"Ненавижу математику!" 3 мифа о математике в школе

У ребенка проблемы с математикой. Как полюбить математику

Согласно неофициальной, но ежегодно подтверждаемой результатами ЕГЭ статистике, большая часть школьников испытывает проблемы с изучением математики. Это, пожалуй, единственный предмет школьной программы, который по-настоящему ненавидят, которого боятся, который вызывает у учеников нервные реакции. Почему так происходит? Елена Горбунова, учитель математики в математической школе "Альфа", описала три распространенных мифа, которые питают страх перед математикой.

Технари VS гуманитарии

Технари VS гуманитарии

Как-то так у нас сложилось, что с раннего детства родители пытаются понять, какой склад ума у их ребенка — математический или гуманитарный. Неудивительно, что в школьные годы любые проблемы с точными науками объясняются каким-то не тем складом ума. Ребенку не остается ничего, кроме как смириться и налегать на языки.

Конечно, подобный подход не оставляет ученику шансов полюбить математику. Начинаются прогулы, двойки, из-под палки выполненные домашние задания, невнимательность на уроках, еле-еле сданные экзамены и выбор вуза по принципу "где математика не нужна".

Правда в том, что базовый курс математики в школе может освоить любой ученик, независимо от склада ума. Конечно, кому-то предмет будет даваться быстрее и проще, но другой через тернии придет в итоге к не меньшему результату и на этом пути научится справляться с трудностями и побеждать вопреки обстоятельствам.

Мальчики VS девочки

Несмотря на то, что девушки сегодня все чаще осваивают так называемые мужские профессии, миф о "математика — для мальчиков" все еще сохраняется в наших школах и головах. С раннего детства родители говорят сыну: "Будешь отличником по математике". При этом перед дочерью задачи могут ставиться совсем иные: от установки на языки до сомнительного "мальчики работают, а девочки красивые".

Корейские ученые провели интересный эксперимент: класс разделили на две группы, в каждой были и мальчики, и девочки. Первая группа не проходила никакой предварительной подготовки, и мальчики показали результаты выше, чем девочки. Со второй группой предварительно занимался психолог, предложив детям пройти несложный тренинг по снижению тревожности, а лишь затем отправиться решать задачи. В этой группе результаты были равные: девочки справились с математическими заданиями не хуже мальчиков.

Вывод прост: математика не имеет гендерных предпочтений, а потому не стоит навязывать детям ложные установки.


Мотивация VS психологическое напряжение

Многие востребованные специальности связаны с математикой. По крайней мере, математика нужна для поступления в вуз, а часто эта дисциплина сопровождает студентов и на протяжении всего образовательного пути. Родители это понимают, учителя понимают, чиновники и работодатели тоже все понимают, и, конечно же, детям уже в начальных классах рассказывают о том, как важно изучать математику.

Нервное напряжение растет с приближением к ЕГЭ. Когда до экзаменов остается год или даже два, родители начинают привлекать репетиторов по математике, записывать ребенка на многочисленные факультативы, курсы и т.п. В результате вокруг ученика создается атмосфера тотального давления и нервного напряжения: если не решу задачу — упущу свой шанс на счастливое профессиональное будущее.

Психологи утверждают, что у некоторых учеников в сознании формируется прямая причинно-следственная связь: "математика на отлично — жизнь на отлично". В связи с этим могут случаться нервные срывы, если вдруг желаемого результата достичь не удалось. Провал на экзамене всегда переживается болезненно, однако вряд ли с каким-то еще предметом связано такое количество надежд и амбиций.

Что такое математическая тревожность

Что такое математическая тревожность

В ХХ веке появился термин "математическая тревожность". Подобное состояние связано с плохо осознаваемыми источниками опасности. Если спросить у школьника, почему он не любит математику, то четкого ответа скорее всего не последует. Эмоциональные выпады вроде "Не люблю", "Скучно", "Сложно" и т.п. в ситуации разобраться не помогут. При этом нервные реакции возникают не только в контексте "травмирующей" ситуации (урок в школе, вызов к доске, контрольная работа или экзамен), но и при столкновении с любой необходимостью оперировать цифрами.

Признаки математической тревожности у ребенка:

  • панические состояния в ситуации, когда учитель вызывает к доске, просит ответить на вопрос перед всем классом, во время контрольной или экзамена;
  • неуверенность в себе, заниженная самооценка, убежденность, что "все в классе понимают больше и лучше";
  • нежелание делать уроки (именно математику), вызванное не ленью или стремлением подольше поиграть, а страхом вновь столкнуться с неразрешимой проблемой;
  • постоянное сомнение в правильности вычислений (ребенок будет обращаться за помощью по каждому, даже самому элементарному, вопросу);
  • категорическое нежелание попробовать альтернативные методы обучения (математические игры, обучающие фильмы, лекции в интернете, онлайн-занятия и т.д.). Ребенок заранее убежден, что у него ничего не получится.

Как помочь ребенку в изучении математики?

  1. Прежде всего, не формировать у ребенка страх перед учебой. Фразы, которым мы даже не придаем значения, могут существенно повлиять на детскую психику: "Не будешь хорошо учиться, ничего не добьешься в жизни", "Мама с папой очень огорчаться, если ты не напишешь контрольную на 5", "Если бы старался (старалась), то отметка была бы выше" и т.п. Нам, взрослым, кажется, что ребенок понимает воспитательную роль подобных речей, а он в свою очередь думает, что не оправдал надежды родителей.
  2. О предмете, который вызывает трудности, нужно говорить в позитивном ключе. Да, что-то не получается, не с первого раза задача решается, но сам поиск правильного решения может быть увлекательным приключением. Не раздражайтесь, когда ребенок просит помочь с домашним заданием. Но и не решайте все за него. Лучше всего — указать на наличие ошибки либо направить на верное решение, а основную часть — поиск этого самого решения — оставить за учеником.
  3. Интересуйтесь предметом, который вызывает трудности у ребенка. Полистайте учебник, поищите в интернете альтернативную литературу: качественный научпоп действительно спасает. Например, книга Иэна Стюарта "Невероятные числа". Предлагать ее ученику 1-го класса, конечно, смысла нет, но более взрослому школьнику наверняка понравится. Не поленитесь и прочтите сами. Пробудить интерес к математике помогут книги, развивающие смекалку, логические задачи, головоломки.
  4. Не связывайте напрямую успех в учебе и ценность ребенка как личности. Не формируйте культ отметки. Контрольная работа, написанная на отлично, — это здорово, но даже если в дневнике стоит не "пять", ребенок от этого не становится менее ценным и значимым для своих родителей, для мира и для самого себя. Учите детей переживать неудачи спокойно, но при этом не сдаваться и пробовать снова и снова.
  5. Экспериментируйте с образовательными форматами. Объяснений учителя ребенок может не понимать, но это не означает, что придется ненавидеть математику до конца школьных лет. Всегда можно постараться справиться с проблемой самостоятельно: при помощи специализированных приложений, онлайн-ресурсов, частных педагогов, обучающих игр, видеороликов на ютуб и т.д.

Как учить математику: 4 лайфхака

  • Внимательно вчитываться в каждое слово или символ нового определения, правила, формулы. Задавать себе вопрос: "Почему именно оно и можно ли его заменить?" — это поможет отлично проработать новый материал самостоятельно.
  • Прописывать решение так подробно, как только возможно. Всегда все сводить к самому простому: стереометрию — к теореме Пифагора, вычисления — к "2+2".
  • Не использовать слова "очевидно", "аналогично" и т.п. А если кто-то, например учитель, использует их при объяснении, задавать уточняющие вопросы. Тому, кто действительно разбирается, не составит труда объяснить и "разжевать".
  • Проверять ответы, решив задачу, пример или уравнение принципиально другим способом. Например, уравнение можно представить функциями, нарисовать их в координатной плоскости и предположить их точки пересечения — корни уравнения.
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Ваша депрессия, возможно, не ваша
Как травмирующие события жизни влияют на следующие поколения
Галамарт представляет стильные школьные коллекции
Где купить школьный рюкзак, мешок для сменки и пенал в одном стиле?
Оставить комментарий к статье ""Ненавижу математику!" 3 мифа о математике в школе"

Вы не авторизованы.

Самая ценная мысль о том, что родители должны учиться вместе с детьми. Не уроки за ребенка делать или выпрашивать отличные отметки у предметников, а самим стараться быть в теме. Конечно, не по каждому предмету и не по каждому вопросу родитель может быть экспертом, но почитать какую-то информацию, самому взять учебник и освежить в памяти школьный материал - почему нет? У нас у каждого есть время на социальные сети и телевизор, так не правильнее ли будет потратить лишние полчаса в день на саморазвитие, а заодно и ребенку помочь.
2017-10-23, gelya.pakhomova.2017
Самое главное - не сеять панику. Если у ребенка не получается что-то, то действительно важно не искать объяснения в устоявшихся стереотипах, а пробовать снова и снова. Очень круто сказано, что школьный курс математики рассчитан не на гениев и справиться может совершенно любой ученик. Проблема не в способностях, а в неправильном подходе со стороны учителя и часто родителей.
2017-10-23, Сабина Аматова
то же самое можно отнести к любым другим предметам
2017-10-24, мирамира
Поделитесь:

23.10.2017
Обновлено 15.08.2018
Реклама
Статья дня
Ваша депрессия, возможно, не ваша
Ваша депрессия, возможно, не ваша
Как травмирующие события жизни влияют на следующие поколения
Близкие по теме статьи
Как научить ребенка считать в уме
Как научить ребенка считать в уме
Учимся считать быстро: ментальная арифметика – дома
Если ребенку не дается математика и все остальные предметы
Если ребенку не дается математика и все остальные предметы
Дисграфия, дислексия, дискалькулия: как проявляется и что делать
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!