Телесно-ориентированные игры с младенцем

Помогаем ребенку познать окружающий мир через движения собственного тела и манипуляции с различными предметами.

Полезность: 3,5 из 5 Интересность: 3,7 из 5 (111 оценок)

К сожалению, немногим родителям под силу нанять для своего малыша психолога — специалиста по развитию младенцев. Приходится идти путем проб и ошибок. Данная методика содержит комплекс рекомендаций по эмоциональному и телесно-двигательному развитию ребенка от 0 до 12 месяцев и предназначена для мам и пап, понимающих, что они представляют собой центр, вокруг которого еще много лет будет строиться жизнь их малыша.

Развитие ребенка до года

Каким же образом лучше всего организовать общение с ребенком, чтобы с первых же месяцев его жизни он не испытывал недостатка в любви и хорошо развивался физически?

Прежде всего, ждущим ребенка маме и папе, нужно знать, что удовлетворять базовые потребности младенца необходимо начинать уже в период его внутриутробной жизни. Движения тела у плода начинаются с третьего месяца беременности, а на седьмом месяце появляются многочисленные двигательные реакции.

В моменты появления этих реакций или для того, чтобы их вызвать, маме и папе достаточно ласково заговорить с ребенком, посылая ему положительные эмоциональные импульсы. Если мама вместо того, чтобы испытывать блаженство в периоды двигательной активности плода, испытывает раздражение или тревогу, эти же эмоции испытывает и будущий ребенок. Впоследствии у таких детей двигательная активность сочетается с нарастанием агрессии и раздражения, они также не склонны испытывать простой "мышечной радости" от самого процесса движения.

Еще хуже, если мать никак не реагирует на движения плода, оставаясь равнодушной. Ребенок может родиться вялым и необщительным. Поэтому каждый толчок плода необходимо расценивать как призыв пообщаться, отвечая радостными приветствиями. К семи месяцам можно включать плавную музыку (плод уже все слышит) и танцевать, выполняя грациозные движения.


На протяжении всей внутриутробной жизни, детства и до начала полового созревания развитие организма ребенка подчиняется следующим закономерностям:

  • верхние части тела (голова с прилегающими участками) опережают в своем развитии нижние,
  • участки тела, расположенные ближе к его центру, развиваются раньше периферических отделов, то есть конечностей.

В первую очередь новорожденный, выйдя при рождении из позы плода, начинает устанавливать контроль над движениями головы, за которым следует распрямление туловища.

С переменой "среды обитания" новорожденный лишился температурного равновесия. Когда младенец замерзает, по сигналам, идущим из центральной нервной системы, усиливается тонус туловища, шеи и конечностей, тело ребенка принимает типично согнутое положение. Чем заметнее снижается температура окружающей среды, тем выше напряжение мышц новорожденного, тем скорее он возвращается в позу плода. Но если родители начинают укутывать ребенка, туго пеленать, держать в жарком помещении, они оказывают ему медвежью услугу. Тонус мышц снижается, а поддержание его в нормальном состоянии — необходимое условие гармоничного физического и психического развития младенца.

Если ребенок замерз, необходимо взять его раздетым на руки, прижать к своему телу, после того, как он согреется, одеть младенца таким образом, чтобы ему не было жарко и он имел возможность свободно подвигать ручками и ножками. Ребенок сам отрегулирует температуру своего тела с помощью движений. К первому месяцу жизни младенец в позе "лежа на животе" поднимает подбородок, к двум месяцам поднимает грудь. В два-три месяца нужно класть ребенка на животик и, показывая игрушку, стимулировать движения мышц шеи, способствуя распрямлению тела младенца.


С первых дней жизни новорожденный способен фиксировать взгляд на лице матери на расстоянии 19 см от его лица, на третьей неделе жизни может копировать мимику взрослого, а с полутора месяцев фиксировать взгляд на глазах взрослого. Выражение лица, взгляд, интонация взрослого — это сигналы, на принятие которых рассчитаны органы чувств младенца. Поэтому очень важно, играя с ребенком, радостно улыбаться, разговаривать с ласковой интонацией, исполненной любовью.

В четыре месяца младенец способен садиться с посторонней помощью. Протестует, когда теряет взгляд взрослого. От четырех до шести месяцев к уже освоенным движениям необходимо добавлять переворот ребенка на бок и на животик (после шести месяцев — туда и обратно), вращение вокруг продольной оси, побуждать к ползанию на животе. Притягивая за руки, ненадолго усаживать ребенка, ставить на ножки, позволяя ему опираться о вертикальную поверхность, например, о стенку ванночки во время купания. Если занятия младенцу нравятся, он требует их продолжения: ищет зрительного контакта, хнычет, если взрослый собирается уходить.

К семи месяцам ребенок способен самостоятельно поддерживать сидячую позу. В восемь месяцев стоит с посторонней помощью. В девять месяцев стоит, держась за мебель, передвигается ползком. Важно побуждать ребенка ползать, сидеть и стоять. В этом возрасте дети с удовольствием повторяют действия, которые вызвали радостную реакцию взрослых.

В одиннадцать месяцев ребенок может ходить с посторонней помощью. В двенадцать месяцев самостоятельно поднимается и держится за опору. Появляются первые самостоятельные шаги. К этому времени у ребенка появляются соответствующие изгибы позвоночника: шейный — на втором и третьем месяце, грудной и поясничный — после того, как ребенок научится сидеть и стоять. В связи с этим период освоения ходьбы у разных детей различен: он колеблется от 9 до 15 месяцев. Родители могут корректировать развитие движений у ребенка, но не рекомендуется принуждать его стоять, ходить и особенно сидеть. Если ребенок не пошел к 15 месяцам, можно, встав, на верхнюю ступеньку лестницы, поощрять малыша проползти наверх (естественно, лестница должна быть невысокой, лучше использовать клеенчато-поролоновые модули).

Большое значение для гармоничного психического и физического развития младенца имеют, совместные с мамой и папой, занятия в бассейне. Известно большое количество случаев, когда дети учились плавать раньше, чем ходить.

Реклама

Способность к произвольным хватательным движениям кисти развивается позже, чем общие движения рук. В три месяца новорожденный пытается достать и схватить висящую над ним игрушку, но пока еще промахивается. Развивать хватательный рефлекс младенца нужно, давая ребенку в руки легкие игрушки и погремушки.

В народной поэзии существует множество прекрасных пестушек, потешек и песенок, которые, в сочетании с простыми ритмическими движениями, создают первые предпосылки для развития мелких движений руки младенца, знакомят его с основными частями своего тела, способствуют развитию навыков общения.

Таким образом, первый этап в осознании ребенком факта своего существования в мире, куда он совсем недавно попал, начинается через общение со взрослыми, которые, разговаривая с ним, играя в ласковые телесные игры, создают базу для его личностного развития. Познание младенцем окружающего мира через движения собственного тела и манипуляции с различными предметами — это начало его интеллектуального развития.

Дорогие мамы и папы! Надеюсь, что рекомендации, предлагаемые в этой статье, помогут вам сориентироваться и выделить приоритеты в развитии вашего новорожденного.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Ваша депрессия, возможно, не ваша
Как травмирующие события жизни влияют на следующие поколения
Почему ребенку нужно смотреть мультфильмы
В каком возрасте уже можно в кинотеатр?
Оставить комментарий к статье "Телесно-ориентированные игры с младенцем "

Вы не авторизованы.

Читая статью, просто удивляешься развитию(!!!), ну просто какие-то дети-вундеркинды, которые "в четыре месяца младенец способен садиться с посторонней помощью", а "к семи месяцам ребенок способен самостоятельно поддерживать сидячую позу"! Во-первых я еще НИГДЕ не встречала таких супер-малышей, которые в 4 месяца способен проделывать такие трюки, как здесь написано, если только их не посадить насильно, но в то же время вы пишете, что и насильно усаживать не рекомендуется. Моему ребенку уже 9-й месяц, но он еще самостоятельно сидеть с прямой спинкой не умеет, да и в 4 месяца он только научился головку поднимать лежа на животе! Выходит он отстает от такого "супер-развития", сказанного здесь???
Просто какой-то каламбур и сумятица, выхваченный по ходу дела из разных ссылок!
2003-03-06, Evgenia
Evgenia, вообще-то, указанные параметры моторного развития полностью соответствуют принятым нормам. Ребенок зачастую самостоятельно сидит уже в 6 месяцев, если его посадить. В семь-восемь - садится сам, это уже нижняя граница нормы. Вам стоит посетить невропатолога и массаж, думаю, ребенку не помешает. Возможно, какие-то препараты для ЦНС - глицин, аминалон...
Вы не пугайтесь, но озадачьтесь и полюбопытствуйте. Иным невропатологам начихать, что у них на участке делается, в этом случае стоит найти другого врача...
Удачи.
2003-03-17, ПГ
"В народной поэзии существует множество прекрасных пестушек, потешек и песенок, которые, в сочетании с простыми ритмическими движениями, создают первые предпосылки для развития мелких движений руки младенца, знакомят его с основными частями своего тела, способствуют развитию навыков общения".
Цель статьи - привлечь внимание к этой стороне взаимоотношений между взрослыми и ребенком и побудить читателей к общению с психологом на эту тему.


2001-07-16, Элла Прокофьева
... Израильская медицина, не на последнем месте в мире находится.
Так вот здесь считают, что ребенок сначала должен научиться переворачиваться, а затем самостоятельно сесть и это произойдет не раньше 6 месяцев. Что означает принуждать никого не надо, все сделает матушка природа. А массаж мы тоже делаем с 1,5 месяцев. Ребенку уже5,3 и поверьте, если ее посадить в ходунки, она побежит. Но у меня, слава богу, есть терпение и время.
2008-04-15, Ol'ga
Не понимаю вашего комментария. Создается впечатление что если ваш малыш не умеет, то и никакой другой не должен. Моему ребенку 3,5 месяца - он садится с посторонней помощью, лично я не вижу в этом ничего особенно сверхестественного. Замечу, что врачи не разрешают детям в таком возрасте сидеть, т.к. кости сформированы не до конца.
2008-03-07, Анубис
Ну зачем ребенка садить в 4 месяца ,если он сам еще не сидит ??? Ну а если сам садится в 4 месяца,что бывает не часто ,то ради бога пусть сидит !!!
Другой разговор можно посадить ребенка в 5.5-7 месяцев и м.б. ,если ребенок готов ,он будет сидеть, а потом и сам научится садиться.
2008-03-14, Анита
Моей дочери 6,5 месяцев, никаких массажей и особых занятий. она в 2 перевернулась на живот, в 4 на спину, в 5 сидела "как гвоздь", в 6 села, поползла и встала, теперь по кровати ходит по 10-15 минут без перерыва, но это не значит, что так должно быть у всех, все дети индивиуальны
2008-12-18, Дарья
Поделитесь:

11.08.2000
Обновлено 10.09.2019
Реклама
Статья дня
Ваша депрессия, возможно, не ваша
Ваша депрессия, возможно, не ваша
Как травмирующие события жизни влияют на следующие поколения
Близкие по теме статьи
Чтобы ребенок начал ползать: 17 игр и упражнений с рождения
Чтобы ребенок начал ползать: 17 игр и упражнений с рождения
Как научить ребенка ползать. Упражнения для ползания
Как играть с ребенком в 6 месяцев
Как играть с ребенком в 6 месяцев
В какие развивающие игры играть с ребенком? Предлагаем варианты
20 самых полезных развивающих игр для ребенка 1-2 лет
20 самых полезных развивающих игр для ребенка 1-2 лет
Как вырастить умного ребенка? Игры на внимание: прятки и игры с платочком
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!