Уроки чтения

Полезность: 4,1 из 5 Интересность: 4,2 из 5 (42 оценки)

Пролетело лето... Но окном еще сухо и солнечно. И моей доченьке совсем не до чтения... Рано утром она отправляется в садик, а после - на занятия танцами, рисованием, хор и другие важные для папы с мамой мероприятия... И только когда становится совсем темно, мы возвращаемся домой. Сил уже ни на что не остается и после вечерней ванны Диана сама выбирает с полки какую-нибудь книжку потолще, уютно устраивается в кроватке и читает, читает... Сказка, наверное, помогает ей отключиться от событий плотно занятого дня и снять остатки стресса. А кто скажет, что наши дети его не испытывают?

На этой неделе она читает толстенную "Золотую книгу сказок. Мы имеем счастье послушать, как Диана читает нам сказки вслух... И удивительно - все негативные стороны сказочных героев кажутся нам разумными и оправданными, так завораживает нас живое чтение.

Как многие "продвинутые" мамочки, с самого рождения долгожданной дочки я боялась упустить что-то важное в ее развитии. Еще когда она агукала в кроватке, я лихорадочно скупала книжные новинки о развитии детей. Несмотря на то, что содержание книг часто противоречило друг другу, я прочитывала их от корки до корки и все больше впадала в панику - не успеем! Начитавшись Никитиных, еще до рождения доченьки, я наивно представляла, как буду ее закаливать - водить босиком по снегу, укладывать спать в холодном помещении и ни в коем случае не перекармливать. Разумеется, как только мы оказались дома, все было тут же забыто. Особенно по поводу кормления и одевания. Но какой-то бес в глубине души шептал мне: "Ты не сделала дорожку для ползания по Доману, ты не нарисовала тысячу карточек, ты еще не учишь малышку плавать в ванной, ты не носишь ее в перевязи-слинге поближе к своему сердцу...". В такие минуты чувство вины вытесняло все остальные чувства и хотелось немедленно все это начать. Хотя бы с понедельника.

Ничего-то я не успела. В шесть месяцев я заставила папу сделать карточки с английскими и русскими словами и обшить их полиэтиленом. Разумеется, ребенок оказался умнее меня - Дианка просто засунула карточку в рот. Так и точила зубки, пока не прорезались.

Потом я купила школьные плакаты: "Садовые цветы", "Животные Африки", "Домашние животные", "Рыбы" и какие-то еще. И поочередно развешивала над дочкиной кроваткой. Соседка-учительница, всю жизнь проработавшая в школе, сказала, что комната стала похожа на школьный класс. В результате на мой настойчивый вопрос: "Где коза?" в конце своего первого года жизни Диана с важностью тыкала пальчиком в искомое животное на плакате. И зачем ей нужна была эта коза?



Я изучала книжки Домана, Никитиных и кого-то еще и постоянно надоедала занятому мужу схемами детских тренажеров, без которых, по моим тогдашним понятиям, ребенок обречен быть неразвитым. Хорошо, что у него было мало времени. Он ограничился тем, что установил спортивный комплекс, который у нас давно пылился на антресолях.

С полутора лет я мучила дочку тем, что показывала буквы и цифры. Я добилась своего - увидев, скажем, букву "А", она уверенно ее называла. Я скупила все книжки из довольно бестолковой серии "Медвежонок Миша", и мы изучали картинки. Сохранилась видеозапись, как двухлетняя Диана читает азбуку и называет буквы. Ах, как это было трогательно...

На этом обучение чтению застопорилось. Слоги упорно не хотели складываться. А кубики Зайцева как-то далеки от нашей провинции. Ходили, правда, слухи о некой супер-преподавательнице где-то в дальней части города, которая за месяц учит ребенка читать по Зайцеву, но потом называлась необходимая сумма... В общем, о кубиках пришлось забыть. Наконец в Интернете я нашла заготовки для кубиков в формате Word. Нашла, скачала и...

Я действительно собиралась их сделать, но тут выяснилось, что скоро у доченьки появится братик или сестричка и нам уже не до кубиков. Выручил папа. Он принес CD с "Азбукой" и начал обучение. Точнее, учил вовсе не папа, а смешной заяц. Так Диана начала "работать" на компьютере. В неполных три года. На стул ей подкладывали две диванные подушечки. Когда, оглушенная наркозами, я вернулась с Сашей домой, Диана решила показать свои умения. Она уселась за компьютер уже только на одну подушку, совершенно правильно ткнула в нужные кнопки, загрузила компьютер и запустила CD-раскраску. Что-то такое она там делала, я не помню. Помню только, что в тот момент я сидела и думала, что я этого делать не умею. Но мой продвинутый ребенок в свои три года и три месяца по прежнему почему-то не читал. "Как же так! - говорила я, - так и не научится читать? А современные школьные программы такие сложные... Не успеваем!". И я взялась за дело.

Во-первых, я перестала, показывая Диане буквы, произносить названия букв. Теперь мы проговаривали ЗВУКИ. Не "Бэ", а "Б", не "Мэ", а "М". Соседка-учительница, глядя на такие успехи, просто умилилась и подарила нам хитрую табличку для обучения чтению и тетрадку с методическими материалами. А также дала пару полезных советов.

Самое ценное, что было сделано (это во-вторых) - мы разобрались, чем отличаются гласные и согласные. Гласные умеют петь. И мы запели: "А-а-а-а", "О-о-о-о"... А вот бедняжки согласные - не умеют: "Д-д-д-д". Как же им помочь? А очень просто - если гласная возьмет за ручку согласную, они смогут петь вместе: "Ма-а-а", "Ля-я-я"... Как только Диана поняла принцип слогообразования, я подсунула ей распечатки-заготовки будущих кубиков. Пропечатаны они были плохо, и я разрешила ей их раскрасить красками. Она раскрасила, как могла, а потом, даже не спросив разрешения, вырезала каждый слог отдельно детскими ножницами. Она у нас девица самостоятельная. А раз уж слоги вырезаны, остается их только все прочитать и сложить из них слова. Через несколько дней Диана уже читала слова. Тогда-то и понадобились книжки с большими буквами. "Курочка Ряба", "Репка", "Теремок"... Дальше покатилась лавина прочитанных строчек, текстов, книжечек и книг. Девочка читала и читала. А прочитав, пересказывала. Однажды во время обеда Диана важно сказала: "Вы ешьте, а я вам почитаю". Она уселась, раскрыла книжечку и гордо начала читать рассказик Льва Толстого о злом хозяине, которого убил слон. Эту интересную историю она читала нам несколько дней подряд. В последний раз мы уже задыхались от смеха, но изо всех сил делали серьезный заинтересованный вид.

Что имеем мы теперь? Конечно, меня распирает от гордости, когда в гостях Диана в свои четыре года демонстрирует беглое чтение толстой книги, взятой с полки наугад, или поет с экрана незнакомые раньше песенки, когда включена видеокассета с караоке. Но вот дома...

Она читает все подряд. Детские и взрослые книги. Сказки, журналы, газеты... Мои письма, когда я их набираю. Однажды ей попался сборник анекдотов, оставленный кем-то из знакомых. Диана раскрыла его и бездумно произнесла что-то про "лоха". Я быстро отвлекла ее внимание и подменила "Анекдоты" "Афоризмами" такого же формата. И моя девица продолжила чтение какой-то старинной заумной фразой. К тому же она не может уснуть, не почитав на ночь книжку. Сказки ей рассказывать теперь не нужно, она сама читает ту, что выберет. Да, это очень удобно. Но все чаще мне кажется, что я поторопилась. Мы словно потеряли кусочек той жизни, когда она была милым несмышленышем и, раскрыв рот, слушала мамины сказки на ночь. Теперь же, когда она почувствовала вкус к чтению, нам приходится затрачивать огромные усилия, чтобы оторвать ее от этого сладкого пассивного занятия.

К счастью, у моей дочки есть еще масса других увлечений: танцы, рисование, куклы, наряды, машинки, конструктор... Компьютер, наконец. Так что еще не все потеряно. И я совсем не занимаюсь с нею математикой, хотя мы купили целых два учебника для 1 класса. Боюсь только, что не удержусь и все-таки научу ее основам алгебры и геометрии.

Знакомые мамы очень завидуют и часто спрашивают, как нам удалось добиться ТАКИХ успехов. А собственно, каких? Я никак не могу понять, как именно чтение поможет ребенку стать счастливым, здоровым, успешным... Если вспомнить мое детство, раннее чтение только мешало занятиям и общению со сверстниками. Чтение о чужой жизни заслонило собой мою собственную жизнь. К тому же нужно ли ребенку ощущать свое мнимое превосходство перед не столь начитанными, но более приспособленными детьми? Пусть он читает поменьше, но действительно понимает смысл прочитанного в связи с окружающей его реальностью.

Теперь я начинаю немного понимать, что нашим родительским усердием часто движет обыкновенный страх перед кажущейся слабостью и беспомощностью наших малышей. Мы хотели бы, чтобы они стали самостоятельными как можно скорее, чтобы не беспокоиться за них. На самом деле мы беспокоимся скорее о собственном душевном комфорте. Но мы вошли в эту реку - стали родителями и никуда от этого уже не денемся. А дети пусть проживают каждый этап своей жизни в нужный им срок. Все нужно делать вовремя - не опаздывать, но и не спешить. И как хорошо, что дети в своем непослушании гораздо умнее нас - они делают то, что нужно им самим.

Я довольно рано научила девочку читать. Наверное, смогла бы научить и младшего ребенка. Но не буду. Я не буду торопиться с чтением, счетом, не буду сажать его так рано за компьютер. Всему этому он научится сам. С помощью сестрицы. О, как она прекрасно объясняет - кажется, у нее есть еще и педагогические способности. Так, вздохнем поглубже, не поддаемся, не форсируем события... Теперь я, не требуя особых успехов, делаю из нее художницу, танцовщицу и гимнастку, а потом... Потом она пойдет на фигурное катание и английский язык. В наше-то время без этого никуда!

Маленькая моя девочка, как же тебе не повезло с нами! Ты так стараешься соответствовать требованиям своих не в меру грамотных папы и мамы (да и бабушек с дедушками), так тянешься за нами, что в свои четыре и выглядишь, и ведешь себя на все пять-шесть лет... А мы, глупые, никак не сообразим стать обыкновенными нормальными родителями, для которых нужна только ты. Такая, какая есть - наша доченька.

Дина Трушина, trush@ugatu.ac.ru, ноябрь 2000.

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Уроки чтения"

Вы не авторизованы.

Конечно поваляться, спеть песенку (второе обязательно, потому как поваляться - это я всегда готова, а мое дите - очень редко :-)), а потом, когда ребенок заглянет внутрь цветка, рассказать о тычинках, столько, сколько он сам захочет :-))).
Я помню, когда работала в экспериментальной школе (зарубежная лит-ра в 1-3 классах, чистой воды аферой казалось, а столько открытий принесло!), Машки у меня тогда еще не было и действовала я интуитивно. Так вот, среди первых классов, был один класс 6-леток, среди которых было несколько 5-летних. В этйо школе были особые условия, располагалась она в садике, очень хорошо оборудована, уютно, много места и пр. Так вот, до сих пор у меня осталось ощущения праздника, когда я приходила в этот 6-летний класс: они всегла были веселыми и никогда - уставшими! Я тогда думала, что это от учителя зависит - у них была самая лучшая учительница, которую переманили откуда-то самыми невроятными путями - теперь же я понимаю, что просто там были собраны дети, которые не давала родителям покоя дома совей любознательностью (некоторые родители прямо в этом признавалась) и они не мариновали их в детском саду, а нашли подходящую возможность эту любознательность удовлетворить. Благодаря лояльному ко мне отношению директора, там проходило все: и изучение карты на уроках лит-ры, и сочинение продолжений шедеврам мировой лит-ры, и "Песнь о РОладне" в 6 лет, и много еще чего. С третьими классами было все немного по-другому: самый сильный третий класс состоял из очень воспитанных, в меру любознательных, но следящих за учебником (хотя по моему предмету учебника не было, естесственно) отличником. И хотя мне удавалось их расшевелить, "принудить" :-))) к творчеству, это было непросто.
А вот совсем угнетающее впечатление произвоили первоклассники которые к школе подготовлены не были и знания как таковые воспринимали как тяжелую обязанность. Предложение поиграть их тоже пугало. А ведь кроме моего предмета, им нужно было учиться читать, писать и пр... А там - программа, учебник, учебные планы (даже в этой школе) и уже не до игр... Боюсь, что несмотря на все наши попытки, школу они так и не полюбили, и воспринимали ее как тяжелую повинность. И совсем не потому, что их с детства заставляли читать или отличать Брейгеля-старшего от младшего... Как раз наоборот :-))). Именно тогда я, насмотревшись на этих несчастных детей, решила: я своего ребенка к школе подготовлю очень хорошо. Не для того, чтобы поражать учителей и одноклассников, а для того, чтобы 10 лет дествтва не были превращены в один сплошной кошмар.
2001-06-17, Laura
Мне кажется, мама слегка преувеличивает свою роль в обучении дочки чтению. Из рассказа следует, что дочка САМА научилась читать тогда, когда это стало для нее интересным (все, что сделала мама - это дала материал - компьютер, карточки с буквами и слогами и т.д.). Ребенок научился читать и искренне полюбил это занятие (которое я бы не назвала пассивным, кстати) - так что же тут плохого? Почему взрослые уверены, что бегать, плавать или кататься на коньках именно ЭТОМУ ребенку и именно в то время, когда он читает, было бы гораздо интереснее, полезнее и важнее? По-моему, эта девочка достаточно взрослая, чтобы выбирать и решать, что она по-настоящему любит делать.

И что значит - второго ребенка не буду рано обучать чтению - не дам ему книгу, не покажу ему буквы, не посажу его за компьютер, пока не исполнится 6 лет? Это, конечно, выход, но не очень логичный для мамы, одержимой идеями раннего развития (или просто развития). Ведь дети сами учатся читать - моя мама, например, научилась читать в 4 года, сидя на коленях у деда, который читал ей газету.

Мое мнение - не надо драматизировать и преувеличивать роль "раннего" (т.е. дошкольного) чтения - как его положительные, так и отрицательные стороны. Единственное, чего надо избегать - так это насилия над ребенком. А пока чтение (как и любое другое занятие) доставляет ребенку радость и дает пищу его уму - пусть чиатет и радуется. В конце концов мы просто живем с нашими детьми, а не программируем машины для будущего, мы не можем гарантировать, что через 10 лет ребенок будет читать лучше (быстрее, больше, внимательнее, etc.) только потому, что его начали учить в определенном возрасте и по определнной методике. Скорее все это зависит от комплекса из природных склонностей самого ребенка, его темперамента, обстановки в семье, воспитания и кучи других причин.
2001-06-17, Катя Шерман
Мне не кажется очевидным, что играя с написанным словом, ребёнок непременно хочет научиться читать:), а не "изучает" геометрию - прямые и кривые линии так интересно, под разными углами пересекаются. И почему звук(слово) должны ассоциироваться с неким иероглифом, а не с реальным предметом? Вот к примеру слово КОТ!Что важнее для ребёнка : вспомнить сочетание букв или предствить десяток самых разных котов? Был уже здесь пример, когда ребёнок на просьбу НАРИСОВАТЬ ДОМИК, просто писал "ДОМИК". Грустный пример, и очень поучительный. Я не против раннего развития(что я тогда тут делаю?), но как часто представление о раннем развитии сводится к обучению некоторым навыкам и умениям(как хорошо уметь читать!). Хорошо! Но это так мало! Это такая малая часть познаваемого мира. Господи, да какие вопросы моя Настёна задаёт в свои 3 года? Совсем не те, на которые я готовлю заранее ответы:) У неё своя "программа развития" и чтение далеко не на первом месте по приоритету.
"вынужден все узнавать самостоятельно?!" - а может быть самые ценные знания те, что добыты самостоятельно, и самая большая радость от СВОИХ открытий? Согласна, необходимо создать среду максимально способствующую разного рода открытиям. А что предлагает Доман? Изо дня в день долбить с ребёнком названия каких-нибудь растений или животных или ещё чего-нибудь. Результат: "Это-слон, он живёт в Африке. Это жираф, он живёт в Африке. Это - Африка." "Девочка, а кто живёт в Африке?" "Не знаю"
Вовремя удовлетворить любознательность малыша ? ДА! И ещё раз ДА! Но если ребёнок тянется к траве, что действительно время рассказать о пестиках, тычинках и хлорофилле или может быть просто спеть песенку или поваляться на травке?
2001-06-16, ЮЛА
КОгда я научилась читать, это было самое счастливое вермя в моей жизни - "как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать не надо умолять сестрицу: Ну, прочитай еще страницу... Не надо звать, не надо ждать, а можно взять - и почитать" Я твердила этот стишок тогда, когда слова никак не складывались в слоги и - через тернии к звездам... ЗНаете, я действительно стала счастливее! И тоже читала все подряд. Так будет не всегда. Мне кажется, ваша девочка утолит свой информационный голод, насладится своим новым умением и пойдет дальше. Только, мне кажется, выбор должен оставаться за ней. Если читает все подряд - подсуньте ей ТЕ САМЫЕ НУЖНЫЕ книги. Которые воспитают эмоционально, социально, информационно... :-))). Вы так хотели добиться успехов, а теперь пугаетесь их? Мне кажется, нужно радоваться, и , конечно, делать все необходимое для сохранения здоровья - не пересиживать за комп-м, хороший монитор, прогулки, общение с другими детьми. Все должно быть в радость! А то получается, сначала мы загружаем детей чем-то, а потом, когда они приняли это и "процесс пошел", мы пугаемся и начинаем отбирать у них то, что уже стало частью их жизньи и образом мыслей. И в первом, и во втором случае получается, что вы сами решаете ЗА НИХ.
Удачи вам, терпения и успехов :-))))
2001-06-15, Laura
Спасибо за отзыв, Вероника. Это, собственно, сначала и не статья была, а дневниковая запись. Но после того, как несколько знакомых мам настойчиво спросили, как бы это им поскорее научить их детей читать, я решила попытаться предостеречь их от ненужного рвения. Статью не переписывала, отправила, как есть. Ну а порисоваться - сама себя не похвалишь... :-) И потом, нужно же чем-то зацепить внимание аудитории. :-)
Уникальной методики, как видите, нет. Все, что мы делали - в двух абзацах статьи. Просто использовала советы знакомых пожилых учительниц начальных классов, и немножко CD помог. Зайцевских кубиков у нас не было, только распечатки. Думаю, то, что дочка бегло читает толстые книги - не чья-то заслуга, а наследственность. Я в детстве сама была глотательницей книг, ничего хорошего в зтом не вижу. К тому же дочка постоянно видит маму и папу за чтением. Ну вот и запечатлелось у нее, что читать надо. А специально учить не было времени. Но, к сожалению, ко многому другому подтолкнуть не сумели, поскольку сами в этих умениях не сильны.
Как будущему педагогу - используйте то, что уже наработано вашими предшественниками, и все получится.
Файлы были здесь: http://gate.work.kemsu.ru/~bj/books/ и выше в конференции посмотрите.
2001-10-12, Мери Поппинс
Сегодня в предисловии к книге С. Лупан прочла: "Очень многие маленькие дети обожают играть с написанными и произносимыми словами и, не подозревая об этом, приобретают зачаточное умение читать; к сожалению, так и не получающее развития, потому что никто не помогает им в их открытии. Что же требовать от ребенка, который вынужден все узнавать самостоятельно?! Выхватывая на экране (телевизора) то, что предназначено для взрослых, он подбирает по крохам все, что может...
Таков удел любознательности многих детей, которые умеют прочесть на банке слова "Кока-Кола" задолго до того, как учительница обучит их читать очень скучные тексты. Впрочем, весьма вероятно, что по достижении рокового срока обязательного обучнеия - 6 лет - они утратят свой энтузиазм. Ведь жажда открытий, присущая детскому мозгу в определенное время, совпададет с легкостью усвоения, которая затем исчезает. Вот поэтому-то необходимо удовлетворять любознантельность малыша в тот момент, когда она у него появляется"
И еще одно, это уже сама Сесиль Лупан: "Если я могу дать человку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна остаться другим(которые, безусловно, гораздо меньше, чем я, ее почувствуют)?
2001-06-15, Laura
В три года я еще не читала, родители меня учили-учили, а я не оправдывала их стараний. В четыре с половиной что-то в моей голове повернулось - появились слоги и слова. Теперь от букваря старшего брата я просто не отрывалась. Но мало читала в слух, больше про себя. Итог: книги проглатываю очень быстро, а в слух читать до сих пор не научилась. Потом с семи лет учила английский. В десятом классе ушла из своей инязовской школы в более простой лицей. Там мне оказалось СКУЧНО! Боюсь, что дети научившиеся рано читать-писать-считать, тоже скучают в школе, даже в "супернавороченной" и "продвинутой", с углубленным изучение бесконечного списка предметов. Прийдется перескакивать через класс. А потом, действительно, может оказаться, что ребенок освоил всю школьную программу раньше предпологаемого возраста. А в вузе на фоне других студентов-однокурсников он выглядит каким-то "неумелым", неприспособденным к жизни, не знает каких-то вещей с которыми уже столкнулись другие ребята.
2001-06-20, river
Поделитесь:

14.06.2001
Обновлено 31.05.2019
Близкие по теме статьи
Список лучших детских книг для подготовки к школе: учим буквы с удовольствием
Список лучших детских книг для подготовки к школе: учим буквы с удовольствием
Детские книги: авторские азбуки с веселыми стихами и забавными иллюстрациями - полный обзор
Техника чтения – в норме? Как научиться быстро читать
Техника чтения – в норме? Как научиться быстро читать
Игры с буквами и словами для первоклассников и не только.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!