Погиб на минном поле… Как я искал могилу деда

Поиск информации о погибших в Великой Отечественной войне

Полезность: 4,2 из 5 Интересность: 3,7 из 5 (45 оценок)

О единственном брате моей бабушки, Александре Шатилове, я знал немногое. В первую очередь потому, что и она сама его плохо помнила — он ушел в армию, когда ей было всего пять лет. А уже через два года погиб, пытаясь разминировать фашистское минное поле. К сожалению, узнать какие-то подробности о том, как это случилось, бабушке не удалось. И я задался целью найти место его захоронения и узнать, что именно произошло с моим двоюродным дедом? На поиски потребовалось больше года, но результат того стоил.

Семья Шатиловых, 1937 год
Семья Шатиловых, 1937 год

Первым делом необходимо было изучить те документы, которые были в наличии. В бабушкином архиве их было предостаточно: свидетельство о рождении, похоронки (оригиналы, дубликаты), даже письмо командира части.

Дело в том, что Екатерина Федосеевна Шатилова, мама моей бабушки и Александра, пыталась в свое время выяснить судьбу сына, отправляя письма в Министерство обороны, военкомат и различные архивы. Но, к сожалению, получала в ответ лишь путанные отписки.

Письмо от командира

Письмо от командира

В документах, которые я изучил, было множество несовпадений, но все же составить первоначальную картину событий мне удалось.

Итак, Александр Петрович Шатилов родился 27 октября 1924 года в городе Актюбинск КазССР. В армию был призван в 18 лет, то есть в 1942 году.


Александр Шатилов, 17 лет
Александр Шатилов, 17 лет

А 24 января 1944 года от разрыва мины Шатилов был тяжело ранен в обе ноги и руку. Скончался боец от ранений через пять дней, находясь в военном госпитале. Был похоронен в селе Бондарево (Бондаренко) Катенского района Кировоградской области.

Извещение-похоронка
Извещение-похоронка

Все документы, стоит отметить, были составлены с ужасающей небрежностью. Так, например, в первом извещении о гибели бойца, от 04.04.1944 было указано, что красноармеец Шатилов Алексей Терентьевич (!) «в бою за Социалистическую родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество» был ранен, умер и похоронен. Точно так же, Алексеем, воина назвал в своем письме и командир военной части № 69637 (письмо датировано 4 мая 1944 года).

Поверить бумажкам, где так исказили имя родного ребенка, Екатерина Федосеевна не смогла. Поэтому решила добиваться правды. Вначале она обратилась в военкомат, чтобы ей сделали заверенную копию документа. С этой справкой она оббивала пороги архивов и учреждений, требуя, чтобы ей все-таки рассказали, как погиб ее сын и где он похоронен. Но никакой другой информации получить она так и не смогла. Только 24 февраля 1976 года из архива министерства обороны СССР прислали отписку: сведений на Шатилова А.П. в документах учета персональных потерь сержантов и солдат Советской Армии у них не имеется. Екатерина Федосеевна умерла в 1981 году, так и не узнав, где все-таки похоронен ее единственный сын, и как получилось, что он погиб так рано.

Ответ из архива МО СССР
Ответ из архива МО СССР

В 2007 году был запущен обобщенный банк данных «Мемориал», содержащий информацию о советских воинах: погибших, умерших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период. К услугам этого сайта я и решил для начала прибегнуть. Но в тот период найти какую-либо информацию о двоюродном дедушке не удалось, пришлось изучать другие сайты подобной тематики и оставлять сообщения на специализированных форумах. На одном из них мне подсказали, что данные могли быть записаны неверно, и посоветовали просмотреть всех Шатиловых, сведения о которых есть в ОБД «Мемориал». Изучив длинный список, полный повторов и несовпадений, я все же смог найти нужную мне информацию.

Это оказалась выписка из документов госпиталя (16 МСБ). В записях тоже не обошлось без ошибки. Так, год рождения был указан как 1914-й, а место рождения и призыва — Чкаловская обл., Юрьевский р-н. Воинская часть была указана как 104 ОСБ (эту информацию проверить не удалось), специализация — стрелок, в родственниках была указана только сестра (видимо, в сознание Александр так и не пришел, а адрес и данные писали по письму сестры).

Зато диагноз был указан медицински точно — ранения левой голени, правого бедра и правого локтевого сустава. Согласно этой информации, умер Александр Шатилов в день ранения — «от тяжелого ранения конечностей и кровопотери». Похоронен на следующий день. Место захоронения было указано немного другое, чем в похоронке — село Несватково Александровского района Кировоградской области.

Теперь предстояло выяснить, где же конкретно находится могила Александра. К сожалению, связаться с поисковыми отрядами Украины (на территории которой сейчас находится Кировоград) мне не удалось. Официальные власти мои письма также проигнорировали. Ехать в никуда и объезжать все окрестные деревни, опрашивая жителей, я тоже не мог. Помог отзывчивый кировоградец, давший телефон местного военкомата. С его помощью я вышел на начальника отдела, занимающегося архивом. Более 15 звонков пришлось совершить, прежде чем выявились некоторые подробности. Помог и интернет.

Братская могила
Братская могила

Оказывается, в январе 1944 года советские войска под Кировоградом начали наступательную операцию. В захлопнувшейся ловушке остались четыре фашистские дивизии. Они окружили район минными полями, на очистку которых бросили множество незнакомых с минным делом бойцов. На одном из таких полей, близ села Бандурово, и подорвался Александр Шатилов. Его отвезли в расположенный неподалеку (в селе Несватково) военный госпиталь, где он и умер. Похоронили его в общей могиле, а потом перезахоронили вместе с другими солдатами под обелиском.

Надпись на обелиске
Надпись на обелиске

Жаль только бабушка моя уже не в том возрасте, чтобы лично приехать на место захоронения старшего брата...

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Что будет, если перестать есть сахар
10 болезней, которые отступят, если отказаться от сладкого
Оставить комментарий к статье "Погиб на минном поле… Как я искал могилу деда"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

21.02.2016
Обновлено 21.02.2016
Реклама
Статья дня
Близкие по теме статьи
Имя моей прабабушки – на памятной доске
Имя моей прабабушки – на памятной доске
В моей семье – 5 фронтовиков Великой Отечественной
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!