Обучение истории изобразительного искусства (в частной студии)

Идея приобщать совсем маленьких детей к мировому художественному наследию возникла случайно, в 1992 г. когда я училась на третьем курсе Московского университета на отделении "история искусства". Одна моя знакомая открыла домашнюю детскую студию эстетического направления и предложила позаниматься изобразительным искусством с малышами от трех до семи лет.

Полезность: 4 из 5 Интересность: 3,9 из 5 (94 оценки)

Валерия Белоцерковская, сентябрь 1999 г.

Как мы занимались историей искусства с малышами в частной студии.

Идея приобщать совсем маленьких детей к мировому художественному наследию возникла случайно, в 1992 г. когда я училась на третьем курсе Московского университета на отделении "история искусства". Одна моя знакомая открыла домашнюю детскую студию эстетического направления и предложила позаниматься изобразительным искусством с малышами от трех до семи лет. Хочется немного рассказать об этих занятиях, потому что все, о чем пойдет речь, легко выполнимо в домашних условиях и почти не требует особых затрат.

Увы, когда я начала готовиться к занятиям, то не сумела найти среди обширной литературы ничего подходящего к случаю. В детсадовских " методичках " маститые педагоги наставляли учащихся педучилищ, как рисовать с малышами дождики-палочки, птичек-галочки, солнышки-кружочки и т.д. Все книги по истории искусства (среди них, кстати, были замечательные) оказались ориентированы как минимум на начальную школу, а в основном – на еще более старший возраст. Для малышей ничего не нашлось. Надо было придумать свою собственную программу, построенную на основе университетского курса истории мирового искусства, но адаптированную для детей.

Для вновь организованной студии была арендована одна большая комната в "сталинской" трехкомнатной квартире. В ней нашлись диван и стулья, чтобы сидеть, большой раздвигающийся стол, чтобы рисовать и достаточно свободного места, чтбы бегать и прыгать. Атмосфера оказалась настолько комфортной, что малыши довольно быстро начинали чувствовать себя как дома. Нашелся старенький диапроектор, был придуман импровизированный экран – большой кусок ватмана булавками крепился прямо к ковру на стене, над диваном.

Так сложилась уютная, "домашняя" обстановка для наших занятий. Поначалу я просто подбирала десяток слайдов, собирала по ним доступную для малышей информацию (преимущественно это были картины русских художников 19 века) и показывала как кино. Занимало это максимум десять минут, а затем после пятиминутного перерыва мы выдвигали стол, доставали краски и рисовали-импровизировали (я предлагала им самим выбрать тему для рисунка).

Вскоре оказалось, что просто смотреть и слушать рассказ не так интересно, как самим обсудить то, что они видят. Тем более, что сразу же возникали вопросы, на которые нужно было ответить ("А почему у дяди такие штаны короткие? А эта девочка сейчас еще живая или уже умерла?..). Вскоре просмотр слайдов превратился в оживленный разговор (иногда, правда, плавно переходящий в шум и перебивание друг друга – тогда я быстро выключала диапроектор).

Еще интереснее стали занятия после того, как была допущена "интерактивная" форма знакомства с картинами - малыши могли подойти к экрану, потрогать руками изображение, отвечать на мои вопросы, показывая на экране какие-то детали или героев. Дети любого возраста испытывали от этого безумный восторг. Оказалось к тому же, что, начиная с пятилетнего возраста малыши уже достаточно легко справляются сами со столь примитивной техникой, как наш диапроектор (вставная рамка, в которую помещается одновременно два слайда – один показывается, другой в это время заменяется). Мы стали назначать "дежурного оператора", и вскоре картинки показывали все.

"Оператор" садился на стул у диапроектора, а остальные рассаживались на диване перед экраном. В течение пятнадцати минут мы рассматривали преимущественно картины (другие виды искусства я тогда показывать еще не решалась). Подборку я делала или по жанрам (например, "натюрморты", "картина-сказка" и т.п.), или тематические (например, по теме "Осень"). Выходить за рамки детсадовской тематики в то время еще не хватало смелости. После занятия диапроектор превращался в "волшебный фонарь", и в перерыве между рисованием и теорией мы устраивали на экране "театр теней". А после рисования - убирали со стола испачканную краской клеенку и пили чай.

Опыт приходил постепенно. К концу первого года занятий выяснилось путем проб и ошибок, что можно и что не стоит показывать малышам. (Например, некоторые батальные сцены, сцены "Страстей Христовых" и еще кое-что могло вызвать даже слезы у малышей). Обнаружились темы, которые детям наиболее интересны. Были "вычислены" популярные и непопулярные стили, направления и жанры живописи. Придумались первые тексты "историй по картинам".

В тот первый год у нас были свои "сопровождающие" по миру живописи. Придумала их не я и даже не дети, а некие в ту пору неведомые мне американцы. Это были кошмарные черепашки-нинзя, которых их создатели додумались назвать именами великих мастеров Ренессанса – Донателло, Микеланджело, Рафаэль и Леонардо. Эти маленькие монстры преследовали меня и в дальнейшем, пока волна их популярности у детей наконец не улеглась. При малейшем моем упоминании о Леонардо ученики начинали вспоминать черепашек. Пришлось приобщить сих персонажей к делу, раз уж никак нельзя было от них отвязаться.

И тогда я волевым решением поменяла черепашкам профессию: одного мы сделали живописцем, другого - скульптором, третьего – архитектором, четвертого – графиком. Теперь мирные монстрики сопровождали нас в наших путешествиях в мир искусства и участвовали в играх. Я научилась рисовать черепашек-нинзя в разных видах и костюмах, показывая на их примере, как работают художники. Улыбающиеся мордочки наших зеленых друзей появились на значках, которые получали победители игр. Лучшие из учеников в конце года получили самодельные медали с изображением черепашки с кистями и красками у мольберта. Для меня это был большой урок – умение считаться с интересами и увлечениями детей может дать совершенно неожиданные возможности в поиске подхода к ученику.

Рассказываю об этом к тому, что при занятиях с ребенком можно привлечь к себе в помощники любых персонажей, которые симпатичны вашему малышу – от Чебурашки до Человека-паука, а если они вам неприятны – в ваших силах это изменить. "Сопровождающий" ваше путешествие герой может сам вести диалог с ребенком - этим приемом активно пользуются создатели детских телевизионных передач и обучающих компьютерных программ.

Впрочем, можно придумать такого персонажа и самим. Смешной нарисованный, вырезанный, вылепленный человечек или зверюшка, мягкая игрушка, любимая кукла – да кто угодно! – может вашим голосом рассказать малышу занимательную историю. Особенно хороши игрушки на пальчиках – дети радостно общаются с ними, искренне забывая, что зайчик или мышка надеты как перчатка на мамину руку и говорят ее голосом. Сейчас у меня есть пальчиковая кукла – заяц Кеша, который с каждым из учеников здоровается за руку, гладит по головке, но при этом совершенно не разбирается в изобразительном искусстве, все время путается в названиях картин, и малыши с удовольствием поправляют его.

Ученики из студии открыли для меня неограниченные возможности тематического рисования и лепки – то есть под впечатлением от увиденного, по мотивам. Опять же – это была не моя идея. Смотрели мы как-то с малышами картины Васнецова на сказочные сюжеты, среди них был "Витязь на распутье" – там, где богатырь у камня, а вокруг черные вороны и череп лежит… После "слайд-шоу" предложила детям нарисовать сцену из какой-нибудь сказки. Когда карандашные эскизы были готовы, вдруг увидела на одном из рисунков – у пятилетнего мальчика – силуэт богатыря на коне, череп и воронов. Рисунок выглядел на редкость выразительно и совсем не похоже на Васнецова. Уже со следующего занятия я предлагала для рисования и лепки темы мо мотивам увиденного. Тактика оказалась правильной – это было еще одним, дополнительным закреплением изученного и в то же время рисование стало нетривиальным, выбор тем не просто расширился, но стал неисчерпаемым!

Со временем сложилась довольно четкая программа действий. С младшими (3-4 года) лучше всего "срабатывали" занятия по темам: набор этих тем оказался безмерно велик, и по каждой теме в неисчерпаемом мировом художественном наследии находились подходящие "иллюстрации".

Темы могли быть привычными малышам, такими как "дом", "мама и дети", "город", "цветы" и т.п. Могли быть и более экзотическими: "морские путешествия", "стихийные бедствия", или, скажем, сказки и истории ("детство Иисуса Христа", "истории про богиню Венеру", "как царь Петр город строил"). По одной из тем (а их со временем набрался огромный список) подбирались 10-12 слайдов с произведениями искусства, они обсуждались в деталях, а затем мы садились рисовать по мотивам увиденного.

Ну, например, тема "Море". Картинки по ней могут быть подобраны примерно так: Айвазовский и Щедрин – море реальное, можно выбрать разные его состояния, различное время суток и т.п. Моне, Ван Гог, Синьяк – яркие краски моря. Заодно дети начинают знакомиться с различными живописными манерами (можно писать нежными легкими мазками, как Моне, можно – густо, пастозно (Ван Гог), или цветными точками (Синьяк)). Затем смотрим сказочное море – это могут быть, например, иллюстрации Билибина к "Царю Салтану" или "Похищение Европы" Серова ("смеющееся" море). Потом каждый рисует такое море, какое ему больше понравилось.

С 5-6 летками уже неплохо проходит подбор тем с соблюдением хронологии. Уже на первом занятии я подбираю 10-15 картинок - по одной из каждой эпохи и рассказываю как бы "краткое содержание последующих серий". Говорю: сперва мы поедем в Египет, затем в Грецию, потом в Рим, в Византию и т.д. Со второго урока начинаются "путешествия на машине времени". Можно начать с нашей страны – мы едем в древний Киев, потом в Новгород, в Москву… Главное - красиво все подать.

Допустим, так. "Сегодня императрица Екатерина Вторая приглашает всех вас на большой бал в Зимний дворец. В гардеробе для вас приготовлены костюмы, у ворот ждет карета. Сейчас мы переодеваемся, садимся и едем на бал. Нас высадят у дворца, мы обойдем его вокруг, а потом зайдем внутрь. Поднимемся по парадной лестнице, пройдем дворцовой анфиладой и выйдем прямо в бальный зал. Там мы и познакомимся с Еатериной и ее окружением". Не правда ли, какой ослепительный простор для фантазии и обучения? Тут вам и костюм, и антураж второй половины 18 века, и старинный парадный портрет, и архитектура русского барокко, и интерьеры. А воспринимается все в комплексе, как сказка о Золушке, только героиней теперь может стать любая девочка, и сказочный дворец обретет для нее вполне конкретные формы.

В дальнейшем прибавились еще игры, которые мы устраивали с репродукциями различных размеров – от календариков до настенных плакатов. Тогда игр было сперва немного – "угадайки" (как называется картина? кто написал? как зовут героя? какой жанр живописи? какой вид искусства?) – то есть то, что лежало как бы на поверхности. Арсенал игр со временем пополнился значительно, и особенно - при работе со школьниками, но об этом – в другой раз…

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Если мы не преодолеем свое стеснение…
Сексуальное просвещение в семье: как вывести ребенка на разговор
Тревожные дети. Как помочь?
Безопасное успокаивающее средство для нервной системы
Оставить комментарий к статье "Обучение истории изобразительного искусства (в частной студии)"

Вы не авторизованы.

Света, озадачил меня этот топик, я сегодня долго размышляла, даже на работе, глядя на детские рисунки...
Поэтому обращаюсь к Вам, но и к Лизе тоже.
Дети, как Вы говорите, где-то перенимают манеру того художника, который их учит, даже если он не прикасается к рисункам. Я правильно поняла?
А если ее нет, манеры этой? Ну я свой случай имею ввиду. Я ведь не художник и ни одной картины за всю жизнь не написала. Ну то есть технике живописи и рисунка нас в универе учили, естественно, там мы писали какие-то постановки, этюды и т.д., но за серьезное творчество это считать нельзя, как и те графические штудии, которые я рисую к урокам.
Но вот в манере интерпретации сюжета я даю детям полную свободу. У меня есть любители писать раздельным мазком, и делают так все живописные работы - я не возражаю; есть приверженцы контурных, стилизованных рисунков - я не лезу: иногда очень яркие вещи получаются. Есть противники перспективного построения - ну любят они в плоскости работать, не хотят ни бликов, ни полутеней (типа Матисса). Ну я опять же, не пристаю. У нас студия больше историко-искусствоведческого направления, мы темы изучаем, а по мотивам изученного рисуем. Т.е. другой подход - без акцента на технику. У меня сын поэтому после своей художки еще и ко мне рисовать приходит - "отдохнуть", как он говорит.
Будут ли наши работы выдавать руку педагога? (Здесь на сайте есть три статьи с рисунками, может найдете время глянуть...) Это первое.
Во-вторых, я панически боюсь показывать работы именно по этой причине: что в них найдут какие-то технические огрехи (конечно,они есть). Но мы ведь не задавались целью технически грамотно все это сделать, мы просто отражали свои впечатления...
А дальше совсем крамольная мысль полезла - имеет ли право на существование такая изостудия, где техническим навыкам обучают лишь постольку поскольку, внутри контекста, а не как самоцель?
Может быть вы развеете мои сомнения?
Спасибо, если до конца дочитали, еще признательней буду если ответите.
2005-02-16, Валерия*
:-) А ты с Копцевой знакома?Просто знаю я ее и ейного мужа-он директор школы тут у нас.И на курсах я у нее училась.Не знаю уж какие там исследования детских рисунков( они их у меня много брали)- все везде одно и то же.

Эта программа академика Неменского из которой и отпочковались Копцевы, сама признает, что " да, детей развиваем, они видят сами, рисукют, все супер, но..пока рядом педагог.
как только педагога нет- самостоаятельные детские рисунки тут же теряют ценность.особенно живописные работы, графика еще куда ни шло.

И , правда, вот прошел урок.Дала наглядный ряд.просто смотрим картины, слайды, говорим, обсуждаем.
Получается- супер. Живописно, ярко, каждая работа- выставочная.Я, естественнно, никому не помогаю- их там 25 человек, но работы просто профессиональные почти у всех-небо встречается с землей на линии горизонта, интересныек композиционные решения.

Через пару часов те же детки сами сами рисуют на продленке.Без педагога, одни.По всем законам детского творчества-небо-отдельно, земля отдельтно.Как-будто и не было этих уроков и не они смотрели и думали и обсуждали и так классно рисовали..

Поэтому и жалобы, что в студии получается, а дома нет.педагог не помогает, он направляет, но его направляющая рука так хорошо видна. :-)
и профессиолналы, работающие в детьми, эту руку видят.
Просто потому что знакомы с самостоятельным детским творчеством.

Кстати, вот в графике дети более независимыи без педегогических рук у них выходят классные работы.А вот живопись..тем более большие полотна..

Но живопить на выставки берут лучше, она зрелищнее, ярче.
Вот и смотрим на выставке находки педагога, выполненные руками детей.
Это не плохо, просто подменять одно другим не нужно, как мне кажется.

А какмаленькие дети сами могут рисовать ты знаешь. :-))В плане фона и живописных решений.
2005-02-15, =СветА™=
Все правильно, Свет. Абсолютно точно про выставки. Даже работы школьников определенной изостудии выполнены в едином стиле.
Отборы на эти выставки очень строгие (кроме института Копцевой, где оценивается именно детская непосредственность, детское видение, а не педагога, потому что рисунки им нужны для исследований детского творчества).
А на другие выставки работы отбирают по определенным критериям: грамотность построения композиции, законченность работы и.т.д, точнее - приближенность к станковой живописи и рисунку, интересные техники, оригинальность исполнения, чего требовать от дошкольников бессмысленно, но там их и мало, почти нет, за исключением 6-летних детей (немного).
Пример, со мной работает моя племянница, мы подготовили рисунки, тема "Победа в ВОВ", дети одни и те же, работы разные, она не вмешивалась абсолютно, я вмешивалась, т.е. подсказывала наиболее удачное решение композиции, что надо выделить, где прорисовать, советовала на счет цвета, контролировала смешивание красок. Своей рукой даже не касалась, хотя многи педагоги и этим грешат. Итог, ее работы не взяли (хотя в них эта самая детская непосредственность), мои взяли все (но без моего участия, они так бы не нарисовали, наверняка фон одним едким цветом закрасили). В этом есть и вред и польза. Вред, если перегибать палку, постоянно диктовать свое видение ребенку, польза если деликатно советовать, при этом инициативу выбора сюжета, цветовое решение предоставлять ребенку. Это коротко. Вывод: на выставках завышена планка, всем хочеться, чтобы их работы попали на выставку, плюс еще тема сложная, вот и стараются. Польза от выставок детям - видят выход своего творчества, что дает стимул для дальнейшего творчества.
2005-02-15, MamaSASHI
Спасибо, Валерия! Очень интересно! Особенно понравилась идея подачи материала про Екатерину. История искусства с трехлетками - это круто! Но все это даст плоды, отложиться в маленьких сознаниях и Ваши ученики, повзрослев, еще не раз вспомнят о тех положительных впечатлениях, полученных на занятиях и главное полюбят изобразительное искусство! Ваши занятия мне очень напомнили мое детство, когда я занималась в студии при музее Изобразительных искусств (там правда с 5 лет), руководителем студии тогда была Нина Николаевна Кофман, замечательный педагог! Мы ходили по залам музея и знакомились с произведениями живописи, скульптуры, а затем по впечатлению от увиденного рисовали в студии. Как я любила эти занятия! Всего 2 раза в месяц, но я их так ждала. И самое главное - с детства полюбила изобразительное искусство, музей был для меня - настоящим храмом. Сейчас в своей студии я начинаю новую тему обязательно с знакомства с произведениями живописи и графики по этой теме. Сравниваем, размышляем, придумываем историю. И чувствую, моим ребятам это тоже нравится:)
Удачи Вам, Валерия и больших творческих успехов!
2005-02-13, MamaSASHI
С удовольствием!:) Только с дошкольниками я стала заниматься всего год назад, а до этого только с детьми школьного возраста. Перестраивалась очень тяжело, помогло то, что у самой сын 3-летний, он у меня поначалу как подопытный был, сначала с ним дома отзанимаюсь, увижу что понял, чего не понял, а потом с ребятами в студии:) Сейчас уже втянулась, дошколята, оказывается, очень интересный народ, очень сильно отличающийся от школьников, но зато открытые, непосредственные, незажатые человечки. Во многом мне помогла книга-программа Копцевой "Природа и художник". Лера, а ваша студия участвует в выставках-конкурсах городских-российских, проводимых и институтом Копцевой и другими организациями? Мы с ребятами из студии "Колорит" (там, где школьники) много где участвовали, удостоились всяческих наград (у нас есть Девочка на шаре, лауреаты всякие, мы даже образцовый коллектив:)) Хотите, буду подкидывать Вам инфу про выставки:)
2005-02-13, MamaSASHI
Здравствуйте,Валерия и все участники конференции. Давно слежу за этими публикациями, если можно так сказать. Очень хочу найти единомышленников. Я веду второй год курс "Мозаика искусств" в детском центре г Владимира. Программа своя, написана с 2 до 7 лет, судя по количеству желающих - удачная. Но есть очень много вопросов, главный из которых "А право ли имею?" Дело в том, что у меня совсем нет художественного образования, я просто педагог. Но родителям честно говорю, что не учу детей изо-техникам, а даю возможность самовыражения через разные образы (и музыка, и театр, и изо-деятельность) По сути мне очень близко то, что делает Валерия. И поскольку Балашиха стоит как раз по дороге из Владимира в Москву, я как-то даже имела неосторожность помечать побывать у неё в студии. В любом случае мне интересны все, кому интересна тема занятий по искусству с малышами. (Прошу прощения за корявые фразы - не специалист!)
2006-04-11, Виктория
Я бы в такую студию и сама ходила :-) С ребёнком. Мне кажется, есть рисование и рисование - рисование ради Искусства (единицы занимаются, талант, и так далее) и рисование ради других целей - культуры, зарисовки образцов растений при наблюдениях, выражение своих мыслей в презентациях, психотерапия, анализ математики, понимание стилей и так далее. У меня сердце кровью обливается, когда малышам ставят "диагноз" - ну, художника из него не получится - и потом уже с ним рисованием не занимаются вообще. А мне кажется, именно второй смысл рисования сейчас очень актуален, ведь вокруг масса визуальной информации. Нашим детям так же необходимо будет уметь сделать себе прилично выглядящий сайт, как каким-то древним культурным китайцам - уметь каллиграфически, художественно писать. Извините за сумбур, эмоции. Обязательно напишите мне про сайт, хочется как-то поддержать.
2005-02-16, Мария Д.
Поделитесь:

28.09.1999
Обновлено 28.09.1999
Реклама
Статья дня
Тревожные дети. Как помочь?
Тревожные дети. Как помочь?
Безопасное успокаивающее средство для нервной системы
Близкие по теме статьи
Искусство - детям. Лучшие арт-студии для малышей
Искусство - детям. Лучшие арт-студии для малышей
Рисуем песком, лепим из пластилина и варим мыло.
Наша художница
Наша художница
Стихи мамы о том, как рисует ее малышка.
Знакомим детей с историей  искусства
Знакомим детей с историей искусства
Как знакомить малышей с историей мирового искусства?
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!