В финских школах на переменах можно бегать. И даже играть в мяч

Как школы в Финляндии борются с сидячим образом жизни

Американский преподаватель Тимоти Уокер на два года оставил своих американских учеников и уехал в Финляндию — работать учителем начальных классов в Хельсинки и изучать финскую систему образования. Его, как и многих, интересовало, как система школьного образования в Финляндии смогла стать лучшей в мире по результатам теста PISA. Кое-что из его финского опыта подошло бы и российской школе. Или нет?

Как заставить детей двигаться в течение школьного дня

— Извините, можно вас на минутку?

Дело было еще в нашей массачусетской школе. Шла большая перемена, и моя бдительная наставница отвела меня в сторонку, чтобы поговорить. Вопреки обыкновению, на ее лице не было улыбки.

— Тим, пожалуйста, не обижайтесь на то, что сейчас услышите, — начала она, — но, когда бы я ни заглянула к вам в класс, вы вечно сидите с первоклассниками на ковре и что-то говорите.

Ее замечание задело меня, но вовсе не потому, что было несправедливым, а наоборот. Моя привычка требовать от первоклашек, чтобы они пассивно сидели на ковре примерно по полчаса, слушая объяснение нового материала, явно не шла им на пользу. К тому времени, когда я отпускал их для самостоятельных занятий, ребятишки уже были не в настроении что-то делать, а кое-кого приходилось буквально отклеивать от пола.

Вооружившись старомодным секундомером, я заставил себя укладываться в 15 минут. Результаты вдохновили: при таких коротких уроках дети быстрее включались в учебный процесс и эффективнее работали, переместившись за парты. Но вскоре я выявил еще одну очевидную проблему: мои ученики проводили почти 100% учебного времени сидя. Интуитивно я чувствовал, что это ведет к проблемам, но лишь позже осознал, к каким именно.

Хорошенько все обдумав, я понял, что наблюдал этот феномен во всех американских школах, где мне довелось побывать. В США ученики на занятиях вынуждены проводить бо́льшую часть времени в сидячем положении. Да и вдобавок они не слишком активны в течение всего школьного дня.



Как заставить детей двигаться в течение школьного дня

Почему-то я пришел к выводу, что недостаток физической активности в школе — это чисто американская проблема, естественный побочный эффект долгих учебных дней и ограниченных возможностей для передышки. Но, когда я начал преподавать в Финляндии, то увидел то же самое и в государственной школе Ressu в Хельсинки.

Сначала я не мог понять, как это возможно, ведь в Финляндии более короткие учебные дни, включающие частые 15-минутные перемены. Но, хотя перерывы и позволяют детям лучше сосредоточиться в классе, они еще вовсе не гарантируют повышения физической активности.

Я видел, что многие финские школьники проводили перемену на игровой площадке совершенно пассивно, и при этом совершенно не важно, какая погода была на дворе. Одни не отрывались от смартфонов, в то время как другие собирались в группки и болтали, сидя на скамейках или стоя. Некоторые, правда, все же играли во дворе в футбол или в пятнашки. Но обычно пассивных детей было все-таки больше, чем активных.

Финские исследователи подтвердили справедливость моих наблюдений. В "Национальном отчете об успеваемости детей и подростков в Финляндии по физической культуре" от 2014 года за общий уровень физической активности стоит оценка D (аналог русской оценки 3). А предпринятое в 2013 году исследование показало, что только половина принявших в нем участие учеников младших классов выполняет рекомендацию посвящать как минимум час в день занятиям физической активностью "от умеренного до интенсивного уровня". У учащихся средних классов этот показатель был еще ниже — всего лишь 17%.

Финляндия оказалась не единственной страной, "плохо успевающей" по физкультуре. Согласно статистическим данным, лишь около 25% американских детей в возрасте от шести до 15 лет ежедневно занимаются физкультурой по часу по крайней мере пять раз в неделю.

Хотя дети и в Финляндии, и в США сегодня страдают от гиподинамии, существует одно принципиальное отличие: в маленькой северной стране недавно запустили эксперимент — была принята новая государственная программа "Финские школы в движении", призванная помочь детям вести активный образ жизни в течение всего учебного дня.

В 2010–2012 годах программа тестировалась в 45 финских школах. Эксперимент показал, что учителя могут повысить физическую активность детей, если действительно приложат к этому усилия. Согласно исследованию, половина младших школьников и треть учащихся средних классов сообщили, что стали вести более активный образ жизни.

Туйя Таммелин, директор по исследованиям в фонде LIKES, где изучили результаты эксперимента, рассказала мне, что ее впечатлило, как быстро программа "Финские школы в движении" прижилась в учебных заведениях. Всего за пару лет число участвующих в ней средних школ выросло с 45 до почти 800. Осенью 2014 года и наша хельсинкская школа Ressu тоже присоединилась к этой инициативе, так что я имел возможность наблюдать ее в действии.

На переменах — на улицу, играть в подвижные игры

Как-то раз, дело было в середине декабря, я вышел на улицу во время очередной 15-минутной перемены. (К тому времени я уже работал в Хельсинки второй год и перешел вместе с учениками в шестой класс, оставшись их учителем.) Мы недавно подключились к программе "Финские школы в движении", и мне было интересно, изменилось ли что-то в поведении учеников. Может, детей, пассивно проводящих перемену, и впрямь стало меньше?

На игровой площадке две мои шестиклассницы, Эмми и Марианне, облачившись в неоново-желтые жилеты, руководили популярной игрой, разновидностью салок. Вокруг них носилось туда-сюда около десятка детей помладше. Эмми и Марианне в этот день были "активаторами перемены": это значит, что они прошли специальную подготовку и должны были один раз в неделю работать со своими младшими товарищами, в основном первоклассниками и второклассниками.

Вскоре стало ясно, что картина с участием Эмми и Марианне, которую я наблюдал в тот день, была совершенно обычной. Каждый день в полдень несколько "активаторов перемены", распределившись по залитой гудроном площадке вовлекали детей помладше в активные игры.

Потом я посетил школу в финском городе Сало, это в 100 км от Хельсинки. Там я увидел, что шестиклассники организуют процесс по-другому. Урок только-только закончился, и у меня на глазах десятки малышей собрались в вестибюле. Но вместо того, чтобы отправиться на улицу, как они, вероятно, делали раньше, дети остались в школе и выстроились в очередь у стола возле входа. Каждый ребенок держал в руках кусочек бумаги размером с визитную карточку. Как выяснилось, это были "паспорта", дающие право взять напрокат на время перемены спортивный инвентарь.

Два ученика постарше открыли стоявший под столом ящик и подозвали первого малыша. Парнишка выбрал баскетбольный мяч и, получив его, радостно побежал на улицу. Вслед за ним девочка попросила скакалку. Так оно и продолжалось до тех пор, пока длинная очередь оживленных детей не рассосалась.

Полчаса йоги для старшеклассников

Полчаса йоги для старшеклассников

Я видел, что ученики младших классов теперь много двигаются на переменах. Но вот как насчет ребят постарше? Ведь пилотные испытания показали, что склонность к пассивному образу жизни с возрастом устойчиво растет. И я отправился побеседовать с преподавательницей физкультуры, которая координировала программу в нашей школе. Хотя учительница эта и была довольна работой "активаторов" вроде Эмми и Марианне, ей тоже казалось, что нужно как-то повлиять на старших детей. И у нее имелся план на этот счет.

Было решено, что школа перейдет на новое расписание, чтобы дать ученикам возможность заниматься наиболее привлекательными для них видами физической активности. Вместо коротких перемен детям предложили по крайней мере один получасовой перерыв каждый день. Ожидалось, что это будет особенно полезно ученикам с седьмого по девятый класс, которые уже переросли игры вроде салок и, чтобы получить необходимую физическую нагрузку, нуждались в чем-то более уместном для своего возраста.

Благодаря этой новой модели у ребят постарше появилась возможность найти для себя подходящие варианты занятий, чтобы быть активными в течение дня: такие, например, как йога, пилатес, флорбол (хоккей в зале) или гимнастика.

Интересно, что все занятия в финских школах ведут и организуют сами ученики, и это сделано специально. В этой стране детей побуждают взять ответственность на себя, приглашая высказывать идеи, а затем выделяя время и место, чтобы они делали то, что им действительно интересно.

Как меньше сидеть во время уроков

Когда Ressu присоединилась к проекту "Финские школы в движении", координаторы программы предложили различные стратегии, позволяющие ученикам быть активнее и во время уроков: введение "энерджайзеров" (небольших перерывов, когда дети прямо посреди урока могут встать с места и размяться), выполнение заданий стоя и замена обычных стульев фитболами, чтобы одновременно учиться и получать физическую нагрузку.

С той осени я начал искать новые способы повысить активность учеников во время уроков. Один из них я придумал еще в Америке, — я называю его "Активная прогулка по галерее". Благодаря этому методу дети во время занятий двигаются, однако не расслабляются и остаются внимательными и сосредоточенными.

Как правило, делая презентацию, ученики представляют свою работу достаточно пассивно: стоят перед классом с постером и пересказывают материал, который выучили. Это не просто отнимает много времени, но и не слишком, на мой взгляд, продуктивно. Сидеть и просто слушать много выступлений подряд порой бывает скучно до зевоты, в том числе и для учителя.

Вот как выглядит "Активная прогулка по галерее": ученики прикрепляют постеры с презентациями к стенам класса или коридора, как будто представляя свои работы в художественной галерее. Каждая работа пронумерована, и дети последовательно переходят от одного "экспоната" к другому, тщательно изучая каждый в течение одной-двух минут.

Чтобы процесс был более осмысленным, они обязательно оставляют письменные отзывы о каждой работе. Перед началом урока я раздаю ребятам стикеры двух цветов: одни предназначены для вопросов автору, а на вторых ученики пишут свои комментарии.

Самое интересное начинается, когда обход "галереи" закончен. Дети несутся снимать работы со стен и возвращаются за парты, где тщательно изучают отзывы одноклассников. К моему восторгу, авторы всегда стараются улучшить свои презентации, без всяких подсказок с моей стороны.

Вот еще одна идея, как добиться того, чтобы дети проводили меньше времени сидя. Когда я преподавал в первом и втором классах в Массачусетсе, был у меня один ученик, который ну просто никак не мог спокойно усидеть на месте. В конце концов я разрешил мальчику работать стоя, и успеваемость его от этого нисколько не пострадала.

Я слышал, что сейчас некоторые школы закупают особые парты, за которыми можно работать стоя. Это представляется мне хорошим решением проблемы. Но вовсе не обязательно тратить большие деньги на приобретение дорогостоящего оборудования: можно, например, просто разрешить ученикам читать книги стоя или раздать детям папки-планшеты, чтобы они могли выполнять задания, находясь в разных частях кабинета.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "В финских школах на переменах можно бегать. И даже играть в мяч"

Вы не авторизованы.

В моём советском детстве мы всегда бегали на переменах на улицу. Частенько без верхней одежды...
А школьное здание не приспособлено для подвижных игр, хотя опять же в моем советском детстве учительница играла с детьми на перемене в "ручеёк".
Родители, считающие, что ребенок должен бегать по школе пересматривают своё мнение после того, как их ребенок получит травму. Моего спокойного сына случайно сшиб на перемене бегущий одноклассник - перелом руки, две операции. У знакомой дети играли в "коня и всадника" - один на другом скакали наперегонки по школьному коридору . "Конь" споткнулся - у её сына травма позвоночника, но вылечился. У другой сына толкнули на лестнице - в инвалидном кресле. Да и у младшего в классе папа одноклассника в первом классе возмущался, что дети мало двигаются. Сейчас его сын инвалид, может ходить только на костылях. И папа за беготню больше не ратует.
Нужно полностью пересматривать систему школьного образования, чтобы обеспечить ребенку необходимое движение.
2019-04-09, Julinika
То, что предлагают авторы, подходит для маленьких школ. У нас среднестатистическое школьное здание рассчитано на 600 учащихся. И тут я согласна с Julinikой. Даже под контролем учителя физкультуры на уроках физ-ры много травм. Что же будет, если дети с разной массой тела и разным пониманием дозволенной активности начнут носится бесконтрольно?
В школе, в которой я училась (здание постройки 1974 г.), были предусмотрены "залы для беготни", т.е. через каждые 2-3 кабинета коридор расширялся на 5-6 метров, где можно было бегать. Но школа была маленькая и климат не финский. В Сибири на переменах из школы не выходят.
Знакомая, у которой дети ходили в Москве в британскую школу, жаловалась, что детей в обязательном порядке на переменах выгоняют на улицу. И если родители не угадали с одеждой, то дети мокнут под дождем или мерзнут на московском морозе. Для ее детей (из теплой Европы) это было ужасно.
2019-04-09, starka
Школ "столько же ещё" не построят. Их всё равно за два щелчка займут совсем не коренные.
30 минут - разве что из школьной программы выбросят половину левого бреда, иначе 6-7+ уроков будут до вечера длиться.
А одежда в классе, не вариант - таскать за собой + место занимает+ не всегда "габаритные" вещи...
Выгоднее дополнить форму стеганым жилетом. Компактен и тушка с горлом в тепле и сухости.
А на счет класс до 15 человек, вы полностью правы. Вузы и курсы, рассчитывают из принципа 15+1. Если вдруг сталкивались, то AOS (академическое программное обеспечение) продается такими пакетами. С большим числом людей работать невозможно. Можно конечно какую то заунывную бредятину и на 100 читать, но если нужен результат, то 15 человек на 1 преподавателя.
2019-04-09, artem437
У нас в Канаде тоже можно. В младшей школе (1-6 класс) - две большие перемены, в которые все дети (человек 300) выходят во двор практически в любую погоду (кроме сильного дождя и особо сильного мороза). Играют в баскетбол, футбол, бегают, лазают и т.п. Периодически случаются травмы, но не так, чтобы очень часто. На физ-ре детей учат правилам безопасности да и двор большой, места всем хватает. В начале зимы всем родителям под подпись дают бумагу, чтобы на каждый день обеспечили куртку, лыжные штаны, шапку и варежки, поскольку в школе никого не оставляют. В старшей школе в большую перемену тоже выходят во двор или в крайнем случае идут в спортзал.
2019-04-10, Rive Gauche
В школах моих детей и окрестных как минимум в полтора раза превышена численность от нормативов на которое рассчитано здание .
И когда эти толпы вываливаются в коридор там реально не продохнуть.
В одной из школ были вынуждены после серии травм устроить что одна лестница на подъем, другая на спуск.
Столовые не справляются с пропуском детей, там тоже толпы.
В спорт.залах теперь запрещено находиться на переменах.
Дети в гаджетах не смотрят куда идут. Пример семиклассник лбом вышиб дверь , та рухнула на третьеклассника... :( Кто виноват? ДЕЖУРНЫЙ УЧИТЕЛЬ!!

Школа - зеркало социума. Странное творится и там, и там..
2019-04-10, Люба С.
Может быть... А еще он может не захотеть умываться, не захотеть принимать необходимые лекарства. Спорт необходим и этот вопрос не обсуждеатся! У ребенка есть только возможность выбрать из доступных видов. В конце концов, воспитывать ребенка - это обязанность родителей. Я не имею ввиду профессиональный спорт, а именно двигательную активность. Если ребенок отвергает секции, значит родителям больше напрягаться придется - вот и всё: ходить вместе в бассейн, на каток, на лыжах... Да хоть турник дома повесить и отжиматься вместе. Но не носится по неприспособленному для этого зданию.
2019-04-10, Julinika
Это да. Но школа вообще не приспособлена для движения. Народу много, полы скользкие. Вот если бы в классе было максимум 15 человек, много свободного пространства, много спортзалов и спортивных площадок, тогда там можно было бы бегать. Как минимум держать верхнюю одежду в классе и каждую перемену выпускать детей на улицу. И перемены сделать по 30 мин. И построить еще столько же школ, чтобы убрать вторую смену.
В нынешних наших реалиях запрет на беготню по школе - самое разумное и малозатратное. А привычку к движению лучше в спортивных секциях отрабатывать.
2019-04-09, Julinika
Поделитесь:

09.04.2019
Обновлено 09.04.2019
Близкие по теме статьи
Высшее образование в Финляндии: как поступить в вуз
Высшее образование в Финляндии: как поступить в вуз
Чем университет в Финляндии отличается от вуза в России
Зачем ехать в Финляндию: Санта-Клаус, финское образование и никакой коррупции
Зачем ехать в Финляндию: Санта-Клаус, финское образование и никакой коррупции
Посетите Санта-Клауса в Рованиеми, но не смотрите финские фильмы
Меньше домашних заданий и больше каникул: чего дети хотят от школы
Меньше домашних заданий и больше каникул: чего дети хотят от школы
Пора ли отменять оценки и делать школу полного дня?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!