Следить за своей речью родителям бывает непросто, но это стоит делать ради будущего ребенка. Категоричными высказываниями, которые то и дело срываются с языка, очень легко понизить самооценку ребенка, а вот поднять ее будет трудно. Если вы не хотите вырастить неудачника, учитесь заменять следующие 9 фраз на альтернативные высказывания.

Как поднять самооценку ребенка

Почему мы решили подробно поговорить о том, какой эффект оказывают слова, которые мы говорим детям? Потому что слова имеют большую власть. С одной стороны, они отражают чувства, настроения, привычки и образ мысли того, кто их произносит... С другой — они обладают властью программировать нейроны того, к кому они обращены. День за днем слова закрепляются в сознании, пока не впитаются в него и не начнут использоваться автоматически.

В первом столбике вы видите фразы, которые часто говорим мы, взрослые. Во втором — описание того, как эти фразы действуют на ребенка. В третьем находится противоядие, замена фразам, которые ранят и негативно влияют на него.


Ядовитая фраза Эффект Противоядие
"Ты же вроде бы не дурак, так зачем тебе понадобилось делать такую глупость?" Если ты считаешь, что я делаю глупости, значит, я дурак... Я тупой и ни на что не гожусь "Тебе нужна помощь? Как нам исправить ситуацию?", "Что-то пошло не так? Что ты хотел сделать? Тебе помочь?"
"Ты что, тупой?!" Ой! Я думал, что я умный... Но если ты так говоришь, то у меня появляются сомнения... Как унизительно... Как грустно... Я тебя разочаровал... Значит, со мной что-то не так, и я действительно тупой Никто не тупой. Что вообще означает для вас это слово? Прежде чем что-то делать, попробуйте понять, что именно в вашем ребенке так вывело вас из себя, что вы не смогли сдержаться и назвали его тупым (хоть и не считаете его таким на самом деле, уж мы в этом уверены).
"Я знаю, что ты сказал / сделал это не специально", "Что тебе неясно? Чего ты не понял?", "Хочешь, я повторю?"
Лучше поставить под вопрос свою способность ясно выразиться, чем умственные способности ребенка. Помогите ему справиться со сложностью, вместо того чтобы осуждать
"Сейчас же прекрати!" Да что я такого сделал?! Почему ты не пытаешься меня понять?..
Или: Я хотел немного внимания...
Или: Я не специально...
Понаблюдайте за происходящим. Задумайтесь, что побуждает ребенка вести себя определенным образом. Совладайте с собой.
"Ты не хочешь? Что мы будем делать?", "Наверное, сестра очень тебя рассердила, раз ты так сильно дернул ее за волосы! Иди сюда, расскажи, что произошло..."
"Да что ты вообще в этом понимаешь?!" Что-то понимаю... По-своему, но понимаю... Но, конечно, если ты мне такое говоришь, значит, я действительно ничего не понимаю...
(Не забывайте, что для ребенка ваши слова — святая истина. Дети не воспринимают метафор, и, если вы назвали ребенка дураком, он будет думать о себе именно так, потому что это говорите вы — его авторитет, точка отсчета и источник любви.)
Дайте ребенку выговориться. Не осуждайте и не комментируйте его слов. Он — ребенок и никогда не скажет и не сделает ничего глупого. Спуститесь с пьедестала (вы-то сами тоже не совершенство!) и посмотрите, каких усилий стоит ребенку расти и выражать свои мысли, не позволяя заткнуть себе рот.
"Говори, милый, я тебя слушаю", "Расскажи, что ты думаешь", "А, понятно! Значит, ты считаешь, что..." (и не думайте, что он говорит глупости, — ребенок это чувствует). Относитесь серьезно к каждому его слову
"Спорим, ничего у тебя не получится?" Отличное начало... Если так говорит человек, который должен вселять в меня уверенность... Ты не веришь в меня, а значит, я ничего не стою и ни на что не способен... Я согласен с тобой. У меня ничего не получится А почему это вдруг у него должно ничего не получиться?
"Попробуй", "Попробуй еще разок... Спокойно... Наверняка получится", "Гм... Как по-твоему, что пошло не так? Что надо сделать, чтобы все получилось?"
"Какой кошмар!" Я просто играл! Это не кошмар! Это творчество!
Или: Какой стыд!.. Какое унижение! А я-то думал... Мне было так весело!.. Я тебя разочаровал?! Нельзя пробовать новое, это плохо. Ошибаться плохо, и "кошмар" — тоже плохо
Вы правда считаете, что это кошмар? Кошмар — это атомная бомба, дети, работающие в шахтах в Боливии, непонимание и инфантилизм взрослых, но уж никак не разбросанные по полу фломастеры, разбитый стакан, пролитая вода, рисунок, перепачканные одежда и волосы и так далее.
"Как бы нам теперь все убрать?", "Как нам все поправить?", "Ты повеселился? Иди сюда, я дам тебе во что переодеться", "Ничего себе, сколько фломастеров! Собирай / давай собирать вместе!", "Тебе нравится разливать водичку? На столе это делать не стоит! Иди сюда, я дам тебе тазик и пластиковые стаканчики"
"Ладно, хватит... Я сама все сделаю, так быстрее" Ой... Я слишком медленный... Я ни на что не гожусь... Из-за меня все теряют время... "Попробуй... Попробуй еще разок... Не волнуйся. Я подожду". Если вы спешите — найдите время или начинайте все делать заранее. Организованность и хороший временной запас — это первое, чем должен владеть каждый родитель. Часто такие ситуации происходят, когда времени действительно нет. Уверяем вас — несколько минут, потраченных на то, чтобы проявить уважение к темпам ребенка, не приведут к сильному опозданию, к тому же вы наверняка сможете наверстать их. "Пока ты занят, я запущу стирку. Если понадоблюсь — зови"
"Ты ни на что не годишься!" Правда?.. Я думал иначе... Но раз уж ты так говоришь... Я ни на что не гожусь Откуда у вас эта предвзятость? Возможно, ребенку просто нужна ваша помощь.
"Как тебе кажется, почему у тебя не получается?", "Тебе сложно?", "Попробуй... Попробуй еще раз"
"Нет! Стоп! Так не делается!.. И кто тебя этому учил?! Давай сюда... Вот так это надо делать, понятно?!" (раздраженным и осуждающим тоном) Я просто хотел попробовать... У меня почти получилось... Я хотел понять... Подожди!.. Я хотел попробовать еще разок... Ну ладно... Наверное, надо быть быстрее и ловчее, а я пока так не могу... Позвольте ребенку как можно больше экспериментировать самостоятельно. Если вы хотите поправить его, потому что он делает что-то опасное, — присоединитесь к нему и сделайте все вместе или расскажите ему о возможных последствиях его действий — без окриков и запугивания