Содержание:

Реклама

Это только на родине хождением по магазинам увлекаются немногие, за границей "шоппинг" делают все. Рафинированная цивилизованная торговля не имеет ничего общего с египетским базаром, сохранившим колорит древнейшей из профессий.

Базар - это театр, где один-единственный сценарий каждый раз разыгрывается по-новому, а участники этого спектакля демонстрируют игру, достойную сцены, кинокамеры, книги, фотоаппарата. И несчастен тот турист, который, не поняв правил, просто делает покупку или отказывается от нее, здраво полагая, что соотношение "цена-качество" на рынке просто не выдерживает критики. "В Египте покупать нечего", - заявила я безапелляционно после первой прогулки по торговому городу. Но как только солнце стремительно и неожиданно свалилось за песчаные горы, город расцвел огоньками, всех вдруг как магнитом потянуло на рынок. Нет, не чтобы купить, а чтобы посмотреть. И в это самое время, когда материальная мотивация исчезла, я стала участницей увлекательнейшего спектакля "Египетский рынок".

Обычно это трехактовка.

Акт первый. "Заманивание покупателя"

Даже самое незамысловатое "Зайдите только посмотреть!" поражает своей психологической грамотностью. Как классно угаданы потребности, мы ведь действительно только смотрим! Но это так, разминка. У мастеров торгового дела есть свои фишки. Вот, к примеру, молодой араб с листочком в руках и глазами обиженного сербернара просит помочь прочитать письмо, которое ему написала русская девушка. Все верно, это про нашу ментальность, если просят, мы всегда поможем. Ну, что же здесь стоять, можно в магазин зайти, на пуфик мягкий присесть! И он будет сидеть напротив и классно играть лицом по ходу текста: удивляться в некоторых местах, улыбаться, очень искренне восклицать, как будто он это слышит в первый раз! А потом начнет благодарить, кинется вручать презенты (папирусные закладки или каменных жучков, 3 копейки за килограмм) и как-то совсем незаметно перейдет к своему товару - ароматическим маслам, капнет тебе на руку, и ты обязательно понюхаешь, и пошло-поехало... В общем, уйдешь с флакончиком в руках и даже будешь радоваться, пока не дойдешь до соседней лавки, где это масло в два раза дешевле. Еще один приемчик, и тоже просьба: напишите мне по-русски что-нибудь про мой магазин, а я повешу на витрину. Бред какой-то, но по себе замечала, что эта немудреная реклама работает! Наткнешься глазами на что-то вроде "У Саида классный товар, заходи, не пожалеешь...", и почему-то действительно заходишь, хотя надпись эта даже до сознания не дошла, просто заблудилась где-то в голове и ноги ей поверили. Но и наш брат, покупатель, тоже с творческим подходом: "...Омар парень не плохой, только ссытся и глухой", и рядом стоит довольный этот самый Омар, радуется, что все замечают его рекламу и так бурно реагируют.

Акт второй. "Сделка"

Или ее отсутствие, но в этом случае действие все равно имеет место. Правильный покупатель - это тот, который сумеет угадать ценовой предел, после которого торговаться уже бессмысленно, и не прекратит торговлю раньше времени, когда продавец как бы делает тебе одолжение, но внутренне ликует от выгодной продажи. Торг должен быть обязательно. Без него спектакль неполноценен, и даже торговец становится вялым, скучным, разочарованным. Видела я таких в магазинах дорогого района, обычные, как на одно лицо, дядьки, которых не учили цивильно продавать, а отсутствие азартного покупателя, который берет не торгуясь, привело их к профессионально-национальной деградации.


Сделка начинается с рассматривания товара, не слишком заинтересованного, но и не пренебрежительного, этого тебе не простят. Многодневный аутотренинг о том, что "мой товар - самый лучший", дает свои результаты: они на самом деле в это верят и критически оценивать вещички просто разучиваются. Опытный продавец чутко проследит за твоим взглядом и безошибочно выхватит с полки именно то, за что зацепились твои глаза.

Опытный же покупатель обязательно попросит показать другой цвет, другой размер, то же самое, но посветлее, потоньше, помельче... В общем, такой же, но с перламутровыми пуговицами. И не понятно, что его больше интересует: товар или реакции продавца. Последнему не прощаются неспешность, незаинтересованность, раздражение, неэмоциональность и... отсутствие чувства юмора. Юмор - это интернационально. Сумей понять меня, если даже не знаешь моего языка.

- Сколько это стоит? - Пятьдесят долларов. - Что? Ты с ума сошел? - Постой, сколько хочешь ты? - Я хочу за один доллар. - Что? Ты с ума сошла? Десять!.. В конце концов купила за пять. Один продавец тихо, с видом заговорщика, сообщал всем проходящим, что у него футболки по два доллара, при этом указывал на витрину. Я уже достаточно разобралась в футболочной политике (а они в Египте действительно качественные и дешевые, к тому же очень разнообразные, есть "штамповка", а есть "компьютер" - технология нанесения рисунка, в котором присутствует картинный или фотоэффект), и среди витринных футболок были и те, которые все продают за пять, шесть, а у этого два! И вид у него загадочный неспроста, за такое снижение цены от коллег может попасть. Это я так думаю и направляюсь в магазин. Долго выбираю размеры, намереваясь за один раз одеть всю семью и прикупить подарки. Естественно, выбираю, что покрасивее и покачественнее. Наконец, киваю на стопку, мол, выбрала, давай рассчитываться. И тут он мне выдает сумму на калькуляторе - 30 у. е. То есть не дешевле, чем у всех. Я начинаю негодовать - а как же по два доллара?! А он мне жестами поясняет, что по два доллара - это только неказистая штамповочка, товар неходовой... Я схватила его за руку, вытащила на улицу и заорала "Вот, на витрине те футболки, которые я выбрала, ты говорил, что они по два доллара. Раз обещал, за базар отвечай!". Последняя фраза, по-видимому, была понята, и он сдался. А когда складывал мою покупку в пакет, все приговаривал что-то по-арабски. Я поняла, что это были слова возмущения и восхищения. Потом тряс руку моему мужу, показывал на меня и удовлетворенно выставил большой палец, мол, я у него молодец. Это финал, заключительная сцена.

Акт третий. "Постпродажное обслуживание"

Совершается ритуал благодарности за покупку. Очень искренний или просто хорошо сыгранный, не разберешь. Традиционно вручаются все те же презентики (из собранных жуков можно сделать бусы, и закладки в каждом учебнике у сына), проявляется почтение ко всем, кто сопровождает покупателя, участвует в выборе, расплате. Иногда, если покупка крупная, а покупатели веселые, разыграваются целые спектакли с танцами, ритуальным бегом вокруг все тех же жуков-скарабеев (при этом надо загадывать желание, это я узнала позже), обязательным узнаванием имен и тирадой всех слов и словосочетаний, которые они научились говорить по-русски. Это якорение. Если тебе понадобится еще что-то, ты придешь именно сюда. Иногда туристы передают друг другу, где лучше делать покупки, подтверждая тем самым эффективность всенародной рекламы ОБР (одна баба рассказала...).

Уже неделю я дома. Иногда хожу в магазин. И, Боже, какая скука...

Ирина, irinashevcova@inbox.ru.