Музыкальное образование в Москве

Вузы для музыкантов и музыкальные специальности

В недалеком прошлом в Москве было всего два вуза, которые готовили профессиональных музыкантов. Сегодня у будущих певцов, инструменталистов и дирижеров появился выбор.

Музыкальные факультеты открылись в нескольких государственных и негосударственных вузах, а кроме того, статус высших учебных заведений получили некоторые музыкальные училища.

Вузы для музыкантов и музыкальные специальности

В подготовке музыкантов важную роль играет системное образование: музыкальная школа, училище, вуз, аспирантура. В Российской академии музыки им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных) и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского есть все эти образовательные ступени, в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М. Ипполитова-Иванова (ГМПИ) – колледж, вуз и аспирантура, в Московском государственном институте музыки им. А.Г. Шнитке (МГИМ) – все, кроме аспирантуры. Государственная классическая академия им. Маймонида (ГКА им. Маймонида) предлагает только высшее образование и аспирантуру.

Я вам спою

Специальность "Вокальное искусство"

Самая популярная специализация – академическое (оперное) пение. Она представлена практически во всех музыкальных вузах, а в консерватории других специализаций просто нет. Будущие оперные певцы изучают музыкальную литературу, работу с текстом, сценическую речь, занимаются развитием и постановкой голоса и, конечно, оперным вокалом. Им важно знать иностранный язык, желательно итальянский, так как он широко используется в вокальных партиях. В Государственной академии славянской культуры (ГАСК) вы сможете учить итальянский, французский, немецкий, заниматься вокалом по эксклюзивным итальянским методикам Национальной академии Santa Cecilia в Риме. Что касается преподавателей, громкие имена есть в каждом вузе: в ГАСК работает солист Большого театра Владимир Маторин, в консерватории – Зураб Соткилава. Почти все музыкальные вузы приглашают педагогов из консерватории и Гнесинки.

"Народное пение" тоже есть во многих вузах: РАМ им. Гнесиных, Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ), Международном славянском институте (МСИ) и др. От академического пения эта специализация отличается довольно сильно: "народники" изучают певческие стили различных регионов России, народные танцы, инструменты народного оркестра. Даже способы извлечения звуков у них другие – далеко не каждый голос подходит для исполнения народных песен.

На отделениях эстрадного и джазового вокала в Гнесинке, ГКА им. Маймонида, Институте современного искусства (ИСИ) учатся многие уже известные исполнители. И имена педагогов на слуху не только у специалистов: в ГКА им. Маймонида джазовый вокал преподают солистки ансамбля "Лицей" Анастасия Макаревич и Анна Сырова, а в Гнесинке – известные певицы Ирина Отиева и Валентина Толкунова.

Выпускники-вокалисты могут работать в опере, народных ансамблях, эстрадных коллективах, церковном хоре, педагогами по вокалу.

От фортепьяно до ударных

Специальности "Инструментальное исполнительство" или "Музыкальное искусство эстрады"

У инструменталистов ГАСК только один вариант – фортепьяно. У студентов ИСИ возможностей чуть больше – инструменты эстрадного оркестра. Ну а в консерватории и Гнесинке есть специальности для всех инструментов: струнных, народных, духовых и т. д.

Занятия у инструменталистов проходят в основном индивидуально, в группах они отрабатывают технику игры в составе оркестра или ансамбля.

Имена многих педагогов широко известны. Например, братья Бриль (Игорь, Дмитрий и Александр) совмещают преподавание в ГКА им. Маймонида и Гнесинке. Кафедрой инструментов эстрадного оркестра ИСИ руководит знаменитый пианист Даниил Крамер. В консерватории на кафедре альта преподает Юрий Башмет.

Студенты получают необходимые навыки для выступления на концертной эстраде, камерном ансамбле, оркестре, для работы концертмейстером или преподавателем.



Партитура, пульт и палочка

Специальности "Дирижирование" или "Хоровое дирижирование"

В МГК можно научиться дирижировать академическим хором и оперно-симфоническим оркестром, в Гнесинке и МГИМ им. А.Г. Шнитке – академическим и народным хором.

Профессиональные дисциплины хоровых и оркестровых дирижеров различаются. Так, будущие руководители оркестров изучают технику игры на струнных и духовых инструментах, симфонические партитуры, особенности работы над музыкальным спектаклем, а дирижеры-хоровики – тонкости "управления" детским и академическим хором, вокал и аранжировку. В консерватории можно освоить регентское дело (дирижирование церковным хором) или игру на восточных инструментах, пройти практику в Большом театре.

Юношам, желающим совместить учебу в институте и службу в Вооруженных силах, стоит обратить внимание на Военный университет, который готовит военных дирижеров. Здесь вы приобретете такие эксклюзивные навыки, как игра под дождем, на ветру, под палящим солнцем, научитесь организовывать плац-концерты (представьте, что вам придется дирижировать полком барабанщиков, которые должны не только играть, но и одновременно маршировать в ногу).

Для скрипки с оркестром

Специальность "Композиция"

У будущих композиторов выбор невелик: МГК, Гнесинка или ГМПИ. Кроме общей культуры и одаренности, композиторская деятельность требует знания многих специальных дисциплин: теории музыки, гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, оркестровки и др.

Композитор должен быть знаком со всеми музыкальными стилями, как классическими, так и современными. Поэтому, например, в консерватории студенты узнают, как создается электронная и компьютерная музыка, а на факультативе смогут выучить английскую музыкальную терминологию. В РАМ им. Гнесиных есть даже отдельная кафедра компьютерной музыки и информатики.

Прослушивания и туры

Для поступления на специальности "Вокальное искусство", "Музыкальное искусство эстрады" и "Инструментальное исполнительство" необязательно (за исключением консерватории) предъявлять диплом об окончании музыкальной школы, но необходимо иметь подготовку на уровне ее выпускника: знать основы сольфеджио и музыкальной литературы, уметь подготовить программу для прослушивания. Гораздо строже требования к будущим композиторам и дирижерам – им необходимо предварительно окончить музыкальное училище.

Как правило, музыкальные специальности требуют индивидуальной формы обучения, поэтому группы набираются небольшие, а вступительный конкурс в государственные вузы очень высокий.

Вступительные экзамены различаются не только на разных специальностях, но и на каждой специализации. Однако есть так называемый "обязательный минимум":

1. Сольная программа. Для вокалистов это арии, романсы и народные песни, для инструменталистов – музыкальные произведения разных форм, для композиторов – собственные сочинения, для дирижеров – владение и фортепьяно, и вокалом, и навыками управления хором.

2. Коллоквиум. Здесь предстоит продемонстрировать комиссии свой культурный уровень, музыкальную эрудицию, понимание содержания и формы исполняемых произведений, знание творчества их авторов.

3. Теория музыки и сольфеджио. Основные требования в вузах практически одинаковые, разница – в сложности заданий: написать музыкальный диктант, спеть или сыграть с листа мелодию, проанализировать несложное музыкальное произведение или его фрагмент (определить тональность, лад, аккорды, ритмику и т. д.).

Будущим военным дирижерам ко всему прочему предстоит экзамен по физической подготовке.

Мнение экспертов

Как выбрать

Наталья Дмитриева, декан вокального факультета РАМ им. Гнесиных:
– Качество подготовки певца зависит не столько от вуза, сколько, прежде всего, от педагога. Именно он может выявить "голосовую природу" и помочь ей развиться. А может и наоборот. Даже в нашем вузе был случай, когда педагог попытался переделать юношу-баритона в тенора, и "сломал" его. Так что если у студента с педагогом работа не складывается, лучше сменить наставника. Перед поступлением можно поприсутствовать на экзаменах и примерно определиться, у какого педагога вы хотели бы учиться. Возможно (хотя и необязательно), ваше желание учтут, когда будут распределять первокурсников к мастерам.

Как поступить и учиться

Наталья Морковина, выпускница вокального факультета РАМ им. Гнесиных:
– Я заканчивала музыкальную школу, потом училище, правда, не в Москве, а в Туле. Программу подготовила и отработала еще в училище, поэтому первый тур прошла без особых сложностей. Но потом были экзамены по теории музыки, где нас неожиданно стали спрашивать итальянские музыкальные термины, – выкручивалась, как могла. Первый курс оказался самым трудным – было много теоретических отвлеченных предметов: философия, история России и т. п. Плюс к этому музыкальная литература, анализ музыкальных произведений (аккордов, гармонии). Еще нам преподавали актерское мастерство – для студентов, которые закончили училище им. Гнесиных, это не в новинку, а я была не совсем готова изображать, например, сломанный зонтик.
Со второго курса мы начали изучать отрывки из опер: вокал, движение и т. д. На пятом курсе студенты исполняют в учебной студии целые оперные партии, а некоторые уже работают.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Музыкальное образование в Москве"

Вы не авторизованы.

Здравствуйте,
у меня важный вопрос,возможно определяющий мою дальнейшую жизнь.
Дело в том,что до определенного момента в моей жизни(10 лет)(щас мне 15 лет)я не любил музыку,в частности звуки гитары.Но в 10 лет я загорелс я желанием играть на гитаре.Я походил в музыкальную школу,потом на курсы(везде понемногу)и вообщем-то научился играть на гитаре(по краней мере думаетя мне что я азы знаю),щас я иногда сочиняю свою музыку
Что вы мне посоветуете делать?-попробовать поступить куда-нибудь по музыке и гитаре(но музыкальнйю школу я не заканчивал)или может даже не пытаться?Ведь наверное(я так понял)мне будет трудно куда-то поступить-я ведь не имею диплома об окончании музыкальной школы,сальфеджио я не знаюВедь его тож нужно сдавать)-катастрорфа? или еще можно года за два все выучить,а потом поступить?
Еще раз повторюсь,что я играю на гитаре с 10 лет

Ответьте пожалуйста
2008-12-28, Савинский Андрей Юрьевич
ошийсайт
2008-10-26, Владимир
Поделитесь:

15.02.2008
Обновлено 20.06.2016
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Куда поступать с химией и биологией? Фармацевтический колледж или вуз
Куда поступать с химией и биологией? Фармацевтический колледж или вуз
Фармацевт: куда пойти учиться после 11 класса. Колледжи и вузы: цены
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!