Взять от школы только полезное, а все остальные предметы просто сдать на минимально допустимый балл — такой подход к учебе в старших классах приобретает все больше сторонников. Проще всего реализовать это на семейном обучении — вот один из примеров. Но и в обычной школе можно и нужно хорошо учиться далеко не по всем предметам, считает психолог Андрей Максимов. В помощь подросткам (которых называет разведчиками) он предлагает ГДЗ по математике или краткое содержание произведений по литературе.
![Какие предметы изучать, а какие — нет Какие предметы изучать, а какие — нет](https://img.7ya.ru/pub/img/23263/thinkstockphotos-178406521.jpg)
Всех разведчиков можно разделить на две неравные группы.
Те, кто нашел свое призвание.
Те, кому не удалось это сделать, и тогда в одиннадцатом классе они начинают в панике искать уже не призвание, а институт.
О том, как искать и находить призвание, мы уже говорили. Здесь же скажем, что в школе, во всяком случае в средних и тем более в старших классах, относиться одинаково ко всем предметам невозможно, да и не нужно. В старших классах любознательность должна распространяться на те дисциплины, которые необходимы вам для реализации своего призвания.
Какие предметы изучать, а какие — нет
Надо вообще очень хорошо понимать главное. Вы учитесь только для того, чтобы обрести знания, которые помогут вам найти и реализовать свое призвание. Никакой иной цели у образования нет.
Простой пример.
Вы можете купить решебник, в котором можно найти решение любых задач. Или списать решение с сайта ГДЗ — готовых домашних заданий. Также в интернете вы запросто прочитаете краткое содержание всех произведений, которые проходят по литературе. Можно не читать "Капитанскую дочку" целиком и получить пятерку.
Можно всем этим пользоваться или нет? Можно и нужно. Но при одном условии.
Скажем, вы решили стать математиком. Тогда вы не имеете права пользоваться решебником. Вы должны сами научиться решать задачи. Однако если вы не прочтете какое-нибудь произведение и получите пятерку, прочитав краткое содержание, не вижу большой беды. Но, в принципе, я бы всем советовал хотя бы попробовать почитать. Вдруг это занятие покажется вам интересным?
Итак. Ученики средних и особенно старших классов имеют полное право принципиально по-разному относиться к изучению тех предметов, которые нужны им для реализации призвания, и к прочим.
Первые вы учите для себя, для своей дальнейшей жизни. И тут должны быть включены вся ваша любознательность, все ваши силы и умения.
Вторые — для учителей. Проблемы с этими предметами надо решить как можно быстрее, чтобы оставались время и силы для изучения тех наук, которые вам необходимы в жизни.
Гармонично развитая личность — это миф
И прошу вас: не верьте тем, кто будет вам рассказывать про некую "гармонично развитую личность" (человека, который одинаково хорошо знает все науки), которую из вас якобы растят.
Да, в мировой истории такие люди были. Тот же Леонардо да Винчи или Ломоносов. Но в основном историю творили люди гармонично недоразвитые. Из 29 выпускников Царскосельского лицея Пушкин был лишь на 26-м месте по успеваемости — ему с трудом давались точные науки. Едва ли не двоечником был в школе Альберт Эйнштейн — учеба из-под палки давалась ему с трудом. По той же причине плохо успевал в школе великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци. Очень плохо учился в школе и великий Стив Джобс.
Но! Эти и большинство других великих людей, чья деятельность повлияла на развитие человечества, не были лентяями и бездельниками. Они с юности знали, чем хотят заниматься, и все свои силы, умения, время, мысли отдавали любимому делу.
В сегодняшнем мире побеждают не те, кто знает обо всем понемножку, а упорные люди, определившие свое призвание и делающие все для его реализации.
![Гармонично развитая личность — это миф Гармонично развитая личность — это миф](https://img.7ya.ru/pub/img/23263/thinkstockphotos-491746834.jpg)
Чему можно научиться в школе кроме математики и истории
Скажем честно: современная школа не всегда может дать вам те знания, которые необходимы для реализации призвания. Нередко приходится получать их дополнительно. Это не очень хорошая новость.
Хорошая новость заключается в том, что в нашей школе можно научиться тому, чему она, казалось бы, не учит.
Например. Может ли учитель быть несправедлив? Увы. Но если к любому неприятному событию подходить не с вопросом "За что?", а с вопросом "Зачем?", то общение с несправедливым учителем — это не просто "ужас, ужас". А урок того, как общаться с несправедливыми людьми. Уверяю вас, если вы приобретете этот навык, он вам очень пригодится в жизни.
Могут ли возникать конфликты с одноклассниками? Разумеется. Опять же, можно страдать, а можно учиться разрешать подобные конфликты. Опять же — урок, и опять же — важный.
Школа может преподать очень много именно человеческих уроков, если относиться к проблемам, которые возникают в ней, не как к поводу для печали, а как к возможности получить некий опыт, который потом пригодится в жизни.