Динамические паузы и пальчиковый игротренинг
Известно: ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать динамические паузы, пальчиковый игротренинг, подвижные игры.
Приводимые ниже динамические паузы и пальчиковые игры согласованы с определенными темами по звукопроизношению и обучению грамоте, но они могут быть использованы и на других занятиях.
Предлагаемые стихотворные тексты заучиваются, а затем четко проговариваются детьми совместно со взрослыми (воспитателями, логопедами) и сопровождаются всевозможными движениями. (Кстати, дети с удовольствием разучивают каждое новое стихотворение и комплекс упражнений к нему. Они рассказывают и показывают все это дома, просят родителей выполнить движения вместе с ними). При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это особенно важно для детей с дефектами речи.
Динамические паузы: гласные звуки
Гномы (а, у, и)
| Утром гномы в лес пошли. |
Энергичный шаг на месте. |
| По дороге гриб нашли. |
Наклон вперед. Выпрямиться, руки на поясе. |
| А за ним-то - раз, два, три - |
Наклоны туловища из стороны в сторону. |
| Показались еще три! |
Руки в стороны, затем вниз. |
| И пока грибы срывали, |
Наклоны вперед, руки к полу. |
| Гномы в школу опоздали |
Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону. |
| Побежали, заспешили |
Бег на месте. |
| И грибы все уронили! |
Присесть. |
На грядке и на ветке (а)
| Раз, два, три, четыре. |
Шаги на месте. |
| Апельсин дадим мы Ире. |
Руки вперед, ладонями вверх. |
| Пять, шесть, семь, восемь, |
Шаги на месте. |
| Ананас у Сени спросим. |
Руки вперед, ладонями вверх. |
| Девять, десять - завернем, |
Моталочка руками. |
| Его Боре отнесем. |
Наклон вперед, руки тоже вперед, ладонями вверх. |
| Вот на грядке, посмотри: |
Наклон вперед, дотронуться руками до пола. |
| Есть арбузы - |
Руки вытянуть вперед и округлить, затем развести в стороны. |
| Раз, два, три. |
Сцепить округленные руки перед собой, поднять их вверх, развести в стороны. |
| А на ветке - абрикос. |
Потянуться руками вверх. |
| Он на солнце так подрос! |
Развести руки в стороны. |
| Ты за ним тянись, тянись, |
Подняться на носочки, потянуться руками вверх. |
| Но смотри, не оступись! |
Быстро присесть. |
Утка и кот (у, и)
| Утка крякает, |
Утиные шаги вперевалку. |
| Зовет |
Зовущий жест рукой. |
| Всех утят с собою. |
Быстрые, семенящие шажки вперевалку. |
| А за ними кот идет, |
Вкрадчивые шаги кота. |
| Словно к водопою. |
|
| У кота хитрющий вид, |
Прищурить глазки, посмотреть хитро. |
| Длинные когтищи. |
Показать цапки-царапки. |
| Не смотри ты на утят! |
Погрозить пальцем. |
| Их не дам в обиду! |
Руками, словно крыльями, загородить за собой "утят". |
Индюк (и, у)
| Ходит по двору индюк |
Шаги на месте. |
| Среди уток и подруг. |
|
| Вдруг увидел он грача. |
Остановиться, удивленно посмотреть вниз. |
| Рассердился. |
|
| Сгоряча затопал, |
Потопать ногами. |
| Крыльями захлопал. |
Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам. |
| Весь раздулся, словно шар |
Руки на поясе. |
| Или медный самовар. |
Сцепить округленные руки перед грудью. |
| Затряс бородою, |
Помотать головой, "поболтать" как индюк. |
| Понесся стрелою. |
Бег на месте. |
Кот Тимоша (о, и)
| Кот Тимоша жил на крыше. |
Руки поднять вверх. |
| Ниже, в доме, жили мыши. |
Наклон вперед, руками дотронуться до пола. |
| По стене взбирались мыши, |
Руками "шагать" от щиколотки - вверх по голени - к коленям - по бедру. |
| Не боясь кота на крыше. |
|
| Караулил кот мышей, |
Руки к ушам, прислушаться. |
| Вынув пробки из ушей. |
|
| Он готовил мышеловки, |
Ладони захлопнуть ("мышеловка"). |
| Но мышата были ловки. |
Попрыгать на месте, руки на поясе. |
| Спрятавшись за спину Тишки, |
Ладони перед лицом, выглядывать из-за них то с одной, то с другой стороны. |
| В прятки с ним играли мышки. |
|
Облако (о)
| Беленькое облако |
Округленные руки перед собой, пальцы в замок. |
| Поднялось над крышей. |
Не расцепляя рук, поднять их над головой. |
| Устремилось облако |
Выпрямить руки. |
| Выше, выше, выше. |
Потянуться руками вверх. |
| Ветер это облако |
Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону. |
| Зацепил за кручу. |
Сцепить руки кончиками пальцев над головой. |
| Превратилось облако |
Руками описать через стороны вниз |
| В дождевую тучу. |
большой круг и опустить. Присесть. |
Разминка (э)
Все движения разминки повторяем без запинки!
| Эй! Попрыгали на месте. |
Прыжки. |
| ЭХ! Руками машем вместе. |
Движение "ножницы" руками. |
| ЭХЕ-ХЕ! Прогнули спинки, |
Наклон вперед, руки на поясе, спину прогнуть. |
| Посмотрели на картинки. |
Нагнувшись, голову поднять как можно выше. |
| ЭГЕ-ГЕ! Нагнулись ниже. |
Глубокий наклон вперед, руки на поясе. |
| Наклонились к полу ближе. |
Дотронуться руками до пола. |
| Э-э-э! Какой же ты лентяй! |
Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем. |
| Потянись, но не зевай! |
Руками тянуться вверх, поднявшись на носки. |
| Повертись на месте ловко. |
Покружиться. |
| В этом нам нужна сноровка. |
|
| Что, понравилось, дружок? |
|
| Завтра будет вновь урок! |
|
Кто за кем идет (а, о, ы)
Дети встают в круг.
| Цыпленок на цыпочках |
Дети крадучись идут на носках. |
| Крался за кошкой |
|
| А кошка на цыпочках |
|
| Шла за Антошкой |
|
| Антошка на цыпочках |
|
| Двигался к дому |
|
| Теперь повернемся, |
Развернуться в другую сторону. |
| Пойдем по-другому |
|
| На пятках за кошкой |
|
| Плетется Антошка |
Идти на пятках. |
| За бедным цыпленком - |
|
| Усатая кошка |
|
| Цыпленок от страха |
|
| Забрался в корзину |
Присесть, руки - к полу. |
| Сердитая кошка |
|
| Выгнула спину |
Не отрывая рук от пола, выпрямить ноги, выгнуть спину. |
Динамические паузы: согласные звуки
Липы (п, т, к, л)
| Вот полянка, а вокруг |
Широким жестом развести руки в стороны. |
| Липы выстроились в круг |
Округленные руки сцепить над головой |
| Липы кронами шумят, |
Руки вверху, покачать ими из стороны в сторону. |
| Ветры в их листве гудят |
|
| Вниз верхушки пригибают |
Наклониться вперед. |
| И качают их, качают |
Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону. |
| После дождика и гроз |
Выпрямиться, руки поднять. |
| Липы льют потоки слез |
Плавно опустить руки, перебирая пальцами. |
| Каждый листик по слезинке |
Руки вниз, энергично потряхивать кистями. |
| Должен сбросить на тропинки |
|
| Кап и кап, кап и кап - |
Хлопать в ладоши, описывая руками круг сначала |
| Капли, капли, капли, - кап! |
в одну, потом в другую сторону. |
| До чего же листик слаб! |
"Уронить" руки. |
| Он умоется дождем, |
Погладить сначала одну, потом другую руку. |
| Будет крепнуть |
Сжать кулаки. |
| С каждым днем. |
|
Огород (т)
| Повторяй за мной зарядку. |
Шаги на месте. |
| В ней звук [Т] |
|
| Пришел на грядку. |
|
| Тыква вот, а вот томат. |
Вытянуть руки влево, вправо. |
| Здесь - капуста, здесь - салат. |
Наклониться к левой ноге, затем к правой.Выпрямиться. |
| Тмин, картошка, артишок |
Руки на пояс, к плечам, вверх. |
| И петрушки корешок. |
Руки опустить. |
| Все, что вырастили мы, |
Развести руки в стороны. |
| Будем есть мы до весны. |
Руки вниз, выпрямиться. |
Новоселье (к, г)
| Динь-дон, динь-дон - |
Наклоны из стороны в сторону, руки а поясе. |
| Гномы строят новый дом. |
Кулак на кулак. |
| Красят стены, крышу, пол, |
Руками, словно кистями, "красим" сбоку, вверху,внизу. |
| Прибирают все кругом. |
"Метем" метлой. |
| Мы к ним в гости придем |
Шаги на месте. |
| И подарки принесем. |
Вытянуть руки вперед, ладонями вверх. |
| На пол - мягкую дорожку, |
Наклон вперед, руками "стелем" дорожку. |
| Расстелив ее к порожку. |
Попятиться назад. |
| Две подушки на диван, |
Руки сложить ладонями вместе - сначала под одну щеку, затем под другую. |
| Меду липового жбан. |
Руки округлить, вытянуть перед собой. |
Зайцы (с, з)
| Скачут, скачут во лесочке |
Прыжки на месте на двух ногах. |
| Зайцы - серые клубочки. |
Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки. |
| Прыг-скок, прыг-скок - |
Прыжки вперед - назад, вперед -назад. |
| Встал зайчонок на пенек. |
Встать прямо, руки опустить. |
| Всех построил по порядку, |
|
| Стал показывать зарядку. |
|
| Раз! Шагают все на месте. |
Шаги на месте. |
| Два! Руками машут вместе. |
Руками перед собой выполняют движение "ножницы". |
| Три! Присели, дружно встали. |
Присесть, встать. |
| Все за ушком почесали. |
Почесать за ухом. |
| На "четыре" потянулись. |
Выпрямиться. |
| Пять! Прогнулись и нагнулись. |
Прогнуться, наклониться вперед. |
| Шесть! Все встали снова в ряд, |
Построиться в ряд. |
| Зашагали как отряд. |
Шаги на месте. |
Цок, цок, цок! (ц)
| Громко цокают копытца. |
Шаги на месте. |
| По мосту лошадка мчится. |
Скакать, как лошадки. |
| Цок, цок, цок! За ней вприпрыжку |
Бег на месте с подскоками. |
| Жеребенок и мальчишка. |
|
| Цок - копытце жеребенка. |
Топнуть правой ногой. |
| Цок - каблук о доски звонко. |
Топнуть левой ногой. |
| Понеслись, лишь пыль клубится. |
"Моталочка" руками. |
| Всем пришлось посторониться. |
Пятиться на каблуках назад. |
Кошка (с, ш)
| Вот окошко распахнулось. |
Руки развести в стороны. |
| Вышла кошка на карниз. |
Имитация мягкой, грациозной походки кошки. |
| Посмотрела кошка наверх, |
Запрокинуть голову, посмотреть вверх. |
| Посмотрела кошка вниз. |
Опустить голову, посмотреть вниз. |
| Вот налево повернулась, |
Повернуть голову к левому плечу. |
| Проводила взглядом мух. |
Повернуть голову к правому плечу, взглядом "проводить" муху. |
| Потянулась, улыбнулась |
Соответствующие движения и мимика. |
| И уселась на карниз. |
Сесть на свои места. |
Журавленок и жабы (ш, ж)
| Журавленок встал на ножки, |
Встать возле своего места. |
| Пошагать решил немножко. |
Шаги с высоко поднятыми коленями. |
| Смотрит вдаль из-под ладошки. |
Движения в соответствии с текстом. |
| Кто там скачет по дорожке? |
Прыгать на месте, руки на поясе. |
| Жабы вышли на лужок. |
Шаги на месте. |
| Жабы встали все в кружок. |
Образовать круг. |
| Важно подняли головки. |
Поднять голову. |
| Посмотрите, как мы ловки! |
"Гордые" повороты головы вправо - влево. |
| Вот похлопали в ладошки. |
Похлопать в ладоши. |
| Вот попрыгали немножко. |
Прыгать на обеих ногах. |
| Поскакали, Прыгать то на правой, |
то на левой ноге. |
| Покружились. |
Кружиться на месте. |
| А потом остановились. |
Остановиться и сесть на свое место. |
Снежинки (с - з, ш - ж)
| Закружились, завертелись |
Покружиться на месте. |
| Белые снежинки. |
|
| Вверх взлетели белой стаей |
Поднять руки. |
| Легкие пушинки. |
Покружиться на носках. |
| Чуть затихла злая вьюга - |
Опустить руки, встать прямо. |
| Улеглись повсюду. |
Присесть, руки к полу. |
| Заблистали, словно жемчуг, |
Встать, руки вперед. |
| Все дивятся чуду. |
Развести руки в стороны. |
| Заискрились, засверкали |
Руками выполнить движение "ножницы". |
| Белые подружки. |
|
| Заспешили на прогулку |
Шаги на месте. |
| Дети и старушки. |
|
Чок-чок, каблучок (ч)
| Чок-чок, каблучок! |
Потопать ногами. |
| В танце кружится сверчок. |
Покружиться. |
| А кузнечик без ошибки |
Движения руками, как при игре на скрипке. |
| Исполняет вальс на скрипке. |
|
| Крылья бабочки мелькают - |
Движения руками, как крыльями. |
| С муравьем она порхает. |
Покружиться парами на подскоках. |
| Приседает в реверансе |
Девочки делают реверанс. |
| И опять кружится в танце. |
Покружиться. |
| Под веселый гопачок |
Танцевальные движения, как в гопаке. |
| Лихо пляшет паучок. |
|
| Звонко хлопают ладошки! |
Похлопать в ладоши. |
| Все! Устали наши ножки! |
Сесть на свое место. |
Котище (щ)
| У нашего котища |
Показать, какие глазищи у кота. |
| Желтые глазищи. |
|
| У нашего котища |
|
| Длинные усищи. |
Показать, какие длинные усы у кота. |
| У нашего котища |
|
| Острые когтищи. |
Показать острые цапки-царапки. |
| У нашего котища |
|
| Умные мыслищи. |
Движения рук от головы вверх. |
| Моется котище |
|
| С каждым днем все чище, |
Показать, как кот умывается. |
| Отмывая мордочку |
|
| От остатков пищи. |
|
| Вечером охотится |
|
| В чулане за мышами. |
Крадущиеся шаги на носках. |
| И играет в ладушки |
|
| С пушистыми котами. |
Разбиться на пары, играть в ладошки. |
Солнышко (л, р)
| Солнышко, солнышко, |
Потянуться руками вверх, встать на носки. |
| В небе свети! |
|
| Яркие лучики |
Вытянуть руки вперед, ладонями вверх. |
| К нам протяни. |
|
| Ручки мы вложим |
Разбиться на пары, протянуть другдругу руки. |
| В ладошки твои, |
|
| Нас покружи, |
Покружиться парами. |
| Оторвав от земли. |
|
| Вместе с тобой мы пойдем |
Выстроиться в цепочку, держа друг |
| На лужок. |
друга за руки. |
| Там все мы встанем |
Образовать круг. |
| Дружно в кружок. |
|
| С песнями водим |
Идти по кругу. |
| Мы хоровод. |
|
| Солнышко с нами |
|
| По кругу идет. |
|
| Хлопают радостно |
Похлопать в ладоши. |
| Наши ладошки. |
|
| Быстро шагают |
Идти быстрым шагом. |
| Резвые ножки. |
|
| Солнышко скрылось, |
Присесть, голову закрыть руками. |
| Ушло на покой. |
Руки под щеку. |
| Мы же на место Тихо, |
спокойно сесть на свое место. |
| Сядем с тобой. |
|
Пальчиковый игротренинг: гласные звуки
Утята (а, у, и)
| Встали как-то утром в ряд |
Постепенно, начиная с мизинцев, разжать кулаки. |
| Десять маленьких утят. |
Показать десять пальцев. |
| Посчитались, |
Посчитать пальцы. |
| Удивились, |
Указательным и большим пальцами изобразить удивленно раскрытые клювики утят. |
| На две группы разделились. |
Руки в стороны, пальцы растопырены. |
| Перышки почистили, |
Сложенными щепотью пальцами одной руки гладить по очереди, от основания до кончика, пальцы на другой руке. |
| Головкой повертели, |
Пальцы на обеих руках сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону. |
| Червячка склевали, |
Хватательные движения клювами-пальцами. |
| К речке побежали. |
Пальцами "пробежаться" по столу. |
Ириски от киски (а, у, и, ы, о)
| В гости к нам явилась киска. |
Из пальцев "сделать" "киску". |
| Всем дает она ириски: |
Указательным пальцем правой руки "положить" на подушечки пальцев левой руки "ириски". |
| Мышке, лебедю, жуку. |
Из пальцев "сделать" указанных в тексте "персонажей". |
| Псу, зайчонку, петуху. |
|
| Рады, рады все гостинцам! |
Из обоих кулаков одновременно и энергично |
| "выбросить" пальцы. |
|
| Это видим мы по лицам. |
Показать раскрытые ладони. |
| Все захлопали в ладошки. |
Хлопать в ладоши. |
| Побежали в гости к кошке. |
Пальцами "пробежаться"" по столу. |
Мышка мыла лапку (ы, а)
| Мышка мылом мыла лапку, |
Одной рукой "мыть" другую. |
| Каждый пальчик по порядку. |
Указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки. |
| Вот намылила Большой, |
Всеми пальцами сначала правой, а потом левой руки "намыливать" большие пальцы. |
| Сполоснув потом водой. |
|
| Не забыла и Указку, |
То же - с указательными пальцами. |
| Смыв с него и грязь, |
|
| И краску. |
|
| Средний мылила усердно |
То же - со средними пальцами. |
| (самый грязный был, наверно). |
|
| Безымянный терла пастой - |
То же - с безымянными пальцами. |
| Кожа сразу стала красной. |
|
| А Мизинчик быстро мыла: |
Быстро и осторожно "намыливать" мизинцы. |
| Очень он боялся мыла! |
|
Дружная семья (э, а)
| - Эх! - вздохнул Большак,- |
Сжать кулаки, поднять большие пальцы. |
| Устал! |
Согнуть большие пальцы. |
| Много дров я накидал. |
Постучать выпрямленными большими пальцами по столу. |
| - Эй! Указка! Просыпайся! |
Большими пальцами постучать по указательным. |
| Быстро в школу собирайся. |
Указательные пальцы несколько раз перекрестить друг с другом. |
| Этак можно все проспать! |
Махнуть руками. |
| Середняк, кончай зевать! |
Большими пальцами постучать по средним. |
| Безымянный, марш во двор! |
Большими пальцами постучать по безымянным. |
| Повалился наш забор. |
Кистями обеих рук "упасть" на стол. |
| Вам с Мизинчиком – чинить, |
Большими пальцами постучать по мизинчикам. |
| Мне же - кашу вам варить. |
Большим пальцем правой руки на ладони левой "варить кашу". |
Пальчиковый игротренинг: согласные звуки
Наши пальцы (п - б)
| Пальцы встали дружно в ряд: |
Показать ладони с выпрямленными пальцами. |
| Десять крепеньких ребят. |
Сжать пальцы в кулаки. |
| Эти два - всему указки. |
Показать два указательных пальца. |
| Все покажут без подсказки. |
Пальцы придерживать большими. |
| Пальцы - два середнячка, |
Показать два средних пальца. |
| Два здоровых бодрячка. |
Пальцы придерживать большими. |
| Ну, а эти - безымянны, |
Показать безымянные пальцы. Остальные придерживать большими. |
| Молчуны, всегда упрямы. |
|
| Два мизинца - коротышки, |
Показать мизинцы. Все: остальные пальцы придерживать большими пальцами. |
| Непоседы и плутишки. |
|
| Пальцы главные средь них,- |
Показать два больших пальца, остальные сжать в кулаки. |
| Два больших и удалых. |
|
Дом на горе (к- г)
| На горе мы видим дом |
Кистями рук сложить "домик". |
| Много зелени кругом. |
Волнообразные движения кистями рук. |
| Вот - деревья, вот - кусты. |
Руками сделать "деревья", "кусты". |
| Вот - душистые цветы. |
Пальцами показать "бутон", "распускающийся цветок". |
| Окружает все забор. |
Пальцами показать "забор". |
| За забором - чистый двор. |
Погладить ладонями стол. |
| Мы ворота открываем, |
Кистями рук показать "ворота"; "ворота открываются". |
| К дому быстро подбегаем. |
Пальцами "пробежаться" по столу. |
| В дверь стучимся: |
Постучать кулаками по столу. |
| "Тук-тук-тук!" |
|
| Кто-то к нам идет на стук. |
Ладонь приставить к правому уху, "прислушаться". |
| В гости к другу мы пришли |
Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то. |
| И гостинцы принесли. |
|
Угощение гномов (к, г)
| Стали гномы гостей |
Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки. |
| Приглашать, |
|
| Стали гномы гостей |
|
| Угощать. |
Затем - наоборот. |
| Каждому гостю |
"Намазывать" варенье на кончик каждого пальца. |
| Досталось варенье. |
|
| Пальчики склеило |
Последовательно, начиная с большого, "склеить" соответствующие пальцы на обеих руках |
| То угощение. |
|
| Плотно прижалась |
Прижать ладони одна к другой |
| Ладошка к ладошке. |
|
| Гости не могут |
Плечи приподнять,руки слегка развести в стороны - "удивиться". |
| Взять даже ложки! |
|
Чехарда (к, г}
| У кошки было пять котят, |
Показать пять пальцев на правой руке, сделать из них "кошку". |
| А у гусыни - пять гусят. |
Показать пять пальцев на левой руке, сделать из них "гуся". |
| Детишки резвые в саду |
Кистями рук "перепрыгивать" одна через другую несколько раз (на столе). |
| Сыграть решили в чехарду. |
|
| У гусят-то - крылышки, |
Кисти рук скрестить: "Птичка машет крыльями"; |
| У котяток - лапки. |
"Цапки-царапки". |
| На крылышках-то - перышки, |
Пошевелить пальцами обеих рук. |
| На лапочках - царапки. |
Показать "цапки-царапки". |
| Перышки-то - мягкие, |
Погладить каждый палец сначала на правой, потом на левой руке. |
| Легкие пушинки. |
|
| Коготки-то острые |
"Цапками-царапками" поскрести по столешнице. |
| Больно ранят спинки. |
|
Бойцы-молодцы (г, к, м)
| Пальцы эти - все бойцы, |
Растопырить пальцы на обеих руках. |
| Удалые молодцы. |
Сжать пальцы в кулак. Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу. |
| Два - больших и крепких малых |
Приподнять два больших пальца. |
| И солдат в боях бывалых. |
|
| Два - гвардейца-храбреца, |
Приподнять указательные пальцы. |
| Два - сметливых молодца. |
Приподнять средние пальцы. |
| Два - героя безымянных, |
Приподнять безымянные пальцы. |
| Но в работе очень рьяных! |
|
| Два мизинца - коротышки - |
Приподнять мизинцы. |
| Очень славные мальчишки! |
Хлопнуть ладонями по столу. |
Мишки (т, д, ш)
| Мама мишек будит рано. |
Пальцами обеих рук изобразить "мишек". |
| Не встают они с дивана! |
Удивленно пожать плечами. |
| - Эй, Большак! Вставай скорей! |
Встряхнуть большой палец сначала на левой, а затем на правой руке. |
| Ждут друзья уж у дверей! |
Указать руками на дверь. |
| - Ну, а ты, лентяй Указка,- |
Встряхнуть указательные пальцы. |
| У тебя засохла краска! |
Изобразить руками ведро. |
| Вы должны с Середняком |
Встряхнуть средние пальцы. |
| Побелить амбар и дом. |
Плавные движения кистями рук, как кисточкой, сверху - вниз, снизу - вверх. |
| Безымянный, мой бедняжка! |
Погладить безымянный палец пальцами |
| Знаю, болен был ты тяжко. |
Другой руки |
| Пожалею я тебя, |
Прижать безымянный палец к ладони и |
| Полежи еще два дня. |
Погладить его. |
| Ты, Мизинчик-малышок, |
Встряхнуть мизинцы. |
| Роста у тебя - вершок! |
Показать, какого "роста" мизинчик. |
| Но зато проказ и драк |
Погрозить мизинцу пальцем. |
| Сосчитать нельзя никак! |
Сосчитать на пальцах "проказы" мизинчика. |
Листочки (е, л)
| Ветер северный подул - |
Подуть на пальцы. |
| С-с-с",- все листья |
Произнести звук "с-с". |
| С липы сдул. |
|
| Полетели, закружились |
Ладони обеих рук зигзагами плавно опустить на стол. |
| И на землю опустились. |
|
| Дождик стал по ним стучать: |
Постучать пальцами по столу. |
| "Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" |
|
| Град по ним заколотил, |
Постучать кулаками по столу. |
| Листья все насквозь пробил. |
|
| Снег потом припорошил, |
Плавные движения кистями рук вперед - назад - вперед. |
| Одеялом их накрыл. |
Ладони крепко прижать к столу. |
3айка (с, з)
| 3айка - скок, зайка - скок! |
"Зайка" из пальцев скачет по столу. |
| За кусток - и молчок. |
Кисть левой руки - "куст", кисть правой "зайка". Он прячется" за куст. |
| Из-за кустика выглядывает, |
Показать названные действия руками. |
| На ребятушек поглядывает. |
|
| 3оя пальчиком грозит, |
Погрозить "зайке" пальцем. |
| 3айке спрятаться велит: |
|
| "Бродит серый волк в лесу, |
Пальцами правой руки показать "волка". |
| Он поймал вчера козу. |
Пальцами левой руки - "козу". |
| Та его - рогами в бок! |
"Коза... бодает" ладонь правой руки. |
| Волк отпор ей дать не смог. |
|
| А коза давай бодать, |
"Коза бодается". |
| По кустам его гонять! |
Вокруг "кустов" бегает "волк". |
| Волк помчался по дороге, |
Пальцами "пробежаться" по столу. |
| И едва унес он ноги!" |
|
Цыплята (ц)
| Пять цыпляток, |
Большой и указательный пальцы – "клювик", остальные прижаты к ладони – "головка цыпленка". |
| Пять комочков |
Все пальцы сжаты в кулак. |
| Во дворе стоят у бочки. |
Пальцами изобразить "бочку". |
| Захотелось им напиться. |
Приоткрыть пальцы-"клювики". |
| Из щелей течет водица. |
Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз, - "струйки воды". |
| Возле лужицы |
Показать, как пьют цыплятки, запрокидывая головки назад. |
| Цыплятки пьют. |
|
| У всех озябли лапки. |
Пальцы дрожат мелкой дрожью. |
| Вот поджали коготочки, |
Прижать скрюченные пальцы к ладони. |
| Побежали греться |
"Пробежаться" пальцами по столу. |
| К квочке. |
|
Мышка и кошка (ш, ж)
| Мышку кошка обижала, |
Пальцами правой руки изобразить "мышку",пальцами левой - "кошку". |
| Мышка в норку забежала. |
"Мышка" забегает в "норку", сделанную из пальцев левой руки. |
| Погрозила кошке злой: |
Погрозить пальчиком правой руки "кошке". |
| "Разберусь еще с тобой! |
|
| Станешь чистить свою шубку, |
Обеими руками изобразить движения "Кошка умывается". |
| Я с тобой сыграю шутку! |
Хлопнуть ладонями о стол. |
| Вылью быстро банку с клеем, |
Пальцами изобразить "банку", наклонить ее. Пальцы на обеих руках "склеились". |
| Коготки твои я склею. |
|
| Долго в душе будешь мыться, |
Потереть каждый палец на обеих руках по очереди. |
| Но не сможешь ты отмыться!" |
|
Женины гости (ж)
| К Жене гости прибежали. |
Пальцы "бегут" по столу. |
| Все друг другу руки жали. |
Рукопожатия. Попеременно то правая, то левая рука сверху. |
| - Здравствуй, Жора! |
Пальцы по очереди "здороваются" с большими пальцами обеих рук. |
| - Здравствуй, Жанна! |
|
| - Рад, Сережа! |
|
| - Рад, Снежана! |
|
| - Не хотите ль пирожок? |
Из ладоней сложить "пирожок". |
| - Может, коржик? |
Показать раскрытые ладошки. |
| Иль рожок? |
Пальцы сложить в виде рожка. |
| Вот драже вам на ладошку. |
Постучать по раскрытой ладони кончиками пальцев другой руки. |
| Все берите понемножку. |
Двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним и т.д.) брать с ладошки "драже". |
| С ручек все стряхнули крошки |
Энергично встряхнуть кистями рук. |
| И захлопали в ладошки. |
Похлопать в ладоши. |
Овечки (ч)
| У овечек на шубках - колечки. |
Из пальцев по очереди делать "колечки". |
| Те овечки пасутся у речки. |
|
| Их пасут две собачки лохматые, |
Пальцами обеих рук изобразить "собак". |
| Что виляют хвостами мохнатыми. |
Кистями рук помахать, как хвостиками. |
| А пастух на пригорке у дерева |
Руками изобразить "гору", затем – "дерево". |
| На свирели играет затейливо. |
Пальцами обеих рук "играть на воображаемой свирели". |
| Быстро бегают ловкие пальчики, |
|
| На полянке цветут одуванчики. |
Обеими руками изобразить "цветок". |
| Колокольчик под ветром колышется. |
Покачать из стороны в сторону кистями рук. |
| Нам мелодия чудная слышится. |
Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться. |
Щели (щ)
| Вот забор. |
Пальцы правой руки плотно прижать друг к другу- "забор". |
| В заборе - щели. |
Раздвинуть пальцы. |
| Пальцы в них |
|
| Пролезть хотели. |
|
| Сунул голову Большак - |
Просунуть большой палец левой руки между большим и указательным правой. |
| Дальше не пройти никак! |
Крепко зажать большой палец. |
| Вслед за ним застрял Указка. |
Указательный - между указательным и средним. |
| Середняк хотел - напрасно! |
Средний - между средним и безымянным. |
| Безымянный - безуспешно! |
Безымянный - между безымянным и мизинцем. |
| Хоть один прошел? Конечно! |
|
| Щуплый маленький мальчишка, |
|
| Брат Мизинчик, коротышка, |
Мизинец несколько раз согнуть - разогнуть. |
| Весь прошел забор, и вот - |
|
| По двору уже идет. |
Помахать мизинцем. |
| Помощь братьям оказал: |
Каждый палец по очереди освободить из "плена". |
| Из щелей их всех достал. |
|
Щука (ч, щ)
| Щука хищная, зубастая, |
Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки. |
| Для лещей, плотвы опасная. |
"Щука" щелкает "зубами"-пальцами. |
| Ищет, чем бы поживиться? |
Две ладони сложить "лодочкой", руками совершать движения, напоминающие движения рыб в воде. |
| Кто-то там в воде резвится. |
|
| Чей-то рядом хвост мелькает. |
Помахать кистями рук, как хвостом. |
| Хвать! Туг щука не зевает! |
"Пасть" щуки захлопывается. |
| Но попалась на крючок. |
Указательным пальцем изобразить "крючок". |
| Тащит щуку рыбачок. |
Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды "щуку". |
Хризантемы (х)
| АХ! Какие хризантемы! |
Пальцами показать, как "цветок распускается". |
| Мы сорвем их без проблемы. |
Обеими руками срывать воображаемые цветы. |
| УХ! Охапку мы набрали! |
Обеими руками показать "охапку". |
| ЭХ! Прихватим и для Вали! |
Махнуть рукой и "рвать" цветы дальше. |
| ЭХЕ-ХЕ... Цветов не стало. |
Удивленно пожать плечами, развести руки в стороны. |
| Их и раньше было мало. |
|
| ОХ! Зачем мы их сгубили? |
Прижать к щекам обе руки и горестно покачать головой. |
| Ведь не мы же их растили! |
|
Десять котят (л,р)
| На сельский двор пришли играть |
Пальцами "шагать" по столу. |
| Все десять маленьких котят. |
Показать десять пальцев, затем сделать из них "кошку". |
| Один залез в хозяйский дом, |
Показать один палец. Сделать из пальцев "дом". |
| Уснул на куче там с бельем, |
Ладони под щеку. |
| И их осталось девять. |
Показать девять пальцев. |
| Второй пошел на сеновал |
Показать два пальца. |
| И к мышкам угодил на бал. |
Пальцами показать, как ~мышки танцуют". |
| И вот уже их восемь. |
Показать восемь пальцев. |
| А третий стал ловить гусят. |
Показать три пальца. Изобразить "гусят". |
| Гусь защищал своих ребят. |
"Гусь" вытягивает шею, щиплется. |
| И стало их лишь семь. |
Показать семь пальцев. |
| Четвертый вздумал хвост поймать |
Показать четыре пальца. |
| И стал на лапы все хромать. |
Пальцы "идут", "хромая", по столу. |
| Котят осталось шесть. |
Показать шесть пальцев. |
| Тут пятый прыгнул на забор, |
Показать пять пальцев. Пальцами изобразить "забор". |
| Перемахнул в соседний двор. |
Правая рука "перепрыгивает" через левую и "шлепается" на стол. |
| Друзей всего лишь пять. |
Показать пять пальцев. |
| Шестой в кладовочку проник, |
Показать шесть пальцев. Указательным пальцем левой руки "проникнуть" в неплотно сжатый кулак правой. |
| Но был наказан в тот же миг. |
Щелчок по указательному пальцу. |
| Четыре вот уж их. |
Показать четыре пальца. |
| Седьмой пошел искать друзей |
Показать семь пальцев. Пальцы, "петляя", "шагают" по столу. |
| И заблудился средь полей, |
|
| Троих оставив в горе. |
Показать три пальца. |
| Восьмой гонялся за осой |
Показать восемь пальцев. |
| И в бочку угодил с водой. |
Из пальцев левой руки изобразить "бочку".Пальцы правой "падают" в "бочку". |
| Считаем... Стало двое. |
Показать два пальца. |
| Девятый скушал белену. |
Показать девять пальцев. |
| В сон провалился, в пелену, |
Ладони под щеку. |
| Оставив одного. |
Показать один палец. |
| А тот, задравши хвост трубой, |
Ладонь с выпрямленными пальцами на столе - "хвост". |
| Помчался к мамочке домой, |
Пальцы "бегут" по столу. |
| Свалился кубарем в овраг |
Руками изобразить "моталочку". |
| И выбраться не мог никак! |
Пожать плечами. |
| ИТАК, ПРОПАЛИ ВСЕ! |
|
| Вы зря печалитесь, друзья! |
Махнуть рукой. |
| Под вечер в сборе вся семья. |
Крепко сжать обе руки. |
| Ведь папа кот и мама кошка |
Пальцами правой руки изобразить "кота", пальцами левой - "кошку". |
| Собрали всех котят в лукошко. |
Сделать "корзиночку-лукошко" из ладоней обеих рук. |
Мышки и пышки . (ш, с, ч, л, р)
| Десять очень славных мышек |
Показать десять пальцев, затем на обеих руках показать "мышек". |
| Десять взять решили пышек. |
Показать десять пальцев. Ладонями изобразить "пирожок". |
| Печь горячую открыли, |
Кистью руки показать, как открывается дверца у печи. |
| К сковородке подскочили. |
Пальцы "бегут" по столу. |
| Лапки все пообжигали. |
Каждый палец по очереди отскакивает от стола. |
| В норку к маме побежали. |
Неплотно сжатый кулак левой руки - "норка",туда по очереди "забегают" пальцы правой руки, затем - наоборот. |
| Стала мама всех лечить, |
Каждый палец правой руки по очереди крепко прижимается к центру ладони левой руки, затем - наоборот. |
| Лапки в маслице мочить. |
|
| Пластырь клеить всем на ранки, |
Указательным пальцем правой руки "наклеить" на подушечки пальцев левой руки "пластырь", затем - наоборот. |
| А потом давать баранки. |
На обеих руках одновременно делать "колечки": большой - указательный, большой - средний и т. д. |
Мак (с, л, р )
| На пригорке вырос мак. |
Пальцами левой руки сделать "бутон". |
| Он склонил головку так. |
"Бутон" наклонить |
| Бабочка над ним порхает, |
Кисти рук перекрестить, помахать, как бабочки крылышками |
| Быстро крыльями мелькает. |
|
| По тугому стебельку |
Локоть левой руки поставить на стол, рукой изобразить "цветок". Правая рука - "жук",перебегая пальцами-лапками, ползет вверх по руке-стебельку |
| Жук ползет: "Что там вверху?" |
|
| Вот дополз он до цветка, |
|
| Отогнул два лепестка. |
|
| Внутрь забрался, поворчал, |
Правой рукой отогнуть на левой руке большой и указательный пальцы. |
| Круглый домик увидал. |
Пальцы правой руки вложить в ладошку левой. |
|
Пальцы левой руки сложить щепотью - "коробочка мака" |
| Лапкой в стенку постучал, |
Каждым пальцем правой руки постучать в "коробочку мака" |
| Но ответ никто не да. |
|
| Облетели лепестки, |
Правой рукой отогнуть пальцы левой руки |
| Высох домик от жары. |
Пальцы левой руки сложить щепотью |
| Стал греметь, как погремушка. |
Пальцы левой руки сжать в кулак, "погреметь",как погремушкой. |
| Вот так славная игрушка! |
|
- "Поможем Буратино заговорить. Из опыта работы логопеда."
Статья из журнала "Дошкольное воспитание" N 5'99.
https://www.7ya.ru/Bauskas iela 58A - 7RīgaLV-1004
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!
Подписаться
Злравствуйте!Моему сыну 2г.3мес.Он ущё не начал говорить только мама папа баба и дай но и так несколько слов которые понимаю только я.Всё понимает что мы говорим ему.В садик ещё не ходит.
2002-06-25, lisa
Всего 1 отзыв Прочитать все отзывы.
04.11.1999
Обновлено 21.10.2021