Один день за школьной партой. Дневник невольной десятиклассницы

Учебный день старшеклассника ненамного короче рабочих будней взрослого. По заданию редакции, я решила примерить на себя роль школьника, чтобы понять, как живется современным ученикам. Выбрала один из самых сложных классов - десятый.

Время: 7.15. Тема: "Дорога, дорога..."

В метро час пик. Вагон переполнен: малыши-первоклассники с родителями, спешащие взрослые и ученики старших классов. Большинство подростков в дороге времени зря не теряют: читают учебники, листают конспекты, "на коленке" решают математические примеры.

У современного старшеклассника каждый день по шесть-восемь уроков. Многие из них спаренные, то есть одной дисциплине отводится по два-три часа. За день проходят уроки по трем-четырем предметам, и практически по каждому есть домашние задания. Попробуем примерно подсчитать объем внеклассной нагрузки школьника:

Алгебра - на дом задают 10-15 примеров (3-4 номера в учебнике); в профильных классах больше. Время, необходимое на выполнение заданий, - 40-60 минут.

Геометрия - две-три задачи, плюс доказательство теоремы. Несколько аксиом наизусть. Время - 30-45 минут.

Русский язык и литература - нужно писать сочинения, доклады и успевать читать литературные произведения. Например, в десятом классе в обязательную программу входят около 30 книг различных авторов, так что на чтение уйдет не менее часа в день. Чтобы написать сочинение, нужно как минимум полтора часа; столько же занимает подготовка доклада или реферата.



Физика, химия - пройденная теория наизусть, две-три задачи по каждой теме. Около 30 минут на каждый предмет.

История, география - чтение учебника и дополнительной литературы, иногда - подготовка к докладам и контрольным. От 30 минут до двух часов.

Подведем итог. На подготовку к занятиям каждый день нужно не менее трех часов. Домой старшеклассники приходят не раньше пяти. Около часа нужно на обед-ужин, столько же на отдых. Педиатры советуют школьникам ложиться спать в 10 часов, чтобы растущий организм успел набраться сил перед новым днем. Следовательно, времени всегда не хватает либо на сон, либо на домашние задания.

Время: 9.30 Тема: "Развиваем память и самостоятельность"

Первый урок - история. На доске написана тема: "Крещение Руси". Я приободрилась: сейчас послушаю интересные легенды, проснусь окончательно. Не тут-то было! Сначала нужно выполнить задание по пройденному материалу. Каждый ученик получает листочек с вопросами по теме предыдущего урока: "В чем причина возникновения политической раздробленности на Руси и в Западной Европе?", "Почему важнейшим занятием восточных славян было сельское хозяйство?"... Пять минут на подготовку, затем каждый зачитывает свой вопрос и отвечает.

Какими качествами нужно обладать, чтобы хорошо успевать по истории и другим гуманитарным дисциплинам? Прежде всего, необходима развитая память. Не случайно большинство гуманитарных вузов включают во вступительный экзаменационный блок именно историю или обществознание. Можешь держать в голове массу дат - значит, и в будущем сумеешь запомнить большой объем рабочей информации. Но зубрить наизусть параграф за параграфом - не выход. Преподаватели вузов свидетельствуют: многие абитуриенты не имеют собственного мнения. Они лишь пересказывают содержание учебников, но не в состоянии сделать выводы и обобщить информацию. Эту проблему решает подготовка рефератов и общие дискуссии на различные исторические темы.

Время:10.20 Тема: Do you speek English?

Второй урок - английский язык. "Мой" класс разбивается на группы в зависимости от уровня подготовки. Попадаю в группу Upper intermediate ("выше среднего") - это минимальный уровень, необходимый для поступления в хороший не языковой институт.

Иностранный язык сдают едва ли не везде. Требования повышаются с каждым годом. Если пятнадцать лет назад испытание по английскому языку зачастую было формальностью, то сейчас практически для всех специальностей предусмотрены очень серьезные задания. В некоторых вузах, причем не обязательно специализированных, вступительный экзамен по иностранному языку становится решающим. Например, большинство абитуриентов факультета журналистики МГУ им. Ломоносова "срезаются" именно на английском, хотя официально профильными предметами считаются русский язык и литература.

Но не только гуманитариям приходится обращать особое внимание на изучение языков. Не менее серьезные требования предъявляют к абитуриентам экономические, юридические и прочие факультеты. "Технари" недавнего прошлого иностранного не знали, и это казалось нормой. Но современный IT-специалист без него работать не сможет.

Далеко не все школы могут обеспечить уровень обучения, достаточный для поступления в вуз. Поэтому большинство старшеклассников занимаются дополнительно, и их учебная нагрузка становится еще интенсивнее.

Время:10.30. Тема: "На перемене"

Разговорилась с "одноклассниками". Впереди еще шесть уроков, а многие потом поедут на различные подготовительные курсы. И это после восьми часов занятий! До конца школы остается еще почти два года, но большинство уже готовится к поступлению в вузы: юридический, экономический, финансовый... Школьный педагог рассказал нам, что одну из своих учениц он видит будущим учителем - у девочки явные педагогические способности. Но в пединститут она не собирается: работа не престижная, зарплата не большая.

Время:10.40.-12.10. Тема: "Теоремы и аксиомы"

Третьим и четвертым уроком в расписании стоит геометрия. Прежде всего, записываем домашнее задание: решить несколько задач, выучить определение и доказательство новой теоремы.

Математика - один из самых сложных предметов. Исключить ее из программы старших классов не предлагают даже самые смелые экспериментаторы от образования: "королева наук" систематизирует знания, помогает держать мозг в тонусе. Но у многих учеников она вызывает затруднения. Гуманитарии зачастую не усваивают новый материал, не успевают за темпом более продвинутых одноклассников.

В частных школах такая проблема решается - небольшие классы позволяют учителю донести материал до каждого школьника. Но если в классе 25-30 человек, индивидуальные объяснения на уроке оказываются непозволительной роскошью. В результате - неудовлетворительные оценки, которые нередко появляются даже у вполне успешных по остальным предметам учеников.

Репетиторов или даже дополнительные занятия со школьным преподавателем могут себе позволить не все родители. А самостоятельные занятия помогают далеко не всем: кому-то недостает знаний, кому-то - силы воли. Универсального решения проблемы не существует. Можно назвать лишь оптимальный по материальным и энергетическим затратам вариант: несколько вводных уроков с педагогами и постоянная самостоятельная работа.

Время: 12.20. Тема: "О контрольных"

Русский и литература. Ученики требуют результатов диктанта, который писали на предыдущем уроке. Но учительница стойко "держит оборону": сегодня на это нет времени. Работа над ошибками будет в следующий раз.

Не все знают, что контрольные работы проводятся по определенным правилам, и соблюдать их обязан любой учитель. Во-первых, о предстоящем диктанте, изложении, сочинении или любой другой проверке знаний в письменной форме, педагог обязан предупреждать заранее. У учеников должно быть время на подготовку. Во-вторых, контрольные работы не рекомендуется устраивать в первый и последний день недели. В понедельник ребята еще слишком расслаблены после выходных, им трудно сосредоточиться. А к пятнице устают и делают больше ошибок. В-третьих, школьники, пропустившие несколько занятий по болезни, от контрольной должны быть освобождены. Для них проверка знаний переносится. Если в один из учителей в школе уволился, а замену ему администрация нашла не сразу, новый педагог не может немедленно устроить контрольную работу - ученикам нужно время, чтобы вспомнить пройденное.

Время: где-то после часа... Тема: "Можно ли выбирать оценки?"

Шестой урок - информатика. В последние несколько месяцев "мой" класс проходит программу "Соло на компьютере". Сегодня контрольная работа. Компьютер запускает задание: на экране появляются буквы, а ты должен нажимать соответствующие клавиши на клавиатуре. Метод печати - слепой десятипальцевый. На клавиатуру смотреть не получится, даже если захочешь сжульничать: слишком высокий темп задает машина.

Юноша, получивший "четверку", недоволен. Просит разрешения пересдать, но ему отказывают: официальные пересдачи - понятие институтское. В школе контрольные работы не переписывают. Выражение "исправить двойку" означает ответить еще раз на ту же тему: плохая оценка никуда не исчезает.

Время 15.00. Тема: "Отдыхаем"

После шести уроков предусмотрены обед и большая перемена. Затем - еще два урока, кружки и секции. Перерыв длится целый час. За это время ребята успевают не только полноценно пообедать, но и прогуляться в школьном дворе, а кое-кто - даже поиграть в мяч.

Мера необходимая. Даже взрослым медики советуют делать паузы в работе. Первоклассники, помимо перемен, отдыхают каждые пятнадцать минут: делают упражнения для пальцев, легкую разминку. Но и подросткам отдых необходим. Шесть часов непрерывной работы - это очень много: на усвоение нового сил уже не остается.

Во второй половине дне не рекомендуется проводить "серьезные" уроки: математику, физику, русский язык. На это время обычно оставляют пение, рисование и т.п.

Время 16.00. Тема: "Домой!"

Признаюсь честно: до конца учебную нагрузку я не выдержала. Ушла после шестого урока. А моим одноклассникам предстояло еще два учебных часа. Затем спорт, факультативы, подготовительные курсы, выполнение домашних работ.

Нагрузка, которую взрослому человеку сложно осознать до конца. А школьники "держат марку" изо дня в день.

Записная книжка родителя

На вопросы родителей отвечает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.

- В школе, где учится мой сын, учителя не выставляют текущие оценки в дневник. Это делает классный руководитель, но нерегулярно (иногда раз в неделю, а иногда раз в месяц). Существуют ли какие-то правила ведения дневника учащегося?
- Есть рекомендации по ведению дневника. Оценки должен выставлять учитель-"предметник". Но если дневник заполняет классный руководитель - это не нарушение. Вполне допустимо, если это происходит с регулярностью один раз в неделю. Но одного раза в месяц недостаточно! Родители могут обсудить этот вопрос на собрании.

- Если ученик не может пройти ЕГЭ по определенному предмету в установленный срок, имеет ли он возможность сдать его в дополнительные дни? Какие причины для этого могут считаться уважительными?
- В случае серьезной болезни выпускник может сдать ЕГЭ в резервные дни. Если выпускник не явится на экзамен в назначенный день без уважительной причины, он не имеет права сдавать ЕГЭ в резервные дни. Такой ученик считается не аттестованным по соответствующему образовательному предмету, и может пройти итоговую государственную аттестацию в обычной форме в установленном порядке в августе.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Один день за школьной партой. Дневник невольной десятиклассницы"

Вы не авторизованы.

Да, везде успевать НЕРЕАЛЬНО. Я зкончил школу в 1996, институт в 2002, средненько, без медалей и красных дипломов. Главная проблема - принципиально разный подход к обучению в школе и интитуте, где ты ничего никому не должен, в отличие от школы, и это дезорганизует:) Я халявил, халявил по полной, иначе бы не смог. Было элементарное переутомление, слишком сложные темы и пр., хотя некоторые справлялись с аналогичными нагрузками без излишней халвы. Менять надо, но не столько количество, сколько принципы и качество, и делать из школьных уроков "пары" - это не выход. В школе надо делать ребятам индивидуальное расписание, учить их ПЛАНИРОВАТЬ процесс обучения, самому его определять (ессно, с помощию учителей). Увеличивать самоорганизацию. Тогда проще и в институте пойдёт. Самые трудные, кстати, были 2-3 курс, потом по сложности первый, а 4-5 это была халява по сравнению с остальным:)
2006-02-01, Shuriken
Подросток ДОЛЖЕН быть загружен так, чтобы не оставалось свободного времени. Тогда ему некогда заниматься глупостями. В нашей семье я старший ребенок, у меня две младшие сестры. Мы все трое закончили английскую спецшколу, музыкальную школу. Средняя сестра долго ходила на балет, младшая занималась в разных кружках. Начиная с 8-9 класса мы ходили на дополнительные занятия, в 10 и 11 классах занимались на курсах и с репетиторами. В результате мы все трое учились в МГУ. По своему опыту могу сказать, что школьная нагрузка абсолютно не является запредельной. Ее нужно не уменьшать, а увеличивать - например, вместо 11 лет ту же программу давать за 10. Нагрузка на 1 курсе МГУ была больше, чем моя суммарная нагрузка в 11 классе: школа и подготовительные курсы. При этом мысль прогуливать уроки или не делать домашние задания мне просто не приходила в голову.
2006-01-31, stilett
Это просто смешно. Я несколько лет назад закончила школу. Без троек, без каких-либо договоров с учителями и без напряга. В обычной школе никакой нагрузки нет. Абсолютно все бездельничают, несмотря на 6-8 уроков. Школа должна в чем-то даже заставлять. Почему, вы думаете, нужны репетиторы? Школа дает слишком низкий уровень знаний, надо поднимать планку. Когда человек осознает необходимость учиться и готовиться к институту, он не получает этого в школе. Не надо "кастрировать" институты, снижая уровень их требований, иначе учиться совсем перестанут. А посмотрите на поведение нынешних школьников? В старших классах мальчики рыгают девочкам в лицо, лезут в трусы, и вы думаете, они тратят 3 часа на домашние задания?
2006-01-31, Ольга
Я училась в физ-мат классе, каждый день 6-7 уроков, 4 раза в неделю по 2 часа тренировки, ежедневно с 19-00 до 23-24-00 уроки. В 10-м (выпускном) спорт бросила, стала готовиться к поступлению. Да, было тяжело, но цель того стоила. Университетские друзья рассказывали о таких же школьных годах. Почти все одноклассники состоялись как специалисты, добились многого. И мы всегда вспоминаем школу с огромной любовью, кроме уроков мы успевали проводить всякие мероприятия, ходили в театры и походы - все зависит от учителей, родителей и самих учеников. А ныть большого ума не надо! И неужели автору статьи неизвестно, что молодому 16-летнему организму под силу то, что в 30 лет уже с трудом...
2006-01-31, Дашук
Считаюя,что школьники сильно перегружены.Качество преподавания резко упало, а требования наоборот ужесточились.Возьмите хотя бы географию России, почитайте учебник.Разве это можно запомнить?Тут надо знать и физику, и экономику ,и психологию и социологию и т.д.Все проблемы России:экономические, демографические,экологические,.. свалили на бедных школьников.А тут еще контурные карты для окончательной добивки учащихся, нарисовать которые потребуется не меньше часа.Приходится поддерживать свое чадо, самому рисовать.Так что цифры на качественное выполнение домашних заданий у автора статьи занижены.
2008-10-09, Ринат
Абсолютно так!Никакой нагрузки в обычной школе, даже в так называемых гимназических классах.Дочка делает уроки 30-50 минут, устные не учит совсем - отличница.Кто совсем не делает уроки - 3-4.Она сама говорит, что школа не дает ей никакого нормального уровня знаний...Готовимся к экзаменам в физ-мат лицей, вот там по ,отзывам учившихся ,нагрузка выше,чем на 1 курсе Бауманки.Но после этой расслабухи в школе многие не выдерживают нагрузки, так, что даже если поступим ,не факт ,что не вылетим.
2006-02-01, Максик
Но школы разные бывают. Где-то дети болтаются, где-то большой напряг. И дети разные, цели и интересы у них разные, здоровье разное.
А организация школьного процесса в основном плохая.
"Абсолютно все бездельничают, несмотря на 6-8 уроков." Это что, хорошо? А потом идут на курсы и к репетиторам. То есть нагрузка и распределение времени нерациональное.
2006-01-31, Travka
Поделитесь:

30.01.2006
Обновлено 18.01.2016
Близкие по теме статьи
Скоро в школу. А вы будите подростка по утрам и напоминаете про уроки?
Скоро в школу. А вы будите подростка по утрам и напоминаете про уроки?
Тайм-менеджмент для детей: чему пора научиться в средней школе
Режим дня первоклассника: как помочь ребенку
Режим дня первоклассника: как помочь ребенку
Адаптация ребенка в школе: зарядка, домашние задания, правильное питание
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!