Содержание:

Реклама

Сыну или дочке исполняется 5 — 6 лет, и большинство родителей (в городах, согласно опросам, более 60%) отводят ребёнка в какие-либо кружки, спортивные секции, студии. Или в музыкальную школу. Нередко выбор зависит от простой случайности: музыкальная школа недалеко от дома. Или знакомые водят своего ребёнка на карате и за компанию веселее.

Экзамен в музыкальной школе - как подготовиться?

При этом, если, скажем, у малыша явная склонность к музыке, но музыкальная школа далеко, а секция карате — в соседнем доме, возможны ошибки. В том числе, судьбоносные. Потому что к обучению игре на музыкальном инструменте (особенно, если речь идёт о подготовке музыканта-профессионала) надо приступать как можно раньше. Пока связки рук мягкие и подвижные.

Родители нередко просят: «Прослушайте моего ребенка. Стоит ли вести в музыкальную школу?» Такое прослушивание, занимающее несколько минут, ответственное дело. Потому что за короткое время можно не разглядеть музыкальный талант ребёнка. Особенно, если он стесняется «чужого дядю» или не владеет голосом и потому поёт фальшиво. Подобные ошибки случаются и на экзаменах в музыкальную школу, где ещё больше поводов для волнения, а у педагогов нет времени подробно разбираться с каждым маленьким музыкантом. Как же свести случайность до минимума?

Как подготовить ребёнка к экзамену в музыкальную школу

Вот несколько простых советов.

— Разучите с сыном или дочкой заранее песню. Лучше детскую, с несложной мелодией и понятными словами. Потому что первая просьба педагога на приёмном экзамене: «Спой песню».

— Вторая просьба: «Повтори ритм».

Советуем поиграть с малышом в ритмические игры. Например: «Я простучу ритм (стучать лучше на бубне или барабане), а ты повторишь. Потом постучишь ты, а повторю я.». При этом для создания более увлекательной игровой ситуации можно сказать, что так переговариваются некоторые африканские племена, а «переговоры» проводить на барабанах из соседних комнат. Здесь, конечно, придётся принимать во внимание слышимость в доме и терпимость соседей.

Другая интересная ритмическая игра: вы стучите ритм известной песни, и надо угадать, какая это песня. Потом стучит ребёнок, и угадываете вы.

— Неплохо, если удастся заранее поговорить с родителями детей, которые уже занимаются в музыкальной школе, и узнать мнение о том или другом педагоге. После этого подойти к преподавателю, пользующемуся хорошей репутацией, и попросить прослушать вашего юного абитуриента. Заодно вы узнаете требования приёмных экзаменов именно этой музыкальной тшколы.


Музыкальная школа или частные занятия?

Мы считаем, что, несмотря на всего удобства частных занятий (особенно если учитель приезжает домой, а музыкальная школа далеко), первый вариант предпочтительней по следующим причинам.

— У вас, как правило, нет уверенности в должной квалификации домашнего учителя. Особенно, если вы нашли учителя по рекламе или, тем более, по объявлению на столбе. Просить же показать диплом как-то неловко.

— В музыкальной школе кроме обучения игре на инструменте ребёнок посещает другие предметы (сольфеджио, музлитература, хор), важные для музыкального воспитания.

— В рамках музыкальной школы значительно больше возможностей для участия юных музыкантов в концертах, праздниках, конкурсах, что является для многих юных музыкантов стимулом для занятий игрой на инструменте, хотя встречаются дети, которые публичные выступления терпеть не могут.

— Для многих детей важен контакт (это может быть игра в ансамбле или оркестре) со сверстниками. Иногда образуется своеобразный клуб общения по интересам, который редко возможен при частных занятиях.

— Для способных к музыке детей, желающих учиться дальше, недостаточно уметь играть. Необходим документ об окончании музыкальной школы. Впрочем, эта проблема решаема, так как экзамены за музыкальную школу можно сдать экстерном.

Некоторые дети ненавидят музыкальную школу...

Итак, поздравляем. Ваш ребёнок — ученик музыкальной школы. Теперь, и, будем надеяться, на всю жизнь, рядом с ним будет верный друг — музыка. Друг, который придёт на помощь в трудную минуту, сделает ещё более весёлыми радостные события, поможет наполнить жизнь новым смыслом. Всё, кажется, замечательно. Но, к сожалению, иногда ненадолго...

Проходит время, и некоторые дети (по нашим данным их количество приближается к 30%) теряют интерес к занятиям музыкой. А встречаются ненавидящие музыкальную школу. И ходят туда эти дети только потому, что их заставляют родители. Вот наиболее характерные высказывания.

— Витя, 10 лет: «Вы не подумайте, я люблю музыку. Но не классическую, а джаз. Ещё мне нравятся некоторые современные песни. А мне дают играть в школе только Баха и Моцарта. Вообще-то мне и некоторые классические пьесы нравятся, например, „К Элизе“ Бетховена или „Полонез“ Огинского, но они, как сказала учительница, не входят в программу. Кто только эту дурацкую программу составляет?»

— Катя, 9 лет: «Ненавижу скрипку, но меня заставляют играть. Родители говорят: „Ты ещё не понимаешь, что хорошо, а что плохо. Скрипка — прекрасный инструмент. Когда вырастешь и научишься играть, ещё спасибо нам скажешь“. Когда вырасту, я скрипку положу на шкаф и больше к ней не подойду. Вот рисовать мне нравится. Я бы рисовала целый день...»

— Андрей, 9 лет: «Я бы с удовольствием занимался музыкой, но не на скрипке, а на ударных. Но в нашей школе на ударных даже не обучают.».

— Сергей, 9 лет. «Ненавижу музыкальную школу. Школьные уроки занимают мало времени, а по музыке надо заниматься два часа в день. Да ещё в музыкальную школу хожу три раза в неделю. Поэтому не могу делать то, что мне нравится: в футбол играть или просто во дворе гулять».

Ваш ребёнок - ученик музыкальной школы. Часть 1

В ответах детей три главные причины ненависти к музыкальной школе.

Заставляют играть не ту музыку, которая нравится (Витя), заставляют играть не на том инструменте, который нравится (Андрей), не дают (не хватает времени) заниматься тем делом, которое нравится (Андрей, Сергей).

Можно ли изменить ситуацию?

Только по программе?

Действительно, в некоторых музыкальных школах сохранились программы, определяющие, какие произведения соответствуют уровню того или иного класса. Конечно, большинство педагогов справедливо относятся к подобным программам только как к рекомендациям, соответствующим примерному уровню среднего ученика. Но встречаются администраторы (да и отдельные учителя), воспринимающие такие ориентиры и рекомендации чересчур серьёзно. И тогда программы становятся вредны. Во-первых, обучение игре на инструменте — дело сугубо индивидуальное. И скорость продвижения от пьес более лёгких к пьесам более трудным зависит не от программы, а от способностей и интересов ученика. Так что никакие программы не годятся по определению. И, во-вторых, в подобных программах, как правило, не уделяется должного внимания исполнению, наряду с классикой, произведений так называемой «лёгкой» и особенно джазовой музыки. То есть именно той музыки, которая зачастую больше привлекает детей. Музыки, которая может стать мостиком к музыке серьёзной, классической.

Предубеждение о том, что джазовая музыка, впрочем, как и любая «лёгкая» — это музыка, так сказать, второго сорта, живуче до сих пор. Оно пришло из советских времён, когда джаз считался аморальным продуктом разлагающейся западной культуры и был запрещён. Сегодня опытные педагоги всё более начинают понимать, что джаз — это народная, фольклорная музыка. Её использование в работе с маленькими учениками развивает слух как мелодический, так и тембровый, чувство ритма, способность к импровизации и приносит в школьные занятия радость и удовольствие. То есть именно те эмоции, которых лишены дети, которые музыкальную школу ненавидят.

Выбор инструмента

Это тоже важный вопрос, который не всегда учитывается как родителями, так и учителями. Ведь как бывает? Большинство пап и мам хотят, чтобы дети учились на наиболее престижном инструменте — фортепиано. Поэтому в музыкальной школе частенько можно услышать: «По классу фортепиано мест нет. Можем предложить обучение на скрипке или, скажем, на виолончели». Впрочем, это, естественно, не вина школы, а, скорее, беда. На нет, что называется, и суда нет. Между тем, правильный выбор инструмента зависит от строения рук ребёнка, а иногда и от его желания.

Не будем подробно описывать, какие именно особенности предпочтительнее для рук будущего пианиста, скрипача или виолончелиста. Это связано с длиной пальцев, их толщиной, гибкостью, шириной ладони и др. Так же, как при обучении на духовых инструментах многое зависит от строения губ или мощности лёгких. Все эти особенности знает опытный преподаватель.

По большому счёту, именно из этих особенностей надо исходить, отдавая ребёнка в музыкальную школу, а не от наличия свободных мест или престижности того или иного инструмента. Вспомним хотя бы великого виолончелиста Мстислава Ростроповича, который начинал учиться на фортепиано, но которого с детства непреодолимо тянуло к виолончели. Слава Богу, что родители учли желание маленького Славы.

Заниматься музыкой не в ущерб другим интересам ребёнка

Пожалуй, особенно часто дети не любят музыкальную школу, когда занятия в ней мешают заниматься любимыми делами. Задача родителей — постоянно искать компромисс. Иногда даже разрешать делать ребёнку то, что он хочет, в ущерб музыкальным занятиям. Другого выхода просто нет. Если постоянно запрещать ребёнку заниматься делами по своему желанию, то рано или поздно запреты перерастают в ту самую ненависть к музыкальной школе, о которой идёт речь. А когда дети подрастут и смогут принимать самостоятельные решения, они почти неизбежно порвут с музыкой, считая, что именно она их главный враг.

Знаем немало примеров, когда даже очень способные к музыке дети, находящиеся под чересчур жёстким контролем родителей, вырастая, не только полностью забрасывали занятия музыкой, но и уходили из дома, попадали под негативное влияние «улицы» и т.п.

Как стимулировать музыкальные занятия ребёнка? Вопрос важный и актуальный. Многое здесь может сделать учитель, давая играть пьесы, которые ученику нравятся, организуя классные концерты, конкурсы, другие выступления. Но немалая роль принадлежит и родителям.

Как стимулировать ребенка заниматься музыкой?

Домашние концерты

Домашние концерты можно организовывать, например, к семейным праздникам, другим праздничным датам. Такие концерты дети любят, с удовольствием к ним готовятся. Причем, не только усиленно повторяя музыкальную программу, но и оформляя пригласительные билеты или самостоятельно приглашая гостей по телефону. Вот несколько советов по подготовке к такому концерту.

— Первое время не приглашайте слишком много гостей, но кто-то кроме домашних должен быть обязательно. Это повышает ответственность юного концертанта.

— Во время концерта не разговаривайте, не делайте замечаний, не ходите по комнате. Словом, попытайтесь создать атмосферу настоящего концерта.

— Как бы не играл ребенок, наградите его игру аплодисментами, скажите одобряющие слова. Юный музыкант должен почувствовать, что его игра нравится другим, приносит слушателям удовольствие.

— Особенно нравятся детям совместные концерты. Например, поёт бабушка. А ребёнок аккомпанирует. Или дуэт с братом или сестрой, которые обучаются на других инструментах. В некоторых странах, особенно, в Германии, семейные ансамбли — давняя традиция. Детей специально стараются учить игре на разных инструментах, чтобы создавать такие ансамбли.

Когда первый концерт стал последним
Здесь вспоминается одна история. 7-летний Коля, ученик первого класса музыкальной школы по классу скрипки, с удовольствием занимался музыкой. Восторженно рассказывал по телефону папе, который был в командировке, о своих занятиях. Мечтал показать, когда тот приедет, чему он научился.
И вот наступил день папиного приезда. Коля усиленно повторял пьесы, которые учил, волновался. После ужина попросил папу его послушать. Но концерта не получилось. После первых же тактов папа уткнулся в газету, а, по окончании игры, сказал, не отрываясь от газеты: «Чем на эту муру время тратить, лучше бы ты плаванием занялся или карате». Коля убежал в слезах и категорически отказался от занятий в музыкальной школе.
Реклама

Материальный стимул

Как это ни необычно звучит, но иногда важным стимулом для занятий на музыкальном инструменте может стать материальный стимул. Не только какая-то вещь (велосипед, плеер или что-то ещё), но и просто деньги. В советские времена педагогика (в том числе, музыкальная), воспитывая мифического, идеального человека будущего, для которого деньги имеют несущественное значение и который, как пелось в известной бардовской песне «едет за туманом», в категоричной форме отвергала такие стимулы. Сегодняшняя жизнь показала, что иногда они работают.

Некоторые родители рассказывали, что добиваются успеха самым нехитрым образом. «За каждые десять минут домашних занятий получаешь столько-то рублей».

Как это не кощунственно звучит (общение с музыкой само по себе должно приносить ребёнку радость), но иногда подобные «непедагогичные» приёмы, особенно в первый год обучения на инструменте, на наш взгляд, возможны. Почему?

Первый период обучения на инструменте самый трудный особенно для тех, кто обучается на струнных инструментах, скрипке или виолончели. Если на фортепиано или аккордеоне ребёнок, нажимая на клавишу, извлекает сразу более или менее полноценный звук, то начинающий скрипач первое время издаёт неприятные, скрипучие звуки, которые нервируют не только окружающих, но и самого ребёнка. Поэтому опытные педагоги чаще играют для начинающих музыкантов, показывая, как замечательно скрипка звучит на самом деле. Как бы указывая цель, к которой надо стремиться.

Но цель целью, а дети не любят долго ждать. Им трудно объяснить, что, для того чтобы добиться приятного звука, надо много играть однообразные и скучные упражнения. Это противоречит эмоциональной, пугающейся трудностей, стремящейся к быстрому результату природе малыша. Вот тут на помощь и приходит материальный стимул.

Для успокоения родителей добавим, что этот период длится, сравнительно недолго, и что суммы материального стимулирования вполне могут быть символичными.

Присутствие родителей на уроке

Опытные педагоги (особенно в начальных классах) разрешают родителям присутствовать на уроке, а иногда даже просят их об этом. Первое время малыш плохо запоминает требования учителя, бывает невнимателен, легко отвлекается, и папы и мамы, бывшие на уроке, могут помочь ребёнку выполнить домашнее задание.

Хотим заметить, что присутствовать на уроке не так-то просто. Не все родители могут выдержать и не вмешаться в урок. Для некоторых пап или мам такое «невмешательство» — большое испытание. Им кажется, что их ребёнок на уроке плохо себя ведёт, на редкость непонятлив, говорит преподавателю всякие не относящиеся к уроку глупости. Встречаются родители, особенно часто мамы, которые не выдерживают подобного эмоционального стресса и уходят из класса.

Но если всё-таки вы выдержали и не ушли, то присутствие на уроке может оказаться весьма полезным. Вы начинаете понимать требования преподавателя, ошибки юного музыканта в постановке рук, получаете представление о том, как должна звучать пьеса, которую разучивает ваш ребёнок. Некоторые родители подробно записывают все замечания учителя и дома могут квалифицированно помочь сыну или дочке.

Если родители учатся (учились) играть сами, то в этом случае помощь ребёнку будет особенно эффективна. Мы встречали пап или мам, которые параллельно с ребёнком начинали заниматься игрой на инструменте с частным преподавателям или по самоучителю. Иногда не только чтобы лучше помочь сыну или дочке, но и для собственного удовольствия. В педагогическом смысле это — высший пилотаж. Не только потому, что родители начинают понимать проблемы и трудности обучения игре на инструменте, но и показывают личным примером, как надо заниматься. Папа, который начал заниматься вместе с сыном в 39 лет, рассказал: «Мы с 8-летним сыном Игорем играем одни и те же пьесы и даже соревнуемся, кто лучше и быстрее их выучит. Иногда Игорь, слушая, как играю я, делает замечания: „Это место ты играешь слишком громко“ или „Тут следует замедлить“ и т.п. Иногда замечания делаю я. На домашнем концерте, который прошёл недавно, мы сыграли ансамбль в четыре руки... Вообще, теперь с сыном мы стали ближе друг друга...»

Как совместить две школы? Как успеть всё? Ну «всё» — это мы слегка погорячились. Всё — это явный перебор... Какие-то ограничения необходимы. От чего-то ученику музыкальной школы приходится отказываться. Например, от компьютерных игр, отнимающих массу времени или от многочасового сидения перед телевизором. Но всё-таки успеть можно значительно больше, если придерживаться распорядка дня. Не раз убеждались, что масса времени у тех, кто живёт без такого распорядка, зафиксированного (это важно!) на бумаге, исчезает непонятно где. Растворяется в тумане. Мы утверждаем, что некоторые временные резервы у ребёнка, занимающегося в двух школах, есть.

Реклама

Посещение музыкальных концертов

Жителям городов советуем не пренебрегать такой возможностью. Предпочтительнее, если концерт проходит в дневное время, а в программе классическая музыка. Одно дело — музыка, звучащая по радио, в записи или даже по телевизору и совсем другое — атмосфера исполнения в концертном зале. Когда музыка рождается, что называется, в эту минуту, когда её внимательно слушают много людей, создаётся особое яркое и праздничное, если так можно выразиться, биополе музыкального единения, музыкального сопереживания.

Многие большие музыканты вспоминали, что первые и наиболее значительные детские музыкальные впечатления были связаны как раз с такими публичными концертами. Особенно любят дети концерты, в которых играют юные музыканты. Например, отчётные концерты музыкальных школ.

Несколько советов, которые, возможно, вам пригодятся

Попытайтесь подготовить малыша к концерту: расскажите, по возможности, коротко и доступно об исполняемых произведениях, композиторе, исполнителе.

Не заставляйте ребёнка сидеть весь концерт, если ему скучно и он рвётся уйти.

После концерта поделитесь впечатлениями. Спросите, какие произведения малышу более всего понравились. Это поможет впоследствии ходить на концерты, на которых исполняются произведения, соответствующие вкусу вашего ребёнка.

Не стоит вести малыша на концерт, если он этого не хочет. Как правило, из такого насилия ничего путного не получается.

Отношения учителя и родителей

Уверены, что постоянный и близкий контакт между родителями и учителем совершенно необходим. Потому что обучение игре на инструменте — дело сугубо индивидуальное, исключающее стандарты, программы, общие правила. Потому что преподаватель, чтобы выстроить правильную линию поведения, должен знать индивидуальные особенности ученика: характер, темперамент, склонности, обстановку в семье. Особенности, которые никто не знает лучше родителей.

С другой стороны, учитель музыки, имеющий не только профессионально-педагогическую подготовку, но и опыт общения со многим детьми, может подсказать родителям, как именно они могут помочь в занятиях музыкой их сыну или дочке.

Впрочем, наш педагогический опыт показывает, что не только родители учатся у учителей или учителя учатся у родителей, но подчас и те, и другие учатся у детей. Учатся у учеников. У которых есть своя логика, свой взгляд, своё понимание жизни.

Об этом сказал кто-то из древних: «Многому я научился у своих наставников, чему-то — у своих товарищей, но больше всего — у своих учеников».