Учим ребенка пользоваться ложкой

Как научить ребенка пользоваться ложкой.

Полезность: 3,8 из 5 Интересность: 3,5 из 5 (104 оценки)

Среди всех двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, т. к. оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Протянуть руку к предмету и взять его — трудная задача для младенца первых месяцев жизни: у него отсутствуют координированные, целенаправленные действия, которые начнут складываться только в конце первого — на втором году жизни, а сформируются лишь в процессе воспитания и обучения.

В истории развития человечества роль руки исключительно велика: она дала возможность создать путем жестов — указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. — первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. На ранних этапах детства, когда ребенок еще не владеет словом, он усиленно пользуется языком жеста. Мимика и жест — первый язык малютки, его первая "речь", обращенная к взрослому, дополняемая вокализациями, т. е. возгласами, протяжными гласными звуками (гуление) и фонемами (лепет).

Первая двигательная функция руки — схватывание. Как и другие двигательные акты, оно сначала выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона): новорожденный настолько плотно прижимает пальчики, что способен удерживать себя, ухватившись за пальцы взрослого. Этот рефлекс исчезает уже в первые месяцы жизни. Вместо него вырабатывается так называемый "ладонный рефлекс": ребенок накладывает на предмет все пальцы и прижимает его к ладони, при этом сами пальцы еще не точны в своих действиях. Рефлекс формируется исключительно в процессе взаимодействия со взрослым, в процессе усвоения чисто человеческих форм поведения.

К началу девятого месяца ребенок начинает брать предмет пальцами. Он умеет захватывать предмет из любых положений. Впервые это получилось на шестом месяце жизни, а к концу года малыш уже выполняет три типа ручных пассажей: петлеобразные, планирующие, скользящие. В первом случае кисть руки, приближаясь к объекту, описывает в воздухе петлю и опускается на него; в планирующем движении рука начинает опускаться до приближения к объекту, а при скользящем движется по его поверхности.

Если вы понаблюдаете за тем, как малыш берет в руки предметы, игрушки, то увидите совершенно самостоятельную, характерную именно для второго года линию освоения предметной деятельности.



Вначале он часто совершает промахи, движения руки неточны. Но постепенно они становятся все более координированными и четкими. Действия руки постепенно начинают как бы предвосхищать форму, величину и положение предмета в пространстве. Теперь рука, приближаясь к предмету, начинает приноравливаться к захвату и более точному действию.

Предлагаем родителям ознакомиться с динамикой развития умений руки ребенка конца первого и начала второго года жизни.

Итак, вначале рука ребенка словно связана, пальцы практически не участвуют в захвате предмета. С возрастом место соприкосновения ладони с предметом смещается от мизинца к большому пальцу.

Примерно к 1 году 3 месяцам при схватывании начинает активизироваться большой палец руки. Именно к этому времени ребенок овладевает умением удерживать в руках чашку, мячик и другие предметы, обхватив их ладонями и большими пальцами обеих рук.

Умение брать предметы тремя пальцами — большим, указательным и средним — формируется на протяжении всего раннего детства. Чем старше ребенок, тем активнее становится большой палец. Более тонкие движения пальцев сформируются только к трем годам. Вот почему маленький ребенок не может удерживать ложку тремя пальцами, не может застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.

Поэтому развитие действий руки следует осуществлять и в повседневной жизни, в процессе овладения элементарными навыками самообслуживания (умывание, одевание, прием пищи и т. п.), и организуя специальные занятия с дидактическими игрушками — кольцами, пирамидками, бочатами, матрешками и т. п. Кроме того, малышу следует предлагать специальные пособия для развития мелкой моторики пальцев — шнуровки, занятия с пуговицами, крючочками, кнопками и т. п. Полезны пальчиковые, перчаточные игры, пальчиковый театр.

На втором году жизни ставится задача научить ребенка пользоваться ложкой так, чтобы к полутора годам он мог самостоятельно есть первое и второе блюда. Взрослый должен помочь малышу выстроить манипуляции с ложкой в орудийное действие. Рисунок этого действия должен быть отработан до автоматизма, тогда навык перейдет в привычку, которая с самого начала должна складываться на основе правильного показа.

Показ. Ребенок должен видеть взрослого за приемом пищи.

Метод пассивных движений. Взрослый кормит ребенка, фиксируя его руку в своей руке. Не позволяя переворачивать ложку, учит доносить ее до рта в горизонтальном положении. Так складывается двигательный рисунок навыка приема пищи.

Метод подражания. Подводя руку ребенка с ложкой ко рту, взрослый вытягивает губы трубочкой, имитирует втягивание ее содержимого. Малыш, подражая взрослому, снимает с ложки пищу.

Метод неоднократного повторения. Взрослый отпускает руку ребенка с пустой ложкой, и он погружает ее в тарелку, вновь наполняя. Когда навык закрепится (ребенок способен сам горизонтально донести ложку до губ и снять с нее пищу), можно считать, что обучение действиям приема пищи (техническая сторона) состоялось. С каждым приемом пищи умение будет оттачиваться. Однако ребенок этого возраста очень быстро устает сидеть за столом, часто отвлекается, его трудно организовать. Поэтому мама может докормить его, взяв другую ложку, при этом ребенок продолжает самостоятельно брать пищу своей ложкой.

Итак, взрослый в совместной деятельности с ребенком выполняет сразу несколько функций:

  • дает смысл действий с предметом;
  • организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия;
  • через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий.

Очень важно при формировании навыка обеспечить удобную посадку ребенка за столом. Для кормления лучше иметь маленькие, по росту ребенка, столы и стулья.

Малыша до 1 года 3 месяцев сажают в детское креслице. Сидя в нем, ребенок опирается ступнями о пол (ноги не зависают). Это важно для формирующейся осанки: опора на ноги позволяет выровнять спину и сохранить позу "над тарелкой" для аккуратного приема пищи. Ребенку повязывают нагрудник из непромокаемого материала, под который можно подложить один угол салфетки, а на другой поставить тарелку. Тогда и рубашка, и штанишки малыша останутся чистыми после еды.

Посуда также должна соответствовать возрасту ребенка: десертная ложка с выемкой достаточной длины и глубины (слишком плоская ложка не годится); тарелка для первого достаточной глубины (наполнять ее следует до внутреннего ободка); тарелка для второго блюда с высокими краями или широкое блюдце, но не миска; чашка (бокал) с прямыми стенками.

Имеет значение и сервировка стола. На стол стелят скатерть или красивую клеенку, ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоятельно), бумажные салфетки (ребенок будет сам вытирать подбородок, губы), красивую детскую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит. Очень скоро он начнет узнавать свою тарелку, свою чашку, свою ложку. А они действительно должны быть только его — это требование гигиены раннего детства.

Любовь Николаевна Павлова
"Практическая энциклопедия раннего развития"
Статья предоставлена издательством "РОСМЭН"
РОСМЭН
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Учим ребенка пользоваться ложкой "

Вы не авторизованы.

Извините, конечно, уважаемый автор, но вы не пробовали учить ребёнка ходить? Показывать ему, как передвигать ноги, двигать его ножки своими руками? Нет? Странно! Рекомендованными вам действиями можно добиться лишь отвращения ребёнка, причём на длительное время! Мой старший сын в возрасте 1г. 1 мес. просто выхватил у меня ложку из рук и не позволял к ней прикоснуться в течение месяца. пока самостоятельно осваивал процесс. С тех пор ест сам. Ну, грязно было. Ну, супом чуть подольше я кормила. А младший - можете не верить! - попробовал есть ложкой сам в 5,5 мес - мисочка с кашей старшего стояла рядом с его креслицем, чуть сбоку, ему было очень удобно сгибать-разгибать руку в этом направлении, он и не растерялся - ввёл сам себе первый прикорм! Конечно, я потом его сама кормила, тоже где-то до года-года и двух, но уж показывать ему, как ртом брать пищу с ложки мне точно не приходилось!
2008-04-30, Виктория
Ох, вот все ругаются, а я прочитала и подумала: жаль, что эта статья мне раньше не попалась на глаза. Мой ребенок с 9 мес ел ложкой сам, а потом перестал. Думаю, это я сделала большую ошибку в какой-то момент, даже не помню, когда именно - мне было проще, и, главное - быстрее - накормить его самой. У него был сильный недобор веса, и я начала его "пичкать", хотя помню из своего детства, как это ужасно((( но врачи не могли найти причину малого веса и я, нервничая, стала кормить его сама.
Сейчас ему 2,7, вес нормализовался более или менее, но он НЕ ХОЧЕТ есть сам. И делает это вполне осознанно уже. Говорит - мама, корми меня. И все. Сам может съесть только что-то очень вкусное и любимое. Честно говоря, это ужасно. Жду сада.
2009-07-09, my
Где же такие дети, которые позволят себя так учить? Можно скакать перед малышом сколько хочешь, но пока он сам не захочет ложку брать, вы его не выдрессируете. Моя подруга учила ребенка ОЧЕНЬ долго,в результате год трепала себе и ребенку нервы. Пошел в сад и начал есть через неделю сам. Мой сынишка(11 месяцев) с удовольствием кладет себе ложку в рот, но зачерпывать ложкой из тарелки не хочет. Если я возьму его руку и попытаюсь его"учить" он швырнет ложкой в меня и "скажет"ОЧЕНЬ громко все что думает.
2008-05-01, Юля
Краткое техническое руководство по использованию кухонных приборов. Пошаговая инструкция "Как надрессировать ребенка".
Шаг 1. Набираем в ложку еду;
Шаг 2. Складываем губы трубочкой.
Умора! Особенно меня позабавила фраза "чтобы к полутора годам он мог самостоятельно есть первое и второе блюда."
А вообще примерно таким же казенным языком написана книга "Служебное собаководство".
2008-04-30, Еленушка
Я согласно только с тем, что: ребенок должен присутствовать при трапезе взрослых; должна быть отдельная удобная посуда и красиво сервированный стол. А остальное - индивидуальность каждого ребенка. Предложенная в статье методика подходит слаборазвитым детям или с отклонениями. А в целом - умно.
2008-05-07, МамаОли
бредятина редкостная... Интересно, почему некоторые взрослые детей (т.е. в конечном итоге самих себя!!) идиотами считают???????
2008-04-30, Коллекционер Жизни
Поделитесь:

30.04.2008
Обновлено 31.05.2019
Близкие по теме статьи
А ваш ребенок в 3 года одевается самостоятельно и режет салат?
А ваш ребенок в 3 года одевается самостоятельно и режет салат?
Как научить ребенка одеваться и помогать на кухне с помощью системы Монтессори
Как научить писать ребенка-левшу
Как научить писать ребенка-левшу
Подготовка ребенка к школе. Как правильно писать левой рукой
Ребенок отказывается от еды: что делать? 12 шагов
Ребенок отказывается от еды: что делать? 12 шагов
Учим питаться по правилам: советы родителям
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!