Музыканты в коротких штанишках. Часть I

Полезность: 4,1 из 5 Интересность: 3,9 из 5 (56 оценок)

Пожалуй, нигде потеря времени не сказывается с такой очевидностью, как при воспитании ребёнка. Взрослый человек, провалявшийся на диване с пустой книжонкой, возможно, наверстает время, если ляжет спать попозже. Ребёнок, оставшийся за бортом воспитания — трудового, умственного, физического или музыкального — теряет какие-то драгоценные качества личности, которые трудно вернуть. Трудно, но возможно. Поэтому не будем ситуацию излишне драматизировать. Если вы не сделали первые шаги в музыкальном воспитании в самом раннем детстве, то приступайте к этому сегодня, когда вашему ребёнку 4 или 5 лет.

Слушание музыки

При правильном музыкальном развитии дети в этом возрасте перед слушанием музыки устраиваются поудобнее, замолкают. Они узнают знакомую музыку, радостно сообщают об этом взрослым. Могут высказать о музыке своё впечатление: «Хорошая песенка», «Там поёт птичка», «Я слышу, как шумит ветер» и т.п. Некоторые могут подобрать услышанную мелодию на детском музыкальном инмтрументе или на настоящем пианино.

Дети разные. Одни общительные, всё любят делать вместе, спрашивают, если что-то непонятно; другие ищут ответ на интересующий их вопрос самостоятельно. Первых большинство. Вот бегает по квартире этакий комочек энергии, и, кажется, ничто не в силах остановить его внимание надолго. Но вот он видит, что вы сидите неподвижно и слушаете музыку. Общительные дети не выдержат и обязательно спросят:

— Что ты делаешь?
— Слушаю музыку.
— Какую музыку?
— Это симфония.
— Какая ещё симфония?
— Симфония — это когда много инструментов играют вместе, рассказывая о чём-то важном.
— А это интересно?
— Очень.

Не исключено, что ребёнок спросит:

— Можно я послушаю?
— Можно, только не балуйся. Не разговаривай. А, если тебе надоест, уходи.

Хотя подобный способ приобщения к слушанию музыки дошкольников функционирует не всегда, но попытаться действовать в этом направлении стоит. Ребёнок на примере взрослых усваивает, что музыку слушают внимательно. При этом не разговаривают, не мешают другим. Немалое значение имеет и то, что дети видят, как взрослый, который всегда так занят, не торопится, слушает музыку сосредоточенно, не отвлекается. Личный пример эффективнее самых красноречивых слов.

Как рассказывать о музыке

Многие считают, что вовсе не обязательно объяснять ребёнку, что такое симфония или соната. Всё равно, мол, не поймёт. Он не поймёт, конечно, в чём сущность симфонии. Это верно. Но он узнает, что такая форма существует, и что музыка имеет разные формы. Усвоение знаний о музыке, музыкальных инструментах, композиторах и музыкантах (разумеется, если обо всём этом говорится доступным малышам языком) помогает музыкальному развитию ребёнка. Лучше всего рассказывать о музыкальных инструментах в форме, которая маленькому человеку ближе всего. В форме сказки.

Сказка о скрипке

Прослушайте пьесу, где звучит скрипка. Да и саму сказку можно рассказывать на фоне тихой скрипичной музыки.

Покажите ребёнку изображение скрипки. Или нарисуйте сами. Ещё лучше, если у вас дома найлётся игрушечная скрипочка. Совсем хорошо, если есть настоящая. А теперь расскажите придуманную нами сказку про скрипку. Уверены, что многие родители, обладающие большей, чем мы фантазией, могут придумать сказку и получше. Хорошо, если удастся ввести в слушание сказки элементы игры.

Внимание, игра. Вы пишите заранее ответы на приведённые здесь и другие, придуманные вами по теме сказки, вопросы и раскладываете листы на столе под соответствующими номерам. Прежде чем начать рассказывать сказку, объясните ребёнку условия игры. Например, так:

— Сейчас я расскажу тебе сказку про инструмент, который называют королевой музыки, — скрипку. Потом задам вопросы. Слушай внимательно. За каждый правильный ответ очко получаешь ты. За неправильный — я. Выигрвывает тот, кто получит больше очков.

Уверены, что после такого вступления ребёнок будет слушать сказку внимательно и с большим интересом.

В одном царстве, в одном государстве жила девочка. Родители её любили музыку. Потому они назвали девочку Скрипка и научили её играть на скрипке. Девочка выросла и стала музыкантом. Она разъезжала по городам и деревням, играла на скрипке и приносила людям радость.

В этом царстве жил злой человек. Он не любил музыку, и ему не нравилось, что люди радуются, когдав слышат звуки скрипки. Однажды перед концертом он тайком пробрался в комнату, где лежала скрипка, и перерезал три струны. А последнюю четвёртую перерезать не успел. Однако девочка сумела очень хорошо сыграть и на одной струне.

Тогда на другом концерте злой человек снова пробрался в комнату, где лежала скрипка, и вырвал все волосы из смычка, которым Скрипка извлекала звук. В этот раз злодею удалось сорвать концерт, потому что другого смычка у девочки не было. А главное — в этом царстве не было лошади, из хвоста которой можно было взять волосы для смычка.

Скрипка без смычка не могла играть. Девочка сидела на дороге и плакала. В это время мимо проезжал на белом коне принц из соседнего королевства.

— Что ты плачешь? — спросил принц.
— У меня нет конского волоса для смычка, и я не могу играть на скрипке, — сказала Скрипка.
— Не плачь. Я дам тебе волос из хвоста моего коня, — сказал принц.

Он вставил волосы из хвоста своего коня в смычок, и Скрипка заиграла. Игра скрипки и сама Скрипка так понравились принцу, что он предложил девочке поехать с ним в его королество и стать его женой.

Так Скрипка стала королевой, а её скрипка — королевой музыки.

Вопросы к сказке

— Как звали девочку и инструмент, на котором она играла?
— Сколько у скрипки струн?
— Как называется то, чем водят по струнам и извлекают звук?
— Из чего сделаны волосы на смычке?
— Почему злой человек обрезал струны на скрипке и вырвал волос мз смычка?

Возможны, разумеется, и другие вопросы, а также другое развитие сказочного сюжета. Ответы отчётливо, печатными буквами напишите на другой стороне листочка, чтобы дети, умеющие читать, прочитали их сами.

Рассказывать о музыке так, чтобы ребёнку было интересно, непросто. Замечено, что больше всего маленького слушателя интересуют детские годы музыканта или композитора. Или истории, героями которых являются дети.

Рассказ о «Марше деревянных солдатиков» П. Чайковского

У Петра Ильича Чайковского был 8-летний племянник Володя Давыдов. Он любил играть в солдатики, и ему композитор посвятил этот марш. Володя достал из коробки солдатиков. Если хочешь, и ты достань своих солдатиков и поставь их в ряд. Видишь, они стоят ровно и ждут команды. Раздался приказ, зазвучала музыка, и они пошли. Прислушайся, и ты услышишь как бодро и чётко они идут: «Раз-два! Раз-два!» Солдаты проходят мимо Володи, который принимает парад.

После такого рассказа дети понимают, что музыка способна выражать нечто вполне определённое. У них появляется интерес к тому, чтобы понять, что именно музыка выражает, а, следовательно, возникает желание слушать музыку.


О детском настроении

О детском настроении несколько слов отдельно. Сегодняшнее, сиюминутное настроение играет для ребёнка немалую роль (в значительно большей степени, чем у взрослого), как при слушании музыки, так и при занятиях на музыкальном инструменте. Вчера, в солнечный удачный день всё ему было в радость. А сегодня что-то не ладится, и музыка его только раздражает. Ну что ж! В отношении детей, особенно маленьких, далеко не всегда уместны точный распорядок и неукоснительная дициплина. Напротив, здесь, на наш взгляд, необходима гибкость и способность к компромиссам.

Знаем семью, в которой для пятерых детей распорядок дня был расписан до мелочей. И родители поставили перед собой задачу точно придерживаться составленного графика. Любые отклонения от него жёстко присекались. Результат оказался плачевный. Как только дети подрастали и выходили из-под контроля родителей, они, что называется, «пускались во все тяжкие»: уходили из семьи, рано вступали в сексуальные отношения, даже принимали наркотики. Побеждало стремление вырваться из-под системы подавления детских желаний, которые далеко не всегда совпадают с желаниями взрослых. Так бывает, когда вода, долго сдерживаемая запрудой, прорывается на свободу, затапливая всё кругом.

Не стоит насильно заставлять детей делать то, к чему сегодня у них не лежит душа.

Музыкальный вкус детей, как правило, зависит от вкуса родителей

Какую музыку давать слушать в дошкольном возрасте? Правильно ответить на этот вопрос важно, так как музыкальный вкус малышей только формируется и они не способны отличить хорошую музыку от плохой, неинтересной. Считаем, что вкус детей должен быть воспитан на классике, приучен к хорошей музыке.

К музыке для детей вполне подходит определение, которое дал С. Маршак для детской литературы: «Она должна быть написана как для взрослых, только намного лучше». Как в классической музыке, так и в «лёгкой» (разделение это достаточно условно) у детей есть свои предпочтения. Не берёмся объяснить почему, но замечно, что Моцарта, например, маленькие слушают особенно охотно. Кто знает, почему? Не исключено, что композитор, в детстве имевший славу вундеркинда, сохранил в своей музыке то яркое, детское, подзабытое нами, взрослыми, восприятие мира. И потому особенно понятен маленьким слушателям...

Знаем семью, в которой девочка с удовольствием слушала музыку Шопена. В другой семье папа увлекался современной музыкой, и любимым композитором его шестилетней дочки был Хиндемит. Сын одного из авторов в четыре года любил слушать «Лунную сонату» Бетховена. «Дети, — писал И. П. Павлов, — тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции».

Сочинение музыки

Случается и так: после слушания музыки, соединённой с рассказом, малыши сами пытаются сочинять музыку. Особенно часто это происходит после того, как узнают, что некоторые композиторы и музыканты сочиняли музыку в детстве. Если в доме есть пианино или детские музыкальные инструменты, малыш подолгу сидит, нажимая на клавиши и прислушиваясь к звукам. Не надо останавливать его, даже если звуки кажутся вам бессмысленными. Напротив. Такие попытки надо всячески поощрять: «Ой, молодец! Ну-ка, повтори ещё раз! Как у тебя здорово получилось! Как будто медведь прошёл... Как будто белочка пробежала...» И т.п.

Вот несколько советов

  • Запишите мелодию на магнитофон. Потом вместе с ребёнком прослушайте.
  • Постарайтесь в словах выразить, на что похожа написанная малышом музыка, какое настроение в ней выражено.
  • Придумайте вместе с юным композитором название мелодии.
  • Если сумеете, запишите детское сочинение в нотах.
  • Пусть у детей, которые учится играть на каком-то музыкальном инструменте, собственные произведения войдут в репертуар.
  • Хорошим стимулом к сочинению музыки могут стать ваши задания. Придумай грустную мелодию. Или весёлую. Или мелодию колыбельной песни для куклы. Сочини мелодию к стихотворению. На наш взгляд, хорошо использовать для этих целей детские стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского и других популярных авторов. Хорошие детские стихи хорошо ложатся на музыку.

Музыка и рисунок

Дети мыслят образами. Поэтому они с удовольствием рисуют то, что слышат. Особенно это относится к музыкальным произведениям изобразительного хзарактера. Где образ, заложенный в музыке, выражен ясно и отчётливо. Иногда даже в названии пьесы, как, например, в «Детском альбоме» П. Чайковского, Р. Шумана или, скажем, в пьесах для детей С. Майкапара, А. Гречанинова и других композиторов.

Света (7 лет), прослушав пьесу Чайковского «Болезнь куклы», нарисовала куклу в кроватке с лицом, раскрашенным красным карандашом ( «У неё высокая температура!») и маму с термометром в руке.

Максим (6 лет) по пьесе «В садике» Майкапара нарисовал деток, играющих в песочниице, а 7-летняя Маша по пьесе «Осенняя песня» Чайковскеого — грустную девочку, сидящую у окна, за которым идёт дождь.

Попробуйте соединить рисунок и музыку в обратном порядке Покажите ребёнку рисунок и попросите сочинить по этому рисунку мелодию.

Лев Мадорский,
преподаватель музыкальной школы
Анатолий Зак,
детский психолог

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Что будет, если перестать есть сахар
10 болезней, которые отступят, если отказаться от сладкого
Оставить комментарий к статье "Музыканты в коротких штанишках. Часть I"

Вы не авторизованы.

Что тут можно сказать...Музыкально­е развитие штука хорошая.Но вот как быть мне,которая не заканчивала музыкальную школу и объяснить какие-то вещи ребенку не может?Ну нет у меня слуха!Нет!Есть сын,который случайно попав на скрипичный концерт в 4 года,сначала замер,потом слушал не шевелясь,по щекам текли слезы,а в конце концерта вздохнул и сказал так деловито:"Мама,пошли попросим у дяди скрипку,чтоб он нам подарил".На день рождения требовал только скрипку и ничего больше.Купили,отвели в музыкальную школу.Там поахали.Взяли...Прош­ло 2 года.Педагог попался из разряда "орет и бьет по рукам".На занятия по специальности ребенок идти не хочет,уходить в другую школу тоже.Ему, видите ли, сольфеджио нравится.(??) Я уже не говорю про хор,слушание музыки и что там у них еще??Вопрос только в педагоге по скрипке.Поменять не получается.Все загружены..В школе уверяют,что она очень сильный педагог.Мне от этого не легче.Пришла в школу и отказалась от уроков.Наняла частного педагога.Та пришла в ужас от постановки рук и вообще,как он стоит и держит скрипку.Сейчас переучиваемся.И нет бы мне (дуре!!!) послушать ребенка,который на занятиях с предыдущим педагогом буквально рыдал,что ему так неудобно играть..Я же считала,что педаго лучше знает...У ребенка тот педагог почему-то ассоциируется с музыкой Чайковского,так он, как слышит что-нибудь, кричит :"Выключи скорее,мне страшно!"Я ему предлагала нарисовать свой страх,порвать лист и выбросить.Видели бы что он нарисовал...Сплошная чернота...Самое интересное,что встретив старую учительницу в школе,ребенок сначала здоровается,а потом начинает громко петь"Идет охота на волков" Высоцкого.Я спрсила его ,почему?Он ответил,что не знает,просто хочется петь именно эту песню и все!Представляете,ка­к подсознание срабатывает? Ох,извините,что вывалила все,наболело.:-)Я понимаю,что тема статьи немного не о том,но я это к тому,что прививай,не прививай,попадется вот такая педагогиня и музыка ни в чем не повинного Чайковского(в нашем случае) теперь в жесткой опале...И вопрос, как долго я смогу оплачивать частного педагога?:-(
2009-04-16, fanna
Статья спорная, хотя и интересная. Как профессиональный музыкант я не считаю, что если с рождения не заниматься активно музыкальным воспитанием, то время будет упущено. Всё равно ребёнок не в вакууме растёт, музыку слышит с рождения и в песенках мамы, и по телевизору, и на магнитофоне, и в садике... Совершенно непонятно, зачем объяснять ребёнку, что такое симфония (соната и т.д.). Много ли взрослых-не музыкантов смогут объяснить, что такое симфония? Хотя бы сколько в ней частей? :) И чем она отличается от других музыкальных форм, где "много инструментов играют вместе"? Неужели если вы расскажете ребёнку, что такое симфония не в 6 лет, а в 10 (когда ему это будет понятнее и интереснее), будет слишком поздно???
Как-то я не могу представить себе картинку, когда любимое чадо носится по квартире, а мама спокойно сидит и слушает симфонию! :)))))
Ну а вообще, конечно, надо этим заниматься и именно в игровой форме, как и рассказано в статье. Я тоже старалась приучать дочку к музыке почти с рождения, а сейчас вот отдала её в балет (с 5-ти лет). Там и музыка, и растяжки, осанка, приучение к дисциплине... Это важно. К тому же музыкальный слух у неё немного запаздывает в развитии, так что занятия музыкой пока отложены. А начать учиться игре на каком-то инструменте никогда не поздно.
2009-04-16, Екатеринаа
Видели бы этого тоноко чувствующего ребенка.:-)Крепость непробиваемая.Нервы железные.Если на него ругаются - просто начинает мечтать о чем-то.Смотрит главное внимательно,кивает,я­,мол со всем согласен.Но ничего не слышит.Если в это момент его о чем-то спросят,глаза становятся сразу осмысленными и он спрашивает:"Вы не могли бы повторить,я что-то не расслышал".И на уроках ....Если надо разбить слово на слоги,для переноса ,например,он это слово петь начинает.Учительница первое время за голову хваталась,в классе тишина,все дети пишут и вдруг пение.Ужас!И ничего поделать не можем.У нас в класе девочка есть.Нежная,ранимая.­Вот где тонкая душевно натура.А мой упрямый и своенравный.Хорошо у нас учительница в школе к нему с юмором относится.Пусть поет,говорит.Я с ужасом жду,когда он наотрез уроки откажется делать. В общем мне бы как-то организовать его.Не до слушания музыки уже...
2009-04-17, Fanna
Слава богу, что педагога поменяли! Мой муж в детстве тоже фортепианные уроки возненавидел из-за учительницы. И даже потом, учась в муз. училище и в консерватории (по классу хорового дирижирования) на уроки фортепиано почти не ходил, и на экзаменах едва получал тройки (что в музыкальных заведениях - нонсес).
Судя по вашему рассказу, у вас ребёнок - уникальный, очень тонкий душевно, к его мнению надо по-взрослому внимательно прислушиваться, тогда его способности могут развиться во что-то гениальное. Раз ваш малыш так тонко всё чувствует, положитесь на него в занятиях музыкой, иначе отобьёте охоту.
2009-04-16, Екатеринаа
Приняв решение о занятиях музыкой, выбирали именно педагога сначала, прислушивались к разным мнениям. Выбор инструмента даже был вторичен, музыкальный ребенок может несколько освоить, если захочет, а может вообще бросить и музыку возненавидеть. Дети меняют педагогов в рамках одной школы, переходят в другие, необязательно частный варинт, я - за школу. Сольфеджио тоже любимый предмет, заслуга учителя почти на 100%
2009-04-16, E_VIKT
Часто музыкально одаренные дети идут впереди своих родителей, с их объяснениями про симфонию и пр. Среда воспитания важна для всех детей, согласна. Поддерживаю пользу движения под музыку, с этого тоже начинали. Статья скорее о воспитании детей, не столь чутко чувствующих музыку, которых надо вести и направлять, стимулировать к слушанию классики, например.
2009-04-17, E_VIKT
Так он не музыкантом мечтает быть,а изобретателем.:-)Музыка для отдыха у него(!??).Это он так выражается у мнея. Пыталась упрямство направить.Пошли к дефектологу.Тестиров­али 1,5 часа.Вывод.Ребенок одаренный.Пусть творит.Маму к психологу,чтоб не мешала.Спасибо не к психиатору. :-)А учительница у нас чудо.ТТТ
2009-04-18, Fanna
Поделитесь:

16.04.2009
Обновлено 06.03.2019
Реклама
Статья дня
Близкие по теме статьи
Как сделать занятия музыкой нескучными
Как сделать занятия музыкой нескучными
Цифровое пианино: новые возможности для детей
Музыкальное воспитание и здоровье.Часть 1
Музыкальное воспитание и здоровье.Часть 1
Начнём с самого начала. И даже ещё раньше. Как говорят музыканты, "из-за такта".
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!