Мама, хочу все знать! Как привить ребенку любознательность?

Самые важные советы родителям. Статья рекомендована родителям детей от рождения до 4 лет.

Полезность: 4,5 из 5 Интересность: 4,2 из 5 (47 оценок)
Прослушать подкаст по этой статье
4066 прослушиваний
Читает Марина Дараган
Этот подкаст на Youtube

Родители многих школьников констатируют печальные факты:
— Мой ребенок ненавидит читать книги, приходится заставлять!
— Мой ребенок не может быстро запомнить наизусть стихотворение!
— Мой ребенок очень долго делает домашние задания, порой это затягивается до ночи!
— Мой ребенок не может делать домашнее задание сам, я должна всегда сидеть рядом!
— Моему ребенку интересен только компьютер. Поход в театр или музей, занятия спортом и музыкой не вызывают никакого энтузиазма.
— Мой ребенок боится подойти и познакомиться со сверстниками.

Как привить ребенку любознательность?

О наболевшем, или "Помогите! Что делать?"

Подобные крики о помощи можно продолжать бесконечно. Во всех случаях требуется получить ответы на два вопроса: почему так случилось и что делать?

С одной стороны, причины могут быть очевидными: физиологические нарушения (например, врожденные заболевания, перенесенные в дошкольном возрасте операции) или психологические травмы (неполная семья, смерть родителя, развод).

С другой стороны, очевидной причины нет. Ребенок растет здоровым, развитым, в полной благополучной и бесконечно любящей его семье. Ребенок воспитанный, добрый, умный, и родные им гордятся. Но все-таки некоторые проблемы в обучении или в общении мешают ребенку.

Конечно, некоторые скажут, что это мелочи, идеальных детей не бывает, ничего страшного. С таким отношением к жизни можно не читать окончание этой статьи.

Но как решить проблему и чем можно помочь своему ребенку?

Эта статья поможет родителям дошкольников (от 0 до 4 лет) воспитывать детей с учетом современных тенденций, технических инноваций и требований современных школ, а также поможет избежать ряда проблем в воспитании детей. Мы постараемся ответить на следующие вопросы:

  • На что именно надо обратить внимание в дошкольном возрасте, чтобы в школе ребенок чувствовал себя комфортно?
  • Как подготовить ребенка к успешному обучению в школе, а не только к поступлению в школу (пройти собеседование, сдать тест)?
  • Какие необходимо развить навыки у ребенка сегодня, чтобы он легко умел воспринимать и анализировать информацию завтра?


1. Рецепты успешного обучения

Ура! У вас родился малыш! С этого момента малютка ежесекундно начинает получать новую информацию: люди, голоса, вкусы, запахи, ощущения, настроения, предметы, вид на мир из положения лежа, сидя и стоя. Малыш быстро учится делать собственный выбор, появляются любимые игрушки, песенки, мультики, карусели, еда, друзья.

Рецепт № 1: Не запрещайте ребенку познавать мир. Знакомьте с опасными предметами в безопасном режиме.

В первые два года жизни малышу интересно все вокруг. Малыш хочет засунуть в рот или хотя бы потрогать буквально все окружающие его предметы, хочет дотянуться, доползти, дойти, добежать и узнать, что это за штука, как она работает, зачем она нужна и т.п. Обратите внимание, что ребенок совершает все эти действия самостоятельно, его не надо заставлять, уговаривать, объяснять. Он сам хочет узнать, изучить, сделать. У него есть огромное желание. Он обладает железной мотивацией: "Я так хочу. Я буду. Я так решил". Кстати, родители часто сами губят рвение ребенка к познанию нового: "Это нельзя. Это опасно. Не трогай. Не ходи. Не бери". Мы сами губим на корню его необузданную мотивацию к обучению. Мы сами, не обращая на это особого внимания, ограничиваем малыша в изучении нового, а иногда даже зарождаем у него страх перед неизведанным. В следующий раз малыш не полезет. И это произойдет, прежде всего, потому что он испугается опасности или замечания мамы. Безусловно, чаще всего родители правы. Каждому родительскому "нельзя" есть разумное объяснение. Главное, чтобы это объяснение знал ребенок: почему нельзя. И когда можно. Советуем поощрять рвение малыша узнавать все новое, не запрещать (без особой на то необходимости!) изучать мир и помогать знакомиться с новыми предметами в безопасном режиме.

Как привить ребенку любознательность?

Рецепт № 2: Высшее образование начинается с раннего развития ребенка.

Стоит обратить внимание на одну закономерность: лучшие вузы мира заканчивают студенты, которые закончили школу с аттестатом, в котором одни пятерки. И учились они на "отлично" все 11 лет. Сегодня школы набирают первоклашек, отвечающих их требованиям, и у каждой школы свои требования. И чем сильнее школа, тем жестче требования, суровей отбор и выше конкурс. Для поступления даже в самую обычную школу ребенок должен быть подготовлен, т.е. он должен пройти курс "Подготовки к школе": научиться читать, писать, считать, знать основные понятия окружающего мира, уметь отвечать на вопросы, рассказывать, пересказывать. И самое главное — ребенок должен быть психологически готов к школе. Некоторые родители готовят ребенка самостоятельно, некоторые отдают в частные детские сады с хорошей подготовкой к школе, некоторые записывают детей в детские развивающие центры. Каждый родитель сам определяет, как и где готовить ребенка, но цель у всех одна: подготовить ребенка не только к успешному поступлению, но и к успешному обучению в школе.

Грамотный курс подготовки к школе в детском развивающем центре или на дому включает 5 важнейших направлений:

  1. Получение знаний. Ребенок должен обладать широким кругозором, уметь размышлять, рассуждать, анализировать, читать, писать, считать.
  2. Социализация и адаптация к правилам школы. Ребенок должен уметь слушать и слышать, быстро выполнять задания, находить и исправлять свои ошибки, уметь договариваться и дружить, уметь работать в группе.
  3. Поведение. Ребенок должен уметь слушать и слушаться преподавателя, делать все самостоятельно (даже домашнее задание), проявлять лидерские качества, нести ответственность за свои поступки.
  4. Здоровье (сохранение здоровья). Ребенок не должен уставать в процессе обучения, утомляться, должен уметь правильно держать осанку. Применение специальных здоровьесберегающих технологий позволяют не допустить развитие у ребенка различных заболеваний и сохраняют зрение.
  5. Эмоции. Ребенок дошкольного возраста должен изучать все новое только посредством увлекательной игры. Играя, ребенок хочет узнать новое, хочет разобраться в теме, он наслаждается процессом игры, радуется, когда получается, гордится своими достижениями, ценит похвалу мамы, воспитательницы или педагога.

Современные школы требуют достаточно высокого уровня подготовки будущих первоклассников. Готовить ребенка к школе родители обычно начинают уже с 4 лет. Если методика подготовки ребенка к школе грамотная, то дети осваивают программу легко и непринужденно. Но, как это не парадоксально звучит, к курсу "Подготовка к школе" ребенка тоже надо готовить. Курс, предшествующий "Подготовке к школе", называется "Раннее развитие".

Ребенка в возрасте от 1 года до 4 лет желательно подготовить к успешному обучению по дошкольной программе. Задачей раннего развития является развитие у ребенка к четырехлетнему возрасту всех навыков, необходимых будущему дошкольнику. Перечислим эти навыки:

  1. Самостоятельность. Ребенок способен заниматься самостоятельно, без мамы. Печальный пример того, как родители не уделили должного внимания раннему развитию ребенка. Ребенок до 5 лет воспитывался дома, мама привела его на подготовку к школе в соседний детский центр (или в школу). Ребенок сесть за парту и начать учиться читать и писать не может, так как даже элементарно зайти в кабинет без мамы не способен. Что происходит в этой ситуации? Маме стыдно за поведение собственного ребенка и одновременно жалко его. Но она не знает, как ему помочь. Ребенку страшно, он попал в новую обстановку, ребята над ним смеются, он чувствует, что ведет себя не так, как все. Он замыкается в себе, но справиться со своими эмоциями и преодолеть страх не может.
  2. Восприятие мамы/педагога/воспитателя как авторитета. Ребенок понимает, что педагога надо слушать, слушаться и выполнять поставленную им игровую задачу.
  3. Коммуникабельность. Ребенок учится общаться и играть в коллективе, учится знакомиться с детьми и педагогами, учится уступать, помогать, делиться.
  4. Адаптация к обучающему процессу, развитие системного и аналитического мышления. Ребенок учится слышать игровую задачу (правила игры), быстро придумывает алгоритм ее решения (понимает, как играть), выполняет действие (самым коротким путем), анализирует результат, радуется достигнутой цели.
  5. Любознательность и эрудиция. Ребенок знакомится и увлекается разными видами деятельности (рисованием, физкультурой, музыкой, лепкой, театром, ритмикой), интересуется разными темами (животными, растениями, географией, явлениями природы, техникой), любит задавать вопросы и получать на них развернутые ответы.
  6. Мотивация. Ребенок в раннем возрасте обладает исключительно сильной мотивацией — он хочет знать все. Мотивация — это двигатель прогресса в жизни каждого человека, а мотивация ребенка — это ключик к успешному обучению. Мы с вами ничего не сделаем просто так, на любое действие у нас найдется своя причина. Если у нас есть мотивация, то мы обязательно добьемся своего, и "коня на скаку остановим и в горящую избу войдем".

Взрослое население планеты ходит на работу за зарплатой, потому что нужны средства, чтобы обеспечить себя и свою семью. Доход — это мотивация взрослого человека. Если бы не нужда обеспечивать себя и свою семью, может, и не ходили бы на работу. Институты студенты заканчивают ради диплома, потому что с дипломом возьмут на работу, на работе выплатят зарплату, зарплата нужна, чтобы обеспечить себя и свою семью. Диплом — это мотивация студента. Школьники учатся ради аттестата (желательно с пятерками и четверками), чтобы поступить в институт, получить диплом, чтобы с дипломом взяли на работу и заплатили зарплату, а она поможет обеспечить себя и свою семью. Аттестат — это мотивация школьника. А ради чего дошкольнику учиться рисовать, петь, рассказывать стихи, лепить, изучать буквы, учиться считать? Ему зарплату не платят и отметки не ставят.

Для детей от 0 до 6 лет самая большая мотивация — это похвала любимой мамы, любимого педагога или любимой воспитательницы. Ради волшебных слов "Молодец! Я горжусь тобой! Ты сегодня лучше всех!" ребенок готов слушаться и заниматься.

А еще нам всем нравится ставить перед собой новые цели, достигать их и гордиться собой.

Только в раннем возрасте (до 4 лет) можно привить малышу 5 вышеперечисленных навыков, пока он не усвоил понятия "хочу/не хочу" и "буду/не буду". В возрасте до 2 лет ребенок впитывает все, как губка, легко привыкает к преподавателю, с удовольствием занимается без мамы, быстро адаптируется к обучающему процессу, любит, когда его хвалят. Вовремя привитая любознательность, становится для ребенка необходимостью наравне с потребностью дышать, спать, кушать. Только в возрасте от 1 года до 2 малыш легко учится новым навыкам, а в возрасте от 2 до 4 лет он развивает и закрепляет их.

Так как необходимые навыки для дальнейшего успешного обучения прививаются в раннем детстве, можно смело заявить, что высшее образование начинается с раннего развития!

Рецепт № 3:Познаем, играя!

В этой статье часто звучит слово "учиться". Некоторые скажут: "Нечего маленькому ребенку учиться — еще успеет, надо сохранить ему детство, пусть пока играет". И они будут правы, но только отчасти.

Мама, хочу все знать!

Все, что делает ребенок впервые, в русском языке обозначается глаголом "учиться". Ребенок учится ползать, сидеть, ходить, говорить. В младенческом возрасте никто не говорит о том, что ребенок лишился детства, хотя до 1 года он очень многому научился. Поэтому нам привычнее использовать именно глагол "учиться": ребенок учится играть, рисовать, кататься на велосипеде, есть мороженное аккуратно. Едва ли счастливого ребенка на роликах с мороженным в руках можно назвать "лишенным детства". Мы, взрослые, можем смело называть вещи своими именами: "мой ребенок учится или мой ребенок ходит на занятия заниматься", а вот для ребенка это процесс воспринимается как игра. При наличии идеального сочетания "талантливый педагог плюс грамотная методика" ребенок с огромным желанием будет познавать, играя.Играя, изучать. Играя, запоминать.

Совет. Родителям и педагогам в разговоре с ребенком следует заменить глагол "учиться" на глагол "играть": "Ты сегодня идешь в детский центр играть. Во что вы сегодня играли?"

Дети с огромным удовольствием познают новое и интересное, потому что все дети любят играть с друзьями. Во время увлекательной игры дети получают знания в полном объеме, но для них этот процесс проходит незаметно. Легко!!

Применяя правильный подход и методики обучения ребенка, вы дадите детям необходимый объем знаний, привьете важнейшие навыки и при этом сохраните детство!

2. План действий

Самое большое богатство человека — это его образование. Мы, родители, хотим, чтобы наш ребенок вырос хорошим человеком, добился успеха, был обеспеченным и, конечно, счастливым. Хотим, чтобы у него была любимая семья и надежные друзья. Хотим, чтобы он стал уважаемым специалистом в своей области, чтоб у него была любимая работа, стабильная и достойная зарплата, чтоб он смог содержать себя, своих детей и родителей. Мог путешествовать, отдыхать, развлекаться и заниматься любимым хобби.

Молодцы те родители, которые еще вчера начали задумываться о будущем своего ребенка. Действительно, основная миссия современных думающих родителей — дать ребенку такое воспитание и образование, которые откроют ему максимум возможностей во взрослой жизни. Только знающие иностранный язык могут учиться и работать за рубежом, только высокообразованные, коммуникабельные и эрудированные становятся президентами, только находчивые и упорные становятся миллиардерами.

Главное, чтобы родители не экономили на образовании ребенка, и тогда во взрослой жизни он будет зарабатывать своим интеллектом. В развитие успешной личности ребенка необходимо вкладывать свои силы, время и средства. Инвестиции в образование ребенка — это инвестиции в его будущее.

Если каждый день ребенка от 0 до 4 лет будет наполнен позитивом, будет расти в творческой атмосфере, в окружении любящих родителей, у него будет много друзей, он будет путешествовать, посещать интересные места, будет с пользой проводить время в игре, если родители будут поддерживать его стремление к любознательности и гордиться его успехами, то однажды он начнет повторять простую фразу: "Мама, хочу все узнать!". Если повезет, и ребенку с высокой мотивацией к обучению будут помогать не только родители, но и хорошие воспитатели и любимые учителя, то школу он будет посещать с удовольствием, и науки ему будут даваться легко!

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Мама, хочу все знать! Как привить ребенку любознательность?"

Вы не авторизованы.

В моем понимании зажечь в ребенке тягу к познанию - это очень важно. По себе знаю, училась в обычной школе сквозь пальцы, когда стала ходить в лицей, где педагоги наизнанку выворачивались, чтобы нам было интересно стала отличницей. Но не это главное, главное то, что они научили меня не останавливаться на достигнутом, не бояться учиться и узнавать все новое вне зависимости 10 мне лет или 30. Сейчас я готова этим педагогам памятник поставить, за то, чему они меня научили и какие навыки во мне выработали. Даже скорее не навыки, а привычки, которые так меня сейчас выручают по жизни.
Привить тягу к любознательности - это большой труд, но и большой задел на будущее. Легко сказать что мотивировать и заинтересовать - это расплюнуть, по на практике не так все просто. Я своих мальчишек иногда никак не могу расскачать, а ведь старшему уже скоро в школу. Сейчас жалею, что не отдала старшего на ранее развитие с 2 лет.
Статью пишет руководитель детского центра, поэтому речь больше идет о развивающих центрах. Если бы статью писала заведующая детского сада, она бы развивала свою тему.
2012-03-29, Ирина Светлячок
Честно говоря удивила фраза, что ребенок должен быть подготовлен к школе, должен уметь читать писать и тд и тп. А учителя зачем? Все родители делают из своих детей вункеркиндов опережая время, может ребенок или нет не важно. "Как это так все умеют читать еще не учась в первом классе и мой ребенок тоже должен уметь". В первый класс берут детей чтобы они читали и таблицу умножения знали, а потом что? Что мы сейчас можем похвастаться хорошим образованием? В советское время в первый класс шли и там учили буквы и когда школу заканчивали в голове что-то было. Не то что сейчас. А все эти вступительные испытания для детей, чтобы "поступить в школу" полный бред который надо отменять.
2012-04-04, li_li
Ой, хи-хи-хи *-)
Вот этот "перл" как Вам? "Стоит обратить внимание на одну закономерность: лучшие вузы мира заканчивают студенты, которые закончили школу с аттестатом, в котором одни пятерки. И учились они на "отлично" все 11 лет." Шедевр чуши *-)))
О! И прям следующее предложение - такое же по глупости: "Для поступления даже в самую обычную школу ребенок должен быть подготовлен, т.е. он должен пройти курс "Подготовки к школе": научиться читать, писать, считать, знать основные понятия окружающего мира, уметь отвечать на вопросы, рассказывать, пересказывать."
Честно говоря, дальше и читать не стала.
Настолько автор "не в теме" - что ой *-)
2012-03-28, Mary-Lea
Ребенок в школе должен то, должен это... Кому? Учителю начальных классов? Конечно, ведь тогда ему работать и "обеспечивать себя и свою семью" намного легче, прямо совсем утруждаться не надо. Классный подход.
Еще "порадовала" фраза родителя в адрес ребенка "Ты сегодня лучше всех!" А завтра родится комплекс - не дотягиваю до остальных, хуже всех...
В общем, понятно, кушать всем хочется, в том числе развивающим центрам, поэтому вполне успешно они играют на родительских амбициях, особенно если ребенок единственный. Со вторым и последующими детьми уже начинаешь кое-что понимать :))
2012-03-28, Планетка
Посмотрите на практике, кому из детей легче и интересней учиться? Как можно в нашем веке не уметь читать к 7 годам? Мой ребенок читал с 4 лет. Так он еще до школы успел столькими вещами заинтересоваться! Сначала он читал везде, все, что попадалось на глаза: вывески, афиши, этикетки и т. д.,задавал бесконечные вопросы, постоянно узнавая что-то новое. Ребенок постепенно понимает, что умение читать- это пропуск в мир открытий. А как же ребенок станет любознательным, если ключи от этого мира ему недоступны.
2012-04-05, manyusha
*-)) Угу, особенно если сообразить, что те, кто учились 11 лет в штатах, в Гарвард никак не попадут, ибо там учатся в школе 12 лет *-)
Ну, лично я вывод сделала - не ходить в рекламируемые развивалки *-)
2012-03-28, Mary-Lea
Классная статья, хорошо структурирует направление, куда и как двигать по принципу «лучшее лечение – это профилактика». Как заниматься развитием малыша и на что обращать внимание.
2012-03-28, Подсолнечник
Поделитесь:

28.03.2012
Обновлено 23.11.2020
Близкие по теме статьи
Не учится, не работает, только еда и компьютер. Что делать?
Не учится, не работает, только еда и компьютер. Что делать?
Диванный синдром: депрессия, лень или отсутствие мотивации?
Кира, познающая мир
Кира, познающая мир
День полон событий — нужно и поиграть, и маме помочь.
Все, что нужно малышам
Все, что нужно малышам
Чем занять малыша, только начавшего познавать мир?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!