Содержание:

"Оценки — отличный способ заставить детей учиться". Это правило прекрасно работало сотни лет. Да и сейчас правильный ответ школьника на вопрос: "Как учишься?" — "На пятерки!". Но все больше экспертов считают, что оценки — дело архаичное, и они работают совсем не на то, чтобы молодой человек был заинтересован получать знания. Вот мнение Дмитрия Волошина, в недавнем прошлом директора департамента исследований и образования Mail.Ru Group, создателя образовательной платформы Otus.

Доказательства того, что оценки не нужны

К содержанию

Доказательства того, что оценки не нужны

Вот какие четыре аргумента против оценок приводит Дмитрий.

  1. Школьные оценки провоцируют конфликт. Современная оценка — это лишь возможность сравнить Васю с Петей. Зачем нужна соревновательность в школе? Чтобы Петя считал себя хуже Васи? А может, ему просто по-другому материал нужно подавать, давать больше времени на размышление, и он тоже станет получать хорошие оценки? Волошин убежден, что современной школе нужно не соперничество, а сотрудничество.
  2. Оценка создает эталон там, где его нет. Цель балльной системы оценивания — проверить школьника на соответствие стандарту. Не важно, 4 у него балла из 5 или 8 из 12 — это все равно определенный процент соответствия эталону. То есть балльная система подразумевает наличие некоего идеального варианта выполнения задания, к которому нужно стремиться.

Стоит ли говорить, что такая система совершенно непригодна для оценивания творческих работ? Не существует эталонного исторического эссе, сочинения по литературе или даже исследования в области фундаментальной физики. В основе всего этого лежит креативная мысль, а эталонной креативности не бывает.

  1. Оценки — повод для прогулов. Оценки вызывают желание их не получать. За двойки родители ругают сильнее, чем хвалят за пятерки. И здесь работает элементарная логика: если есть вероятность написать работу и получить за нее два, то лучше уж вообще не писать. Вот мы и получаем "воспаление хитрости" перед каждой контрольной.

Страх быть наказанным за плохую оценку — вот главный стимул прогулять. А не хорошая погода за окном.

Возможно, готовясь отругать ребенка за тройку, стоит лишний раз задуматься, зачем он ходит в школу. За пятерками или за знаниями? А это — разные вещи. Для кого-то и четверка — хорошая оценка (например, человек долго болел и наверстывает упущенное), а для кого-то и пятерки мало — если человек щелкает олимпиадные задачи как семечки.

  1. Оценки не учат ошибаться. Наконец, в оценках заложена гораздо более серьезная проблема, чем прогулы. У нас лучшим считается тот ученик, который не ошибается.

Школа наказывает за ошибки. По мнению Дмитрия Волошина, это создает фундаментальное противоречие идеи обучения как такового:

— Для того чтобы обучиться, вам нужно ошибаться, не бывает по-другому. Студент или школьник написал работу, скинул преподавателю. Тот отвечает: "Хорошо написали, знаю даже, откуда скатали. Но вот тут, тут и тут я бы сделал так". И именно так человек учится. А школа у нас все одиннадцать лет выбивает малейшее право на ошибку. Потом человек приходит в вуз, и выясняет, что облажаться — это абсолютно нормально.

Получится ли заставить детей учиться без оценок?

К содержанию

Получится ли заставить детей учиться без оценок?

Вот что говорит Татьяна Балебанова, учитель физики, лауреат образовательных премий, основатель Межшкольного центра изучения астрономии:

— Мне кажется, что совсем отменить оценки в школе пока нельзя. Какими бы интересными уроки ни были, мотивировать детей учиться довольно трудно. Только из-за того, что им нравится урок, заниматься будут далеко не все.

Конечно, лучше, чтобы система поощряла, а не наказывала. Потому что сейчас если отличник выполняет все задания хорошо, он со временем привыкает и не чувствует никакой отдачи. Он постепенно перестает серьезно подходить к учебе.

Если отменять оценки, надо вводить какую-то систему поощрения. Но с этим есть сложности, так как дети сейчас все более меркантильны. В хорошем смысле. Они понимают свою выгоду, умеют ее оценивать. Получается, нужны дополнительные возможности. Например, участие в интересных поездках, экскурсиях, других мероприятиях.

Нынешнюю систему оценок можно изменить так, чтобы она не была травмирующим и отвращающим от учебы фактором. Например, сделать гибкую систему пересдач. Если школьник будет знать, что контрольная — не единственная попытка, он не будет так бояться двойки. Более того, это дает возможность разобрать ошибки, проработать их и понять материал лучше. Я стараюсь всегда давать возможность исправить оценку. Но это не предусмотрено существующей системой.

К содержанию

Как без оценок родителю понять, успевает ли ребенок?

— Избавиться от оценок очень просто, — Дмитрий Волошин предлагает свой вариант взамен оценок. — Например, у вас есть предмет, который изучают нескольких лет. Год состоит из четвертей, четверть — из недель. На каждой неделе есть одно контрольное мероприятие. И оценивается — сдал/не сдал. Либо прошли, либо не прошли. И это логично — пока не прошел "А", нет смысла изучать "Б".

В этом случае родителям и учителям легко контролировать, на каком участке образовательной траектории находится ребенок. Способный по этому предмету ученик может пробежать все быстро вперед и сдать программу за одну четверть. А другой может на ее освоение потратить весь год — в комфортном для себя режиме.

— Когда мы пытаемся заставить всех учиться с одной скоростью, я вижу в этом что-то странное, потому что люди не одинаковы по природе своей, — объясняет Волошин. — А чтобы понять, хорошо ли ваш ребенок учится, лучше расспросите его, что он узнал в школе.