Новые принципы воспитания

Существует множество мифов о том, что является наказанием, а что есть поощрение. Родители часто ошибочно используют разнообразные способы наказания или поощрения, которые оказывают равно противоположный эффект.

Давайте рассмотрим эти мифы поподробнее.

"Потенциал" ребенка

Самый общий пример – когда указывается на потенциал ребенка. У родителей может существовать привычка говорить в различных ситуациях:

  • Почему ты не используешь свои потенциальные возможности?
  • Ты можешь это сделать, если только будешь работать!
  • "Четверка" вполне хорошая оценка, но если ты будешь работать чуть-чуть больше, то ты сможешь добиться "пятерки".

Эти и подобные комментарии одинаково снижают уверенность ребенка в своих силах. На самом деле они выражают только то, что ребенок не достигает того, что ему следовало бы достичь, что он увиливает от работы и этим разочаровывает родителей.

Награда за успех, наказание за неудачу

Еще один миф, что ободрением служит награждение за достижения и наказание за неудачу. По всей видимости, мы живем в обществе, где это заблуждение очень распространено. Часто родители и учителя считают, что ошибки детей должны быть определенным образом исправлены для предотвращения их дальнейшего повторения. Если ожидать от ребенка только успеха, то в конце концов окажется, что ребенок не умеет справляться с неудачами. Даже маленькие неудачи ввергают его в отчаяние и у него опускаются руки. За успех стоит хвалить, а за неудачу не надо ругать и не надо исправлять каждую неудачу. Спокойно относитесь к неудачам вашего ребенка, их еще много будет в его жизни.

Поощрение соревновательности

Наличие соревнования в областях, в которых оно совершенно излишне, – это почти бич нашего общества. Практически любой человек может вспомнить, как в детстве ему ставили в пример кого-то. Однако в человеческих отношениях соревновательность почти сразу превращается в соперничество. Где соперничество, там злость, досада, неустойчивая самооценка. Вспомните, как вы относились к тому ребёнку, которого вам ставили в пример родители. Этим, кстати, объясняется тот факт, что часто в современных школах дети не любят отличников. Очень метко, на мой взгляд, выразилась на эту тему одна девочка, заявив: "Я просто не могу хорошо учиться, тогда все в моём классе решат, что я – полный отстой". Соревновательность – неотъемлемая часть множества семей и образовательных учреждений, основа стремления к достижениям. И хотя успешность семьи скорее зависит от сотрудничества, а не от соревнования, многие семьи продолжают придерживаться именно этого принципа. Следовательно, непродуктивно поощрять соревновательность в семье.

Похвала вместо поощрения

Многие взрослые не видят разницы между похвалой и поощрением. Хотя разница между ними существует, и немалая. Похвала в нашем обществе в основном направлена на человека, что-то совершившего: "Ты такой молодец – сумел закончить четверть на одни пятерки". Такие утверждения влекут за собой вывод: "Буду ли я по-прежнему "хорошим", если мне не удастся получить одни пятерки?" Или, возможно, более тонкий намек: "Для того, чтобы быть одобренным, мне придется быть совершенным". Более уместен комментарий, высказанный в таком сообщении: "Это просто замечательный табель, ты должен быть по-настоящему рад". Или же, в случае табеля с плохими оценками: "Что ты думаешь по поводу своих оценок? Ты хочешь об этом поговорить? Могу ли я чем-нибудь помочь?" Основной принцип заключается в поощрении действия, усилия и в одобрении и поддержке любого результата.


Часто родители, стремясь подбодрить своего ребенка, неправильно используют похвалу. Они могут похвалить ребенка тогда, когда и результат, и усилия незначительны или неудовлетворительны. Обычно ребенок понимает такую неискренность и еще больше укрепляется в чувстве своей неполноценности.

Слова, которые укрепляют в ребенке уверенность в своих силах

  • Ты хорошо делаешь. Следует поощрять детей тогда, когда они этого не ожидают. Выделяйте какое-то полезное действие, совершенное ребенком или участие ребенка в чем-то полезном.
  • Ты определенно стал лучше учиться (поддержание порядка в своей комнате, спортивные достижения...). Обычно дети очень стараются, если могут увидеть какие-то улучшения.
  • Мы любим тебя, но нам не нравится то, что ты делаешь. Ребенок никогда не должен думать, что его не любят родители, даже если он совершил ошибку или повел себя плохо.
  • Ты можешь мне помочь... ты мне помогаешь... Дети хотят быть полезными, но иногда мы не даем им такой возможности.
  • Давай попытаемся вместе. Дети, считающие, что они должны все делать идеально, часто боятся попробовать что-то новое из-за страха совершить ошибку.
  • Итак, ты совершил ошибку! И что ты из этого извлек? С тем, что произошло, уже ничего не поделаешь, но человек всегда может чему-то научиться на своих ошибках.
  • Продолжай попытки. Не сдавайся. Это может помочь детям, которые готовы сдаться, когда они не добились успеха.
  • Я думаю, ты сможешь выправить положение дел, но если тебе понадобится моя помощь, я всегда готов это сделать. Взрослым нужно выразить уверенность в том, что дети в состоянии решить свои проблемы, если им предоставить такую возможность.
  • Я понимаю, что ты чувствуешь (не с сочувствием, а с сопереживанием), но я уверен, что ты с этим справишься. Здесь снова выражается уверенность, что ребенок может справиться со своими проблемами.
  • Я заметил, как упорно ты над этим трудился. Я по-настоящему восхищаюсь твоим упорством и способностью не сдаваться. Дети испытывают удовлетворение, когда их усилия замечены.

Слова, снижающие уверенность в своих силах

  • Ты мог бы сделать лучше.
  • Давай я покажу тебе как делать.
  • Если это могут сделать дети младше тебя, то сможешь и ты.
  • Не испачкайся.
  • Будь внимателен.
  • Я уже говорил тебе тысячу раз.
  • Когда ты станешь ответственным?
  • Если бы ты только прислушался ко мне...
  • Почему ты не используешь свои потенциальные возможности?
  • Ты можешь это сделать, если только будешь работать.
  • "Четверка" вполне хорошая оценка, но если ты будешь работать чуть-чуть больше, то ты сможешь добиться "пятерки"
  • Ты такой молодец – сумел закончить четверть на одни пятерки.
  • Я в твои годы учился на одни пятерки.
  • А вот твой сосед делает это лучше.
  • Твой брат учился лучше.
  • Если бы ты постарался, то тоже смог бы учиться (стать таким общительным, спортивным... и проч.), как твоя сестра.
  • Ты совершил ошибку? Ничего страшного. Это вполне хороший результат для тебя...

Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания.

Инна Хамитова
Статья предоставлена интернет-порталом "Психологический навигатор"
www.psynavigator.ru
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Что будет, если перестать есть сахар
10 болезней, которые отступят, если отказаться от сладкого
Оставить комментарий к статье "Новые принципы воспитания "

Вы не авторизованы.

Да уж, все эти психолухические опусы так и подзуживают на неполиткорректные замечания. В чём же разница между похвалой и поощрением? В русском языке похвала носит характер только словесный, а поощрение ещё и некий материальный эквивалент: конфетка, денежка, доп. отпуск и пр. Поошрять действие можно и словом (хвалить)и разного рода ответным действием. Я согласна со scater, что это плохой перевод, но и оригинал, думаю, недалеко ушёл. Психология до сих пор не существует как наука. Нет таких наук, которые бы меняли свои основные постулаты на противоположные каждые 10-20 лет в погоне за мировой модой. Психология - это грандиозный шарлатанский проект в масштабах планеты, мыльный пузырь, на который подсели "цивилизованные страны". Если бы автор имел хотя бы в малейшей степени научный подход к теме, он бы не стал давать одни приёмы ыоспитания для детей с разной психической организацией. Кто-то хиреет в среде постоянного сопернечества, кто-то без него (выдающиеся политики, спортсмены и т.д.)В общем , нашего человека голыми ногами не воспитаешь.
2008-06-03, Ольга
Да, мне тоже навеяло про Штаты, с их печальным опытом non-frustration..
По поводу сравнений с другими детьми в общем-то согласна, но зачем лишать ребёнка мотивации? Что плохого в том, что дитя будет знать - есть куда стремиться? Попробовала бы автор воспитать на таком подходе чемпиона по прыжкам с шестом.. -Ой, метр десять! Молодец!! Продолжай попытки!! А то что мировой рекорд #м, мы говорить не будем, а то еще снизится уверенность в силах;)
И вообще, подавляющее большинство статей по прихологии-воспитанию это переливание из пустого в порожнее, имхо!
2007-06-30, Angel_ina
вроде бы и тема интересная и идеи ничего (правда старые-старые)... только вот написано все как-то коряво, очень тяжело читать. Складывается впечатление, что более удачные в плане стиля и примеров статьи пересказали своими словами.
Например, на тему "как хвалить" и как не надо хвалить есть замечательная глава в книге Леви "Нестандартный ребенок"...
2007-06-28, мама98
Это перевод американского текста? Особенно характерно их знаменитое: "Ты хочешь об этом поговорить?". У наших психологов отсутствуют свои разработки, опирающиеся на нормальную русскую речь.
2007-06-30, rk3aql
Сумбур и кучка мыслей :) Про "не надо исправлять неудачи" потому что "их еще много будет" вообще понравилось - по этой логике, и посуду можно не мыть - все равно испачкается :)))))
2007-06-28, ленУля
и где принципы-то?набор спорных фраз,высказанных безапелляционным тоном.воспитательной стратегии нет вообще,тактика сомнительна,да и стиль....
2007-06-28, Гэллор
Я люблю статьи, когда ясно написано, что нужно делать. А когда в перемежку - что нужно и что не нужно - лично меня это только запутывает.
2007-07-01, Катюлька
Поделитесь:

28.06.2007
Обновлено 16.11.2015
Реклама
Статья дня
Что будет, если перестать есть сахар
Что будет, если перестать есть сахар
10 болезней, которые отступят, если отказаться от сладкого
Близкие по теме статьи
Похвалите меня! Как перестать зависеть от одобрения окружающих
Похвалите меня! Как перестать зависеть от одобрения окружающих
Повышаем самооценку и учимся справляться с неодобрением
Что нельзя говорить для повышения самооценки: 3 вида фраз
Что нельзя говорить для повышения самооценки: 3 вида фраз
Как повысить самооценку ребенка? Высокая или низкая самооценка: от чего зависит
Контроль над ребенком: польза или вред? Чем опасны похвала и критика
Контроль над ребенком: польза или вред? Чем опасны похвала и критика
Как вырастить перфекциониста. Участие родителей в жизни детей: сколько?
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!