Проблемы школьной адаптации. Часть II

Вариантов нарушений адаптации может быть множество. У одних детей они могут проявляться в виде гипердинамического синдрома. Их начинают характеризовать как невнимательных, непоседливых, недисциплинированных.

Полезность: 4,2 из 5 Интересность: 3,9 из 5 (56 оценок)
Часть 1 можно почитать здесь.

Вариантов нарушений адаптации может быть множество. У одних детей они могут проявляться в виде гипердинамического синдрома. Их начинают характеризовать как невнимательных, непоседливых, недисциплинированных. У отдельных детей могут фиксироваться реакции активного протеста, повышенной аффективной возбудимости. Родителям жалуются на проявления агрессивности, драчливости, речевого негативизма. При этом обычно не помогают никакие самые строгие увещевания, запреты, наказания. В отдельных случаях возникают ситуации, когда конфликт приводит к тому, что у ребенка возникнет "эмоционально-сенсорный стопор", непонимание обращенной к нему речи. Он вообще может перестать говорить.

Школьные трудности периода адаптации

У вполне благополучных в дошкольном детстве девочек, ввиду неуспешного начала занятий в школе, возникает плаксивость, не свойственная им прежде вялость, пассивность, безразличие к окружающему. Ребенок с ранимой нервной системой может вообще перестать разговаривать с одноклассниками в классе, отказываться отвечать у доски.

У трудно адаптирующихся детей могут возникать или возобновляться вредные привычки: кусание ногтей, сосание пальца, выщипывание бровей, онанизм. При дефектах педагогического процесса или конфликтных ситуациях в семье адаптация может закончиться ее срывом, нарушением зрения, осанки, различными нервными расстройствами. Если вовремя не оказать детям квалифицированной помощи, такое поведение закрепится на долгие годы, будет во многом мешать в жизни.

Для предупреждения столь тяжелых последствий, сокращения сроков адаптации и облегчения характера ее протекания, охраны здоровья и благополучия ребенка, родителям нужно позаботиться о соответствующей физической, психологической, эмоциональной и социальной его подготовке к школе. Начать такую подготовку лучше за несколько лет до первого класса.

Родителям и самим нужно хорошо подготовиться к школе. Заблаговременно, с помощью специалистов - медиков, психологов, логопедов и педагогов-воспитателей - можно определить и, в определенной мере, устранить факторы "риска" школьной неуспешности. В этих целях рекомендуется провести необходимые диагностические, профилактические и коррекционные мероприятия. Для детей с особенностями развития могут быть разработаны индивидуальные программы подготовки ребенка к школе.

Родителям следует внимательно наблюдать за адаптацией своего ребенка к школе, оценивать его каждодневное настроение и поведение. Важно научиться реально оценивать возможности своего ребенка в усвоении выбранной вами школьной программы. Надо уметь подмечать прогресс в усвоении новых знаний, выделять проблемные стороны, искать возможности их преодоления.

Особая роль в этом процессе отводится матери. Чуткая и внимательная, она может создать в доме, а по мере возможного, и в школе, атмосферу понимания, доверия, помощи. Хорошо, если мама понимает проблемы своего ребенка, знает об основных школьных требованиях, может стимулировать учебу и поддерживать ребенка, умеет регулировать его поведение. Такая мама может существенным образом повлиять на процесс адаптации, способствовать снятию кризисных явлений, развитию необходимых школьных навыков.

Отец тоже должен помочь ребенку. Спокойно, уверенно и постепенно он может научить ребенка не пасовать перед трудностями, разбираться в сложных ситуациях, разрешать противоречия, ладить с детьми, держать себя в руках, успешно учиться.

Только при участии и поддержке любящих и понимающих родителей ребенок почувствует себя в безопасности, почувствует уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

Постепенно, спокойно и доброжелательно, научите ребенка оценивать себя адекватно, учиться самостоятельно. При этом его не следует торопить, перегружать различными заданиями и замечаниями. Ребенка нельзя подавлять и запугивать. Не поможет и негативное оценивание его поведения, высмеивание ошибок. Раздражительность и наказания не только не приводят к успеху, но и неправомерны.

Плохими помощниками в решении проблем переходного периода станут также потакание и излишнее внимание к проявлениям слабости, к неуверенности ребенка в своих возможностях, вялости и плаксивости или, напротив, агрессивности, деструктивного поведения.

Родителям следует понимать, что успешный старт зависит не только от внимания к ребенку, но и от его физического и психического развития. Школьные программы допускают обучение по-разному подготовленных детей. Однако не все дети в равной мере обладают развитыми лингвистическими, математическими, сенсорными, мнемическими и прочими способностями. Причин задержки и своеобразия их развития может быть множество. Прежде всего, важно исключить последствия органического поражения и снижения деятельности органов слуха, зрения, моторно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной системы ребенка, для чего следует обратиться к соответствующим специалистам.

В дошкольном детстве родители или педагоги могли и не обратить внимания на то, что у ребенка имеются нарушения слуха. Он мог каким-то образом научиться избегать ситуаций в речи, в которых бы связанное с ним развитие слуховых восприятий было достаточно выражено. Вместе с тем, ошибки, отмечаемые при чтении или письме, к примеру - замена звуков, искажение звуко-слоговой структуры слова, неточно употребляемые слова, искажение лексико-грамматической стороны речи - могут быть связаны именно с нарушениями слуха. В силу этого, ребенок не сможет избежать ошибок, что повлияет на его успешность в овладении системой гуманитарных знаний, лингвистически опосредованных сферах деятельности.

Нередко в проблемах с задачами и упражнениями по грамматике или математике виновато плохое зрение. Если не проверить зрение в самом начале обучения, может не состояться будущий Лобачевский или Цветаева.

В начальной школе следует внимательнее отнестись к леворуким детям, детям, у которых ведущая рука (нога, ухо, глаз) еще не определились. Они часто ошибаются при выполнении заданий, связанных с ориентировкой во времени и пространстве, или когда учатся читать и писать. При наличии стойких специфических ошибок, которые не связаны с нарушением интеллектуального развития, слуха и зрения, или нерегулярностью школьного обучения, следует подумать, не является ли ваш ребенок явным или "скрытым" левшой.

Учиться русскому языку, чтению и математике таким детям мешает несформированность произвольной моторики, недостаточность слухо-моторных координаций и чувства ритма. Первые школьные проблемы у них возникают в связи с несформированностью речи, недостаточным уровнем развития ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Этих детей отличает медлительность, акцентуации внимания, неустойчивость настроения.

У левшей и так называемых левшей-правшей затруднен "корковый контроль" над многими видами деятельности, поэтому требовать от них качественного выполнения заданий можно только после долгих лет целенаправленной работы по развитию этого качества. В случае бережного, грамотного сопровождения таких детей в первые годы начала обучения, они могут справиться со своими особенностями и по многим основаниям превзойти одноклассников.

Разобраться в ходе школьной адаптации, профессионально помочь в преодолении трудностей, специфических ошибок в усвоении учебной программы, вам помогут логопеды, психологи, медики. К ним следует обратиться за несколько лет до школы или же в первые месяцы обучения в первом классе. Конечно, в случае серьезных школьных проблем ребенку лучше находиться под наблюдением специалистов все время обучения в начальной школе.

Оставленные без внимания проблемы первых школьных месяцев обычно влекут за собой стойкие изменения в характере и личности ребенка. Его непослушание, агрессивность, отказ от выполнения заданий, нежелание учиться, или, напротив, пассивность, инертность, пониженная работоспособность маскируют чувство глубокой внутренней тревоги, страха, ощущение собственной беспомощности и неполноценности, понять и преодолеть которые могут только любящие и понимающие свое чадо родители.

Можно считать, что адаптация прошла успешно, если ребенок эмоционально стабилен, чувствует себя здоровым, хорошо работает на уроках, ведет себя в соответствии с общепринятыми нормами, освоился в роли ученика. Хороший признак - ребенку нравится ходить в школу, ему интересно учиться, он приносит хорошие отметки, у него благожелательное настроение, спокойный сон и нормальный аппетит.

Это не значит, что все проблемы с обучением остались позади и родители могут успокоиться. Впереди кризис подросткового возраста, адаптация к условиям обучения в средней школе... Родителям лучше подготовиться к ним заранее.


Подведем некоторые итоги. Каковы "факторы риска" для ребенка, который идет в первый класс?

  1. Частичное отставание и нарушения в физическом развитии:
  • недостаточное развитие моторных навыков, способности регулировать и на определенное время снижать высокую двигательную активность;
  • формирование неправильной осанки;
  • недостаточное развитие мелких мышц кисти, трудности при координации движений пальцев рук, произвольной моторики;
  • высокая (более 4 раз в год) заболеваемость ОРВИ, хронические болезни, частые обострения;
  • несформированность схемы своего тела (попеременное пользование левой или правой рукой, ногой, глазом, ухом как ведущими);
  • снижение слуха, зрения, слухо-моторных координаций;
  • отсутствие или недостаточное развитие чувства ритма.
  1. Задержка и особенности психического и личностного развития:
  • несформированность пространственно-временных представлений и ориентировок;
  • аффективная неуравновешенность и незрелость, нарушения связи "мать-ребенок";
  • невысокий уровень развития внешней и внутренней речи, ограничение словарного запаса, наличие дефектов произношения, неумение анализировать языковый материал;
  • недостаток и ошибочность полученных знаний и представлений, ограниченность личного опыта;
  • трудности в сосредоточении, распределении, переключении внимания;
  • небольшой объем произвольного запоминания, замедленность и низкая точность воспроизведения, склонность к быстрому забыванию заученного материала;
  • неспособность выявлять причинно-следственные связи и отношения, характерные признаки предметов, низкий уровень овладения сенсорной грамотой;
  • некоторые индивидуально-типологические особенности поведения, настроения, самооценки.

Сигналы неблагополучия, свидетельствующие о проблемах, тяжелом протекании и затягивании периода адаптации.

  • Дети болеют, теряют вес, снижается аппетит, пропадает и нарушается сон, возникают головные боли.
  • Возникают нарушения в привычном характере поведения, настроения: отмечается агрессивность или вялость, замкнутость или повышенная возбудимость.
  • Снижается или вовсе пропадает желание учиться, идти в школу.
  • Возникают негативные формы поведения.
  • Появляются страхи, развивается невроз.
  • Алексия - не может читать, аграфия - не может писать, акалькулия - не может считать, афазия - не может говорить, что уже свидетельствует об очаговых поражениях головного мозга.
  • Фиксируются стойкие отклонения в личностном развитии.

Значительному сокращению сроков адаптации способствуют...

  • Нормальный (соответствующий возрасту ребенка) уровень физического и психического развития, речи, познавательных процессов; моторных функций. Упражнения, направленные на их сохранение и дальнейшее развитие.
  • Режим дня ребенка дома и в школе, особенно важно установить время занятий, отдыха, активной прогулки питания и сна.
  • Хорошее состояние здоровья, высокая общая работоспособность приобретенные до школы.
  • Успешность в решении задач учебной деятельности. Профессиональная поддержка, спокойная и последовательная работа над ошибками.
  • Мотивация ребенка и его родителей на овладение все большим кругом знаний, учебной деятельностью, преодоление трудностей в учебе, на саморазвитие.
  • Установление доверительных и доброжелательных отношений с учителем и сверстниками в школе.
  • Внимание к трудностям в овладении учебной программой, характеру складывающихся у ребенка отношений с учителем и классом, поведению ребенка в школе и дома.
  • Безусловная любовь родителей, принятие ребенка таким, каков он есть, забота, внимание к его проблемам. Понимание и конкретная помощь со стороны родителей, хорошие условия и позитивные взаимоотношения в семье.

Чем опасно затягивание сроков адаптации и отсутствие компетентной, адресной, последовательной и конкретной помощи и поддержки со стороны родителей и педагогов в этот период?

  • Ребенок с трудом и без удовольствия овладевает программой начальной школы, оценивается как неуспевающий.
  • Возникает стойкое негативное самооценивание, которое нередко камуфлируется под цинизм, деструктивные формы поведения и взаимоотношений.
  • Возникают неврозы, психические отклонения.

Мы надеемся, что в вашей семье этого не произойдет, ведь "предупрежден - значит, вооружен". Давайте поможем нашим первоклассникам успешно преодолеть первые школьные трудности, стать более взрослыми и уверенными в себе.

Надежда Реуцкая
педагог-психолог
ст. научный сотрудник Центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца
консультант Центра "Мэри Поппинс"
Статья предоставлена Центром "Мэри Поппинс"
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Что будет, если перестать есть сахар
10 болезней, которые отступят, если отказаться от сладкого
Оставить комментарий к статье "Проблемы школьной адаптации. Часть II"

Вы не авторизованы.

Статья отлично структурирована,имеет высокую информативную наполненность.Несомненно,окажется пюлезной для всех заинтересованных родителей.
2008-11-10, Мария
А при чем тут конфа 10-13, когда речь идет о первоклашках?
2007-10-07, Оладушек с сахаром
Очень компетентная информация, благодарю.
2007-10-07, Liis
Поделитесь:

01.09.2005
Обновлено 14.11.2018
Реклама
Статья дня
Что будет, если перестать есть сахар
Что будет, если перестать есть сахар
10 болезней, которые отступят, если отказаться от сладкого
Близкие по теме статьи
Как проходит акклиматизация ребенка на юге
Как проходит акклиматизация ребенка на юге
Наиболее чувствительны к акклиматизации дети до трех лет. Что делать при акклиматизации у детей?
Детский сад и школа: трудности адаптации. Почему болеют дети?
Детский сад и школа: трудности адаптации. Почему болеют дети?
Психосоматика у детей: аллергия, диабет, гастрит, астма, аутизм - откуда?
Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешности
Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешности
Психологический синдром хронической неуспешности складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития...
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!