Нужно ли брать ребенка на ручки?

Как разобраться в настроении малыша и когда ребенка необходимо взять на руки

Часто "бывалые" родители советуют молодым: "Не берите ребенка так часто на руки, а то избалуете!" Но это только сказать легко... Когда малыш плачет, у мамы "разрывается" сердце, а папа начинает паниковать. Где же истина и как поступать в подобных ситуациях?

Прежде всего, давайте разберемся, почему же плачет новорожденный ребенок. На самом деле основных причин этому всего четыре. Ребенок может быть голоден, у него могут вызывать дискомфорт мокрые пеленки или слишком высокая температура воздуха в комнате, у него может что-нибудь болеть (и эта причина самая тревожная и порождающая наибольшее число вопросов и сомнений), ну и, наконец, ему может быть просто скучно.

Почему малыш плачет?

Что касается плача по причине голода, то с этим более-менее все ясно: если у мамы молока достаточно, то новорожденный может испытывать чувство голода не раньше, чем спустя 2-2,5 часа после предыдущего кормления. Но в первые месяцы, особенно в первые недели, это правило совершенно не работает: малыш может прикладываться к груди каждый час, а то и чаще. Обычно если ребенка беспокоит только голод, то сразу после прикладывания к груди он успокаивается и засыпает или спокойно бодрствует.

Когда у ребенка вызывает плач дискомфорт из-за мокрых пеленок, то все еще проще: стоит заменить пеленки - и покой малышу гарантирован. Несколько сложнее с беспокойством из-за слишком высокой температуры воздуха в помещении. Большинству родителей, а особенно бабушек, инстинктивно хочется как можно лучше согреть малыша. А ведь здорового доношенного новорожденного ребенка сложнее переохладить, чем перегреть. От переохлаждения он защищен механизмами терморегуляции несколько лучше, чем от перегревания. У него практически отсутствует потоотделение (один из основных путей теплоотдачи), а если малыш тепло одет, да еще и температура воздуха в комнате приближается к "идеальной", с точки зрения бдительных родителей, то организм ребенка начинает бить тревогу. У него учащается дыхание, сердцебиение, возникает двигательное возбуждение, он громко кричит. Может даже повыситься температура тела. Поэтому обязательно повесьте в комнате, где большую часть времени находится ребенок, термометр и контролируйте температуру воздуха. Оптимальной температурой для новорожденного является 24-25°С, для ребенка старше месяца - 23-24°С. Ночью эта температура может быть понижена до 22°С при - при такой температуре дети лучше спят, комфортнее себя чувствуют. Лучше одеть ребенка на ночь несколько теплее, чем в дневные часы, чтобы не беспокоиться, что малыш замерзнет. Если же вы выяснили, что малышу жарко, что он перегрелся и плачет именно по этой причине, сразу же разденьте его, дайте попить воды комнатной температуры или приложите к груди. Выйдите с ним из комнаты и откройте ненадолго окно. После того как малыш успокоится, а воздух в комнате охладится до комфортной температуры, можно будет его одеть или запеленать - но уже более легко.

Если вы уверены, что ребенок не голоден, у него сухие пеленки, в комнате явно не жарко и малыш одет соответствующим образом, но продолжает плакать, следует выяснить, не болит ли у него что-нибудь. Если такие приступы плача очень часты и вы не можете разобраться в ситуации самостоятельно, необходимо обратиться за помощью к врачу. В случае, когда ребенок плачет из-за болезненных ощущений, ему нужно и оказывать необходимую помощь, и успокаивать всеми доступными способами. Но вам будет необходим совет врача - чем именно можно помочь ребенку, который часто и подолгу плачет. Это тот случай, когда не должен возникать вопрос: брать или не брать малыша на руки. В этом случае - брать обязательно! Ведь крохе и без того очень плохо, он не может понять, что с ним происходит. Именно сейчас ему необходимо тепло материнских рук и ласковый голос. Обязательно соблюдайте спокойствие, каким бы трудным это вам ни казалось. Если мама встревожена, если она боится или плачет - беспокойство малыша только усугубляется. Итак, успокойтесь сами и старайтесь успокоить ребенка. И принимайте необходимые меры, следуя рекомендациям вашего педиатра.



Радость общения: обязательно берите ребенка на руки

А вот как быть, если ребенку просто скучно? Такое тоже бывает. Причем даже с малышами первых месяцев жизни. В связи с этим возникает три вопроса: почему это происходит? как разобраться, что малыш плачет именно по этой причине? что в этом случае делать?

Происходит это потому, что ребенок, даже самый маленький, нуждается в новых впечатлениях, в общении и ласке. На протяжении первых месяцев его жизни эта потребность направлена исключительно на мать. Ведь с момента зачатия и до торжественного момента рождения ребенок составлял с матерью практически единое целое, не разлучаясь ни на мгновение. Тепло ее тела, звуки ее голоса и сердцебиения для него олицетворяют покой и безопасность. Разлучившись с мамой в момент рождения, ребенок нуждается в том, чтобы ему напоминали время от времени, что она никуда не делась и в любой момент может оказаться рядом. Ребенок не может осознать эту свою потребность в материнском присутствии, но она возникает на подсознательном уровне. Наглядный тому пример: в детской палате родильного дома ребенок плачет. Он сыт, пеленки сухие, температура воздуха в палате строго контролируется - она оптимальна. Ребенок осмотрен педиатром - он здоров. Тем не менее он громко кричит. И вот в палату заходит его мама, подходит к кроватке и ласково что-то говорит... Ребенок сосредоточенно прислушивается и успокаивается. Почти сразу. Мама может даже не успеть взять его на руки - а он уже спокоен. Чем взрослее становится ребенок, тем больше возрастает его потребность в общении. Потребность в общении отражает степень развития малыша. Эта зависимость двусторонняя - с одной стороны, чем больше ребенок общается с мамой или папой, тем лучше он развивается, а с другой стороны, потребность в общении свойственна именно нормально развивающимся детям. Родителей должно насторожить и то, что малыш постоянно требует их присутствия, не желает оставаться один ни на минуту, и то, что ребенок не нуждается в общении, не требует, чтобы его брали на руки. Нормальное поведение здорового ребенка заключается в том, что он может какое-то время находиться в одиночестве, играть самостоятельно, но спустя некоторое время начинает "звать" родителей. Продолжительность времени, в течение которого малыш может находиться один, зависит в основном от темперамента ребенка. Некоторые дети могут более продолжительное время играть самостоятельно, терпения других хватает на меньшее время.

Как понять, что ребенок плачет потому, что ему скучно? Да очень просто: если ребенок не голоден (время следующего кормления еще не наступило), если у него сухая одежда или пеленки, если он здоров и находится в комфортной обстановке, вероятнее всего именно эта причина. Второй способ еще проще - подойдите к ребенку, приветливо и весело заговорите с ним. Если он перестанет плакать, обрадуется вашему присутствию, значит, он именно этого и хотел, и вы поняли его правильно. Если же ваша попытка не увенчалась успехом, значит, либо этого недостаточно и нужно более активно поиграть с ребенком, либо причина его недовольства в другом. Что делать в том случае, если ребенок плачет и требует общения? Безоговорочно - удовлетворить его потребность. Оставить все дела и заняться им. Причем важен не только факт вашего присутствия рядом, но и тактильный контакт, прикосновения, ласка. Чем старше становится ребенок, тем более разнообразным должен быть этот контакт. Если для новорожденного достаточно просто тепла материнского тела и запаха молока, от нее исходящего, то для ребенка шести-восьми месяцев этого уже мало. Ему нужны игры, впечатления, радость узнавания и элементы обучения во время общения с родителями.

Воспитывать, но не баловать

Практически всех родителей беспокоит вопрос: как не избаловать ребенка, как не допустить того, чтобы он стал "ручным" настолько, что не будет отпускать от себя мать ни на минуту? Мы договорились, что ребенка следует брать на руки, если он нездоров, если он плохо себя чувствует и в том случае, когда ему скучно и он нуждается в общении. Но ведь малыш может очень быстро привыкнуть к тому, что его носят на руках, и станет требовать этого постоянно! Как этого избежать?

Чтобы ночь была спокойной...
Как быть, если малыш не желает засыпать в своей кроватке и плачет по ночам? Опять-таки, если вы уверены, что это не беспокойство из-за голода или дискомфорта, то подойдите к нему (не беря в этом случае на руки и не включая яркого света). Погладьте ребенка по голове, спинке или животу, поговорите с ним немного, спойте колыбельную. Если ребенок не заснул в течение нескольких минут, спокойно и уверенно скажите малышу любого возраста, что пора спать, что вы оставляете его одного, для того чтобы он мог спокойно уснуть, и отойдите от кроватки. Таких попыток может быть несколько. Если же ребенок громко протестует против того, чтобы засыпать самостоятельно, то вы можете на некоторое время взять его на руки и посидеть с ним в кресле, не качая. Качать ребенка на руках не следует ни в каком возрасте. Это условие выполнять родителям всегда сложно: мы качаем детей на инстинктивном уровне. Но дело в том, что если ребенок заснул при укачивании, то после того, как вы положите его в кроватку, он может проснуться именно от того, что качание прекратилось. В дальнейшем он может настолько привыкнуть к укачиванию, что засыпание без этого станет для него практически невозможным.

Советы просты - и одновременно трудновыполнимы: доверяйте своей интуиции, приучайте ребенка к самостоятельным играм постепенно, не усердствуйте слишком в стремлении быть все время рядом с ребенком. Как это претворить в практику? Прежде всего, договоритесь со всеми домочадцами, что не будете всей семьей со всех ног кидаться к малышу, как только он подаст голос. Если вы методом исключения выяснили, что ребенок сейчас капризничает потому, что ему хочется, чтобы вы побыли с ним рядом, то попробуйте поиграть с ним, не беря на руки, Лучше всего разместиться рядом с кроваткой или перенести ребенка на ковер. Предлагайте ему несколько вариантов развлечений, соответствующих его возрасту, прикасайтесь к нему, гладьте его по голове и спинке в процессе игры, комментируйте все, что происходит, спокойным и приветливым голосом, напевайте песенку. Продолжительность такой игры может быть от 20 минут до получаса. После этого оставьте ребенка одного, ласково сказав ему, что теперь он поиграет сам, а вы будете рядом. Приучайте его играть самостоятельно, увеличивая постепенно это время. Ребенок должен знать, что вы поблизости и подойдете к нему, как только он позовет вас. Надо сказать, что в первые 3-4 месяца жизни кроха еще не может занять себя, и совершенно бесполезно приучать его к "самостоятельности". Если других причин беспокойства нет и малыш успокаивается только на руках - не стоит отказывать ему и себе в удовольствии побыть вместе.

Способность определять, по какой причине плачет малыш, приходит к маме с опытом. Обычно к возрасту трех месяцев мама уже более-менее разбирается в оттенках настроения своего крохи. В этом возрасте у ребенка уже установился режим дня, и, следовательно, мама может ориентироваться в том, что именно пора делать малышу - спать, есть или играть. Есть еще один немаловажный момент: чем более уравновешена мать, чем более она уверена в своих силах, тем спокойнее ребенок, тем меньше" он склонен к капризности и привычке все время находиться на руках. Поэтому, прежде всего, доверяйте себе, своему материнскому сердцу - оно обязательно подскажет, как вести себя в той или иной ситуации. Позволяйте себе от всего сердца любить ребенка, испытывать радость от общения с ним, но ни в коем случае не становитесь его рабом - это сослужит ему плохую услугу. Уставшая, измученная мать, которая не спускает ребенка с рук, становится раздражительной, а это не может не сказаться на ваших взаимоотношениях с малышом. С другой стороны - ребенок, который не умеет играть самостоятельно, растет слишком зависимым от родителей, что также не лучшим образом отражается на его развитии. Итак, ребенка нужно брать на руки. Обязательно. В тех случаях, когда он не может без вас обойтись, когда ему плохо, когда он очень расстроен или нуждается в общении. В остальных - можно брать, но можно и предложить ему побыть одному. Важно не беспокоиться слишком по этому поводу, доверяя себе и своему малышу.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Оставить комментарий к статье "Нужно ли брать ребенка на ручки?"

Вы не авторизованы.

Я вообще балдею просто от таких врачей-неонатологов!!!НАДО на руках носить детей, как можно больше и чаще в том возрасте, в каком им это надо, т.е. новорожденных, пока сам еще не умеет передвигаться, т.е. ползать. У психологов даже термин есть такой как "Ручной период" - с рождения и до 7,8,9 месяцев. Наши прабабушки говорили - девять месяцев в себе, девять месяцев на себе. Не понимаю, как можно отказать ребенку и не взять его на руки, когда он этого просит, а просто подойти к нему и погладить по голове?!!! Он что, от этого успокоится? Сомневаюсь. Ребенок кроха же совсем, он нуждается в том, чтоб его на руках носили, нуждается в том, чтоб чувствовать себя защищенным. У него потребность есть такая! А вовремя неудовлетворенная потребность выливается потом проблемами с психикой. Не верю, что ребенок привыкнет и будет все время просить, чтоб его носили. Я своего носила на руках, пока ползать не стал практически постоянно. Ему год сейчас. Просится на ручки? Не-а! Он в свой год вполне самостоятелен и независим. И напоследок, хочу посоветовать молодым родителям почитать две книги, очень хорошие: Марта и Уильям Сёрз (или Сирз, их фамилию по-разному на русском печатают) "Ваш малыш с рождения до двух лет", Жанна Ледлофф "Как вырастить своего ребенка счастливым". Очень хорошее и познавательное чтиво. И самое главное - любите своего ребенка сердцем, а не разумом. Сердце подскажет, как вам действовать!
2007-04-03, Bogemia
Меня поразило то заявление, что причин для плача у ребенка может быть только четыре. Почему не берут в рассчет банальный испуг? Что ребенку могло просто присниться что-то пугающее, могли разбудить громкие звуки извне? Живя в крупных гродах,мы не можем оградить детей от этого. И чтобы успокоить кроху приходиться иногда что только не напридумывать.
А по поводку сна в своей кроватке могу сказать, мой первенец вообще не спал в своей кроватке, ему настолько необходимо было чувствовать маму рядом, поэтому он спал в нашей большой кровати почти 2 года , никого не стесняя, зато мы с с мужем высыпались и я не нервничала. И даже потом, когда на день рождения ему торжественно подарили кровать, его собственную, где он мог укладывть рядом все свои игрушки, он се равно частенько прибегал к нам. Но с возрастом все само сабой решилось и теперь он засыпает у себя в кровати в своей комнате.И этот "переезд" в свою кровать был не заметен. Теперь также мы ростим и второго ребенка.
а про укачивание хочется сказать УКАЧИВАЙТЕ!! пока мал и влезает на руки. Не успеете оглянуться, а он уже вырос и захочется покачать, а не получиться , рук не хватит :)не упускайте эти моменты именно в них укрепляется так называемая связь мамы и дитя, погладить по головке каждый может,а прижать к родной груди, покачать, приласкать по особому только мамочка.
2007-04-04, Ksenia
Дааа! Все вы правы! "Кто не умеет-учит"-не зря так говорят.Легко сказать-не качайте! А попробуйте просто стоять и смотреть,как ваш ребенок плачет,плавно переходя в какое-то посинение,типо "Погладьте по головке сначала" Одно вам скажу-полный бред все это! Да и что стоит маме взять на руки ребеночка,слегка покачать и видеть,как кроха успокаивается и засыпает со спокойным блаженным лицом и улыбается во сне!! Одно удовольствие! Не лишайте ребеночка и себя таких моментов,они на самом деле важны и для крохи , и для мамы. Нервная система малыша зависит от Вас ,ведь никто не любит психов! Жаль что не написали откуда психи берутся!!! И ни в коем случае не ждите пока малыш раскричиться вовсю,полагаясь на авось успокоится.Потом придется не качать, а трясти!! У меня 2-ое и нет проблем,как начинает ходить,так и продолжает ходить сам.Спокойный младенец-спокойный человек. И ни слушайте доброжелателей,типо-Ой! Че это ты постоянно его качаешь,привыкнет! Пусть каждый со своим так,а то все только говорят, а сами так не делают.Зачем учат?
2007-07-02, Anastasia
Вы знаете, они действительно успокатваются от того, что их гладят по головке. По крайней мере оба моих сына успокаивались (в смысле, младший и сейчас успокаивается). А также от того, что посидеть рядом с ним, поговорить вслух, погладить животик... Не всегда, разумеется. Ну так они и на руках не всегда успокаиваются. Это я не к тому, чтобы на руки не брать. Но реально можно успокоить по-разному, и ИМХО это хорошо. И, кстати, прижать к груди тоже может кто угодно. Ах да, Вы сказали "к _родной_ груди"... Так ведь рука, которая по головке гладит, тоже родная.
2007-04-04, маугленок
да... статья неплохая вроде бы, но вот фраза " Качать ребенка на руках не следует ни в каком возрасте" просто так и режет глаза.

А дальше вообще занятно:
" мы качаем детей на инстинктивном уровне." и "доверяйте своей интуиции".Так может, все-таки стоит качать детей, а не давать такие категоричные советы? Дети все-таки нуждаются в укачивании именно потому, что веками матери это делали и будут делать ИНСТИНКТИВНО, доверяя своей материнской интуиции.
2007-04-03, Мама
Очередной бред из чужих уст. Попахивает Споком. Моя в первые месяцы от груди ни на минуту не отваливалась. Ребенок находился только у мамы на руках.Сейчас в 1.5 года не поймаешь - независимый и своенравный человечек растет.
2007-04-04, несушка
Я тоже думаю что надо на руках носить побольше.Жалко ведь кроху.
2007-04-29, Вика
Поделитесь:

03.04.2007
Обновлено 05.11.2020
Статья дня
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Близкие по теме статьи
Вовремя залезть
Вовремя залезть "на ручки": почему это важно в 2 года и после
Фрустрация, два выхода: преодоление и смирение. Контейнирование эмоций: что это такое и зачем нужно
Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу
Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу
Особенности развития новорожденного: гипертонус, срыгивания, сосательный и другие рефлексы
Первые игрушки малыша: какие и зачем?
Первые игрушки малыша: какие и зачем?
Игрушки для младенца своими руками: мобили и погремушки.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!