Психология режиссерской игры

Стадии режиссёрской игры и их психологические аспекты.

Полезность: 4,3 из 5 Интересность: 3,5 из 5 (51 оценка)

Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.

Стадии режиссёрской игры и их психологические аспекты

Как могло случиться, что ведущая деятельность дошкольного возраста растворяется в учебных занятиях, а место основы основ детского мышления - воображения - начинает занимать подражание эталонам, навязанным другими?

Известно, что одним из критериев любой игры является мнимая ситуация. Однако практика показывает, что если двух-трехлетнему малышу ничего не стоит представить кубик машинкой (начало режиссерской игры), а трех-четырехлетнему - себя паровозом (образно-ролевая игра), то к тому моменту, когда ребенок уже способен понимать различные точки зрения и проговаривать их, развитие детской игры завершается имитирующей действия и слова других сюжетно-ролевой игрой. При этом требующая высокого уровня развития воображения режиссерская игра (по собственному замыслу ребенка) в повседневной жизни детей, посещающих сад, отсутствует, а психическое здоровье детей, которые не смотря ни на какие навязывания, занимаются индивидуальной режиссерской игрой, вызывает озабоченность воспитателей и родителей.



Итак, что же такое режиссерская игра?

Рассмотрим наиболее показательный критерий хорошего развития способности к режиссерской игре - исполнение ролей в детских спектаклях, устраиваемых в садах для родителей. Один ребенок соглашается играть только определенные роли и категорически отказывается от игры в других персонажей спекталя. Например, девочка хочет играть только Принцессу, Снежную Королеву, Дюймовочку, и то лишь потому, что в конце спектакля Дюймовочка выходит в очень красивом платье с прозрачными крылышками, и восхищенно аплодирующие родители завидуют маме девочки, у которой растет будущая актриса.

Но если посмотреть игру этой девочки в разных спектаклях, то становится ясно, что она играет не роль, а саму себя. Сцена для нее - это способ самовыражения, игра - реальная жизнь, а остальные участники - инструменты, используемые для того, чтобы выразить себя как можно полнее. В ходе игры она не взаимодействует с другими персонажами, а, проговаривая заученные слова, стремится только к достижению своей цели - как можно ярче продемонстрировать себя зрителям. Эта девочка может стать известной актрисой, но ей трудно будет стать режиссером. Толпы поклонников будут ходить на нее, а не на "Макбета" или "Ромео и Джульетту".

А мама другой девочки, великолепно сыгравшей Жабу, идет к психологу и, тихонько плача, сокрушается, почему же ее ребенок такой бесталанный, что только на роль Жабы и годится. Но ведь этой девочке и дали роль Жабы именно потому, что она может сыграть все: и Снежную Королеву, и розу в цветочном горшке, и даже сам цветочный горшок, и даже подоконник, на котором этот цветочный горшок стоит. Она умеет творить волшебство, одушевлять неодушевленное, видеть прекрасное в безобразном. В каждой роли она неузнаваемо отличается и от себя самой, и от предыдущих ролей. Она прекрасно взаимодействует с другими персонажами игры, так как хорошо представляет себе их цели и потребности и может сыграть любого из них.

Иначе говоря, этот ребенок благополучно прошел все стадии развития детской игры и находится на самой высокой ступеньке - режиссерской игре. Что же это за стадии?

На третьем-четвертом году жизни, когда у ребенка уже достаточно жизненного опыта и развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета на другой (например, машина - кубик), начинается становление режиссерской игры как способности объединять различные предметы-заменители единым сюжетом и руководить созданной воображением ребенка ситуацией, развитие которой подчинено его собственному замыслу.

На первом этапе становления режиссерской игры все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение.

Понятно, что прежде чем начинать использовать предметы "не по назначению", ребенку необходимо ознакомиться с их собственными свойствами. Поэтому так важно обеспечить малышу с самого раннего возраста доступ к как можно более широкому кругу различных по своим свойствам игрушек и вещей. Ребенок может перенести функции машинки на кубик, только хорошо представляя себе, что такое кубик, и что такое машинка. Он сможет представить себе тазик моторной лодкой, только хорошо ознакомившись и со свойствами тазика, и со свойствами моторной лодки.

Следующий этап развития игры характеризуется тем, что ребенок начинает примерять на себя "одежды" различных персонажей жизненного театра - "режиссер" в ребенке на время уступает место "актеру". Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Так как малыш уже может отделять себя от действий других людей, появляется способность воспринимать играемый персонаж как существо, не зависимое от воли других, имеющее собственные цели и собственное мнение о себе самом и окружающем мире: ребенок-машина никем не управляется, а едет сама по себе, ребенок-птенчик летает там, где ему нравится, ребенок- Маугли живет один в лесу и никого не боится. Наступает период образно- ролевой игры. Многих родителей беспокоит столь бурное развитие фантазии ребенка, хотя именно эта способность и говорит о нормальном психическом развитии малыша.

Позже ребенок начинает понимать, что без взаимодействия с другими его персонажу не обойтись: ребенку-машине нужен бензин, чтобы ездить, ребенку-птенчику - мама и папа, ребенку-Маугли - друзья. Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, - если он основан на высоком уровне развития первых двух, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами". Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь, а качество игры зависит от способности детей идентифицироваться с играемым персонажем, умения договариваться друг с другом, подчиняясь принятым в жизни-игре правилам и совершая реальные поступки.

Дети, не имеющие в младшем дошкольном возрасте возможности попрактиковаться в индивидуальной режиссерской игре, а также в образно-ролевой игре, в старшем дошкольном возрасте с трудом подчиняются воображаемым правилам игры, не понимают целей и потребностей остальных участников, не способны идентифицироваться с играемым персонажем до такой степени, чтобы не просто имитировать действия, срисованные с реального прототипа, а быть им в течение игры, понимая при этом, что все происходит "понарошку". Иначе говоря, у таких детей плохо развито воображение.

Когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры. Ребенок прекрасно играет один, выступая от лица самого себя, мамы, папы, стула, телевизора, что, опять же, начинает беспокоить родителей. Определить, нужно ли проконсультировать ребенка у психолога, или это закономерный этап в развитии детской фантазии, не сложно. Если ребенок прекрасно справляется с различными ролями в детских спектаклях, если он легко принимает правила игры, если ему без труда дается общение и взаимодействие с другими детьми в сюжетно-ролевых играх, и при этом он любит побыть наедине с самим собой, чтобы в индивидуальной режиссерской игре осмыслить все, что происходит с ним и вокруг него, попробовать себя в различных ролях, ребенок не только здоров, но и психологически готов к школе.

Дорогие мамы и папы! К сожалению, из наших семей уходит традиция постановки домашних спектаклей. А ведь это питательный источник для развития детской фантазии и способности ребенка к общению и взаимодействию с другими. А для вас - незаменимый помощник в искусстве понимания психологии вашего ребенка.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Психология режиссерской игры"

Вы не авторизованы.

Я думаю, что ребенок сам покажет родителям к чему у него есть склонность: к творчеству, спорту или наукам. Главное не напрягать бедных детей. Мы ведь все хотим воспитать генеев. С младенчества выпихиваем их на сцену, заставляем говорить по английски (когда они еще и по-русски с трудом) учим читать (пока они не начали говорить) и т. д. А потом удивляемся их замкнутости и комплексам. Доверяйте детям побольше, и наблюдайте за их интересами побольше. Если у него склонность к творчеству (как у моей дочурки) то никогда вы не заставите ее сложить кубики по картинке, только для вашего удовлетворения один раз в жизни. И врядли такой ребенок будет сидеть за компьютером или решать с удовольствием задачки. Зато в саду в каждом спектакле затычка. И на домашние спектакли у нее просто нет времени: сплошные репетиции. А вот спортом заниматься ребенок мой отказался категорически, и математикой в саду занимается только для моего удовольствия. Так что я думаю, что если вы любите и чувствуете свего ребеночка, то лучше воспитывайте его в соответствии со своими чувствами, а не по книжным рекомендациям (тем более по Никитину) Я сделала такую глупость с самого рождения, хорошо вовремя одумалась.
2000-12-06, Ника
:) По-моему, даже в книжке Никитиных проскользнуло что-то вроде «никогда не нужно показывать ребёнку, КАК играть с новой игрушкой». Не вполне понимаю, как сопоставить эту мысль с собиранием «никитинских квадратов» ;), но одноименные кубики дочка использует во всех ипостасях, кроме складывания узоров по образцу. Построить башню или собрать СВОЙ узор – пожалуйста, как на картинке – мама, собери сама!

И всё-таки, что-то эдакое меня беспокоит. Нет, меня не волнует, почему Алёнка (при природной блондинистости :) ) никогда не «перевоплощается» в принцесс, красавиц и золушек. В фаворе Робин Гуды, маленькие трубадуры или, на худой конец, Зелибоба. Это всё понятно :). Непонятно другое: уговорить её сделать что-то «понарошку» встречается решительным отпором. «Нарошка» должна быть ну о-о-очень реальной.

А в остальном лично мне часто очень не хватает способности перевоплощаться... Плоды детсадовского воспитания, надо полагать :). Хотя бывает и хуже: свёкры большие поклонники никитинских идей ;). Выводы очевидны :).
2000-11-30, Баба Нюра
Статья замечательная, спасибо! У нас дочка только так и схватывает все, играя. С никитинскими играми, кубиками и пазлами дело у нее идет похуже. Но, мне все-таки кажется, что их предлагать тоже нужно, хотя и ненавязчиво, а по ее настроению. А вот режиссерская игра, на мой взгляд, двигатель развития во всех сферах: развития речи и эмоционального развития, развития моторики, умения выражать свои чувства, осознания себя как активного участника происходящего вокруг. Развития воображения и творческого начала-безусловно:))) Ну а попутно можно научить чему угодно, только это уже разговор об отличных возможностях обучения через игру, тут нужно просто подкидывать идеи и подбрасывать "инвентарь", и процесс немедленно пойдет. Вопрос у меня возник такой же, как у Анны:"Где найти хорошие сценарии?" Ну нет их:((( Так же, как и стихов хороших для детей. Ну со стихами все же дело не так плохо. Конечно есть сказки... Их мы используем в кукольном театре... Если вдруг кому попадутся интересные сценарии, поделитесь, пожалуйста!
2001-09-02, OlgaT
Я только хочу сказать, что такие дети, о которых идет речь в статье, в точности, большие фанатзеры в возрасте 5.7 еще существуют (моя дочь), хотя уже сейчас чувствуется, что мы - последние из могикан. Вообще-то мне всегда казалось, что эта ее особенность играть объясняется ну, скажем, немолодой мамой . Ведь я в свое время ( да и большинство из нас) играли именно так: придумывали невероятные сюжеты,дома строили из подушек, а не из "лего", кукол наряжали в собственноручно сшитые одежки, про пазлы и не знали. Самое интересное для меня то, что о термине "режисерская игра" я раньше не слышала, но то, как играет моя дочь - это именно
"режиссерская работа": она придумывает сюжет и заставляет игрушек или взрослых (чаще папу - он это умеет) воплощать этот сюжет.
2000-11-30, Ольга Г.
Все выглядит так правильно, так красиво :-))). А вот вопрос: должна ли быть все-таки какая-то граница фантазии? Если ребенок не может поддерживать диалог, общаться со сверстниками, получать какую-то новую информацию от взрослых из-за того, что увлечен только тем, что происходит у него в голове? Если "призрачный мир", где он сам царь и бог и всему хозяин, вытесняет реальность (где порой бывает трудновато)? Ведь бывают же и взрослые такие, у которых нет психического заболевания, но при этом они, как говорят, "не от мира сего"? Из кого-то же они вырастают?
2000-12-01, Катя
Их идеи мне нравятся, но только в моём (вышеуказанном) прочтении :). Я не осуждаю ничего "в принципе и в целом". Просто результат применения чужих идей бывает неоднозначным :).
Вон у меня дочка с трёх месяцев ползала по полу. Если б я знала, что это идея Домана, я бы вряд ли стала предпринимать что-либо. Но Алёнка ОЧЕНЬ хотела двигаться САМА. Теперь вопрос: это была наша с ней идея или Домана?
2000-11-30, Баба Нюра
Во, у нас папа категорически отказывается читать Никитиных и иже с ними, зато иногда такие "никитинские" перлы выдает. тут прихожу на кухню, а он там Сашку учит ножом резать. Вот, говорит, она все равно нож хватает, так пусть знает, как им пользоваться. Я прям возрадовалась! Чья опять же идея - Никитиных или мужа?
2000-12-02, Маша Н.
Поделитесь:

30.11.2000
Обновлено 05.09.2019
Статья дня
Близкие по теме статьи
Как понять, что ребенок играет. 5 признаков настоящей детской игры
Как понять, что ребенок играет. 5 признаков настоящей детской игры
О вреде развивающих игрушек и обучающих занятий для дошкольников
Любовь: 7 правил, по которым играют мужчины
Любовь: 7 правил, по которым играют мужчины
Как женщине заинтересовать мужчину: читаем любимого как открытую книгу
Недетские игры
Недетские игры
Что делать, если ребенок сознательно и целенаправленно нарушает ваши требования?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!