Содержание:


Если ребенок занимается с логопедом — в детском саду или психолого-педагогическом центре — на лето занятия обычно прерываются. Родители часто спрашивают: чем позаниматься с ребенком, чтобы закрепить полученные навыки? Расскажем, как развивать речь ребенка в разном возрасте во время летних каникул.

Как расширить словарный запас ребенка

Не секрет, что залог успеха в развитии множества навыков — регулярность и систематичность занятий. Поэтому особенно важно летом, в период отдыха от основных занятий с педагогом, самостоятельно отрабатывать дома упражнения, нацеленные на увеличение словарного запаса, правильное произношение слов и выстраивание грамматических конструкций. Чтобы занятия не утомляли ребенка, нужно лишь грамотно их дозировать и выбирать игровую форму.

К содержанию

Как расширить словарный запас ребенка

Если ребенок 1-2 лет только начинает осваивать слова (скорее всего имена существительные), помогите ему сделать это. Подсказывайте названия новых предметов, рассматривайте картинки в книжках и вслух произносите их названия. Задавайте простые вопросы "Кто это?", "Где котик (Катя, дом, няня)?" Помогайте на них отвечать. Предпочтение на этом этапе отдаем простым и коротким словам, а также простым, максимально конкретным предложениям.

Когда слов в запасе уже много, но все же недостаточно, продолжаем обогащать словарь другими частями речи в формате простых игр. Например, с ребенком 3-4 лет можно хвалить любимую игрушку, соревнуясь, кто больше слов для этого придумает (обогащаем словарь признаков). Можно устраивать шуточные соревнования между игрушками на предмет их "умений"(обогащаем словарь действий). Можно играть с игрушкой в прятки и озвучивать, где спряталась игрушка и откуда ее достали (обогащаем словарь предлогов).

Для детей 5-6 лет очень интересна игра в загадки, когда нужно отгадать или найти предмет, о котором говорится. Отгадывать можно и по признакам, и по действиям, и по местоположению. Хороша также широко известная игра "Да-нет", когда один из участников задает вопросы о задуманном или спрятанном предмете, а второй имеет право отвечать только "да" или "нет".

К содержанию

Как научить ребенка говорить грамотно

Как правило, самые распространенные ошибки в речи детей возникают при употреблении предложно-падежных конструкций. Для тренировки грамотного использования этих конструкций можно использовать игру "Иностранец". По сути, это восстановление деформированной фразы, где слова даны в своей начальной форме.

Говорим ребенку: "К нам приехал слон (жираф, кукла — любая игрушка может сыграть эту роль). Он иностранец и по русски говорит еще не очень хорошо. Помоги мне его понять, переведи его слова". И сообщаем, что сказал слон. А сказать он может, например: "Слон хотеть клубника". Ребенок исправляет:"Слон хочет клубнику". "Мышка ловить кот" — "Мышку ловит кот", и так далее. Эту игру можно усложнить, произнося слова в неправильной последовательности: "Мама чашка стол поставить на".

Во всех играх на развитие грамматики следует особое внимание обращать на произнесение окончаний слов, выделяя их голосом и привлекая к ним внимание ребенка.

Как научить ребенка говорить грамотно

К содержанию

Учимся пересказывать

В этом деле нам помогут не столько речевые игры, сколько упражнения, потому что умение рассказывать — это в первую очередь умение выстраивать последовательность.

Попробуйте, например, делать что-то, следуя указаниям ребенка: строить домик из кубиков, рисовать, лепить, готовить салат — фантазия не ограничена. Условие: ребенок — командир. Он говорит, с чего начать, как продолжить, видит, что получается в результате, замечает успехи и недостатки своих указаний, учится корректировать их, то есть использовать связную речь.

Пробуйте вместе пересказывать знакомые сказки и небольшие рассказы. Очень хороши для этого произведения В.Сутеева. Они красочно и понятно проиллюстрированы автором, доступны и интересны по содержанию. Иллюстрации в них служат опорными картинками для пересказа.

Еще одна игра хорошо развивает речевую память — "Волшебная цепочка". Первый игрок произносит предложение из двух слов — основу. Далее игроки по очереди распространяют эту основу, добавляя к ней новые слова в произвольном месте. Важно не сбиться, правильно повторить то, что уже было сказано, добавив что-то своё. Например: "Идет дождь. Идет сильный дождь. Сегодня идет сильный дождь. Сегодня весь день идет сильный дождь. Сегодня весь день идет сильный, холодный дождь". И так далее.

Все эти занятия доступны детям примерно с 4 лет.


К содержанию

Учимся "выговаривать"

Здесь мы не обойдемся без физической подготовки мышц артикуляционного аппарата — безусловно, артикуляционную гимнастику вовремя каникул прекращать не стоит. Кроме этого следует продолжать автоматизацию уже поставленных звуков, разучивая, например, скороговорки и соревнуясь в скорости их проговаривания с родителями.

Для того чтобы ребенку легче было проговаривать сложные по структуре слова, нужно развивать у него чувство ритма и умение запоминать последовательность слогов. Для этого можно повторять друг за другом хлопками различные ритмические рисунки, а также играть в игру "Запомни, повтори". Правила игры: ребенок должен повторить за взрослым 3, 4, 5 или больше слогов или слов строго в заданной последовательности. Для повышения интереса к игре ребенку и взрослому стоит меняться ролями.

Конечно, это далеко не полный перечень возможных речевых игр и упражнений с ребенком, но при регулярном включении их в ваше общение результат не заставит себя ждать.

Елена Геннадьевна Морозова,
Елена Владимировна Савостьянова,
учителя-логопеды территориального образования "Соколиная гора" Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы