Школьные оценки устарели: 4 аргумента против оценок

Почему оценка — враг современного образования

"Оценки — отличный способ заставить детей учиться". Это правило прекрасно работало сотни лет. Да и сейчас правильный ответ школьника на вопрос: "Как учишься?" — "На пятерки!". Но все больше экспертов считают, что оценки — дело архаичное, и они работают совсем не на то, чтобы молодой человек был заинтересован получать знания. Вот мнение Дмитрия Волошина, в недавнем прошлом директора департамента исследований и образования Mail.Ru Group, создателя образовательной платформы Otus.

Доказательства того, что оценки не нужны

Доказательства того, что оценки не нужны

Вот какие четыре аргумента против оценок приводит Дмитрий.

  1. Школьные оценки провоцируют конфликт. Современная оценка — это лишь возможность сравнить Васю с Петей. Зачем нужна соревновательность в школе? Чтобы Петя считал себя хуже Васи? А может, ему просто по-другому материал нужно подавать, давать больше времени на размышление, и он тоже станет получать хорошие оценки? Волошин убежден, что современной школе нужно не соперничество, а сотрудничество.
  2. Оценка создает эталон там, где его нет. Цель балльной системы оценивания — проверить школьника на соответствие стандарту. Не важно, 4 у него балла из 5 или 8 из 12 — это все равно определенный процент соответствия эталону. То есть балльная система подразумевает наличие некоего идеального варианта выполнения задания, к которому нужно стремиться.

Стоит ли говорить, что такая система совершенно непригодна для оценивания творческих работ? Не существует эталонного исторического эссе, сочинения по литературе или даже исследования в области фундаментальной физики. В основе всего этого лежит креативная мысль, а эталонной креативности не бывает.

  1. Оценки — повод для прогулов. Оценки вызывают желание их не получать. За двойки родители ругают сильнее, чем хвалят за пятерки. И здесь работает элементарная логика: если есть вероятность написать работу и получить за нее два, то лучше уж вообще не писать. Вот мы и получаем "воспаление хитрости" перед каждой контрольной.

Страх быть наказанным за плохую оценку — вот главный стимул прогулять. А не хорошая погода за окном.

Возможно, готовясь отругать ребенка за тройку, стоит лишний раз задуматься, зачем он ходит в школу. За пятерками или за знаниями? А это — разные вещи. Для кого-то и четверка — хорошая оценка (например, человек долго болел и наверстывает упущенное), а для кого-то и пятерки мало — если человек щелкает олимпиадные задачи как семечки.

  1. Оценки не учат ошибаться. Наконец, в оценках заложена гораздо более серьезная проблема, чем прогулы. У нас лучшим считается тот ученик, который не ошибается.

Школа наказывает за ошибки. По мнению Дмитрия Волошина, это создает фундаментальное противоречие идеи обучения как такового:

— Для того чтобы обучиться, вам нужно ошибаться, не бывает по-другому. Студент или школьник написал работу, скинул преподавателю. Тот отвечает: "Хорошо написали, знаю даже, откуда скатали. Но вот тут, тут и тут я бы сделал так". И именно так человек учится. А школа у нас все одиннадцать лет выбивает малейшее право на ошибку. Потом человек приходит в вуз, и выясняет, что облажаться — это абсолютно нормально.

Получится ли заставить детей учиться без оценок?

Получится ли заставить детей учиться без оценок?

Вот что говорит Татьяна Балебанова, учитель физики, лауреат образовательных премий, основатель Межшкольного центра изучения астрономии:

— Мне кажется, что совсем отменить оценки в школе пока нельзя. Какими бы интересными уроки ни были, мотивировать детей учиться довольно трудно. Только из-за того, что им нравится урок, заниматься будут далеко не все.

Конечно, лучше, чтобы система поощряла, а не наказывала. Потому что сейчас если отличник выполняет все задания хорошо, он со временем привыкает и не чувствует никакой отдачи. Он постепенно перестает серьезно подходить к учебе.

Если отменять оценки, надо вводить какую-то систему поощрения. Но с этим есть сложности, так как дети сейчас все более меркантильны. В хорошем смысле. Они понимают свою выгоду, умеют ее оценивать. Получается, нужны дополнительные возможности. Например, участие в интересных поездках, экскурсиях, других мероприятиях.

Нынешнюю систему оценок можно изменить так, чтобы она не была травмирующим и отвращающим от учебы фактором. Например, сделать гибкую систему пересдач. Если школьник будет знать, что контрольная — не единственная попытка, он не будет так бояться двойки. Более того, это дает возможность разобрать ошибки, проработать их и понять материал лучше. Я стараюсь всегда давать возможность исправить оценку. Но это не предусмотрено существующей системой.

Как без оценок родителю понять, успевает ли ребенок?

— Избавиться от оценок очень просто, — Дмитрий Волошин предлагает свой вариант взамен оценок. — Например, у вас есть предмет, который изучают нескольких лет. Год состоит из четвертей, четверть — из недель. На каждой неделе есть одно контрольное мероприятие. И оценивается — сдал/не сдал. Либо прошли, либо не прошли. И это логично — пока не прошел "А", нет смысла изучать "Б".

В этом случае родителям и учителям легко контролировать, на каком участке образовательной траектории находится ребенок. Способный по этому предмету ученик может пробежать все быстро вперед и сдать программу за одну четверть. А другой может на ее освоение потратить весь год — в комфортном для себя режиме.

— Когда мы пытаемся заставить всех учиться с одной скоростью, я вижу в этом что-то странное, потому что люди не одинаковы по природе своей, — объясняет Волошин. — А чтобы понять, хорошо ли ваш ребенок учится, лучше расспросите его, что он узнал в школе.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Что будет, если перестать есть сахар
10 болезней, которые отступят, если отказаться от сладкого
Оставить комментарий к статье "Школьные оценки устарели: 4 аргумента против оценок"

Вы не авторизованы.

у нас тоже много школ работают в две смены, но кто хочет тот работает, а кто не хочет найдет отговорку (кажется это твои слова)
да, писанины сейчас тьма, реально много времени отнимает, но что делать? сейчас на каждый чих бумажка, правовое государство, госзаказ выполняем. должны отчитываться - "А куда деньги дел? Дак голубей купил!"
обожаю этот фильм))))
про зарплаты) оклад после повышения у меня 11 с копейками)))) такие оклады в нашем городе у учителей)
от оклада считают все часы, плюс внеурочка, плюс классное руководство
но в каждой школе есть еще стимулирующий фонд
вот в прошлом месяце я дала открытый урок, моя девочка заняла первое место на олимпиаде, мои дети выступили на конкурсе (даже двух) мне подкинули денежек, еще я замещала в соседнем классе несколько уроков. тоже оплатили
именно у нас в лицее есть лицейская надбавка 15%
на круг у меня выходит чуть больше 20 в месяц, ну это когда есть результаты
Если результатов нет, то максимум у меня было б тыс 13, такие зарплаты в нашем городе) выживаем) молодежь в школы не идет, работы много, денег мало, текучка огромная в школах, вакансий много, особенно математиков, англичан, физиков, химиков, а те кто есть в основном преподают по новому - ищите дети сами материал, завтра тест. и плевать им - усвоил или нет ребенок, на репетиторстве больше заработают

Чем наша школа отличается от обычной? Администрацией)
Именно лицейские классы у нас с 5 начинаются, поступают по результатам вступительных экзаменов, классы профильные, есть дополнительные занятия по профильным предметам
в началку берут всех)
именно у нас нет опции - прописка, те может учится ребенок из любой точки области (т.к. интернат)
первоочередное право поступления имеют дети из семей многодетных, неполных, находящихся в тжс и пр. поэтому хватает действительно неблагополучных деток, но и с ними работаем, но все проходят отбор в среднее звено, т.е. даже если учился у нас в нач. кл. имеешь льготы, но не сдал вступительные экзамены - в лицей не возьмут!
и родители подписывают соответствующие договоры при поступлении
Но, понятное дело, началка работает на результат, основная масса наших детей спокойно поступают в лицей и нормально учатся там
Но требования к качеству знаний( в началке) выше, чем в обычных школах, в локальном акте четко прописано за что ставится 5, ср балл не менее 4.8
мы больше пишем тестовых работ, причем тесты развернутые, усложненные
у нас больше внеурочных занятий, кружков, но опять же обязательная продленка, есть много музыкальных занятий, на инструментах учат играть, хор, народники, театральная студия, много дополнительных физкультурных кружков, плюс лфк
К нам в школу попасть сложно, знаю семьи, где развод оформили, только чтобы взяли, ну и конечно есть блатные) весь департамент у нас и образования и медицины), властьдержащие тоже своих детей\внуков к нам

но, как я уже говорила. мы учим по старинке) да, понятно, что всякие новшества нас не обошли, но мы продолжаем действительно УЧИТЬ детей, администрация у нас суровая) как в других школах - ваш ребенок не усвоил тему, работайте над этим - у нас не получится
не усвоил - значит работает учитель
именно поэтому у нас очередь из желающих
своего личного мальчика тоже буду пробовать в 5 класс, тк в той школе где он сейчас среднее звено провальное, надеюсь сдаст вступительные) планируем физматкласс
2018-03-17, Свет-ОК
т.е. тут в кружках достижения ( читай оценки) важны?
для удовольствия никак нельзя?
вы же на со учитесь с удовольствием и вам не важны оценки, так и нам важно удовольствие)
достижения - здоровье! ребенок крепче стал
для меня физкультура это важно, а вот спорт и достижения - вредно
это мой личный критерий) имею право)
спорт и зож мало совместимы
мои знакомые прекрасно совмещают и учебу в школе и кружки, и у каждого младшешкольника их много, да, часто бросают, тк чувствуют - не его, но попробовать то надо
но тут может круг знакомых имеет роль?
мои знакомые так же как и я, люди не амбициозные) нам важен процесс, удовольствие от процесса, а не зацикленность на результатах (оценках)
о серьезности уровня 9летки судить не могу) завтра ему может еще чем захочется заниматься) пока пусть удовольствие получает и узнает где ему больше нравится

учитель у нас самая обыкновенная) тебе бы вряд ли понравилась) без регалий, без амбиций, спокойно позволяющая каждому развиваться в своем темпе, она не работает на рейтинг, ей плевать на современные тенденции, не грузит родителей всякими проектами долбанутыми (простите за выражение)))), но отрабатывает каждую тему конкретно, я вижу ее работу и мне нравится, я вижу систему, базу
именно это мне и надо было
а для дополнительного всегда есть кружки, интернет
вот был у нас момент с английским, учитель молоденькая, ребенок не понимал ее, подключилась я, взяли неск уроков проф репетитора, ребенок спокойно разобрался, сейчас вполне успешно идет по программе, а дополнительно занимается с сестренкой, она пошла учится в пед на учителя анг, вот ходит на моем практикуется) ей нравится, ему нравится)
серьезный или нет уровень, пока говорить рано, пока получает удовольствие)
а с 5 класса пойдет на спецкурс английского, его уже прошли неск знакомых детей, в тч и та самая сестренка, результат всем нравится, вот и тогда будет уровень серьезный

понимаешь, тут все зависит от семьи, каждому надо свое, и каждым волен выбирать то что ему нравится
есть и такие кому нравится часами на диване валяться - их право)
2018-03-18, Свет-ОК
Начнем с классиков нашей педагогики:

"Однажды Д.Б.Эльконин произнес меткую фразу, которая распространилась как афоризм: “Отметка есть нацеленная в лоб ребенку винтовка”.
А В.А.Сухомлинский писал: “Я всегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными отметками – этот психоз рождается в семье и захватывает, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае мирятся с четверками, и несчастный школьник, получая тройку, чувствует себя чуть ли не преступником”.
Но ведь большинство из нас уверены в том, что отметки создают мотив учения: “Дети сами хотят отметок!”
– Да, после того, как мы сами их пристрастили к ним. Наркоман тоже хочет наркотика, не мыслит своей жизни без услаждающих и отравляющих веществ, – отвечает Шалва Амонашвили. – И еще мы лукавим вот в чем: дети хотят не любых отметок, а только положительных, лучше всего – пятерок. Но мы-то придумали для них не только пятерки! И дети добывают их всякими средствами: хитроумными шпаргалками, замаскированными формами списывания, изощренными подсказками. А грубость учителя, его силовое воздействие ради того, чтобы совершить самое святое – с точностью аптекаря оценить знания ребенка отметкой! Все это – кровное достояние авторитарно-императивного педагогического процесса, который держится, так сказать, на вооруженной силе. Иначе как ему обеспечить спокойствие и повиновение в своей империи, как принудить учеников учиться усердно, не шалить, не хулиганить, не мешать? А вот так – испытанными еще средневековой иезуитской школой двойками, тройками, единицами, которые охраняют процесс обучения от учеников, готовых каждую минуту уклониться от учения, от знаний.
Отметки не учебу детей стимулируют – они охраняют власть учителя. Они так и были задуманы – они сменили множество изощренных форм физического и нравственного наказания учеников в школах средневековья, но не для того, чтобы изгнать из школы физическое наказание вообще, а только для того, чтобы перенести часть этого дела и на родителей. "
2018-03-14, spravedlivaya
Лен, в тебе перфекционист сидит)
я давно в себе это изжила)
жить мешало, точнее наслаждаться жизнью, ценить ее вот здесь и сейчас, а не вечная гонка за достижениями)
именно поэтому ты и пытаешься устроить революцию в образовании)
но вот посмотри, на этом ресурсе сидят очень заинтересованные в своих детях родители, и практически все тебе говорят - отстань со своими реформами, дай спокойно жить
а что будет если в массы выйти?)
затопчут)
люди устали от реформ, тем более за свой счет) а все революции и реформы всегда за счет обывателей)
а ты предлагаешь людям, которые свой кусок чаще всего реально с потом зарабатывают - займитесь еще и образованием своих детей!

у тебя явно перспективы для твоих детей не те, что для основной массы населения
в моем классе в основном дети из малообеспеченных семей, какие секции и кружки им? в музыкалку и то многие не хотят водить - дорого! какой уровень они им смогут дать на со? какие репетиторы? или ты предлагаешь этим родителям сначала самим освоить программу? а потом учить своих детей? и нести ответственность за уровень качества?
хахаха, пошлют тебе они, русским матерным, как своих детей посылают, которых мы и учим у нас в интернате, и пытаемся хоть их выдернуть из той среды, не дать скатиться. дать удочку

сними розовые очки, на со пойдут или те кто имеет много денег и амбиций, или те, кто имеет детей с особенностями развития, остальным оно совершенно не нужно

а твои постоянные наскоки на школу и расхваливание со мне лично подозрительны)
похоже что ты оправдываешься перед самой собой
пытаешься себе же доказать что выбрала верный путь
а может надоели косые взгляды, а они думаю есть) , у нас тут на таких да, косятся - чего это они дома занимаются, наверное дети ненормальные ( это мягко еще сказала, обычно другие эпитеты применяют), раз в школу не ходят, значит на голову больные)
может ты тут пытаешься доказать, что дети не "на голову больные"? так мы верим! я видела работы твоего мальчика, верю что он талантлив, радуюсь что у вас получается
но сама так не хочу)
2018-03-18, Свет-ОК
То есть, то что Моцарт играл на инструменте не обозначает, что он играл? )))) Любое творчество - это игра, эксперимент. Игра на инструменте - это удовольствие и развлечение . Если не ставить оценки за нее...
Был бы гений, если бы ему сказали, что на пятерку он играет и этого достаточно? Это к вопросу по теме.

Этот ребенок просто не мог не играть, не заниматься музыкой прежде всего для себя:
"Этому способствовал случай: в июле Леопольд тяжело заболел, и для того, чтобы содержать его в покое, в августе семья переехала в дом в сельской местности в Челси. Вольфгангу было запрещено играть на клавире, чтобы не тревожить отца. Не имея возможности заниматься игрой на инструменте, Вольфганг проводил больше времени за сочинением музыки."

Это и есть настоящая игра и творчество!
Мои тоже играют музыкальными инструментами, играют рисуя, играют в театр, играют, сочиняя сказки, играют в математические игры, стоят корабли и замки. Это самый лучший способ учиться!
Если бы Вы знали, сколько во время игры у них проявляется трудолюбия, таланта. Не как у взрослых. Больше!
Когда я пишу, что мои рисуют сами, это не значит, что это бывает от случая к случаю и как либо сравнимо со школьным уровнем, тем более как то слабее. Сын реально пишет по 12 часов в неделю в мастерской маслом. Было бы больше времени, работал бы больше... Но хочется и того, и другого, и третьего! И требования к себе и педагогам всё выше. Этот ребенок на станции юных техников уговаривает педагога делать большую детализацию у кораблей, упрашивает разрешить заниматься еще и с другими группами, приходит домой и ищет информацию по кораблям, по техникам, по картинам. Этот ребенок, готовясь к соревнованиям, встает в шесть утра и до двухчасовой тренировки бегает в метель. Эти дети рисуют декорации, делают кукол, разучивают пьесы на пианино и дарят спектакль по Шекспиру на день рождения сестренки в секрете от нас.
И мои не уникальны. С другими детьми я тоже занимаюсь и вижу как они раскрываются.
2018-03-18, spravedlivaya
Все споры про оценки, домашние задания, используемые учебники и т.п. становятся бессмысленными, если мы принимаем концепцию образования, которую рекомендуют эксперты из образовательной среды. Бунимович, Давидович, Ковальджи и т.п. люди.

А именно - все это инструмент в руках учителя. Учителю нужно доверять использовать инструменты на свое усмотрение. Ведь дети, школы, классы в них, сами учителя разные. Глупо навязывать что-то общее там, где нужна дифференциация. В центр процесса образования надо поставить учителя и ученика. Ученику дать возможность выбрать школу и учителя, а учителю дать возможность выбрать методики и инструменты преподавания и контроля. Потом учителю надо помочь, предложив ему варианты повышения квалификации и различные материальные вещи типа интерактивных досок, компьютерных программ, систем тестирования и т.п.. Разные. А уж что ему нужно должен выбрать сам учитель. Потом нужно заплатить учителю достойные деньги, создать в школе систему контроля за дисциплиной, дать учителю нормальный рабочий график без перегрузок. И дать ему время. Все.

Дальше уже можно спрашивать с него результат. Но! Не как это делается сейчас - куча ежедневных отчетов, куча странных рейтингов, куча ненужных пустых семинаров и т.п. Результат надо измерять редко. Раз в год. Но строго. А весь текущий контроль отдать завучу, наделив его реальными инструментами контроля и влияния на результат. И родителям, разработав систему обратной связи.

Тогда будут появляться и авторские школы. И школы без домашних заданий. И инженерные школы. И новые школы, а не одна Новая школа (рекомендую сходить туда на экскурсию, кстати). И найти школу под свои потребности будет проще.
2018-03-15, Похожий случай
эта система всегда была)
правда раньше гораздо строже к этому относились, а сейчас, со всеми этими реформами и реформаторами, которые в глаза ни детей ни школы не видели, эта система разваливается
Но мои дети учились и учатся именно у таких учителей, и я тоже преподаю в школе по "старинке")
Мои ученики знают, что если записано - выучить (правило, стишок или еще чего) значит надо выучить! и спрошу всех! не отсидится ни один!
если получил два за нерадивость, это не значит что можно сложить лапки и спать спокойно - заставлю выучить!
другой вопрос, если ребенок не понял или не смог сделать работу, тогда, да, буду объяснять, долбить, но рано или поздно дойдет
есть дети, которые шли не в темпе всего класса по отдельным предметам или темам, постепенно догнали, некоторые перегнали
система зачетов и отработок у меня со второго класса, ребенок может и сам, если недоволен той же 4, пересдать блок. есть такие дети, им хочется знать все на пять, почему же не помочь?
А есть такие кого и три устраивает) но меня не устраивает такой подход) значит промываю мозг в направлении - сегодня надо лучше чем вчера, а завтра лучше чем сегодня!
И оценки для меня, детей и родителей это просто маркеры, маячки - блок сдан на повышенный или только на базовый уровень
вот только вчера проверяла контрольные, двоек нет, для меня уже победа, но есть одна тройка, которая для меня поражение и еще есть три четверки, которыми я не довольна, а одна четверка просто супер победа! и да, есть и тройки, четверки и пятерки которые я предвидела, уровень детей то знаю
и нет проблемы в оценках, если к ним относится именно как к маячкам
2018-03-17, Свет-ОК
Поделитесь:

14.03.2018
Обновлено 27.08.2018
Реклама
Статья дня
Что будет, если перестать есть сахар
Что будет, если перестать есть сахар
10 болезней, которые отступят, если отказаться от сладкого
Близкие по теме статьи
Переходим на семейное обучение. Ждать ли проблем с общением?
Переходим на семейное обучение. Ждать ли проблем с общением?
Что такое социализация детей и при чем тут школа
Что плохого в школьных оценках
Что плохого в школьных оценках
Как пятерки и двойки мешают учебе и помогают растить лентяев
Почему оценки в школе пора отменить: 5 причин
Почему оценки в школе пора отменить: 5 причин
Как оценки учат врать, снижают мотивацию, убивают любознательность
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!