Содержание:

Реклама

Есть ли среди нас те, кто ни разу не был в мавзолее Ленина? Почему это место стало при советской власти паломническим? Как удалось так забальзамировать тело вождя, что оно хранится уже без малого сто лет? И почему культ личности Ленина оказался настолько "прочнее" культа личности Сталина, хотя "начали" они с разницей в каких-то десять лет и даже какое-то время лежали рядом?

очередь в мавзолей Ленина

Очередь в мавзолей во время Чемпионата мира по футболу, 2018 г.

В общем смысле культ — это почитание, поклонение кому-либо или чему-либо. Мы знаем о существовавшем в СССР культе личности Владимира Ленина, затем — Иосифа Сталина, впоследствии публично разоблаченном после смерти "отца народов", в Германии — Адольфа Гитлера, в Ираке — Саддама Хусейна, в Туркмении — Сапармурата Ниязова и т.д. Другими словами, каждый уважающий себя диктатор имел или имеет собственный культ, поддерживаемый всей мощью государственной идеологической машины.

И хотя принято различать культ личности и религиозный культ (предметом поклонения служат реальные или мифические существа и объекты, наделяемые сверхъестественными свойствами), превозношение некоторых политических лидеров скорее напоминает квазирелигию. Так, квазирелигиозные политические культы нередко копируют религиозную обрядность. У коммунистов даже есть свои святые мощи, многие из которых сохранились до наших дней.

Самый человечный человек

Обожествление личности Владимира Ильича началось еще при его жизни, но в активную фазу вступило уже после 1924 года. Первые и, возможно, самые крупные и прочные кирпичи в фундамент культа личности Ленина были заложены благодаря сильному, волевому и решительному характеру самого вождя. Недаром А. Луначарский говорил: "Люди, попадающие близко в его орбиту, не только отдаются ему как политическому вождю, но как-то своеобразно влюбляются в него".

Помимо роли Ильича в революционных событиях формированию культа личности способствовал и образ вождя, который сам Ленин всячески старался не только соблюдать, но и по возможности совершенствовать: нарочитая близость к народу (в памяти сразу всплывают всем хорошо известные "Ходоки" и показное участие Владимира Ильича в субботнике), пережитое покушение, сделавшее из вождя мирового пролетариата настоящего мученика, пострадавшего за интересы рабочих и крестьян, скромность и неприхотливость в быту и т.п.

Вождя мирового пролетариата не стало 21 января 1924 года. Ранним утром следующего дня экстренный Пленум ЦК Коммунистической партии постановил провести мероприятия по организации похорон и бальзамирования тела Ленина. Примечательны слова патриарха Тихона, произнесенные главой православной церкви на смерть председателя Совета Народных Комиссаров: "Идейно мы с Владимиром Ильичом Лениным, конечно, расходились, но я имею о нем сведения как о человеке добрейшем и поистине христианской души".

В тот же день, 22 января, тело вождя было забальзамировано стандартным раствором формалина, спирта, хлористого цинка и воды. Изначально предполагалось, что останки Ильича будут выставлены на Красной площади для прощания, а затем погребены. Именно поэтому первое бальзамирование, проведенное профессором Московского университета А. Абрикосовым, было временным, всего лишь на несколько дней.

Утром 23 января тело Ленина специальным траурным поездом было доставлено из резиденции в Горках в Москву, после чего в Колонном зале Дома союзов началось прощание с "самым человечным человеком".

К мощам вождя потянулись пролетарии со всей страны. Иосиф Сталин в своей знаменитой речи, произнесенной на заседании II Всесоюзного съезда Советов СССР, вполне справедливо назвал стремление "миллионов трудящихся" во что бы то ни стало попасть к гробу Ильича настоящим паломничеством.


Не в землю, а в мавзолей

25 января Президиум ЦИК постановил идти навстречу "желанию, заявленному многочисленными делегациями", и поместить гроб с телом Ленина в специально оборудованный и доступный для посещений склеп. Перед архитектором Алексеем Щусевым была поставлена серьезная задача: в кратчайшие сроки спроектировать временную деревянную усыпальницу вождя у кремлевской стены.

Накануне похорон, 26 января, доступ к телу вождя был закрыт. Чуть позже в книгах, рассказывающих об истории мавзолея, коммунисты пытались объяснить решение забальзамировать тело Ленина исторической традицией сохранения останков известных личностей: Александра Македонского, Папы Римского Александра V, короля Генриха I, хирурга Пирогова и других, обращая особое внимание на то, что мавзолей Ленина наравне с пирамидами, Тадж-Махалом и прочими мировыми усыпальницами представляет "достояние всего человечества, всей мировой цивилизации, золотую страницу истории".

Рабочие Путиловского завода писали: "Необходимо, чтобы Ильич физически остался с нами и чтобы его можно было видеть необъятным массам трудящихся". Им вторили трудящиеся Рогожско-Симоновского района Москвы: "Предавать земле тело столь великого и горячо любимого вождя, каким является для нас Ильич, ни в коем случае нельзя. Мы предлагаем забальзамировать прах и поместить в стеклянный герметически запаянный ящик, в котором прах вождя можно будет сохранять в течение сотен лет…"

Похороны Ленина состоялись 27 января на Красной площади, его тело было помещено в уже построенный деревянный мавзолей. В феврале усыпальница вождя официально была открыта для посещения.

Своеобразный аттракцион, доселе невиданный на Руси в таких масштабах, равно как и популярность личности Ленина, привлекали огромное количество людей. Все, наверное, видели фотографии длинных верениц коммунистических паломников, выстроившихся на Красной площади к телу вождя, а некоторые даже сами стояли в таких очередях и лично видели покоящийся в саркофаге забальзамированный труп Ленина.

Повторное бальзамирование – на века

Пребывание останков Владимира Ильича во временном мавзолее, пусть и при нулевой температуре и минимальной влажности, не лучшим образом сказывалось на сохранности тела. Уже в конце февраля ученые, днем и ночью следившие за его состоянием, забили тревогу: кожа стала обесцвечиваться, появились первые признаки гниения. В верхах всерьез обсуждался вопрос о замораживании останков.

Двадцать шестого марта 1924 года профессор анатомии Харьковского медицинского института В. Воробьев и биохимик Б. Збарский начали подготовку к повторному бальзамированию. Перед учеными стояла невероятно сложная и ответственная задача: обеспечение не временной, а длительной ("вечной") сохранности останков Владимира Ильича.

Несколько месяцев советские ученые бились над тем, чтобы из разлагающихся останков всеми правдами и неправдами создать настоящие нетленные мощи. В результате кропотливых исследований и серии как удачных, так и не очень экспериментов Воробьев все же добился успеха, применив на тот момент революционный метод бальзамирования.

"Идея, лежащая в самом процессе бальзамировки, была следующая: каждый кирпичик постройки — клетка тов. Ленина — должна быть пропитана невысыхающими веществами, которые притягивали бы влагу из окружающего воздуха. Такими веществами являлись глицерин и уксуснокислый калий; глицерин никогда не высыхает, уксуснокислый калий особенно жадно притягивает влагу. Поэтому клетка, пропитанная этими веществами, никогда не может ни загнить, так как глицерин хорошо консервирует, ни высохнуть, если в окружающей среде будет находиться некоторые количество влаги. Процесс пропитывания клеток, из которых построены ткани, а значит, и тело, — процесс медленный. Вот почему нам необходим был четырехмесячный срок", — вспоминал впоследствии Воробьев.

В мае состоялся закрытый показ останков Ленина делегатам XIII съезда РКП(б) — к тому моменту ученые, днем и ночью не покидавшие Красную площадь, провели повторное бальзамирование тела Ленина. В августе обновленный мавзолей с отреставрированной коммунистической реликвией распахнул двери перед трудящимися.

История бальзамирования тела Ленина

Очередь в мавзолей, 1960 г.

Не хотели создавать мощи – но им все равно поклонялись

Авель Енукидзе, член комиссии по сохранению тела Ленина, утверждал: "Ни мы, ни наши товарищи не хотели создать из останков Владимира Ильича какие-то мощи, посредством которых мы могли бы популяризовать или сохранять память о нем. Мы хотели сохранить тело [Ленина] не для того, чтобы просто популяризовать его имя, а придавали и придаем величайшее значение сохранению облика этого замечательного вождя для подрастающего поколения и для будущих поколений, а также для сотен тысяч, может быть и миллионов людей, которые будут в высшей степени счастливы увидеть облик этого человека".

Однако на практике вышло так, что поклонение ленинским останкам пугающе напоминало церковный культ почитания святых мощей.

В 1925 году британский журналист Уолтер Дюранти, с 1922 по 1936 годы возглавлявший московское бюро "Нью-Йорк Таймс", рассказывал о девушке, которую встретил на Красной площади. Та призналась, что, будучи ярой коммунисткой, в течение нескольких месяцев трижды посещала мавзолей. По ее словам, в жизни у нее не всегда все ладится, а визиты к вождю помогают преодолевать трудности. По сути, останки Ленина заменили ей церковные мощи.

Реклама

До сих пор ходят легенды о космонавтах (Гагарине, Титове и других), просивших перед полетом "благословения" у саркофага с телом Ленина. Летчик-космонавт Валентина Пономарева в книге "Женское лицо космоса" упоминала о советской традиции перед важными событиями и мероприятиями посещать усыпальницу вождя мирового пролетариата.

"В один из зимних дней нас повезли на Красную площадь — перед серьезным и ответственным делом следовало поклониться святыням. Это была традиция — накануне полета космонавты посещали мавзолей и кабинет Ленина в Кремле. Не думаю, чтобы с трепетом душевным — это было ритуальное действо и, как всякое ритуальное действо, отправлялось механически. Нас в кабинет Ленина не водили, не помню уж, почему. Мавзолей в тот день был закрыт, и мы просто прошлись по Красной площади, а наши фотографы Боря и Володя нас пофотографировали".

Напомним, что осенью 1930 года на Красной площади на смену деревянного появился гранитный мавзолей - такой, каким мы видим его сегодня.

Как сохраняют тело Ленина в мавзолее

Сталин пролежал рядом с Лениным недолго

В 1930-х годах прочно утвердился культ личности нового советского лидера, генерального секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина. Вплоть до самой смерти он единолично правил страной. После смерти его тело было забальзамировано (по той же методике, что и останки Ленина) и помещено в мавзолей рядом с Ильичом. Ко дню похорон Сталина на мавзолее была установлена новая надпись "ЛЕНИН СТАЛИН".

Культ личности "отца народов" пошатнулся и окончательно рухнул после знакового XX съезда КПСС, проходившего в Москве с 14 по 25 февраля 1956 года. Знаменитый доклад первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева "О культе личности и его последствиях" слушался на закрытом заседании 25 февраля. 5 марта было принято решение ознакомить с содержанием выступления Хрущева "всех коммунистов и комсомольцев, а также беспартийный актив рабочих, служащих и колхозников".

Выступление Хрущева, без преувеличения, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Внезапно стало можно обсуждать то, о чем раньше даже боялись подумать. После затяжной эпохи сталинского террора впервые открыто говорилось о том, что в стране долгое время "все было подчинено произволу одного лица", а сосредоточение власти в руках Сталина "привело к особо тяжким последствиям в ходе Великой Отечественной войны".

Пересмотр политики "отца народов" не позволил его телу надолго задержаться в стенах кремлевской усыпальницы. Официально это мотивировалось "серьезными нарушениями Сталиным ленинских заветов, злоупотреблением властью, массовыми репрессиями и другими действиями в период культа личности…". В ночь на 1 ноября 1961 года тело Иосифа Джугашвили было захоронено у Кремлевской стены. На мавзолей вернули прежнюю табличку "ЛЕНИН", а вместе с ней вернулся и культ Ильича.

О том, что в разные годы мешало вынести тело Ленина из мавзолея – в следующий раз.