Мамины "рассуждалки": когда начинать развивать ребенка?

Полезность: 4,1 из 5 Интересность: 4,2 из 5 (17 оценок)

Да простят нам мудрые максимализм молодости.

Когда же учить ребенка читать и писать? Как, с помощью кого и чего создавать ту конкретную развивающую среду для моего ребенка, в которой формировался бы юный интеллект? И как при этом избежать желания сделать из дитяти копилку для невостребованной ни в настоящем, ни в будущем засоряющей информации, а постараться научить самостоятельно (пока с определенной помощью с маминой стороны) добывать необходимые ему здесь и сейчас знания и навыки? Как в этой среде развивать и оздоравливать молодой организм, ставя заслон будущим болезням и избавляя от настоящих? Как воспитывать, не плетя паутины комплексов? Как научить жить в гармонии с собой, близкими, друзьями? Как перестать сравнивать свое чадо с соседским и бить тревогу, если мое в чем-то "уступает"? И вообще, по каким критериям судить, что ребенок развивается нормально, ведь вокруг столько противоречивой информации?... И ещё пара сотен наболевших "как?", "когда?", "где?" и "почём?", мучающих каждое новое поколение родителей, не смотря на обилие советчиков, разного толка противоречивой информации... А тут ещё один вопрос тянет за собой другой...

Позволю Вам и себе отдохнуть от вопросов и порассуждать вот на какую тему. Можете ли Вы представить себе некую "усредненную" модель дерева? Вероятно, чисто теоретически: корень, ствол, ветки, листья, цветы и плоды - и их функции (сравните: руки, ноги, строение и функции органов человеческого тела). Но можно ли представить себе, что каждому дереву предписан единый стандарт на строение, определенную высоту, строение кроны и листа, цветов и плодов, режим развития: сроки и объем обработки, питания, полива, сроки и объём цветения и плодоношения. Как Вам такой стандарт, пусть даже с допусками? Почему же Вы хотите, чтобы Ваш Дубок рос в таких же условиях, как Липка ваших хороших знакомых? И чтобы его объём знаний, умений и навыков соответствовал некоему стандарту? Я всегда задавалась нормальной материнской мыслью: а нельзя разве просто жить с детьми, даря друг другу радость, наблюдать за ними, учиться у Природы, что говорит через них, а не подгонять под определенные рамки знаний, умений и навыков? Зачем же они собственно нужны? Возможно, для удобства контроля определенных структур народного образования и как критерий "образованности" при поступлении в школу и т.д.. А нам, родителям, перед кем отчитываться? Перед собой, своей материнской совестью и спокойствием за будущее свое и наших детей. А у нас у всех разве единое мнение по этим вопросам? Может, у великих педагогов и прошлого, и современности оно совпадает? Увы, отнюдь...

Теперь пора вспомнить, с чего мы начали. Когда же учить ребенка читать? Добрая половина родителей дошколят не задает этих вопросов. Когда и как это происходит, подчас даже для них остаётся загадкой. Значит, в читающей среде это происходит само собой. И слава Богу, что дети не обременяли родителей такими заботами, а самостоятельно решили свои проблемы... А давайте вспомним, каким был наш малыш в грудничковом возрасте. У кого-то, возможно, он сейчас именно такой. Присмотритесь к своему ползающему карапузу. Как он удовлетворяет свое природное любопытство? Похоже, более полно и самостоятельно, чем лежащий или сидящий малыш. Вы согласны? Возможно, так же и с чтением - читающий в дошкольном возрасте видит больше, рисует лучше, интересы его разносторонней, игры богаче, он самостоятельней в жизни. Это не просто слова, это выводы из опыта работы с дошколятами. Я чувствую, как у родителей нечитающих и совсем маленьких детишек снова встают вопросы. Не торопитесь. Скажите, если Вы не считаете нужным что-либо делать, можно заставить Вас это сделать? Тогда стоит ли заставлять учиться читать нежелающих малышей? А может, стоит научиться создавать различные варианты моделей развивающей среды, где можно обойтись без объяснений всех прелестей умения читать. Важно помнить одно: модель ситуации, которая Вами строится, никак не предполагает конкретную, определенную кем-то норму поведения ребят. Модель есть модель. Наша задача ее выстроить (или поддержать) и дать право действовать детям по своему усмотрению. Вам остается только наблюдать, участвуя в процессе по мере надобности, и делать выводы, ни в коем случае не оценивая ребенка за поступки и не заражая отношения с малышом Вашей оценкой. И тогда наверняка Вы придете к тому же, что и я. Если ребенок не хочет "развивать свою речь", учиться читать и вообще осваивать окружающий мир, то это не значит, что он отстает в развитии или ему это рано. Просто вокруг нет обстановки, которая б побуждала бы исследовать, экспериментировать со всем, что его окружает.

А у Вас сохранилось это желание? А если возродить его без страха зайти куда-нибудь "не туда" или быть непонятыми? Может быть, тогда не придется создавать ситуацию для искусственного "развивания" по вторникам и пятницам с 10.00 до 10.35? А представляете, как легко тогда выйти вместе с детьми на сообучение, сотворчество, семейное сооздоравливание, самодеятельность (в лучшем смысле этого слова) всей семьей. И чем она полнее, тем лучше! Включить бы туда не только бабушек и дедушек (без них семья - не семья), а сестер и братьев со своими семьями, друзей, соседей. И совсем не помеха, если кто-то живет далеко. Лишь бы было желание.



Ну что, рискнем? Тогда - в добрый путь! Пишите и звоните нам...

Афанасова Е.Г., afanasova@narod.ru, по материалам сайта Семейно-педагогический клуб "Школа волшебников".

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Мамины "рассуждалки": когда начинать развивать ребенка?"

Вы не авторизованы.

Замечательная статья.

>>Если ребенок не хочет "развивать свою речь", учиться читать и вообще осваивать окружающий мир, то это не значит, что он отстает в развитии или ему это рано. ПРОСТО ВОКРУГ НЕТ ОБСТАНОВКИ, КОТОРАЯ ОБУЖДАЛА БЫ ИССЛЕДОВАТЬ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ СО ВСЕМ, ЧТО ЕГО ОКРУЖАЕТ.>>
Согласна, именно так.
2001-03-29, Надежда Григорьевна
Поделитесь:

28.03.2001
Обновлено 30.08.2018
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Как правильно и быстро научить ребенка читать
Как правильно и быстро научить ребенка читать
Ребенку 5 лет. Как научить читать по слогам
Как научить ребенка читать? Система Монтессори
Как научить ребенка читать? Система Монтессори
Чтение и письмо в методике Монтессори: карточки с буквами и словами
Чем обучение чтению дошкольников отличается от обучения школьников?
Чем обучение чтению дошкольников отличается от обучения школьников?
Вы самостоятельно начали обучать чтению своего дошколенка? Тогда эта статья для вас.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!