Ошибки молодости

Демонстрационные ошибки и оплошности молодых специалистов при устройстве на работу: недостоверное резюме и некорректное поведение при собеседовании.

Fluent English, "красный" диплом наиэлитнейшего вуза и влиятельный папа не гарантируют, что свежеиспеченный специалист не наломает дров при устройстве на работу. Каковы типичные ошибки вчерашних выпускников?

Опросив представителей HR-департаментов крупных компаний и кадровых агентств, проанализировав данные исследований рынка труда за 2003–2005 годы (использованы материалы "АНКОР", Graduate, E-xecutive, Kelly Services CIS), мы составили своеобразный свод распространенных проколов молодых (и не только молодых) специалистов. Конечно, они имеют отношение не ко всем начинающим карьеристам, а причиной "ошибок молодости" зачастую оказываются недостатки вузовской подготовки. Но - имеющий уши да услышит. И сделает выводы.

За резюме ответишь

Уж сколько раз твердили миру, что пособий по ваянию правильного резюме (CV, от лат. curriculum vitae - "ход жизни") тысячи и что не худо бы изучить парочку, прежде чем приступить к написанию. Но - без толку. Неискушенные соискатели по-прежнему "радуют" кадровиков следующими ляпами:

  • Резюме не поддается прочтению: составлено в произвольной форме, используются экзотические шрифты и кодировки, объем занимает несколько страниц;
  • Отсутствуют координаты для обратной связи;
  • Резюме не структурировано, название диплома лежит в "одной куче" с перечислением увлечений и сведениями о наличии родственников за границей;
  • Места работы и занимаемые должности перечислены через запятую, отсутствует описание выполняемых должностных обязанностей (если выпускник уже имеет опыт работы), нет упоминания об имеющихся достижениях;
  • Заявленные сведения не соответствуют действительности - административный директор при проверке оказывается простым ассистентом.

Неприятные эмоции вызывает также массовая рассылка резюме - получив одно и то же CV несколько раз, работодатель понимает, что у кандидата отсутствует стратегия поиска работы, ему лень даже составить список организаций, которые уже "осчастливлены" его жизнеописанием.

Поговори с ним

Второй круг ада, лакмусовая бумажка истинных намерений и умений - собеседование. На этой стадии вчерашние выпускники демонстрируют:



  • Банальную невоспитанность (опоздание, включенный мобильник);
  • Несоблюдение элементарного дресс-кода, неряшливость;
  • Неумение слушать, анализировать услышанную информацию, задавать дополнительные вопросы (это создает впечатление, что соискателю абсолютно неинтересно);
  • Стеснительность, зажатость, неумение выразить свои мысли словами;
  • Безграмотную речь, избыток сленга и слов-паразитов;
  • Отсутствие начальных сведений о потенциальном работодателе и сфере его деятельности;
  • Завышенные "зарплатные" и "должностные" амбиции ("Меня интересует вакансия начальника отдела с окладом от $800"), особенно свойственные выпускникам престижных вузов. Неумение отвечать на вопрос: "Сколько вы стоите, по-вашему?";
  • Некорректные отзывы о преподавателях, вузе, бывших работодателях, если они имеются;
  • Отказ обсуждать прошлые ошибки, причины ухода с предыдущего места, утаивание информации ("Это крайне личное");
  • Неспособность вразумительно ответить на вопрос: "Почему вы хотите работать именно у нас?";
  • Неумение реагировать на простейшие провокации в духе: "Говорят, в вашем вузе любой "красный" диплом можно купить за $500";
  • Попытки выглядеть взрослее, умнее, опытнее, чрезмерную саморекламу, не подкрепленную фактами (например, рекомендательными письмами);
  • Попытки давить на жалость: "А куда я пойду, если вы меня не возьмете?";
  • Попытки подкупить менеджера по кадрам (!), угрозы в его адрес со ссылкой на могущественных родственников (!!!);
  • Попытки торговаться в конце собеседования, когда решение о найме уже принято.

Кроме того, специалистов по HR настораживает слишком рьяное желание получить место - вплоть до согласия на заниженную зарплату. Это создает впечатление, что человек крайне не уверен в собственных силах.

Если бы юность умела...

Зачастую будущие Джеки Уэлши и Биллы Гейтсы:

  • Не имеют ни малейшего опыта работы и как следствие - простейших практических навыков (хотя бы составления деловых писем);
  • Не умеют пользоваться офисной оргтехникой, не владеют прикладными компьютерными программами (многих повергает в ступор предложение построить таблицу в Excel, а кое-кто сообщает, что "этим должны заниматься специальные люди");
  • Плохо знают иностранные языки (невероятно, но это факт!);
  • Не умеют аргументированно отстаивать свою точку зрения, ссылаясь на конкретные источники информации (исследования, отчеты компаний и проч.);
  • Имеют крайне слабое представление о состоянии рынка труда: востребованности и зарплатах тех или иных специалистов, их обязанностях;
  • Могут быть сильны в теории, но не умеют применять знания на практике, не способны решить простейший бизнес-кейс;
  • Пассивны, не мобильны, не готовы к командировкам и сверхурочным;
  • Хотят работать исключительно в крупнейших, известнейших транснациональных компаниях по принципу: "зацепиться за бренд, а дальше как получится";
  • Ориентируются в первую очередь на компенсационный пакет (оклад, бонусы, страховка, мобильный), не способны оценить перспективы и содержание работы.

Еще один недостаток молодых специалистов - неспособность внятно ответить на вопрос: "В какой области вы хотели бы работать и почему?" Ответ "Пока я ищу себя и рассматриваю предложения в области маркетинга, PR и HR" допустим только в случае, если студент ищет место для временной стажировки. Но ни один работодатель, заинтересованный в постоянном сотруднике, не возьмет человека, который через три месяца уйдет "искать себя" в другой сфере.

Что такое хорошо?

А вот перечень качеств и умений, которые умиротворяют и радуют потенциальных боссов:

  • Естественность, раскованность, честность (в этом случае кадровику проще составить истинное представление о соискателе и подобрать ему подходящее место);
  • Умение работать в команде и организаторские способности, лидерские задатки (приветствуется "опыт работы" старостой группы, участие в конференциях, семинарах, КВНах - в общем, активная жизненная позиция);
  • Желание учиться по профилю компании, повышать собственную квалификацию в свободное от работы (читай - личное) время;
  • Инициативность, отсутствие боязни "переработать", умение быстро принимать решение в сложных ситуациях, брать на себя ответственность.
Марина Тимофеева,
Дина Ямпольская
Статья предоставлена журналом
Карьера
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Ошибки молодости"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

01.11.2005
Обновлено 06.04.2016
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Как продлить молодость после 40?
Как продлить молодость после 40?
Правила по сохранению молодости для женщин после 40
Беременность после 40. Поздние роды: как подготовиться?
Беременность после 40. Поздние роды: как подготовиться?
Когда рождение ребенка откладывается: плюсы и минусы.
Жизнь без сада - 2
Жизнь без сада - 2
Год назад я поделилась нашим с дочкой опытом в рассказе  «Жизнь без сада». Наша нынешняя жизнь мало чем отличается...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!