Содержание:

Реклама

Я никогда не предполагала, что у моей дочери в школе начнутся такие серь­езные проблемы. Она была активным, жизнерадостным ребенком, который всегда стремился к чему-то новому, но первое знакомство со школьной системой, казалось, уничтожило ее природный оптимизм. Дошло до то­го, что пришлось заниматься с ней дополнительно - сначала каждый день чтением, а впоследствии и все­ми остальными предметами. Одна­ко, как мы ни старались, становилось только хуже: ребенок жаловался на сильную усталость и головную боль, в какие-то моменты мне казалось, что дочь находится на грани нервного срыва. Я видела, что ей недостает уверенности, девочка теряет веру в себя, в то, что она может добиться поставленной цели. Я никак не могла понять, почему это происходит с моей дочерью, ведь я пыталась ей помочь и даже придумала новую систему про­верки домашних заданий, но в конце концов была вынуждена обратиться за помощью к специалисту.

Во время первой же встречи с психологом мы с дочерью прошли специальный тест. Анализируя его результаты, наш консультант пришла к неожиданным для меня выводам.

"Я вижу, вы обе лучше усваивае­те информацию во время рисования, - сообщила нам психолог. - Хотя вам скорее всего делают по этому пово­ду замечания. Потому что считается, будто нельзя делать несколько вещей одновременно. По вам обеим очень сложно сконцентрироваться на чем-то, если нечем занять руки. Не правда ли?" К моему большому удивлению, я поняла, что она абсолютно права. Хотя я никогда не осознавала, как для меня это важно - что-нибудь чертить у себя в блокноте во время деловой встречи или серьезных телефонных переговоров. "Но, - продолжала пси­холог, - на этом ваше психологическое сходство заканчивается, у вас с доче­рью совершенно различный подход к решению проблем. А вообще по тому, как люди решают свои проблемы, их можно разделить на четыре основ­ных типа. Например, вы выбираете способ, который я называю "быстрый старт". Если вам предстоит начать что-то новое, то вы стараетесь при­ступить к выполнению задания как можно быстрее. Ваша дочь относится к другому типу; она - "сыщик". Прежде чем начать действовать, ей нужно соб­рать как можно больше самой различной информации. Она любит быть в курсе всех деталей предстоящего дела".

К моему удивлению, дочь соглаша­лась с каждым ее словом. Я же никог­да не могла понять, почему некоторые люди так долго копаются, прежде чем начать что-то делать. Мне и в голо­ву не приходило проводить какие-то расследования, я всегда спешила сделать все побыстрее, хотя нередко из-за этого попадала впросак.

"Есть и еще два психологических типа людей: "практик", которому не­обходимы материальные объекты для работы. Такие люди приходят к от­крытиям и решениям только с помо­щью построения различных моделей, проведения практических опытов. И последний тип - "организатор". Та­ким личностям хорошо удается стро­ить правильно-последовательные действия. Например, составление школьного расписания, построение математических систем и т. д. Теперь давайте выясним, почему же у вашей дочери возникли проблемы в школе? Дело в том, что школьная система бы­ла придумана людьми, которые по сво­ей сути являются "организаторами". Соответственно, лучше всего в такой системе себя будут чувствовать дети такого же типа. Учителя пытаются приобщить вашу дочь к задуманному порядку, совершенно не принимая в расчет ее индивидуальность. Каждый раз, когда она пытаешься осущест­вить свои потребности (разобраться в деталях предмета), преподаватели считают это несообразительностью или излишним любопытством".


Дочка оживленно кивала. Я же была потрясена. Оказывается, моей дочери для приобретения новых навыков и знаний нужны детали и подробнос­ти, а вовсе не четкие инструкции в какой последовательности выполнять домашнее задание. Из-за этого непо­нимания моя девочка чуть было не стала неудачницей.

Основной инстинкт

С тех пор прошло несколько лет, и моя дочь теперь хорошо успевает в школе. Но я часто вспоминаю тот давний разговор с психологом, потому что не раз убеждалась: наши неудачи и про­валы в жизни часто зависят от того, насколько мы вписываемся в систему, в которой живем, работаем или учим­ся. Плохо, если мы не осознаем несов­местимости требований системы с нашим природным индивидуальным типом. Но еще хуже, если мы воспри­нимаем свой индивидуальный способ познания мира ненормальным лишь только потому, что он отличается от способа познания других людей. Так можно совсем потерять уверенность в себе, своих способностях и стать полным неудачником на всю жизнь!

Представьте себе соревнования по бегу среди четырех животных: между выдрой, кротом, белкой и мышью. Кто из них станет победителем? Со­гласитесь, что это прежде всего будет зависеть от того, где пройдут сорев­нования. Если цель находится под землей, я поставлю на крота. Если на дереве - на белку. Под водой чемпи­он - выдра! Ну а в траве легче всех победить будет мышке. Каждое из этих животных может плавать, рыть землю, быстро передвигаться, но у каждого одна из способностей разви­та лучше, чем у остальных.

А теперь представьте, что вы по­падаете в ситуацию, которая проти­воречит вашему природному стилю жизни. Естественно вы чувствуете себя не в своей тарелке, вы мучаетесь. Даже если вам удается приспособиться к ситуации, вы будете ощущать постоянный дискомфорт. Другими словами, вы отречетесь от самого себя, от своего внутреннего Я. Когда я поняла, насколько все это серьезно, то перестала требовать от людей несвойственных им способов решения проблем. Я больше не жду от "кротов", что они будут лазить по деревьям, а от "белок" - заплывов.

Знание того, что в мире существуют четыре разных типа исполнителя, перевернуло всю мою картину мироздания. Например, посмотрите, как представитель каждого из этих четырех типов действовал бы, решив научиться вязать.

  • Быстрый старт. Если человек типа хочет научиться вязать, скорее всего, он сразу пойдет в магазин, купит там понравившуюся пряжу, крючок, возьмет пару советов у тех, кто вяжет, и сразу приступит к делу. Что впоследствии, вполне возможно, приведет к полному провалу. Нет навыка - нет и положительного результата.
  • Сыщик. Такой человек, напротив, проведет уйму времени за самоучителем по вязанию. Он задаст кучу вопросов продавщице, изучит не один сайт в Интернете. В общем, пройдет не одна неделя, прежде чем он начнет практиковаться.
  • Практик. Ему не нужно много слов, но его интересуют конкретные предметы, относящиеся к делу. Возможно, ему придет в голову начертить специальную таблицу, сделать набросок модели. А еще он обязательно приобретет себе несколько видов крючков, разной пряжи и т. д. В конце концов он методом проб и ошибок получит необходимый навык.
  • Организатор. Наверняка он запишется на курсы или купит обучающую видеокассету. Обзаведется различными пособиями, в которых будет подробно описан порядок действий человека, который учится вязать.

Ни один из этих типов ни лучше, ни хуже другого. Все люди могут достичь успеха, важно только определить, в какой области вам это лучше сделать. Необходимо выбрать те условия, в которых вам будет комфортно. Если вы "мышь", не плюхайтесь раньше времени в воду - наверняка поблизости есть отличная поляна, где все пути для вас открыты.

Правила игры

  1. Используйте свои преимущества. Когда вы узнаете свой тип, нужно найти способ применить эти знания. Для начала выберите подходящую для себя область, в которой вы чувствуете себя комфортно. Если вам нравится работа в системе, тогда не становитесь свободным художником. А если вам по душе творческая работа или работа руками, не заставляйте себя возиться с бумажками.
  2. Для того чтобы действительно повысить свой КПД, подумайте о вещах, которые вам нравилось делать в детстве, и попробуйте применить их теперь, во взрослой жизни. Возможны различные вариации. Человек - свободная личность и заниматься может абсолютно чем угодно. Дайте ход своей фантазии. Например, моя дочь попросила разрешение на вы­полнение специальных докладов, это дало ей возможность проявить все способности в полном объеме.
    Конечно, в жизни вы будете пересекаться с огромным количестве людей, типы которых не будут совпадать с вашим, это неизбежно. Но в этом случае нужно помнить одну важную вещь - совершайте все поступки осознанно. Если вы знаете свой тип, вам легче приспособиться к работе с человеком, который не знаком с этой информацией.
  3. Союз непохожих. До тех пор по­ка белка, крот, выдра и мышь будут преследовать одну цель, по крайней мере, трое из них будут чувствовать себя полными неудачниками. В этом случае необходимо объединить их выигрышные стороны. Один может извлечь пользу из воды, другой - под землей, но достаточно соединить их способности вместе, и получится что-то грандиозное - ни один из них по одиночке не сможет достичь ничего подобного. Вот самый лучший способ взаимоотношений различных типов в группе. Взаимодополнение вместо бессмысленной борьбы за первен­ство. Множество из нас провели всю жизнь, пытаясь быть теми, кем они не являются. Мы подстраивались под других, каждый раз чувствуя себя аб­солютно бесполезными, мы не могли обрести себя. Хотя каждую ситуа­цию можно развернуть нужным нам ракурсом, стоит только довериться своему природному чувству. Тут нет ничего сложного!

Например, осознав эти вещи, я пе­рестала заставлять свою дочь посту­пать, как обычно делаю я, действуя с места в карьер, или как требовали от нее все учителя-организаторы. Вместо этого я стала помогать ей находить ту информацию, те инструкции, в кото­рых она нуждалась. И с тех пор моя девочка пошла в гору. Недавно она, проштудировав трехтомник (каждый по 300 с лишним страниц), создала свой собственный сайт.

Ей и мне есть чем гордиться!

Галина Рыбакова, специалист по подбору персонала,
кандидат на­ук, автор книг и научных пособий
Статья предоставлена журналом "Домашний очаг", № 1 2008 год
Домашний очаг