Речь и чтение (часть 2)

Как чтение влияет на становление речи у малыша.

Полезность: 4,1 из 5 Интересность: 4,3 из 5 (35 оценок)

Часть 1 можно прочитать здесь.

Существует еще одно заблуждение: многие считают, что с малышами надо говорить "детским" языком, "сюсюкать". Детям, якобы, так понятнее. Но ведь в течение нескольких месяцев до рождения малыш слышал нормальную речь, привык к ней, возможно, даже начал ее понимать. И вдруг с ним начинают говорить на каком-то новом, нелепом наречии. Это не только не может помочь развитию речи ребенка, но, скорее даже навредит, собьет маленького человечка с толку. Даже если ваш малыш уже начал лопотать, не поддавайтесь обаянию его смешных словечек, не пытайтесь сами их копировать, лучше каждый раз произносите сказанное им слово правильно, и очень скоро кроха научится этому сам.

Занятия с ребенком

Мы уже говорили о том, что еще до рождения малыш попадает во власть Его Величества Телевизора. Вообще, постоянно включенный телевизор стал, увы, постоянным фоном жизни в большинстве домов. Часто его уже даже не замечают. Взрослые. А ребенок замечает и запоминает все. Бесконечно повторяющиеся косноязычные рекламные слоганы вдалбливаются в детские головки намертво, не оставляя места для сказок Пушкина и Чуковского. Поэтому не удивляйтесь, если, слушая, к примеру, ваш рассказ о крылышках у семян клена ваш малыш рассудительно заметит, что еще крылышки бывают у прокладок "Олвейз".

Вопреки всем педагогическим и медицинским рекомендациям, детей сегодня начинают усаживать "посмотреть мультики" уже в полтора-два года. Причем часто это дешевые, плохо переведенные американские сериалы с отталкивающими рисунками. Родители, очевидно, меньше всего задумываются, какую пользу могут принести такие мультфильмы их детям, главное, чтобы не мешали заниматься своими делами. Я вовсе не предлагаю совсем не давать детям смотреть телевизор. Существуют изумительные советские мультфильмы, от "Крокодила Гены" до "Ежика в тумане", очаровательные польские и чешские мультсериалы про Крота, Болека и Лёлека, Гржемилека и Вахмурку, классические Диснеевские фильмы, наконец. Все это можно и нужно показывать детям, только желательно не раньше трех лет и понемногу, возможно, даже не каждый день. Ведь зрительные впечатления гораздо более яркие, чем слуховые, и малышу нужно время, чтобы переварить их, обдумать увиденное, задать какие-то вопросы, помечтать, придумать свое продолжение приключений любимых героев. Избыток таких впечатлений может привести к тяжелому стрессу, особенно если в фильмах, которые смотрит ребенок, много агрессии и насилия (например, "Том и Джерри", где в течение каждой серии герои раз по десять размазывают друг друга по стенке).



Но самое главное, американские мультики не развивают у детей текстового мышления. В нашей культуре принято очень рано приобщать детей к тексту: уже самым маленьким читают стихи, рассказывают сказки. Любая русская детская книга, даже для годовалых, -- это прежде всего связный текст, а не картинка с подписью, как в американских книгах. Тоже самое можно и сказать о мультфильмах. Классический русский мультфильм - это ожившая сказка, американский - озвученный комикс.

О комиксах стоит сказать отдельно. Ни под каким видом и ни при каких обстоятельствах они не должны попадать в ваш дом. У меня нет никаких научных доказательств, но мой педагогический и материнский опыт говорит мне, что комиксы оказывают чудовищное разрушительное влияние на мозг ребенка, нарушают какие-то очень важные процессы формирования речевого, текстового и образного мышления. Да как еще может воздействовать на нежную детскую психику сочетание убогого языка, уродливых картинок и примитивных, выхолощенных, а часто и исковерканных сюжетов!

Отсутствие у детей текстового мышления - одна из главных проблем как начальной, так и средней школы. И если вы хотите, как теперь модно, "подготовить ребенка к школе", то стоит заняться именно развитием навыка работы с текстом, а вовсе не натаскиванием на решение арифметических задач или отработкой навыков каллиграфии. Как можно больше читайте малышу, лучше всего - проверенные временем книги, не увлекайтесь новомодными поделками и "рифмованным бредом". Когда ребенок будет готов, научите его читать самостоятельно, но не форсируйте: нормально развитый малыш может начать читать и в два с половиной, и в шесть лет. Это может зависеть и от склада характера, и от физических особенностей ребенка. Если ваше чадо уже научилось читать, всячески поощряйте его, дарите хорошие книги с красивыми картинками, запишите в библиотеку. Поговорите с малышом о героях только что прочитанной книги. "Забудьте" подробности, пусть малыш вам их напомнит, придумайте свое продолжение истории, попробуйте немного изменить сюжет и представить себе, как бы тогда развивались события. Нарисуйте портреты любимых героев или слепите их из пластилина. Поощряйте ребенка, если он любит "играть в книги", разыгрывая с игрушками, с друзьями или с самим собой прочитанные истории. Если малыш захочет, станьте участником, режиссером или оформителем его представлений, только ни в коем случае не навязывайтесь, возможно, ему нужно осмыслить прочитанное в одиночестве.

Для развития речи очень полезны импровизированные домашние спектакли, особенно здорово они удаются на даче, где много праздной детворы и масса возможностей для творческих экспериментов, которые можно производить, не боясь разбить зеркало в прихожей или потревожить покой бабушки с нижнего этажа. Натяните занавеску на веранде - это будет "сцена", прямо в саду расставьте стулья или просто разложите покрывала, подушки, доски, -- все, что попадется под руку, вот вам и "зрительный зал". А пьесу можно взять готовую или сочинить самим, тут уж можно не бояться переврать сюжет. "Красная шапочка - 2" или "Три поросенка - двадцать лет спустя" пойдут на ура. Такие спектакли хороши еще и тем, что в них могут вместе участвовать дети любого возраста. Ироничный тинейджер возьмет на себя музыкальное сопровождение на гитаре, а двухлетний карапуз с радостью исполнит роль ручного хомяка.

Бурное развитие аудио - видео - мультимедийных прибамбасов вытеснило из детского быта такую прекрасную вещь, как диафильмы. А ведь диапроектор стоит совсем недорого и имеет массу преимуществ. Диафильмы не портят зрения. Их можно смотреть не торопясь, меняя кадр тогда, когда ребенок к этому уже готов. Малыш может стать "киномехаником" и сам вращать ручку. А можно предложить ему побыть актером, пусть сам рассказывает историю, как запомнил. Если ребенок уже умеет читать, предложите ему почитать по ролям, как правило, дети приходят в восторг от такой идеи. Да и вообще, разве не здорово сидеть, прижавшись друг другу в темноте перед золотистым пятном света на экране …

Отдельно стоит сказать несколько слов о компьютере. Если он есть в вашем доме, это замечательно. С его помощью можно легко и быстро научить ребенка писать, сочинять и самостоятельно записывать истории; можно найти друга и переписываться с ним; можно напечатать и красиво украсить пригласительные билеты на день рождения или составить кроссворд; можно сочинять музыку и делать настоящие мультики. Можно даже немного поиграть в интересную развивающую игру или вместе побродить по Всемирной Паутине. Нельзя только использовать компьютер как громоотвод от ребенка, разрешать малышу проводить много времени перед дисплеем и играть в игры, объединенные под девизом "мочи все, что движется!" И обязательно внимательно следите, не слишком ли впечатлителен ваш ребенок, не начинает ли он путать виртуальный и реальный мир, не устают ли у него, наконец, глазки. Ну, а если компьютера нет, не расстраивайтесь! У вас останется гораздо больше времени, чтобы поговорить с малышом, почитать или просто посидеть рядышком.

Может показаться, что такие занятия с ребенком требуют огромного количества времени. И хотя, конечно, посадить чадо перед экраном телевизора или дисплеем компьютера гораздо проще, тем не менее, времени нужно не так уж и много. Вы ведь можете разговаривать с ребенком, занимаясь домашними делами, петь ему песенки, купая в ванной и читать стихи, пока везете малыша в коляске по улице. Ну, а на многое действительно требуется время. Но разве нельзя сэкономить его за счет чего-нибудь другого, например, болтовни с подругой или выяснения отношений со свекровью? А наградой за ваши труды будет чистая, красивая и правильная речь вашего ребенка.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Речь и чтение (часть 2)"

Вы не авторизованы.

По поводу сюсюкания. Я раньше была абсолютной противницей всяких детских слов вроде би-би. Теперь их говорю, но все время ловлю себя на мысли "а правильно ли я делаю?"
Навела меня на этот детский лепет мысль ,высказанная одной женщиной про своего сына. Она писала, что ее сын не говорит вообще не потому ,что не может, а потому, что не может сказать асболютно правильно, а с ошибками не хочет.
Об этом я и задумалась, наблюдая за процессом обучения дочери ходьбе. Практически она научилась всему, прежде чем сама самостоятельно стала ходить. Сейчас ,если она и падает, то в основном из-за того, что освоилась и забывает о безопасности. Проблемы садиться вставать у нее не было ,прежде чем она осознанно сделал первый шаг, она могла спокойно, медленно присесть на корточки и посмотреть, если что-то ее заинтересовало, задержаться ,потом также аккуратно посадить попу или встать на колени. Перенося это все на речь (может зря!), я делаю вывод, что и учится говорить она будет также. пока не научится правильно произносить, будет молчать совсем. Может облегчить ей задачу использованием ПАРАЛЛЕЛЬНО с нормальными словами всякие би-би, гав-гав и прочее. К примеру так - вот собака гав-гав. Или я не права?
2000-10-19, Шин
Прочитала статью, интересно. Нашей дочери 2,9 года, говорит по-моему мнению неплохо, хотя ее "одноязычные"
сверстники говорят намного лучше. Дело в том, что мы живем в Израиле и отдали ее в детский сад в возрасте 1,8 года,
именно тогда, когда она только-только начинала говорить по-русски, поскольку дома мы говорим по-русски, а мы
отдали ее в ивритский сад и она замолчала на полгода, что вполне естественно. Сейчас мы по-прежнему разговариваем
в ней по-русски, она отвечает нам на иврите. Слышала, что в Израиле есть вечерние школы, детки до школы изучают
русский язык и много-много другого интересного. Но это только с 4-х лет, т.е. ждать нам еще долго. В статье вы
упоминаете о компьютере, что с его помощью можно легко и быстро научить ребенка говорить, писать, сочинять и
самостоятельно записывать истории. Компьютер мы уже освоили: включить, вставить диск и простые детские
игры типа "Elmo", "Confy".
Теперь перехожу к собственно своему вопросу: где можно приобрести эти развивающие и
обучающие программы в интеренете, буду очень признательна Марина.
2000-10-18, Марина Лисагор
Вот не люблю я подобный "цветистый" стиль в статьях. Ну очень трудно вылущивать из всего этого эмоционально насыщенного текста зерна конкертных советов. "Воды много, растекаешься мыслью по древу.." - как говорила моя преподавательница по литературе. Многоуважаемому автору романы бы писАть - русской речи в ее произведениях было бы больше, чем в иных, модных ныне:))
По поводу сюсюканья согласна на все 150%! Вот только - увы!- ни чужим тетям на улице - "У ти пусики, какие маисиськи холесии!" - я сама боюсь разучиться говорить правильно; ни собственным родным бабушкам не объяснишь этого!
Не держать дома комиксы.. хм.. так ребенок найдет их где-нибудь еще. И тем более привлекательны они будут для него, чем больший ужас будут вызывать у родителей. Так что это еще вопрос - как сделать книгу более привлекательной для малыша, чем комикс?
А вот все остальное в статье, имхо, и обсуждать не стОит - общеизвестные истины, не вызывающие уже и трудностей в реализации совсем и ни у кого.
2000-10-18, Рыжик
С чем я не согласна, так это с утверждением о вредности комиксов. Потому что комикс комиксу рознь. Американских не знаю, но вот французский "Астерикс" - тут вам и связный текст, причём часто юморной, тут и профессионально выполненные рисунки, а сюжеты великолепны, способные вызвать интерес к чтанию, а заодно и к истории. Примером может служить мой 5-летний сын, который именно благодаря "Астериксу" узнал, что такое Римская империя, кто такой Юлий Цезарь, римляне, галлы и т. д. И интерес к чтению поддерживается в частности этим комиксом. Он существует и в виде мультиков. Его успех у детей (и взрослых) привёл даже к созданию кинофильма, который, впрочем, оказался слабее рисованных картинок.
Есть и другие комиксы, может , не такие популярные, но ни в коем случае не оказывающие "чудовищное разрушительное влияние на мозг ребёнка", а скорее всё-таки наоборот. :-)
2000-12-15, ОМут
К сожалению, вы не ответили на мои вопросы и во второй статье :(

Все дело в том, что вы то расместили статью в Интернете, где все за что вы ратуете давно известно и поддерживается большинством читателей, а не сделали адресную рассылку на деревню маме Глаше и маме Тане. Но и наши дети тоже в целом позже начинают говорить не смотря на то, что мы как раз "разговаривали с пузом и т.д. и т.п." Когда я написала, что по моим наблюдениям в целом дети стали говорить позже, то я имела в виду как раз свое, достаточно продвинутое по вашим же словам окружение, а не деревню и переферию, где на 99 процентов туго пеленают и Спока держат за библию. Таким образом все ваши рекомендации и так соблюдались, а дети заговорили позже! Значит, по законам банальной логики, причина не в этом, не так ли?
2000-11-08, Маша
Конечно, ребенку гораздо легче произносить простые слова типа "би-би", "гав-гав"! И никто не мешает Вам предлагать дочери самой вибирать, ЧТО ей говорить. Например, Вы говорите: "Вот собака. Как говорит собака? - Ав-Ав" . Я сынишке именно так говорю. Мы тут в 8 месяцев болтать начали, а к году замолчали - а сейчас опять фонтаном забили слова. И он сам выбирает, как называть предметы
чайник - "тяйн", кошка - "мяу-мяу", ворона - "кар-кар". Может, это не правильно, я не знаю. Но если показать на пролетающую ворону и назвать ее "ворона", сынишка радостно так - "кар-кар". Мне кажется, это выход.
2000-10-19, Рыжик
Шин, а я так и делала. Сначала говорила типа "собачка -ав-ав", потом "Вон собачка побежала. Она говорит ав-ав", потом "собака лает " и т.д., усложняя, ну и в таком же стиле. ;-) Главное, во- время перейти на нормальную речь. Некрасиво, когда 3-4-х летний ребенок говорит по-детски. Мой ребенок плавно перешел к взрослой речи, говорила нормально. Всему свой возраст. мнекажется, что в "сюсюканье" тоже есть свой смысл, но только когда он в очень раннем возрасте.
2000-10-19, Nata
Поделитесь:

16.10.2000
Обновлено 29.08.2019
Близкие по теме статьи
Чтобы ребенок читал: пошаговое руководство для родителей
Чтобы ребенок читал: пошаговое руководство для родителей
Как заставить ребенка читать – и почему не получится
Как научить ребенка читать? 6 вопросов родителей
Как научить ребенка читать? 6 вопросов родителей
Учимся читать: лучший возраст и подходящая методика для обучения чтению
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!