Охранная грамотность

Полезность: 4,2 из 5 Интересность: 3,9 из 5 (17 оценок)

Правильная речь и безупречная грамотность способствуют развитию карьеры в любой области, где надо хоть что-то говорить и писать. Кроме того, русский - единственный экзамен, который сдают все абитуриенты.

Изучение русского языка

В одних вузах учитывают результаты ЕГЭ, в других требуется написать сочинение или изложение. В любом случае грамоту надо знать. При этом обязательное изучение русского языка в школе часто оказывается делом утомительным и бесплодным. Формулировки правил запутаны, упражнения скучны, уроки в методическом отношении далеки от совершенства... Непрост и сам предмет.

"Орфография и пунктуация русского языка не абсолютно приспособлены к его структуре, - говорит Сергей Преображенский, доцент, кандидат филологических наук с многолетним опытом репетиторства. - Наша орфография стремится передавать не звучание, а внутреннюю форму слова. Пунктуация вообще заемная и к синтаксической структуре не привязана, свой отпечаток наложили и многочисленные языковые реформы...



Словом, очень многое в устройстве языка требует серьезных комментариев. И когда ребенок начинает осваивать его как систему, он многого не понимает. Но для того, чтобы объяснить, почему "жи-ши пиши с буквой и", нужно забираться в дебри исторического языкознания, слишком сложного для первоклассника. Отсюда - механическое зазубривание и ненависть к правилам. Ребенок заучивает сумму фактов, но почвы под ними не находит". На помощь отстающим и абитуриентам спешат репетиторы и учреждения дополнительного образования. Озаботились плохой подготовленностью школьных выпускников и вузы: даже в технических институтах зачастую существуют корректировочные курсы русского для поступающих. На рынке образовательных услуг довольно много предложений заняться родным языком. Как правило, с помощью уникальных методик курсы обещают снижение ошибок на определенный процент и появление врожденной, абсолютной, безупречной и прочей грамотности при отсутствии зазубривания. Между тем врожденной грамотности, в которую свято веруют сограждане, не бывает - как не бывает и стопроцентной, и абсолютной. Язык - явление изменчивое, в нем есть зоны, где норма отсутствует или подвижна, а спорных случаев много ("далеко идущие" или "далекоидущие планы"? "личностно-ориентированный подход" или "личностно ориентированный"? - тут и нормативные словари иногда расходятся). У языка нет четко очерченных границ и жесткого набора правил, нет абсолютного эталона, и точно определить процент грамотности невозможно. Пресловутая врожденная грамотность - сочетание особого свойства памяти, интуиции, аналитических способностей, отчасти начитанности и т.п. Способности наследуются, а вот умения и навыки можно приобрести и закрепить. Именно этим и занимается большинство языковых курсов. Так что врожденная и тому подобная грамотность - это лишь маркетинговый ход, за которым может стоять серьезная научная разработка. А может и не стоять.

Методику "врожденной грамотности" запатентовала когда-то Ольга Веровенко, основавшая курсы "Репетитор". Смысл метода в том, что школьника на многочисленных примерах учат правильно идентифицировать новые явления. В "Репетиторе" сотрудничали преподаватели нескольких существующих сегодня школ русского языка. Например, на курсах "Родная речь" методику Веровенко подвергли критическому анализу, развили и дополнили; здесь дают алгоритмы, тренируют память, внимание, логику. В "Репетиторе" начинала и основатель курсов "Русская речь" Марина Брагина, в школе которой сейчас используются собственные разработки, базирующиеся "как на классических методах преподавания русского языка в русской школе, так и на методах, применяемых для обучения иностранных студентов русскому языку". Технологией "Интеллект", делающей упор на развитие памяти и внимания (автор Марат Зиганов), пользуются в Президентской школе, которая раньше именовалась Школой рационального чтения. Собственными методиками и авторскими пособиями обладают практически все опрошенные нами школы, курсы и образовательные центры.

"Абсолютно новаторских методик преподавания русского языка нет, - говорит Сергей Преображенский. - Все они имеют что-то общее. Когда надо выработать и довести до автоматизма навык в ограниченное время - приходится эксплуатировать механическую память и давать ребенку множество типовых упражнений: чем их больше, тем лучше". Индивидуальные занятия в этом смысле более эффективны: они позволяют сосредоточиться на собственных ошибках. Преимущество групповых занятий не только в том, что они дешевле. Они эмоционально насыщены, динамичны, не утомительны, позволяют лучше концентрировать внимание, а также выполнять много разнообразных упражнений: ответы у доски сменяются работой за компьютером, индивидуальные задания - парными, групповыми и т.д.

"Краткосрочные курсы действительно дают быстрый эффект, - говорит учитель-словесник, отличник народного просвещения Наталья Быкова. - Правда, он так же стремительно и теряется. Но курс непосредственно перед экзаменом может оказаться полезным".

"Навык, выработанный при интенсивном обучении, на эмоциональном подъеме, быстро уходит, не становится автоматическим, - подтверждает Сергей Преображенский. - Так же, как после интенсива по французскому, язык останется в рабочем состоянии, если поехать во Францию, но забудется в далекой деревне. Для выработки действительно прочного навыка нужно года два. И тогда уже можно поступать на филологический факультет".

В среднем для выхода на уровень "твердой четверки" необходим примерно один учебный год. Чем дольше занятия - тем крепче навык, и на чудеса лучше не рассчитывать. Трехмесячные курсы в запущенных случаях радикального излечения не дадут. Разве что выправят положение в нескольких областях: безударные гласные и "не" с глаголами - успеете, а вот до падежных форм дополнения при переходных глаголах с отрицанием ("не люблю этот город" или "этого города"?) дело может не дойти. Так что задумываться о том, как ребенок будет сдавать русский письменно, лучше не позже девятого класса, особенно если выбранная специальность - гуманитарная. Присматриваясь к курсам, обязательно почитайте информацию на сайте или в раздаточных материалах школы, попросите методиста рассказать просто и понятно, в чем смысл работы с учащимися. Если, ознакомившись с комментарием, вы еще больше запутались (далеко не каждый сразу поймет, что такое "морфемно-структурный принцип языка" и каким образом "учащиеся воспринимают материал на понятийном уровне"), смело требуйте подробных объяснений. Если вам обещают, что число ошибок уменьшится в 50 раз, - выясняйте, как это можно измерить. Сравните материалы нескольких школ, посмотрите, какие дополнительные услуги они предлагают, на чем специализируются. Посмотрите, существуют ли группы разного уровня для школьников с различной степенью подготовленности.

Работа курсов строится примерно одинаково: тестирование, деление на группы по возрастам и уровням, дальше - несколько ступеней обучения с выходным тестированием на каждой. Одна ступень обычно занимает 12 недель, занятия проходят два раза в неделю. Некоторые курсы предлагают подготовку к сочинению, изложению, диктанту, ЕГЭ. Если вы готовитесь в институт - заранее узнавайте, как сдается русский язык: способы подготовки к устному и письменному экзаменам отличаются. Легче всего научить грамотно писать сочинение: умело пользоваться тем, в чем уверен, понимать свои слабые места, заменяя сомнительные конструкции аналогами. А вот в диктанте всегда присутствует элемент неожиданности, и готовиться к нему лучше всего в том вузе, в котором вы будете его писать. Если собираетесь сдавать ЕГЭ по русскому - выбирайте соответствующие курсы. Стандартизованный экзамен позволяет даже несколько повысить оценку при правильной подготовке: человек приучается работать быстро, укладываться в отведенное время, понимать типовые задания. Внутри разделов есть собственные алгоритмы, в которых лучше разобраться заранее. Правда, одним натаскиванием делу не поможешь: правила тоже знать надо. Кстати, многие курсы приглашают и взрослых. Если вы чувствуете, что путаетесь в правописании, отправляя конфиденциальные электронные послания деловым партнерам, может быть, лучше заняться языком, чем рисковать репутацией?

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Охранная грамотность"

Вы не авторизованы.

Никакой врожденной грамотности не существует, т.к. ни один из современных языков не наследуется генетически. Ребенок, оторванный от родителей, не унаследует язык, на котором они говорили; он будет говорить на том языке, который его окружает (есть такое понятие в языкознании - языковая среда).
От рождения нам дается определенное состояние нервной системы. Чем здоровее человек, тем лучше, конечно. Многое поправимо.
"Врожденная" грамотность встречается у тех людей, которые с самого начала осваивали не только устную, но и письменную форму языка. Это дети, которые рано научились читать (знаю по себе) и/или читали много и охотно. Задействуя ЗРИТЕЛЬНУЮ память, человек запоминает ГРАФИЧЕСКУЮ ФОРМУ слов, словосочетаний и даже более крупных отрезков текста. Если же ребенок "переводит" звуковую форму в графическую, как учат некоторые логопеды, практически гарантирована дисграфия даже у неврологически здорового ребенка - он будет писать "как слышыцца".
2007-08-23, Филолог
зашед впервые...
первая статья -реклама...
ежли вторая окажется рекламой тож - Уйду навсегда! :Р

ЗЫ... орфографические и другие ошибки - допущены намереноо! :Р
2005-02-13, Колбасник
Давно хочу спросить - почему курс обучения давно уже родившихся индивидов называется "врожденной" грамотностью? от незнания его автором того самого русского языка?
2005-02-11, Samba
чистой воды рекламный ход в расчете на тех, кто верит во врожденную грамотность.
2005-02-11, бегала мимо
реклама чего именно? :Р
2005-02-13, злая козявка
Поделитесь:

11.02.2005
Обновлено 19.08.2019
Статья дня
Близкие по теме статьи
Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки
Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки
Ошибки в диктантах: откуда взялись "рокобесы" и "веснуски"? Учим русский с ребенком
Онлайн-уроки для детей и взрослых: кому удобно учиться дистанционно и когда онлайн-обучение эффективно
Онлайн-уроки для детей и взрослых: кому удобно учиться дистанционно и когда онлайн-обучение эффективно
Как искать репетитора для дистанционного обучения? Готовы ли вы к онлайн-обучению? Мнения экспертов-педагогов.
Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками
Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками
Нарушение письменной речи у ребенка — как бороться?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!