Нескучная Финляндия и самый север Европы

Полезность: 4,2 из 5 Интересность: 4 из 5 (6 оценок)

Кто сказал, что в Финляндии скучно? А если махнуть из Хельсинки через всю страну в Лапландию и дальше в Норвегию до самой северной точки Европы? И при этом взять с собой годовалую дочурку? А?

Нам скучать было некогда. На весь отпуск у нас было всего 20 дней. Пять из них мы отдыхали в семейном лагере, набираясь сил перед дальней поездкой.

Цель нашего путешествия была достичь самой северной точки Европы - Нордкаппа и обязательно посетить ущелье Хелветинярви и аметистовый рудник в Луосто, а также сфоткаться у водопада с перепадом воды, как обещает путеводитель, аж 13,5 метров.

Итак:

14.07. Хельсинки - Валкеакоски. 150 км до лагеря. Жара, купанье, волейбол и 6-тиразовое питание.

19.07. Стартовали из Сяяксмяки, посетив местные достопримечательности - церковь и Linnavuori - первобытный крепостной вал, обильно поросший черникой. Далее наш путь лежал на дорогу № 66, богатую на достопримечательности.

Коркеакоски - действительно приятный водопадик с прогулочной тропой вокруг, которая заканчивается в музее обуви и магазине кожаной одежды местного производства.

Отдых в Финляндии

Руовеси - музей под открытым небом, содержащий 23 постройки с утварью. Как мы потом поняли, подобный музей есть в каждом уважающем себя городке.

Напились радоновой водички из источника Рунеберга. (Надо сразу заметить, что каждые 100 км, если не чаще нас поджидало очередное памятное место или Рунеберга (местного поэта) или Леннрота (собирателя Калевалы)).

Дальше нас ждет Чертово ущелье и одноименное озеро в одноименном парке Helvetinjarvi. Неприятность в том, что от парковки до места надо топать пешком чрез горы и болота, наслаждаясь, видимо, пейзажем. Туда мы шагали бодро, на месте почувствовали некоторую усталость, обратный путь был для меня легче, потому что дитя теперь ехало на папе. Короче, тут не говорить надо, а на фотки смотреть. Пожалели мы только, что не взяли с собой купальники - самое то было бы после дороги (и не важно, что только половина пройдена) искупаться в Чертовом озере.

Отдых в Финляндии Отдых в Финляндии

Ночевали в кемпинге Лакари, недалеко от города Виррат. Покормили местных овечек. Забыли там в холодильнике детское питание. Ну и фиг с ним! Вопрос - сколько оно там будет гнить... :-)

20.07. Вс. С утреца по дороге в Виррат полюбовались на "овраговые" озера (Torisevan rotkojarvet). В самом городе заехали в Perinnekyla - "Традиционная деревня" с домашними животными, там же музей канала, но весьма убогий, одно приятно - хоть бесплатный.

Хельсинки отдых

Затем пообедав махнули в зоопарк, дабы доставить радость детенышу. Зоопарк в Эхтяри раскинулся на очень большой площади. Мы гуляли там часа 3, глядя на животин и поедая чернику, в изобилии растущую на территории. Попали на процесс кормления медвежьей семьи. Веселые они ребята и ленивые... если кусок падает далеко, то мама с папой с места не дернутся, нехай молодежь подбирает.

Что посмотреть в Финляндии

Под вечер с трудом успели в Kivikaudenkyla в Саариярви - деревню каменного века. На осмотр был всего час, глядели все бегом. Но на следующий день отложить было нельзя, потому что понедельник там - выходной. Мы погрелись там у костра, посидели вместе с шаманом, напугавшим дочуру, и ознакомились с древними способами охоты на животных.

Ночевали в Саариярви, в чудесном кемпинге с холодильником и микроволновкой на берегу озера в сосновом лесу.

Хельсинки

21.07. Пн. До открытия парка Vesielainpuisto завернули насладиться еще одним озерцом в небольшом ущелье Julmalammit и, конечно, к нему вела очередная тропа Рунеберга. Название парка мы перевели как "Парк водных животных", и наше воображение чего только нам не рисовало, а оказалось, что это, скорее, водный парк и некоторые животные. К водным животным можно было отнести только бобра, милостиво вылезшего поближе к ограде, и гусей, жадно щипавших подсовываемые нами одуванчики. Вообще, посетив два зоопарка, мы пришли к выводу, что дитю нашему животные безумно интересны, но вот выделить она может только движущиеся объекты. Сову и орла, смирно нахохлившихся на ветках обнаружить она не смогла. На вопрос "Где птичка?" она тыкала пальцем в клетку и, вздыхая, разводила руками - мол, нету! А вот неугомонные попугаи (из зоопарка в Эхтяри) вызвали огромный восторг. Мало того, что яркие - легко видно, так еще и по клетке перед носом ползают, а некоторые даже разговаривают. На наше "Paiva!" ("Добрый день!") всегда был ответ "Terve!" ("Привет!") и наоборот. Попытка научить сказать "Привет!" по-русски пока успехом не увенчалась. Но мы еще туда приедем! Нам там понравилось. В том же Vesielainpuisto для детишек постарше есть тарзанки разных видов, можно покататься на пони, а также на четырехколесном мотоцикле. Класс! Моя попытка воспользоваться тарзанкой потерпела фиаско - мои габариты не вместились в страховку. :-) На мотоцикл и пони - тоже не прошла по весовой категории. :-(. Ну почему нет таких парков для взрослых, а может есть, только мы еще не нашли... бум надеяться, надежда умирает последней...

Упомянуть хочу о Васкикелло, куда мы завернули залить бензинчику. Классная такая бензоколоночка, вся в колокольчиках больших и маленьких, внутри и снаружи. Во все можно звонить. И пока мы фоткались у клумбы, в центре которой возвышалась башенка с колокольчиками, она вдруг как начала звонить сама! Обойдя ее вокруг мы прочитали по-фински, что музыку, оказывается, можно заказать с мобильного телефона. В арсенале, кажется, 5 мелодий, и стоит это удовольствие меньше 1 евро.

Далее на карте мы узрели звездочку, обозначающую географический центр Финляндии. Ну не могли мы не заехать. А там еще и документ можно получить, свидетельствующий о том, что такой-то товарищ в такой-то день побывал в том славном месте.

Ночевать мы решили в кемпинге в Оулу. Могу сказать, что нам там не понравилось сразу: народу, как грязи, в основном, правда, немцы. Нет ни холодильника, ни микроволновки (почему мы об этом так печемся - потому что дитя по утрам и вечерам пьет молоко и лопает кашу, растворимую в горячем молоке, а посуды, чтоб греть молоко на плите, мы с собой как-то не предусмотрели). До пляжа далеко и купаться мы даже не пошли.

Хельсинки отзыв

22.07. Вт.Сегодня по плану у нас много водопадов - ну больная я до них, ну что ж со мной поделаешь. Но сначала - Кеми, музей драгоценных камней. Ну очень интересно. Бродила я там часа два, изучая различные булыжники. Мне даже дали путеводитель, где часть информации переведена на русский язык. Многое, правда, пришлось узнавать из англоязычных и финских надписей. Но ничего, зато мой словарный запас обоих языков пополнился названиями камней. (На фотографии: гигантский конгломерат аметистов, обнаруженный в Бразилии среди вулканической лавы, остывшей, ясное дело. То что он не маленький можно поверить, сравнив со ступеньками на заднем плане). Там же на втором этаже есть интересная экспозиция, посвященная знаменитым алмазам мира - с их копиями и историями.

Заехали на еще одну местную достопримечательность - ледокол Sampo, зимой возящий народ отдыхать во льдах, а летом функционирующий как ресторан и музей. Кормежка там, надо сказать средней паршивости, но дитя пюре с фрикадельками уминало за обе щеки, не забывая заплевывать все вокруг себя.

Торнио - пограничный город со Швецией.

Отдых в Финляндии

Ура, вот он, долгожданный мой водопад!!!! :-) Оказывается, что вышеупомянутый обалденный перепад высот в 13,5 метров тщательно размазан природой аж на 3,5 километра. Вот такой облом! Все увиденные нами в этот день водопады - Kukkolankoski, Matkakoski, Katilakoski, Aijakoski, я бы, скорее, назвала просто порогами. Примечательно только, что все они находятся на одной реке, протекающей вдоль финско-шведской границы. И над деревушками по обе стороны реки в обязательном порядке гордо реют государственные флаги! : А речка приятная, вот по ней бы сплавиться на плотах или байдарках!

Поездка в финляндию

Йоуксенки - вот мы и на полярном круге, о чем мы не забыли, ясное дело, получить сертификат :-) Дальше мелькали за окном мало примечательные Pello, Kolari, Muonio. Ну вот, теперь быстрей вперед к норвежской границе. Ночуем в последнем кемпинге на финской территории. Это оказался небольшой, обозначенный не на всех картах, кемпинг в Энонтекиё. Вот теперь-то мы познакомились с лапландским rakka-сезоном (это время года, когда жалящих насекомых максимальное количество). Мама дорогая! Из машины не выйти, вокруг тучами летают. Наш папа по быстрому сгонял в ресепшн и прибарахлился там антикомариным средством, на которое мошкара благополучно чхать хотела. Нам пришлось вентиляционные отверстия в палатке закрыть ребенкиными марлевыми подгузниками, прикрепив их прищепками. Вот оно, инженерно-техническое образование :-(, а также моя предусмотрительность и находчивость (сам себя не похвалишь - а кто еще это сделает?)! Но зато нас почти не зажрали, обошлись только несколькими укусами папы, пока он, пританцовывая, ставил палатку.

Что делать в финляндии

23.07. Ср. Ну вот, мы и в Норвегии. Карликовая растительность приграничной полосы сменилась обалденно красивыми горами. Ну нет слов, как чудесно - горы, реки, каньоны, и НОРМАЛЬНЫЕ водопады, до которых, однако, далековато от трассы. Надо заметить, что дорогу мы выбрали абсолютно случайно. Вот так, без длительных остановок, совершая фотовылазки у видов, оставивших в моей душе незабываемый след, мы доехали до города Альта. Какой там вид на залив!!! Заехали в Инфо, взяли карту Финнмарка - норвежской провинции, по которой нам предстояло ехать, долго искали место поесть - у них в Норвегии даже китайцы начинают кормить только после 13, а дитя уже в 12 по-фински орет от голода. В итоге, не имея возможности ждать 2 часа, мы заехали в банк, обменяли тугрики и - в магазин, где затарились йогуртом, который затолкали в Алиску, слопали сами и поехали все дальше на Север.

Лапландия отдых

Надо сказать, что в Норвегии очень много голосующих вдоль трасс. На картах даже помечены отрезки пути, где это делать рекомендуется. Один престарелый хайкер нам попался 3 раза в разных местах, пока мы гоняли по городу в поисках инфо и еды. Мы решили, что если встретим его еще 5 раз, тогда точно возьмем, подвинув одно из детских сидений (у нас их было 2 - одно, чтоб спать, а второе, следующего размера, с только сидячим положением, как оказалось, дочка до него еще не доросла).

А какие наглые там олени! Скачут себе по дороге перед автомобилем и хоть бы что! Остановились, чтоб с ними сфоткаться. Тут они и бросились врассыпную. Вот он наш суперметод - как прогнать оленей с трассы! Дорога, опять-таки ну очень восхитительная. Мы планировали проезжать в час не меньше 100-120 км, но постоянное петляние дороги и олени всячески препятствовали нашим планам. Нет, ну вы видели, чтоб олени от жары прятались в туннелях? Туннели ведь специально для этого строят. :-).

Лапландия отзыв

Самый большой из них, длиной почти 7 км, вел под водой на остров. Когда его проехали, обнаружилось, что халявы тут нет, за удовольствие надо платить и ни много, ни мало, а цельных 30 евро. (140 NOK машина с водителем и 46 NOK пассажир, хорошо хоть дитя еще не доросло до оплачиваемого возраста). Более того, кассир нас обрадовала, что на обратной дорого платить придется еще разок. Я плевалась полдороги до Нордкаппа. И каково же было мое изумление и недоумение, когда на въезде в город снова шлагбаум, касса и снова просят скинуться. Взрослый - 185 NOK, хорошо хоть с меня, студентки, взяли по облегченному тарифу - всего (!) сотню. Детеныш малой - до двух лет нигде не считают. Оказалось, что это вовсе не город (я по серости своей этого не знала), а музейный комплекс на краю света. Рабочее время у него мы оценили - с 7 утра до 2 ночи - дабы все желающие могли полюбоваться незаходящим солнышком. Мы добросовестно обошли все пункты, указанные на картах, которые нам выдали вместе с чеком об оплате. Оценили панорамный видеофильм, показывающий окрестности с разных точек: с борта самолета, корабля, под водой в разное время суток и в разное время года.

Что посмотерть в финляндии

Раз уж мы так много заплатили за билет, то на кемпинге решили сэкономить, разбивать палатку разрешается на всей территории музея. Единственный недостаток - отсутствие душа. Но туалет, работающий с 7 утра до 2 ночи, нас устроил. Вместо душа был ночной дождь, заливший 30 автобусов и штук 50 караванов туристов. Место для палатки нашли подальше от стоянки и двух группировок по 3 палатки, чтоб, положив дитя спать, можно было слинять в ресторан и никто бы это не заметил (практически во всей Европе и Америке нельзя детей до 12 лет оставлять одних - уголовно наказуемое преступление). На ужин мы взяли шведский стол, который облегчил кредитную карточку на 25 евро с носа, причем не включая алкоголь. Мы заняли местечко с видом на северное полночное незаходящее солнце и 2 часа (больше не влезало) потребляли разные вкусности (мидии оказались гадостью, рыбу норвежцы готовить умеют, особенно красную, а особенно по душе мне пришлись оленья ветчина и ягодное желе. Ням!) Поутру оказалось, что таких же как мы умников, сэкономивших на кемпинге (они там в 1,5-2 раза дороже финских) было более 20. И наша палатка стояла в самом центре. Надо сказать, что место для палаток там отличное. Камешки покрыты скудным налетом землицы, на которой растет обалденный мох, пружинящий под вашими костями как суперэргономичный матрас.

Хельсинки отдых

24.07. Чт. Ну вот, цель поездки осуществлена - на самой северной точке Европы мы побывали. Теперь дорога обратная. Утро началось с дождя, который испортил нам все запланированные съемки пейзажей. Но мы все равно сделали серию кадров "в серых тонах".

Не в тему: Норвегия страна нефтяная, но что ж бензин-то такой дорогой?..

Вот мы и снова в Лапландии. Саамский музей в Инари - стоящая вещь. Провели в нем 3 часа, но этого было мало - экспозиция вроде небольшая, но насыщенная: и деревянные строения в парке под открытым небом, и стенды, посвященные всему тому, чего полно в Лапландии - снегу, ягодам, жалящим насекомым, животным, местным ремеслам и т.д.

По дороге в кемпинг заехали поглядеть на Karhunpesakivi - камень-Медвежья берлога. Супер! Снаружи огромный валун, а внутри обширная пещера, со специально положенной тетрадочкой для надписей типа "здесь был Вася".

Куда поехать из Финляндии

25.07. Пт. День небольших переездов, с длительными музейными экскурсиями. Первые полдня провели в Kultamuseo - музее золотодобычи в Танкаваара. Желающие могут там намыть себе золотишка все лишь за 3.5 евро в час, а кому мало, то 10 евро стоит дневной билет. Мы не желали, так как золота там в одном кубометре всего лишь 0.2 г - уместится на ногте мизинца. А сидеть под палящим солнцем, по колено в воде, в резиновых сапогах - кайф, на наш взгляд, невелик.

Вторые полдня - Аметистовый рудник (обязательная часть нашей программы). От парковки до рудника минут 40 пешком. Для ленивых два раза в день ходит автобус, но те кто любит пешеходные прогулки имеют возможность проверить эрудицию, отвечая на вопросы, развешенные на столбах. Экскурсия рассчитана на час. Примерно 30 минут мы под прохладительные напитки, выданные на халяву, слушали экскурсовода и еще минут 50 азартно копали себе аметисты. Алиска отрывалась от души, она обожает в камешках ковыряться. А когда она увидела ведро для отмывания камней, то счастья ее не было предела. Облив с ног до головы девушку-экскурсовода, которая взялась за ней присматривать, дочурка наша все-таки умудрилась нырнуть в это ведро с грязной водой. Благо там было неглубоко. Один из найденных камней можно было унести с собой. Самым тяжелым был выбор - какой именно. Так как, будучи лично выковырянными из горы песка и камня, отмытыми в ведре, они были все безумно дороги сердцу.

Народу было немного - всего 2 семьи, и у каждой свой экскурсовод, так как мы предпочли экскурсию на английском, а вторая семья была финская.

К сожалению, фотоаппарат мы оставили в машине 9, так что придется съездить туда еще разок. Чуть не забыла - в промежутке между этими двумя мероприятиями мы посетили церковь с мумиями в подвале - как обещал путеводитель - можно попросить у свидетелей факел и поглядеть на них. Мое буйное воображение тут же нарисовало мрачное подземелье, по которому нам предстоит долго ходить при отблеске факелов и под угрозой падения какой-нибудь мумии на голову. Все оказалось гораздо более прозаично. На пожелание поглядеть мумий, девушка-служительница выудила из кармана малюсенький, размером с указательный палец фонарик, и сделала приглашающий жест рукой. Дойдя до середины церкви посветила между деревянными половицами, и действительно, в увиденном без проблем угадывались очертания мумифицированного человеческого тела. Вот так. Заночевали мы в Пюхятунтури.

Что посмотреть в Финляндии

26.07. Сб. По утрянке съездили поглядеть на пятиглавую вершину на горнолыжном подъемнике. Повстречали наверху экскурсию на мотоциклах. (Вот бы нам так же, но ничего, дитя подрастет, скатаемся). Хотели насладиться видом мореной гряды Пункахарью, но обломались, потому что разразился бурный ливень, и мы рванули дальше - в городок Посио - ателье Пентик и музей кофейных чашек. Палатку установили в кемпинге Kylmaloma.

27.07. Вс. Кемпинг - просто супер! Отличная игровая комната, где даже для мамы нашлась головоломка, что не 10 секунд, и даже минут, решается. А на завтрак - верх мечтаний - шведский стол за 3 евро, после которого мы с трудом дотащили наши животы до машины. :-)

Кемпинг

В первой половине дня гуляли по Каяани. Осмотрели музей с экспозицией про добычу смолы, шлюз и развалины средневекового замка. Согласно путеводителю, по воскресеньям демонстрируют как в былые времена перевозили смолу по вышеупомянутому шлюзу. Но вот незадача - нынче это делают по субботам в 11 утра. К вечеру добрались до Нурмеса. Поужинали в Бомбатало национальной карельской пищей. Муж - национальным карельским шведским столом :, а я скромненько так супчиком из оленины с лисичками. Детеныша по малости лет было разрешено покормить со шведского стола на халяву. Ночевка на этот раз была в Юука.

Норвегия, что посмотреть

28.07. Пн. С утра пытались попасть в Myllymuseo - музей-мельница. Сначала долго искали, пока один местный житель лет 75 не захотел показать нам дорогу - он поехал на велосипеде перед нашей машиной, постоянно вертел головой и "делал вид, что не торопился". Но вот досада, оказалось, что и этот музей по понедельникам не работает, о чем нам сообщили девушка и парнишка, вылезшие из здания музея. Спросили, что мы хотели бы посмотреть, мы долго объясняли, сначала по-фински девочке, потом, по-английски - мальчику. Они долго пытались понять, а когда поняли, пожали плечами и предложили придти на следующий день. А мы-то, наивные, надеялись, что они откроют мельницу специально для нас.... Но дальше день сложился неплохо. Мы доехали до Оутокумпу, где посетили рудник Vanhakaivos.

Узнали много нового и интересного о добыче различных металлов, померзли в настоящем туннеле, проходящем по месторождению, забрались на вышку, пока лезли - согрелись, прошлись по музею, посвященному все той же теме, и выставке абстрактного искусства. Выход из музейного комплекса очень разумно сделан через ресторан. Самое то - подкрепиться, после тяжелого познавательного дня.

Финляндия, отзыв

На сытый желудок покатили в Йоэнсуу, в ботанический сад, где путеводитель обещал живых бабочек субтропического пояса. Как нам там понравилось!!! Алиска вообще от бабочек уходить не хотела! Они садились к нам на руки! Еще мы наблюдали, как вылезает из кокона бабочка, у которой крылья размером с ладони! Пообщались с очередным говорящим попугаем, и пополнили запас знаний в области биологии. Вот вы, например, знаете, что, кроме обычного, есть еще земляничный шпинат?! Можно поглядеть на фотке как он выглядит. Съемка непрофессиональная, конечно, но выглядел, уж поверьте, он очень аппетитно. Оторвать ягодку попробовать совесть как-то не позволила. О чем до сих пор сокрушаюсь.

Кемпинг в Финлянии

29.07. Вт. До дома, в общем, уже недалеко, теперь спешить некуда, поэтому мы расслабились. Неспешно собирались, дали дитяте вволю набарахтаться в пруду. Наполнили на дорожку стаканчик земляникой и покатили в Савонлинну. На редкость повезло - в крепости праздновали день Святого Олафа. И по этому поводу (крепость называется Олавинлинна) вход был бесплатный и все экскурсоводы наряжены в средневековые костюмы из оперного реквизита. Экскурсия длилась 1 час на английском языке - на пять баллов. Убегались по их средневековым лестницам так, что, увидев ресторан на выходе, туда и завернули. Тяжело было только выползать оттуда, как, наверное, и всякому русскому со шведского стола. С трудом дотащив набитые животы до машины, поехали в Иматру познакомиться с самым большим в Финляндии водопадом, на который ездили глядеть все наши цари и другие важные лица.

Чем заняться в финляндии

Неприятность одна - Вуокса там перегорожена ГЭС, а водопад включают только раз в день - для услады туристов в 19.00, а по выходным и праздникам по спецрасписанию, с которым можно ознакомиться в Интернете. Вот это ПОТОК так ПОТОК! Здесь сплавляться уже как-то не хочется. Вода бурлит и пенится! Все это сдабривается музыкой, которую слышно, в основном, только тем, кто занял позиции на мосту. Ну а чтоб сравнить виды, надо съездить несколько раз, что, может, мы и сделаем как-нибудь... На фотках для сравнения - до запуска водопада и его максимальная мощность

Палатку разбили в кемпинге в Руоколахти, где вместо кассира была надпись - "Гости дорогие, располагайтесь, меня сегодня не будет". Но потом, видимо, тетя одумалась и подошла к нам пояснить, где что находится, а заодно и денежки взяла. Кемпингом заведует семья. Чувствуется - чисто, приятно. Берег для купания малышей великолепный - метров на 20 везде по щиколотку (максимум - до середины голени). Взрослым только не клево - дойти, чтоб воды было по пояс, у меня терпения не хватило, поскребла минут пять коленями по кореньям водорослей и, спотыкаясь о них и утопая в иле, вылезла обратно. Вариант один - брать лодку, оплывать подальше и с нее нырять.

Чем заняться в финляндии Чем заняться в финляндии
Поездка в Финляндию

30.07. Ср. С утра снова дали ребенку побарахтаться в водичке и погонять уток. Заглянули посмотреть на древние наскальные рисунки, которых по Финляндии насчитывается около 80-ти, и поехали в Лаппеенранту. На территории крепости посетили музеи Кавалерии, Южной Карелии и Художественный музей. Первый ну совсем небольшой, третий - на любителя, но заглянуть можно, а вот музей Южной Карелии - стоит того, чтобы в него зайти. В парке возле порта долго сидели - ждали обещанных кавалеристов, представляя себе, если не полк, то хотя бы дюжину. Они должны там кататься с 14 до 17. Дождались. В начале четвертого мелкой рысью проехали двое - мужчина и женщина в солдатских сапогах на дамском седле. Несколько разочарованные пошли в китайский ресторан, где оказался отличный игровой уголок. Так что дитя увлеклось и мы, в кои веки, смогли нормально поесть.

Вечер прошел в разведке окрестностей на предмет ягод и мелких достопримечательностей, отмеченных в дорожном атласе. Ничего особо стоящего внимания не обнаружили. С ночлегом немного обломались - в мотеле, помеченном на всех картах как подходящий, мест для палаток не предусмотрено. Благо, следующий был недалеко и еще через 15 мин. мы уже ставили палатку.

31.07. Чт. День последний. Сбылась мечта нашего папы - приехать домой в четверг, а не в пятницу (чтоб в пятницу выйти на работу...). По пути заскочили в Лахти в музей Радио и Телевидения. Занятно. Особенно деткам младшего и среднего школьного возраста. Можно все крутить, за релюхи и ручки подергать! В студии сняться и т.д. Всего не перечислить. Кайф!

Мы дома! На спидометре ровно 4500 км. Дитя вело себе просто суперски! В минуты душевной тоски, когда не помогали ни книжки, ни игрушки, в ход шли "затыкалочки" - ягоды, черника или земляника. Стаканчика, а то и меньше, хватало, чтобы малышка успокоилась и заснула. Надо заметить, что всю дорогу дочурка ехала на заднем сиденье ОДНА. Мы оба ехали спереди, так как по очереди рулили. По очереди - не значит поровну, соотношение 1:8, не в мою пользу, ясный пончик. Ну не было мне высочайше позволено покрутить баранку по извилистым горным дорогам Норвегии 9, по понятным причинам - получив права, я почти сразу забеременела, и почти 2 года не сидела за рулем. Зато не пострадал ни один наглый олень!

Короче, мы в восторге. Хотим еще. Чего и вам желаем.:-)

Оставить комментарий к статье "Нескучная Финляндия и самый север Европы"

Не могли бы вы точно написать название места, где зоопарк? Не могу найти по карте
2007-09-15, Kristina
Приятный отчет, с удовольствием прочитал!
2008-11-03, Тойво Койвунен

16.09.2003
Обновлено 12.03.2020
Отдых с детьми в Финляндии: День крепости в Лаппеенранте и водопад в Иматре
Выходные за границей: дороги, стоянки и штрафы, шопинг и экскурсии
Особенности национального характера, или За что скандинавы любят мороженое. Часть II
Какие же они, наши далекие и близкие северные соседи? Разные исторические судьбы определили различие характеров. Хотя начать надо все-таки со...
Один норвежский ученый уже много лет проводит эксперимент. Во время лекций, которые он читает в разных странах, просит аудиторию выполнить простое...