Содержание:


Чтобы сделать генеральную уборку, надо сначала избавиться от ненужных вещей, а нужные разложить по местам. Именно до этого у нас часто не доходят руки! Но выход есть. Если вам близки идеи "Магической уборки" Мари Кондо, вы мечтаете о расхламлении дома, но не знаете, как к нему приступить, необязательно вызывать из-за океана знаменитого эксперта. Марафоны по расхламлению проводятся и у нас. Вот что рассказывают об освобождении дома от хлама участник такого марафона Наиля Бутусова и организатор марафона, коуч Анна Ланговая.

Наведение порядка: что самое трудное?

К содержанию

Наиля Бутусова: как я решилась на расхламление квартиры

— Я художник-иллюстратор, мое рабочее место находится дома, и именно дома я провожу большую часть времени. Сложно переоценить, насколько важна для меня окружающая обстановка! Но так сложилось, что она меня очень огорчала.

Я с детства очень люблю копить. Я копила журналы, книги, одежду. В юношестве я думала, что эти вещи и составляют мое "Я", однако со временем обилие вещей начало тяготить. А с тех пор как появилась семья и маленькая дочка, приток вещей увеличился в геометрической прогрессии.

Точкой закипания для меня стал ремонт. Пришлось перетаскивать с места на место очень много вещей. Все вроде бы нужные, но вызывали чувство раздражения! Я загадала, что как-только закончится ремонт, переберу все нажитое барахло.

На книгу "Магическая уборка" я заглядывалась давно, начала ее читать — а потом увидела марафон Анны Ланговой и поняла, что это то, что нужно. Наконец-то я переберу все шкафы и в весну войду уже с чистым организованным пространством. Каждый день я получала уведомления, смотрела в группе, как разбирают вещи девочки-марафонцы, и чувствовала, что не одна.

К содержанию

"Магическая уборка" у меня дома

Марафон предполагает уделять размусориванию 20 минут в день, занимаясь какой-то одной категорией вещей, но на деле получалось по-разному. С удивлением и облегчением обнаружила, что с некоторыми категориями у меня порядок (например, обувь и косметика). А некоторые потребовали более основательного подхода — например, бакалея. Бакалею мы упорядочивали в самом начале марафона, так вот, спустя 3 недели у меня порядок. Метод работает!

Книги для меня — это святое, я всегда мечтала о библиотеке и собирала все, что только можно. К марафону я поняла, что хочу, чтобы в доме были только те книги, которые меня радуют и/или несут пользу. В итоге почетное место заняла полка с Гарри Поттером, на второй поселилась английская классика, а в районную библиотеку я отправила 4 огромных пакета энциклопедий, которые никогда не открывала, и некоторую художественную литературу, которую читала в юношестве и которая давным-давно мне не по вкусу.

Книги до и после
Книги до и после

К постельному белью я подошла максимально строго. Оставила один взрослый комплект и два детских, остальное отдала (в Москве "Икеа" принимает постельное на переработку). Огромный соблазн был оставить бесчисленное множество белых простыней, которые "можно пустить на тряпочки, что-то ими накрыть при случае, и вообще они еще пригодятся". Но даже во время ремонта пригодилась только одна простынь! Остальные так и лежали в глубине шкафа, так что я без сожалений избавилась от них.

Одежда также прошла самую жестокую ревизию. Я выкинула все старое и отдала в благотворительный фонд все, что не стыдно было отдать и что меня саму уже не радовало. Теперь моя домашняя одежда занимает одну полку! Еще одну занимает спортивная форма, а все остальное висит на плечиках.

К содержанию

Наведение порядка: что самое трудное?

Самое сложное и пока непобедимое — это детские игрушки и одежда, стремящиеся захватить весь дом. Есть родственники, которые любят дарить все новые и новые вещи, в которых объективно нет необходимости.

Я поняла, что самое главное, что я могу сделать в этой ситуации — это учить ребенка (и себя заодно) делать уборку. Пока 4-летней Ульяне трудно делиться вещами, но уже несколько раз после наших бесед она приносила мне платье или какую-то вещь со словами "Давай отдадим это другим детям". А недавно самостоятельно убрала платье в шкаф, сказав: "Я забочусь о своих вещах". Мое сердце растаяло.

Очень трудно класть вещи на место, невзирая на усталость и лень. Это настоящий подвиг! Но насколько же легче этот подвиг дается, когда у тебя физически меньше вещей. И в течение марафона это облегчение можно было ощутимо прочувствовать.

Еще очень сложно не просто выкинуть вещи на свалку, а как-то передать их с пользой. Для этого я специально нашла координаты благотворительного фонда.

К содержанию

Мои открытия во время уборки по Мари Кондо

Одно из главных открытий — выигрыш от хранения вещей по категориям. Мы живем в частном доме, и в течение дня я много раз бегаю между этажами. Так вот, хранение вещей одной категории строго в одном месте здорово экономит время и облегчает жизнь!

Документы до и после
Документы до и после

Но, пожалуй, самое важное — это осознанный подход к вещам. Все вокруг кричит нам о том, что надо покупать-покупать-покупать и "наполнять" свое "Я" вещами, которые призваны сделать нас лучше, счастливее, полноценнее. А на самом деле это просто покупка барахла, мы не нуждаемся в этом. И если мы по памяти можем перечислить, что лежит в шкафу, то становимся свободными от гнета этих вещей и можем сосредоточиться на более важном.

Мне очень понравился марафон. Он не просто об уборке, а о том, что перемены в доме и мире начинаются с себя.

К содержанию

Анна Логовая: почему именно марафон?

— Первый раз я запустила марафон расхламления для себя, это было в 2016 году. Самостоятельно сложно не сорваться и доделать, а тут возникают обязательства и поддержка. Тем, кто решит избавиться от хлама самостоятельно, хочу дать несколько рекомендаций:

  1. Определите для себя срок расхламления, например, месяц или две недели. Так уборка превратится в отдельный проект, а не "вечную стройку".
  2. Распишите, какими категориями вещей вы будете заниматься в эти дни. Сегодня — обувь, завтра — документы, послезавтра — косметика и т.д.
  3. "Выключите" перфекциониста и включите таймер. Занимайтесь расхламлением 20 минут в день в течение 12 дней — и получите намного лучший результат, чем за 4 часа 1 раз.
  4. Найдите поддержку: напишите в соцсетях, что затеяли расхламление дома, или договоритесь с подругами, что будете поддерживать друг друга и делиться успехами.

К содержанию

Что делать с вещами других членов семьи?

Самая частая проблема для семейных женщин с детьми — это вещи других членов семьи. Что делать, если с моими вещами все в порядке, я все кладу на место, а они — нет?

Мы с участницами марафона решили эту проблему так: первый месяц расхламления посвящаем исключительно своим вещам и своим зонам контроля. Весь этот месяц мы не покушаемся на чужие вещи и не пилим домашних за их хаос.

Как расстаться с дорогими вещами?

Это непривычно, но работает. Во-первых, за месяц без упреков большинство членов семей по своему желанию включалось в игру под названием "расхламление". Во-вторых, когда есть ваши идеально убранные углы — это помогает легче принимать беспорядок членов семьи. В-третьих, когда вы расхламили свою часть, то понимаете, в чем возникают сложности. Например, у пакетов нет официального места в доме, и поэтому их складывают где попало. Или дочери для хранения Лего не хватает контейнера или полки.


К содержанию

Как расстаться с дорогими вещами?

Многим участницам было сложно расставаться с дорогими, но не используемыми вещами (швейцарские часы с выпавшим камнем, брендовая куртка, которая уже мала). Чтобы было легче отпускать такие вещи, рекомендую начинать расхламление с того, к чему нет привязанности: аптечка, бытовая химия, бакалея, посуда, одежда другого сезона — и постепенно двигаться к более дорогим категориям.

Также сложно было выбрасывать вещи, к которым мы привязаны эмоционально: у одной участницы это были целые ящики детских рисунков и поделок, у другой — старые книги.

С такими категориями стоит поступить следующим образом: разобраться, что из этих вещей является семейной реликвией, а что — нет. К реликвиям и отношение соответствующее: поместить в рамку, в красивую коробку. Но важно понять: если все в доме — реликвии, то это не дом, а музей.

Одна из участниц сфотографировала рисунки детей и хранит их в цифровом виде, другая заказала красивую фотокнигу с фотографиями детей и их рисунками, третья из разного, не очень красивого бабушкиного серебра заказала брошь, которую теперь носит и вспоминает о бабушке.

К содержанию

После расхламления: новая работа и новая жизнь

Процесс расхламления для многих участниц оказался намного более глубоким, чем просто уборка. Никогда не забуду женщину, которая, разбирая свое белье, вдруг осознала, как на самом деле относится к себе. Посмотрела на себя глазами своего мужа. Первый раз за много лет она купила красивое удобное белье, потом поменяла работу, занялась собой и своим здоровьем и теперь, спустя два года, помогает другим женщинам.

Бакалея до и после
Бакалея до и после

Кроме драматических осознаний в процессе расхламления каждый раз происходят чудеса: предложения работы, новые возможности. Одна из участниц год не могла продать туфли для танго, а как только выбросила ненужную обувь, на туфли нашелся покупатель. Другая очень быстро продала машину, третья купила сумку своей мечты.

Забавно, что за три года расхламления (до "Магической уборки" я пробовала и другие подходы) не было ни одного случая, когда бы выброшенная, подаренная или отданная вещь очень понадобилась, и я пожалела. Зато на место нелюбимых вещей пришли классные красивые, по-настоящему мои.

А еще натренированное умение чувствовать, какую эмоцию вызывает вещь, помогает слышать себя. Начинаешь прислушиваться к ощущениям вместо того, чтобы делать то, что надо. Разбираешься, кому надо, для чего. Каждый раз жду начала марафона даже больше, чем участницы: они и не догадываются, что за маленькими ежедневными заданиями скрывается практика осознанности.