Приемный ребенок. Отказник или из неблагополучной семьи: ''что лучше?''

Усыновление: нужен ли ребенку опыт жизни в "плохой семье"

Полезность: 4,1 из 5 Интересность: 3,7 из 5 (51 оценка)

Недавно в издательстве «Никея» вышла, пожалуй, самая подробная отечественная книга о семейном устройстве детей из детских домов. Ее авторы — психологи, работающие с детьми-сиротами и приемными семьями почти 20 лет, — разрушают многие стереотипы, существующие вокруг устройства детей в семью. Например, отвечают на вопрос, какого ребенка «лучше» усыновить: того, от которого отказались еще в роддоме, — или ребенка, попавшего в детский дом из неблагополучной семьи?

Приемный ребенок. Отказник или из неблагополучной семьи: ''что лучше?''

Важен ли для успешного усыновления опыт жизни в семье?

Болезненность процесса изъятия ребенка из семьи и информация о негативных последствиях жизни в неблагополучной семье становятся основой достаточно распространенного социального стереотипа: для ребенка лучше совсем не иметь опыта жизни в «плохой семье». Также многие считают, что хуже всего относятся к себе дети, пострадавшие от жестокого обращения. Однако практика показывает, что наибольшие проблемы с самовосприятием имеют дети, не имевшие никакого опыта близких отношений со взрослыми, — дети, от которых отказались в роддоме, так называемые отказники.

У них совершенно отсутствует опыт близких и доверительных отношений со значимым взрослым, через который ребенок обычно и получает представление о том, что он кому-то важен и нужен, заслуживает любви и представляет из себя ценность. Также у таких детей не формируются модели поведения привязанности в раннем детстве, что важно не только для их благополучного устройства в семью, но и для последующей взрослой жизни и возможности быть родителями.

Тем не менее в нашем обществе считается, что для семейного устройства ребенок, отказной с рождения, — «самый удачный» вариант для родителей. Идея о том, что «ребенок — чистый лист», отношения с которым можно начать с нуля, кажется привлекательной. В этом случае люди не отдают себе отчет, что смотрят на воспитание приемного ребенка даже более идеалистично, чем в некоторых случаях на воспитание своих собственных детей.

Не все в воспитании детей зависит от родителей. Родители не собственники ребенка, они передают ему жизнь, и рождаются дети для жизни. Любой ребенок в первую очередь Божий (или «природный» для тех, кто не верит в Бога), во вторую — свой собственный, со своими индивидуальными особенностями, заметными с рождения. И только в третью очередь — «родительский».

Родители — самые главные люди для своих детей. Они любят своих детей, заботятся о них, от них зависит, как реализуется тот потенциал, который заложен в ребенке. Их ответственность велика, но результат воспитания, то, каким человеком вырастет ребенок, зависит от многих факторов, не только от родительской любви и стараний.



Два действительно важных момента при семейном устройстве детей-отказников:

  • необходимо, чтобы младенцы как можно меньше находились в учреждении без мамы или других близких взрослых (минимизация травмы родительской депривации);
  • чем младше ребенок, тем больше времени есть для формирования привязанности к замещающей семье.

То есть с точки зрения защиты интересов ребенка желательно скорейшее помещение маленького ребенка в семью. Но это не средство для приемных родителей избежать проблем. По мере того, как ребенок будет расти, станут проявляться его природные особенности, как положительные, так и отрицательные, будут возникать закономерные возрастные кризисы, не говоря уже об обычных житейских конфликтах.

Приемный ребенок. Отказник или из неблагополучной семьи: ''что лучше?''

Что на самом деле происходит с детьми, от которых отказались при рождении?

В настоящее время существует достаточно много литературы о последствиях младенческой депривации в первые годы жизни ребенка: нарушения в формировании головного мозга и центральной нервной системы, неврологические проблемы и другие нарушения физического здоровья, связанные с отсутствием жизненно необходимого ребенку эмоционального тепла и контакта с близким взрослым. Эта важная информация помогает опровергнуть распространенное мнение о том, что все проблемы детей-сирот связаны с «плохой генетикой».

Кроме физиологических проблем, ранняя младенческая депривация приводит к нарушению формирования механизмов привязанности. Для детей из домов ребенка характерна «размытая привязанность». В этом случае не закрепляется сам механизм формирования близких отношений со значимыми людьми из-за их отсутствия.

Дети-отказники часто начинают называть «мамой» нянечек и воспитательниц. Может показаться, что для ребенка лучше иметь возможность хоть кого-то называть «мамой», чем не иметь такой возможности вообще. Однако в процессе таких отношений у ребенка формируется соответствующее представление о том, кто такая «мама»: это женщины, которые заботятся о бытовых потребностях ребенка, они могут уходить и приходить или пропадать совсем.

Очевидно, что при дальнейшем семейном устройстве неизбежным образом возникают проблемы из-за расхождения между сложившимся у ребенка представлением о родительских ролях и тем, что ему предлагается в приемной семье. Например, приемных родителей может травмировать то, что ребенок не выделяет их как «значимых взрослых», может уйти с любым посторонним человеком на прогулке, ко всем идет на руки и т.д. Некоторые семьи впадают в отчаяние, решив, что они не имеют никакого значения для своего приемного ребенка и что так будет всегда. Бывает, это становится причиной возврата ребенка в учреждение.

Кроме физиологических и эмоциональных последствий родительской депривации важно учитывать психологический фактор «ничейности». С возрастом дети-отказники в учреждениях осознают то же самое, что и дети, изъятые из семей. То, что у них нет своего дома и своих родителей, и что этим они отличаются от других людей. Отсутствие информации о прошлом и каких-либо представлений о родителях приводят к тому, что дети сначала пытаются фантазировать, сочиняя себе «альтернативную историю» или заимствуя жизненные факты из рассказов других детей, а в подростковом возрасте переживают настоящий кризис идентичности, буквально озвучивая следующее: «Я не знаю, кто я и откуда. Я никто». Это не всегда так драматично и очевидно на первый взгляд, но обязательно проявляется в индивидуальной работе с ребенком.

В отличие от детей-отказников дети из неблагополучных семей обычно все же имеют опыт близких отношений со взрослыми. Их проблемы в формировании привязанности могут быть связаны с иными причинами: последствия жестокого обращения и пренебрежения со стороны взрослых. Но при этом опыт установления и поддержания отношений со значимым взрослым, на который можно опираться при помещении в новую семью, у них все же есть. Чаще всего их способность к привязанности остается сохранной, а нарушения в формировании привязанности возможно скомпенсировать.

Так что при устройстве в приемную семью и в случае с отказниками с рождения, и в случае с детьми из неблагополучных семей могут быть и трудности, и положительные результаты. Главное — не поиск варианта, где «проблем будет меньше», а умение эти проблемы решать.

Благополучие в приемной семье зависит не столько от особенностей ребенка, сколько от отношения к этим особенностям родителей. В воспитании и «отказных» детей, и детей «с историей» есть свои трудности. Хорошая подготовка родителей к принятию ребенка в семью, реалистичные ожидания и представления о психологических особенностях детей, переживших разрыв с семьей, а также гибкость принимающей семейной системы и принятие родителями ребенка — все это гораздо больше влияет на успешность семейного устройства, чем то, «отказной» ребенок или нет.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Приемный ребенок. Отказник или из неблагополучной семьи: ''что лучше?''"

Вы не авторизованы.

У меня дочка приемная. Сейчас 3,7, изъята из семьи в 1,5, вместе мы 1,7. В детских учреждениях по времени была мало, но сменила три дома ребенка. Ее взяли в опеку какие-то родственники после смерти матери (мать умерла после изъятия ребенка), но впоследствии именно из-за симптомов депривации сдали обратно в дом ребенка. Не выдержали, думали, что ребенок это цветок лазоревый. Действительно, агрессия, аутоагрессия из ребенка перла. И сейчас еще вылезает. Она мстит людям за то, что с ней обошлись несправедливо. Это просто надо пережить, стиснуть зубы и пережить, а также любить ребенка надо. Я рада, что не сдалась. У меня никогда не было желания ее вернуть обратно, хотя "убить" за ее выходки хотелось периодически.
С другой стороны я почему-то благодарна Био матери. Ну не оставила она ее в роддоме, не отказалась, хотя возможность была. Это же о каких-то чувствах говорит со стороны матери. Да, Мать была никудышная, но Мать.
И сейчас моя Доча очень ласковая. Постоянно мы с не целуемся, милуемся, аж душа радуется. С мозгами у ребенка все очень хорошо, умненькая, память хорошая.
Другое дело, что на характер ребенка вся эта история отпечаток наложила. Только Доча чувствует, как ее не принимают, игнорируют(в т.ч. другие дети), так тут же ежиком становится и агрессию проявляет. Надеюсь, что с возрастом пройдет, работаем над этим с психологом.
2015-11-17, Мэри Лу
я бы не сказала, что у них это каким-то образом компенсировалось
они страдали без мамы и очень хотели привязанности, получили ее через несколько лет и удовлетворили свою потребность
с последней дочкой вообще история интересная, ее в ДД 3 года не любили и считали очень тяжелой, авторитетов нет ни среди взрослых, ни среди детей (с 4 до 7 лет), а потом она поехала в санаторий с одной из воспитательниц и по словам той же воспитательницы после санатория ребенок координально изменился, она стала ее ждать, скучать, обнимать, при этом даже другие воспитатели стали ревновать, что девочка выделяет только одну женщину и слушается только ее, и авторитет для ребенка только она
говорили, что она не идет на контакт с незнакомыми людьми, просто молчит, я попросила на знакомстве присутствовать только эту воспитательницу, через 15 минут у нас все было как по маслу
никаких проблем с ней нет с самого начала
девочка 3 года (!!!!!) в детском доме хотела, но не могла привязаться ни к кому, т.к. ей не давали такую возможность... и писали бы про тяжелого ребенка-отказника с депривацией и т.д.... из ДР, кстати, характеристики очень хорошие были, там видимо проблем таких со значимым взрослым не было
2015-05-05, billow
Больше проблем с отказниками - это в аспекте формирования привязанности, я так поняла. У тех, кто был в семье - другого рода проблемы.
Я уверена, что проблемы есть у всех, потому что так или иначе, состояние "отказника" или "изъятого" - это ненормальное состояние для любого ребёнка, и это априори не может не нанести травму и не иметь последствий. Возможно, они проявятся во взрослом возрасте, либо так и останутся глубоко внутри навсегда.
Кровные дети получают свои травмы, "родителей не выбирают", и это тоже тянет за собой определённые проблемы.
По сути, практически любой ребёнок - это жертва родителей :-)
Сложно оценивать детей "в общем", потому что склад характера, его наследственные черты и предрасположенности - тоже у всех разные. И дети справляются с травмой с разной степенью успешности.
Но понимать, что скорее всего, не будет всё "по чертежу" с приёмным ребёнком - необходимо, отсюда и предупреждение о возможных сложностях и их причинах.
2015-05-05, Sheba77
у ребенка, попашего домой в полгода=6мес, не может быть тяжелейшего расстройства привязанности. у него может быть депривация и госпитализм, травма "брошенности" и "ненужности".
именно привязанность развивается примерно с 6 до 24 месяцев (в норме), поэтому у считается, что самое раннее с 8-9мес при неблагоприяных обстоятельствах уже может возникуть именно нарушение привязанности. тем не менее, если ребенок попал домой до 24мес, есть хорошие шансы его скорректировать. вот если ребенок попал домой позже- возможно- но не обязательно- может быть больше сложностей с привязанностью. но все зависит от конкретной ситуации, в которой жил ребенок, от отношений к нему разных окружающих его людей, от структуры личности самого ребенка и состояния его нервной системы в принципе. ну еще от многих обстоятельств...

ну я так поняла, читая книги и общаясь с врачами на эту тему- вынужденно...
2015-05-05, Ata
Может быть. С другой стороны -- были на выходных в гостях у родственников, жаловалась тете на свою среднюю, что мер воспитательного воздействия хватает только на 2 недели, скрытная и т.д. Она говорит, я такая же была, хочу гулять и иду, а о родителях даже не думается в этот момент, и дочка такая же (моя двоюродная сестра), никогда ни о чем не рассказывала, в школе дралась, а сын наоборот, сознательный, открытый, всякий раз винился сам, открыто о двойках говорил, никогда с прогулок не задерживался, всех его друзей знала. Говорит, когда мы маленькие были, она даже с моей мамой советовалась, как она с нами справляется, т.к. считала, что это такой женский характер.
Т.е. где там депривация, а где характер? У моих нет ничего, чего не было бы у кровных детей. Небольшие поверхностные дурные привычки (набранные как раз у детей из асоциальных семей) уходят в течение года.
2015-05-05, billow
"у меня у того который домой попал в 5 месяцев с привязанностью все куда хуже, чем у того который попал в 12 месяцев" - я выше пишу, по большей части все зависит от конкретной личности. Адаптивные способности психики у всех очень разные, разная база: состояние здоровья, психического в том числе. Да и просто такой характер может быть. С нарушением привязанности неспециалисту легко многие другие вещи спутать. Особенно в таком юном возрасте, как у ваших детей.
У меня эта книга есть, но я ее не читала пока. Очень жаль, если такая дурная инициатива скажется на репутации авторов. Я знаю Татьяну, она прекрасный профессионал. Потому я так и возмутилась написанным.
2015-05-05, яся 76
В статье черным по белому написано, что травмы, депривации и последствия пребывания в асоциальной семье не такие уж страшные по сравнению с отказными. А это не правда, мягко говоря.
Самый мой субъективно тяжелый ребенок ничуть не труднее твоего, который до 4х лет с мамой жил. А как послушаешь про проблемы кровных детей у некоторых, так вообще никаких проблем серьезных у нас и нет.
Еще у одной проблемы с привязанностью были не из-за системы, а из-за возврата.
Жутко бесит, когда кошмарят отказников. Мои все отказницы -- прекрасные дети, а на них ярлыки все время вешают.
Вряд ли что-то новое прочтешь :))
2015-05-05, billow
Поделитесь:

05.05.2015
Обновлено 05.05.2015
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Чего не знает ребенок из детского дома. Откуда берутся дети – и бабушки
Чего не знает ребенок из детского дома. Откуда берутся дети – и бабушки
Как привыкнуть к приемному ребенку: адаптация мамы, дневник
Ребенок без гарантии. Часть 3
Ребенок без гарантии. Часть 3
Трудности выхаживания недоношенного ребенка. Правдивая история о том, как на 35-й неделе родилась моя дочечка Маняшка.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!