Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова

Краткое изложение методики раннего обучения чтению Сергея Полякова.

Полезность: 4 из 5 Интересность: 3,4 из 5 (334 оценки)

Некоторые родители спрашивают: "А для чего учить детей читать до школы, зачем отнимать у ребенка детство?" Ну, во-первых, отнимать детство нельзя; обучать малышей нужно в игре, по специально разработанным игровым методикам. А для чего это нужно, сейчас уже известно многим. Давно признано, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет. Раннее чтение является одним из лучших способов такого стимулирования.

Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова

По сравнению с другими способами оно обладает тем преимуществом, что, научившись читать, ребенок дальше, в процессе самостоятельного чтения уже развивается сам, даже без помощи взрослых, лишь удовлетворяя свою любознательность. Ребенок, прочитавший до школы две-три сотни книжек, заметно опережает в развитии своих сверстников, только начинающих читать. Но важнее всего то, что этот интеллект, приобретенный в раннем возрасте, остается с ним на всю жизнь.

Весь процесс обучения ребенка чтению — от изучения букв до чтения детских книжек — автор условно разбил на 7 ступенек. Для того чтобы сделать обучение интересным и увлекательным, на каждой из ступенек перед ребенком ставятся только такие задачи, которые не превышают его возможностей на этом этапе. В результате ребенок продвигается от ступеньки к ступеньке легко и незаметно для себя.

Весь материал автор представил в максимально доступном виде, так чтобы им могли воспользоваться не только специалисты, но и все, кто им заинтересуется: родители, бабушки, гувернантки, няни, воспитатели, словом, все желающие учить читать детей возрастом от двух-трех-четырех лет. С этой целью всю программу обучения он изложил в виде 70 уроков (70 — примерное количество; многим детям бывает достаточно 50-60 уроков), а содержание каждого урока расписал подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры. Кроме того, уроки дополнены короткими видеозаписями, "живыми картинками", сделанными непосредственно во время занятий с малышами в процессе обучения. Посмотрев последовательные видеофрагменты всех уроков, вы как будто поприсутствуете на них и легко сможете повторить все это и со своими детьми. Вы можете также показывать эти "мультики" своему ребенку. Они, безусловно, вызовут у него интерес и желание повторить то, что делают другие детки. Покажите ему, для начала, как читает маленькая Катя, которой здесь нет еще и трех лет.

Интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет. Раннее чтение является одним из лучших способов такого стимулирования.

Обучение чтению начинается с изучения букв. Благодаря тому, что обучение чтению проводится в игровой форме, дети запоминают все буквы быстро, прочно и с удовольствием. Достаточно сказать, что уже после 5-ти уроков они твердо знают все десять гласных.


А итогом 1-й и 2-й ступенек обучения (уроки 1-18) является не только знание ребенком всех букв, но и хорошее знание складов, а также начало чтения по складам.

Здесь необходимо пояснить, что такое склад. Склад, в отличие от слога, всегда состоит не более чем из двух букв и представляет собой сочетание согласной с последующей гласной либо отдельную согласную или гласную (например, — з ме я — три склада, но один слог). По складам учились читать наши предки. Этот способ обучения был хорошо известен по сведениям XVI-XVIII веков, он существовал у нас в XIX и даже в начале XX века. А самое древнее документальное свидетельство такого способа обучения детей на Руси датируется 1224-1238 годами. Именно к этому периоду относится берестяная грамота № 199, обнаруженная при раскопках средневековой школы в Великом Новгороде экспедицией академика В. Л. Янина в 1956 году. На первой полосе этой бересты ребенком по имени Онфим выписана вся азбука от А до Я, а затем следуют склады: БА, ВА, ГА, ДА ... и т.д. до ЩА; потом БЕ, ВЕ, ГЕ, ДЕ ...и т.д. до ЩЕ; потом БИ, ВИ, ГИ, ДИ и далее столько, сколько уместилось на бересте.

В наши дни складовый способ обучения чтению был возрожден выдающимся педагогом-новатором Н.А.Зайцевым. На его основе Зайцев разработал и внедрил в широкую практику известную теперь многим методику, использующую таблицы и кубики.

В методике Полякова вместо кубиков и таблиц используются пособия собственной разработки, так называемые "домики для букв". Применение "домиков" и разработанной для них последовательной серии игр заметно облегчило обучение и позволило доводить знание детьми складов до такой степени, когда они воспринимают склад целиком, как букву. Это заметно упростило чтение по складам во время дальнейшего обучения.

Ведь именно такого результата добился Секвойи, вождь племени чероки из Северной Калифорнии, создавший в 1821 году письменность для своего родного ирокезского языка, которая составлена из знаков, обозначающих не буквы, а целые склады. Через несколько лет после изобретения этого письма большинство индейцев племени чероки научились читать и писать на родном языке. Имя создателя письменности было увековечено в названии дерева секвойя.

На 3-й ступеньке обучения (уроки 19-30) дети учатся свободно читать по складам слова любой сложности, начиная от простейших двухскладовых слов, типа РЫ БА, ГУ СЬ, Ю ЛА, и кончая сложными, такими как КА С Т РЮ ЛЯ, ВЕ Р Б ЛЮ Д и даже Э ЛЕ К Т РИ ЧЕ С Т ВО.

В методике С. Полякова чтение по складам является лишь отправной точкой, начальной стадией процесса обучения чтению. Научившись читать по складам, ребенок еще не в состоянии самостоятельно прочитать и понять рассказик, сказку или хотя бы более-менее сложное предложение. Кому-то может показаться удивительным, но ребенок, уже читающий по складам, все еще не понимает, что такое слово, что такое предложение. И то, и другое для него — лишь цепочка складов. Удержать в памяти такую цепочку ребенку нелегко, особенно, если предложение длинное. Поэтому смысл прочитанного доходит до ребенка не всегда, а зачастую — не полностью. Вот почему обучение чтению нельзя заканчивать, едва научив малыша читать словечки по складам ("пока и этого хватит, остальному в школе научат").

Обучение чтению нельзя заканчивать, едва научив малыша читать словечки по складам ("пока и этого хватит, остальному в школе научат").
Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова

Умение сложить слово из складов, безусловно, развивает ребенка. Но чтобы помочь ему полностью раскрыть свои природные способности, нужно научить его читать и понимать книжки, получать удовольствие от чтения. Только так можно пристрастить ребенка к чтению в раннем возрасте. И тогда в дальнейшей жизни (а такие наблюдения автором уже накоплены) чтение станет для него не утомительным, а увлекательным занятием.

Способ чтения по складам используется автором лишь до конца 3-й ступеньки. Последующие занятия помогают ребенку избавиться от привычки дробить слова на склады и перейти к чтению по слогам и к слитному прочтению слов. Если этого не сделать вовремя, то такая привычка укоренится и будет замедлять чтение и затруднять восприятие.

О том, как осуществить этот переход быстро и эффективно, по возможности не утомительно для ребенка, с использованием элементов игры и состязательности, рассказывается на уроках 31-42 4-й ступеньки обучения.

Автор не считал бы свою задачу выполненной, если бы научил ребенка лишь читать слова, пусть даже достаточно свободно. Конечно, родителям приятно, когда ребенок радует их, читая на улице вывески, а дома — заголовки книжек. Но основная цель этой методики — научить ребенка самостоятельно читать книжки и получать удовольствие от прочитанного. Пусть лучше сейчас родители жалуются на то, что приходится отбирать книжку у их малыша, чтобы отправить его спать, чем через несколько лет на то, что никак не могут заставить своего школьника читать. Ведь далеко не все дети, научившись читать слова, потом сами, без помощи взрослых, увлекаются чтением книжек. Обычно для этого приходится потрудиться и преподавателю и родителям. Этапами на этом пути являются 5-я, 6-я и 7-я ступеньки обучения.

На 5-й ступеньке (уроки 43-45) дети с помощью занимательной игры учатся читать предложения, на 6-й (уроки 46-54) — читать и пересказывать специально написанные автором четыре упрощенные учебные книжки, а на последней, 7-й (уроки 55-70), — 16 книжек для самостоятельного чтения, написанные им же.

А после этого родителям остается лишь поддерживать у ребенка любовь к чтению, снабжая его увлекательной детской литературой, чтобы интерес к книжкам был у него не меньшим, чем к просмотру телепередач. И тогда, поверьте опыту автора, — вашему ребенку в будущем обеспечены лидирующие места везде, где бы он ни учился: в любой школе, гимназии, лицее, вузе.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Второй подбородок. Что делать?
Причины второго подбородка – и как избавиться
Оставить комментарий к статье "Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова"

Вы не авторизованы.

Нелья забывать объявленную в самом первом посте главную цель нашего Льва Штернберга, которую он преследует с момента своего появления здесь: скрыть от родителей то, что иудейская педагогика требует начинать обучать чтению ребенка с самого рождения и к тому моменту, когда он только предлагает в своей методике начинать обучать ребенка чтению, дети в семьях правоверных иудеев (ортодоксов) уже свободно читают. Это я проверял.
Так что, к сожалению, Отстающий_на_три года Штернберг продолжает, - несмотря на то, ему точно указали его место, - пытаться здесь, на конференции "Раннее развитие" пропагандировать свою убогую методику позднего обучения чтению. :(
Более того: "иудаизм требует начать воспитание детей ещё до их рождения" (Исраэль Бен Шимон, с. 163). - ну, об этом Отстающий_на_три_года Штернберг вообще умалчивает.
Вторая цель, которую очевидно, преследует появившийся за этим здесь Отстающий _на_три _года Штейнерг: предать забвению методику гениального педагога-новатора Николая Зайцева и то, что одинадцать лет тому назад пропагандировала и развивала тут поскладовую методику Лена Данилова.
Ну, а врёт наш Отстающий_на-три_года в каждом слове: у меня, например, отсутствует какая-либо побуквенная методика! Между тем, в предложенной им самим недавно методике обучения по складам он, например, не ссылается на Николая Зайцева, методика которого успешно работает с 80-х годов!
Наконец, убедитесь сами: пишет неправду он, Отстающий_на_три_года Штернберг во всём - даже в самом малом: так, Сергей Поляков сам в этой же, обсуждаемой статье прямо пишет: "Весь процесс обучения ребенка чтению — от изучения букв до чтения детских книжек — автор условно разбил на 7 ступенек." - то есть, автор сам пишет что обучать начинает с изучения букв - но Отстающий_на_три_года Штернберг предпочитает этого не замечать, или, возможно, он, в запале полемики, просто не способен такой премудрости заметить?
Может быть достаточно, или этого мало? Ведь это - система, и мы его разоблачаем уже, наверное, не в третий, а в 33-ий раз!
Ну что же, продолжим, - потому что дезинформация, идущая от Отстающего_на_три года чрезвычайно опасна для этой телеконференции, потому что цель Льва Штернберга давно известна - любыми способами покончить с ранним развитием детей! Так, Отстающий_на_три_года Штернберг пишет: "Методика С.Полякова не имеет к побуквенному чтению никакого отношения", однако любой, кто прочитал статью страшно будет удивлен и раздосадован тем, что Шрентберг, похоже, вообще не умеет читать!? В этом можно убедиться, щелкнув по ссылке и раскрыв обсуждаемую статью: в ней Сергей Поляков не один раз подтверждает обратное: "Обучение чтению начинается с изучения букв. Благодаря тому, что обучение проводится с помощью оригинальных игр этой методики, дети запоминают все буквы быстро, прочно и с удовольствием. Достаточно сказать, что уже после 5-ти уроков они твердо знают все десять гласных."
Да, была у Отстающего_на_три_года неплохая - самая первая статья, за что я его имел неосторожность похвалить... Но после этого, к сожалению, как я не ищу, я не могу найти ни слова правды на "Раннем развитии" - практически во всех его темах и сообщениях!
Было бы неплохо, если бы Вы, Лев Штернберг, прошли хоть немного, хоть какую-то подготовку по раннему развитию или по иудейской педагогике, или даже по мусульманской... Даже тот же Доман был бы Вам весьма полезен.
Помните, и будьте готовы: я Вам тут не прощу ни одного слова лжи и неправды. Почитайте что-нибудь именно по раннему развитию!
За позитивные мысли и результаты вашего самосовершенствования буду только благодарен и незамедлительно отмечу. Вы ведь, как никто другой, нуждаетесь в должной оценке своих трудов? Трудились, разрабатывали свою методику - не Вы же виноваты, что у Вас были учителя по позднему развитию... Ну, и излагайте свои поздние взгляды, пожалуйста - в телеконференциях по позднему развитию и обучению, никудышнему образованию - я Вас там всемерно хвалю и рекомендую! Там любая ложь или полуправда выглядит как святая правда...
Но тут, на "Раннем развитии" Вы - Отстающий_на_три_года, и это невозможно изменить никакой ложью или придумками... "Желание обучать без чтения - путь к сумасшествию" (Конфуций).
2011-08-02, Друг и товарищ
Статья хорошая, да и методика наверное, судя по описанию, тоже. :) - я дал ей высшую оценку!
Одно вызывает сожаление: нет ссылок на книги, где все идеи этой методики, - которая объединяет обучение по буквам и складам, - были опубликованы в 1995 - 1996 годах: Читать - раньше, чем ходить,- здесь на сайте: [ссылка-1] ; "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка", "Когда начинать воспитывать будущего президента России"(1996), "Считать - раньше, чем ходить"(1998) ... Да и здесь, на сайте "Семья.ру" аналогичная методика изложенная в книге "Читать - раньше, чем ходить" много раз обсуждалась, начиная с 1999 года и была опубликована в различных частях и вариантах "Как развивать ребенка одаренным", - [ссылка-1] , "Читатель - ползунок" и во многих постах.
Всё равно, надо поздравить родителей и надо радоваться: методика обучения по буквам - занимает своё должное место, и, со временем, оттеснит несправедливо навязываемую ошибочную методику обучения запоминанием слов по - Доману :) которая ведёт к большим затратам и потерям времени.
2011-08-01, Друг и товарищ
Если в методике Полякова и есть буквы (а в какой русской методике их нет? даже в моей есть), то это никак не означает, что Поляков обязан упоминать всех прочих авторов, сочинявших на эту тему, и уж тем более не обязан давать ссылки на ваши книжки.

"Желание обучать без чтения - путь к сумасшествию" (Конфуций). Конфуций конечно же говорил про обучение взрослых, а не грудничков.

Евреи обучают читать не ранее четырех лет. До четырех взрослые сами читают детям книжки, и обучением чтению, в отличие от вас, это не называют. При этом евреи начинают обучение чтению именно складовым методом, так как каждая еврейская буква представляет собой сразу целый склад, а не отдельную фонему.

"иудаизм требует начать воспитание детей ещё до их рождения" (Исраэль Бен Шимон, с. 163) - речь идет о воспитании детей, а не об обучении чтению.
2011-08-02, Лев Штернберг
Статья и впрямь хорошая. Но Друг и Товарищ в своих комментариях, как всегда, обязательно где-нибудь соврет. Методика С.Полякова не имеет к побуквенному чтению никакого отношения, потому что в ее основе лежит чтение складовое. Именно этим методика С.Полякова и хороша. А Друг и Товарищ вновь использует чужие статьи для рекламы своей собственной неработающей побуквенной методики и дурной идеи обучать чтению с самого рождения.
2011-08-02, Лев Штернберг
Очевидно, что обучение чтению по складам и целыми словами - это отстой. По методике Тюленева малыши ещё с 1988 года уже в возрасте 1 читают, в 1 - 2-года начинают печатать.
Раннее развитие ребенка по системе П.В. Тюленева включает методику «Печатать – раньше, чем ходить». На видео ребенок в возрасте 1 год печатает на ноутбуке: [ссылка-1]
2016-05-25, Vetropa
Раннее развитие детей уже с 1988 года дает замечательные результаты.
Вот тут ребенка в 2 года по системе Тюленева научили печатать буквы и слова на компьютере: [ссылка-1]
2016-05-25, Vetropa
Милые бранятся, только тешатся. Не хочу мешать. Автор
2011-10-16, Сергей Поляков
Поделитесь:

01.08.2011
Обновлено 21.10.2020
Реклама
Статья дня
Второй подбородок. Что делать?
Второй подбородок. Что делать?
Причины второго подбородка – и как избавиться
Близкие по теме статьи
Как правильно и быстро научить ребенка читать
Как правильно и быстро научить ребенка читать
Ребенку 5 лет. Как научить читать по слогам
Как учить ребенка читать: 4 основных метода обучения чтению
Как учить ребенка читать: 4 основных метода обучения чтению
Вы впервые сталкиваетесь с необходимостью выбора методики для обучения чтению?
Как научить ребенка читать? Система Монтессори
Как научить ребенка читать? Система Монтессори
Чтение и письмо в методике Монтессори: карточки с буквами и словами
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!