемах, а родители смогут лучше его понять и увидеть "больные места", обнаружить страхи, выявить агрессию.

Рассказывание сказки - это вид общения и творчества, наиболее знакомый малышу. Слушая сказку, ребенок с одной стороны видит мир глазами сказочного персонажа, сопереживает ему и делает выбор вместе с ним, с другой - должен охватить всю ситуацию в целом, почувствовать ее, сделать прогноз.

Мир оживает в сказке, перестает быть рациональным. И ребенок учится понимать тончайшие оттенки эмоций и переживаний; он осознает, что в жизни не все подчинено причинно-следственным связям и остается место для чуда. Сказка поддерживает веру в добро и справедливость, которые не столь часто встречаются в нашем рациональном мире. Кроме того, строгая формальная логика обычно не позволяет увидеть ситуацию с необычной точки зрения. Это удел лишь по-настоящему творческого мышления. С помощью сказки ребенок развивает образное мышление и воображение, постигает структуру языка, приобщается к культурным ценностям.

Обычно мы просто читаем сказки вслух, пересказываем их сами или просим это сделать ребенка, дети рисуют сказочных персонажей, они с удовольствием смотрят сказки в театрах и на экранах телевизоров. Но сказка может приобрести и другие формы, помогая ребенку в трудную минуту. Для этого можно:


  • Придумывать сказку вместе с ребенком.
  • Рассказывать сказку от имени различных персонажей.
  • Разыгрывать сказки.
  • Рисовать сказку в необычном, схематическом виде. Нужно изобразить сказочный сюжет на одном листе, как комикс. Такие рисунки способствуют развитию мышления и интеллекта.
В сказке заложены универсальные "рецепты" решения многих проблем, поэтому, слушая или придумывая сказку, ребенок с помощью взрослого будет справляться именно со своими, самыми глубокими трудностями.

Во всех этих случаях сказка помогает замкнутому ребенку выразить свои переживания и проработать их в символической форме. Рассуждая о сказочном герое, ребенок будет говорить о своих проблемах, а родители смогут лучше его понять и увидеть "больные места", обнаружить страхи, выявить агрессию. Кроме того, в сказке заложены универсальные "рецепты" решения многих проблем, поэтому, слушая или придумывая сказку, ребенок с помощью взрослого будет справляться именно со своими, самыми глубокими трудностями. Самое главное - не пугаться нового, постепенно вы увидите, как раскрывается Ваш ребенок, как он начинает в метафорической форме рассказывать о своих переживаниях, как улучшаются ваши отношения и решаются возникшие проблемы.

Самый простой для родителей, но, одновременно эффективный способ - придумывать сказку вместе с ребенком. Как-нибудь вечером выберите уютный уголок в вашей квартире и предложите сыну или дочке поиграть (если у него есть братья и сестры, друзья, они тоже могут присоединиться). Объясните, что сейчас вы будете придумывать сказку. Вам необходимо ввести положительного и отрицательного героя, помощников, волшебные средства преодоления препятствий (меч-кладенец, волшебная палочка, скатерть - самобранка и т.д.) и награду в конце приключений. Вначале можно рассказать ребенку, как начинаются сказки: главному герою дается какое-то задание или он сталкивается с трудностями. Чтобы пройти испытание, герой отправляется в путешествие, в котором встречается с волшебными существами-помощниками (Конек-Горбунок, Серый Волк и т.д.) и отрицательным героем (Кащей Бессмертный, Баба Яга). Но, в конце концов, наш герой справляется со всеми испытаниями и возвращается домой с наградой. Можно также построить беседу в форме диалога, помогая ребенку с помощью ваших вопросов самому понять суть сказки. Например, выбрав его любимую сказку, попросить малыша ответить, про кого сказка, что делал герой, с какими испытаниями сталкивался, кто ему мешал, чем закончилось сказка. После этого вы можете приступить к созданию собственной сказки.

Обычно сказка сочиняется по предложению: одно предложение ребенок - одно вы, и так до конца. Возможно, ребенок будет сначала стесняться и отказываться что-либо говорить. Не волнуйтесь, просто эта игра нова для него, поэтому просто начните сочинять сами, задавайте ему вопросы, и постепенно он обязательно к вам присоединится. Иногда дети пытаются "напугать" взрослого страшными историями. Но нужно лишь запастись терпением, довольно скоро ваше чадо спокойно и уверенно сможет фантазировать, рассказывать, придумывать действительно замечательные сказки. В конце игры предложите малышу целиком рассказать только что придуманную вами сказку, а потом, если позволяет время, можно разыграть ее или нарисовать. Возможно, поначалу, ребенку будет сложно рассказать новую сказку целиком, тогда вы можете сделать это сами.

Процесс придумывания сказки может выглядеть так (поэтапно):

  1. Как-то в далеком государстве жил-был маленький мальчик
  2. Он был совсем один у родителей, и у него не было друзей.
  3. И вот он решил уйти путешествовать, чтобы увидеть мир и найти друзей.
  4. Мама собрала ему в дорогу еду и сказала, что будет ждать его.
  5. Мальчик ушел. Он шел долго-предолго, пока не устали ноги, он сел на камушек в лесу и незаметно уснул.
  6. Но вдруг он услышал чей-то плач, открыл глаза и увидел...

Сочинять сказки можно как в специально выделенное для этого время, так и когда выдается свободная минутка. Желательно не делать больших перерывов, возвращаться к сказке если не каждый день, то хотя бы раз в 2-3 дня. Обычно занятие занимает не больше 30-40 минут. Иногда ребенок не может остановиться в придумывании сказки, перескакивает с одной мысли на другую, и, в конце концов, теряет нить повествования. В этом случае запаситесь терпением и подождите, пока ребенок выговорится, а, впоследствии, через несколько дней, попробуйте задать ему структурирующие вопросы: что произошло с героем, в каких он отношениях с другими персонажами, чем все закончилось и т.д.

Очень важно, чтобы родитель внимательно слушал ребенка, воздерживался от комментариев "не так", "давай по-другому", переубеждал ребенка.

Чтобы процесс придумывания сказки доставлял и вам, и ребенку удовольствие и помогал вам обоим в решении возникших проблем, хотелось бы предостеречь от некоторых ошибок, которые могут помешать установлению контакта и вообще совместному творчеству. Очень важно, чтобы родитель внимательно слушал ребенка, воздерживался от комментариев "не так", "давай по-другому", переубеждал ребенка. Не стоит спорить с ним, необходимо избегать оценочных суждений - "хорошо", "плохо". Постарайтесь не раздражаться, слушая рассказ своего малыша и не навязывать ему свое, взрослое и разумное понимание данного вопроса. Иначе ребенок не захочет придумывать сказку, может вновь замкнуться внутри себя и остаться наедине со своими переживаниями, тогда уже наладить контакт будет гораздо сложнее. Дайте ребенку возможность свободно выражать свои мысли, не перебивайте, с интересом слушайте его истории, помните, что он рассказывает о себе и о том, что его волнует. Поэтому будьте, в первую очередь, внимательным слушателем и верным другом.

И тогда вы увидите, что у вашего малыша улучшилась речь, он стал более открытым и свободным в своем творчестве, научился принимать во внимание интересы другого человека и, что самое главное, снизилась его тревога и агрессия, уступив место спокойствию и положительным эмоциям. Если вы заинтересовались сказкотерапией и хотели бы узнать о ней подробнее, советуем вам познакомиться со следующими книгами:

  • Соколов Д. "Сказки и сказкотерапия". М. , Класс. 1999.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству". С.-П., Златоуст, 1998.

Приведу пример одной сказки, рассказанной семилетним ребенком вместе с мамой:

Ребенок: Жил-был принц в красивом замке...
Мама: Он был добрый, смелый, отважный...
Ребенок: Но однажды на замок обрушилось несчастье...
Мама: Его наслал злой колдун, он разбудил пятиглавого дракона...
Ребенок: В королевстве цвели красивые цветы, и дракон половину их уничтожил...
Мама: Вдыхая аромат этих цветов, люди становились добрыми и счастливыми...
Ребенок: А теперь все люди обозлились и начали враждовать друг с другом...
Мама: Все, кроме принца, его сердце было добрым от рождения...
Ребенок: Тогда принц решил спасти свое королевство...
Мама: Он сел на верного коня и поскакал в пещеру дракона...
Ребенок: В пещере он встретил принцессу, которую украл дракон, и решил ее освободить...
Мама: Они влюбились друг в друга, и сила их любви убила дракона...
Ребенок: Все цветы в королевстве снова зацвели, а принц и принцесса жили долго и счастливо...

Попробуем увидеть проблемы, выраженные с помощью сказки. Она заключается в двойственности самовосприятия, расколе в душе. Одновременно ребенок ощущает себя и добрым, как принц, и злым, как дракон, потому что он (именно он!) ввел в сказку два противоборствующих персонажа Финал сказки (цветы расцветают) символизируют победу доброго начала в его душе. Ребенок в сказке пытается спросить у взрослого, как ему справиться с подобной ситуацией, он затрудняется сам найти решение и постоянно передает инициативу взрослому, в конечном результате именно взрослый ему подсказывает, в символической форме дает советы: только любовь и доброта могут победить "дракона", и вместе с ним - раскол.

Не обязательно интерпретировать рассказ ребенка, это, скорее всего, задача профессионала-психолога. Родителю достаточно внимательно слушать ребенка, дать ему выговориться, вступать с ним в диалог в процессе придумывания сказки, и тогда занятие будет благотворным и бесценным, не только потому, что будет способствовать установлению близости между родителем и ребенком, но и потому, что ребенок, выразивший свои переживания, почувствует облегчение и радость.

Родителю достаточно внимательно слушать ребенка, дать ему выговориться, вступать с ним в диалог в процессе придумывания сказки, и тогда занятие будет благотворным и бесценным, не только потому, что будет способствовать установлению близости между родителем и ребенком, но и потому, что ребенок, выразивший свои переживания, почувствует облегчение и радость.

Анастасия Яковенко, orchid@au.ru.
психолог центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Гармония", г. Москвы.
Статья из журнала
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Что будет, если перестать есть сахар
10 болезней, которые отступят, если отказаться от сладкого
Оставить комментарий к статье "Внимание! Семилетний ребенок!"

Вы не авторизованы.

Здравствуйте. Моему внуку скоро 7 лет. В последние 2-3 месяца от начал отчаянно "драться" с мамой. Без видимых причин довольно злобно начал драться руками и ногами. Кроме того, появились высказывания: "Я ночью приду и отрежу тебе голову (или выколю глаза)". При этом, ребенок учится в 1 классе, телевизор смотрит только под контролем мамы 10-15 мин. в день вместе с двухлетним братом. Книги читаются только "мирные".
Вопрос: Как правильно поступить и как объяснить малышу, что такое недопустимо. Бабушка Ира
2004-02-18, Ирина Николаевна
Все понятно, только отрицательного персонажа в приведенном диалоге ввел в сказку все таки взрослый. Ошибочка вышла:)
2003-11-28, talita
Также, как и охарактеризовал принца. Ребенок не уточнял - какой принц - добрый или злой :-)))
2003-11-28, Олеандра
Поделитесь:

28.11.2003
Обновлено 22.09.2011
Реклама
Статья дня
Что будет, если перестать есть сахар
Что будет, если перестать есть сахар
10 болезней, которые отступят, если отказаться от сладкого
Близкие по теме статьи
Как научить ребенка говорить? 6 способов, придуманных мамой
Как научить ребенка говорить? 6 способов, придуманных мамой
Как играть в слова с малышом, которому еще нет года
Как развивать критическое мышление у детей
Как развивать критическое мышление у детей
Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано отстоять свое мнение!
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!