— Мам, когда снова поедем на Эгейское? Мы ведь монетки бросили!

...Спустя неделю после возвращения из Турции попытаюсь описать свои впечатления. Из всех городов Турции для путешествия мы (папа, мама и пятилетняя Варя) выбрали Кушадасы...

Полезность: 4,1 из 5 Интересность: 4,3 из 5 (16 оценок)

Из всех городов Турции для путешествия мы (папа, мама и пятилетняя Варя) выбрали Кушадасы, так как там, по словам гидов и отзывам туристов, в конце июля наиболее благоприятная погода. Море прохладное, и всегда дует ветер, из-за того, что город расположен среди гор. И действительно, как нам потом рассказали, в Анталье во время нашего отдыха была ужасная жара, и многие туристы были разочарованы. Да, жара была и здесь, в Кушадасах, днем больше 40 градусов стабильно (мы ездили с 23 июля по 6 августа). Где-то с 12 до 17 мы ежедневно проводили в номере, выходили только пообедать и не страдали: у мужа был компьютер, Варя спала, да и я, причмокивая закупленную медовую пахлаву, от сиесты не отказывалась. Ну, обо всем по порядку...

Самолет туда и обратно был ТУ-154, конечно, не ахти, такая коробка кое-как покрашенная, с малюсенькими окнами и тесными проходами; перед вылетом показывают, что и как надевать, "если что", и, трепеща, взлетаем. Больше всего переживала за Варьку, ведь это ее первый полет, запаслась конфетками, сосали их вместе — все было в порядке! Теперь всем рассказывает, как закладывало ушки, и это было поводом попросить новый леденец. Сейчас пишу и уши закладывает... Так что прекращаю эту тему...

Прочитав в Интернете, что погода будет стабильная и жара будет неимоверная (по нашим-то сибирским меркам!), мы не взяли с собой ничего теплого, о чем немного пожалели по приезде в Новосибирск. Прибыли в аэропорт Измира, его как раз отстроили совершенно новый, в стиле ангара, очень красивый, особенно по сравнению с нашим Толмачево... Площадь — огромная! Все в таком оранжевом цвете, кругом растения у окон... Но разглядывать было некогда, встали в очередь за визой, которую шлепают прямо в аэропорту (стоит по 20 баксов, и за ребенка). Ну, потом еще несколько очередей — и мы выходим из прохладного аэропорта... в такую жару! Ааааа! Время местное было 13.30, то есть — самое пекло! Я и правда не ожидала такого... хотя теоретически знала, что там больше 30. Пот градом, добежали до автобуса. Автобус — просто прелесть! Кондишн, телевизор, первые места рядом с водителем — Варька была несказанно рада!

По дороге развозя русских туристов в разные отели, посмотрели и потом поняли, что наш отель — самый лучший. Проезжали "Festival Club Akdeniz" (заезжаешь прямо в самое сердце отеля, это мне не понравилось, дорога узкая-узкая, кругом туристы в купальниках), "Aurora" (о нем ничего сказать не могу, но подъезд к нему ужасно неудобный), "Mersin" (этот четыре звезды, вроде красивый, хотелось бы заглянуть внутрь)... еще отеля 2-3, не помню… и — наш отель "Club Solara ***" выглядел совершенно блеклым, ресепшн деревянная, как будто и правда приехали в деревню.

Этот отель находится в деревне Гюзель-Чамлы, но совсем недавно эту деревню присоединили к Кушадасам, и теперь туристы назвали это местечко "прекрасное далёко", так как ехать из Кушадасов до него далековато, минут 45-50. Но, когда нас проводили в номер — мне очень понравилось! Ну, сразу в ванную — все в порядке, плиточка, унитаз (подходящей высоты и для ребенка), зеркало, полотенца, фен, все новое; кондишн работает; дальше балкон (балконы здесь везде, хоть и первый этаж) и вид из окна — на детский бассейн. Вода в бассейне... я сто лет в обед не видела такой воды! Такого голубейшего цвета! Я знаю точно, чего нам не хватает в Сибири. Яркости. Цветов. Красок. Тепла. Здесь этого было более чем достаточно!

В отеле нас было всего три русских семейных пары, две с ребенком. Вечером, разобравшись с вещами, пошли к морю — идти метров 50, но как оказалось потом, можно ходить и вдоль отеля (внутри, по двору, через ресторанный блок), выход прямо к берегу моря.

Значит, пляж. Пляж каменный, камни крупные, красивые, в море через 10 метров — песок! Долго идти неглубоко, так что детям есть где разгуляться. Но какой песок сверкающий! Вода чистейшая, его видно даже когда уже нет дна, и он сверкает! Это просто волшебство какое-то! Вода очень соленая, держаться на воде ничего не стоит, поэтому я за Варьку была спокойна. Но, конечно, после такой соли надо мыться, а на нашем пляже, увы, душа нет. Либо нужно идти к бассейну в отель (в купальнике через ресторан), либо идти на общественный пляж и мыться там.

На первый ужин ели: картошка фри, рис, курица, овощи (помидоры-огурцы), всевозможные оливки, жареный баклажан и фикзнает что за травка. На десерт - пирожные, похожие на нашу "картошку", кокосовые пирожные и арбуз. Хлеб очень вкусный (и это единственное, что признала Варя за еду). Вообще про еду могу сказать вот что: на второй неделе она нам совершенно надоела, ибо ели мы всегда одно и то же; очень много травы и очень мало мяса; фрукты хорошие доставались только туркам, ибо они были всегда в первых рядах и брали в три раза больше того, что съедали.

Сладкое было похоже на "манку с сахаром" или, как говорил папа, на "мочалку с сахаром". Иногда это имело шоколадный оттенок, но все равно было безвкусно-сладким. Оставалось просто найти в районном центре "Pastahane", то бишь кондитерскую, ведь Турция славится своей пахлавой! — и она там действительно очень, очень вкусная! Но Варька была равнодушна к меду и любым его проявлениям, поэтому нам пришлось покупать ей мороженое, но — в отличие от нашего (исключая, конечно, Назаровский пломбир) — очень вкусное!

Звонить мы стали по карте из телефонов-автоматов, стоит такая карта 5 лир ($1 = 1,2 лир) за 50 единиц, причем звонки на домашний телефон оказались гораздо дешевле, чем на сотовый. Рядом с отелем находится маленький деревенский рынок, который "расцветает" ближе к вечеру, после 20 уж точно; там и кормили ребенка, когда он совершенно отказывался от еды в отеле. Да, из питья в отеле были только газированные напитки (и кто нам говорил про соки?), их Варя совсем не пьет, и вода. Чай/кофе подавался только на завтрак и на полдник, во время обеда и ужина нужно было тоже пить газировку. И зеленого чая нигде не предлагали... Был прикольный случай — Варя запросила йогурт, Антон купил его в соседнем с отелем ларьке, открываем... солёный! И правда, только в России йогурт сладкий, а везде это — просто кисло-молочный продукт, типа Тайрана.

Обзорную экскурсию мы проигнорировали (а попросту — проспали) и не пожалели. Как нам сказали те, кто туда поехал, их возили в основном по торговым центрам, где торгуют кожей и золотом, и ненадолго завозили в мечеть.

Наш отель, как оказалось, находится рядом с известным Национальным парком Кушадасов, и нам посоветовали съездить туда на автобусе. Этот парк занимает огромную площадь, и там — не в клетках, а так просто — можно встретить разных животных. Кроме того (как выяснилось потом!) — там есть много монастырей, интересных пещер, и исторические места. Но экскурсий туда не устраивают, и мы поехали своим ходом.

Высадили нас на горе, вниз вела лесенка, по которой мы спустились и оказались на красивом песчаном пляже, усыпанном турками. Турки были везде — и в море, и в кустах за специальными столиками, Варя кричит — смотрите! поросенок бежит! — смотрим — и впрямь, бежит такой маленький кабанчик, к своей большой семье (штук пять поросят и, возможно, родители, гуляют просто так в лесу). Хотели мы пойти дальше, но расспрашивать было бесполезно — никто либо не знал, где здесь смотрят зверей и куда тут можно пойти, либо вообще не понимал английский. Потом нам сказали, что для национального парка надо искать водилку, который знает, куда ехать и что показывать. А пешком там делать нечего, территория парка очень большая. Вот что я оттуда помню — так это треск цикад! Где-то в 19 часов они начали трещать, и мне стало попросту жутко... Пляж опустел, солнце устремилось к закату, народ рассосался по машинам, музыка стихла... Жуть! А вообще парк закрывается в 21-00.

Прогулку на яхте мы решили организовать сами, без русского гида; и это нам без проблем удалось (и вместо 25$ мы потратили 20$ за человека). На яхте тоже были в основном турки, и нас восемь русских: всего человек 50. Я думала, целый день на яхте — это же сдохнуть от жары! Оказалось, ничего, на самом море всегда ветер, и даже прохладно, если укрываться от солнца. Заныривать в воду можно было пять раз (яхта делала пять остановок, и только одну на суше), Варька боялась нырять с лесенки, поэтому мы ее только окатывали водой из ведра. Но — чистейшая вода! Папуля наш постоянно нырял и приносил разной живности типа ракушек, скелетов морских ежей, крабов, морскую звезду, притащил клешни огроомного краба, из нее выпал маленький, ребятишки за ним носились. Один из управляющих яхты нырнул с гарпуном и через некоторое время вернулся с... осьминогом! Все кому не лень его трогали, и ко всем он приклеивался своими присосками.

Да, последняя остановка была на греческом острове Самос, вот где дети побесились! Главное, когда стали подплывать, штурман приказал поднять флаг... и какой, вы думаете, мы подняли? Греческий! Конспираторы блин. Так что можно сказать, что мы были в Греции, хотя об этом ни в одном проспекте яхтовых прогулок не написано. После этой поездки качало еще минимум три дня.

Через день отдыха решили поехать в Кушадасы (некоторые русские сразу устремляются на турецкие рынки, дабы оправдать поездку, ох как я этого не люблю!). Мы ехали исключительно на Голубиный остров и крепость на нем. Это действительно сказочный остров! Крепость настоящая, с маяком, с пушками, любому мальчишке будет там интересно! Правда, "внутренность" крепости, башня на макушке, была закрыта, но в щель между дверями я разглядела несколько картин. Единственное, что мешает трезво все воспринимать — это жара. Мы дотопали до крепости, отбиваясь от рыночных приставучек, только к 12 часам, поднимаясь выше к солнцу, ощущаешь, как плавится твое тело, и дурманится голова.

Через два часа ужасно хотелось есть и — купаться! Но попробуй тут покупаться в портовом городе! Пляжов не дождесся, и вдруг сверху вижу — внизу на острове купаются люди и стоят шезлонги! Бегом туда. Плати пять лир — говорят... Заплатили за каждого, побежали в воду. Это нечто! Ржавая лестница, берег весь в морских ежах и какой-то зеленый, Варя купалась только на руках у папы. Лежишь на лежаке, видишь, как тут же рядом с огороженной территорией моют только приставший корабль, что-то выбрасывают в воду... и надо в нее же лезть! Дурдом! Больше всего меня убила раздевалка, в которой нестерпимо пахло мочой (ну женщины! ну кто так делает…), нельзя было ничего повесить. В общем, мы отдали 5 лир за мечту. И, неудовлетворенные, ушли. И какова же была наша радость, когда в Кушадасах мы зашли в кафе "на углу", завлекавшее пахлавой, мороженым и турецким кофе! Счастливее человеков трудно себе представить.

Из внеплановых экскурсий был еще Грот Зевса. Пешком от отеля 15 минут. Это просто суперместо! Правда, сами турки его же и... замусорили совсем. Самый настоящий грот, нет никаких табличек, что это за место (по легендам, это грот, в который приходил Зевс развлекаться, прячась от своей жены). Внутри холодно, и от тела идет пар! Вроде бы для того, чтобы стать сильнее, нужно там искупаться. Внутри есть даже несколько островков, до которых можно доплыть и вернуться обратно. Ощущения — супер! Из 40-градусной жары в ноль! Главное — что есть надежда вернуться обратно в жару, и она греет.

В отеле Варя познакомилась с одной девочкой-ровесницей Вершаламель и ее семьей: родители, два брата и две сестры. Никто из них не знает английского, кроме сестры Вершаламель, которая изучает английский в школе — в Анкаре нет моря, говорит она, через нее и общались. Но для Вари и она говорила на неизвестном языке, а с Версус (так они сами звали Вершаламель) они хохотали, бегали, держась за ручки, играли в нарды, купались и танцевали. Просто чудеса!

Особое впечатление от турецкой бани. Все ее нюансы можно прочитать где угодно, но удовольствие! Папка наш долго переживал по пути в ту сторону, что можно было потратить деньги на что-нибудь другое, а в баню сходить дома, — но нисколько не пожалел, что сходил туда! Ходили вчетвером (дети играли в холле), муж/жена и муж/жена, и это хорошо. Потому что я была первой, контраст температур после "сдирания верхней кожи наждачкой", горячая пена, когда я перевернулась на живот, массажист тайком подозвал мужа и, когда тот эротически поглаживал меня в разных местах, спрашивал: "ааа?" мне хотелось вскочить от негодования! но было неудобно перед остальными... Массаж отличный, бедный дяденька запарился, аж открыл двери, когда делал его четвертому... Короче — супер!

Следующая трата денег была в Аквапарке Adaland. Ну, поехали мы все русские вместе, и хорошо. Дети тусовались в отдельном детском бассейне, взрослые по очереди бегали на "взрослые" горки. Самое главное, чего я больше всего боялась, — это то, что мы будем там на горе под открытым солнцем с 10 до 15.30! Оказалось, что горки, и вода, и экстремальные ощущения совершенно перекрывают все остальные опасения. Кроме того, мы ходили на представление в дельфинарий с 12.30 до 13.30, и сидели там в тени. Единственное, что плохо — это то, что еда на территории стоит втрое дороже, и за ней нужно стоять в очередях. А еще представление в дельфинарии не бесплатное...

Варя, конечно, была в полном восторге от горок — а я от человека, который там страховал детей. Вот уж что называется — человек на своем месте! Он ни на кого не кричал, никого не подгонял (Варя очень боялась катиться, он с ней и пел, и танцевал, и что-то ей приговаривал, и других детей придерживал, чтобы не катились за ней сразу же), кого-то подбрасывал постоянно, не отсиживался — в общем, просто сказка! Я нисколько не переживала за нее.

Для взрослых тоже там уйма горок, некоторые так себе, а некоторые "да ну их нафиг". Самая экстремальная горка, от которой я, наверное, полчаса не могла перевести дух, — это "лететь вверх, далеко, над пропастью, под 45 градусов". А в крытых горках мы катались вдвоем, они внутри освещены, и всегда видно, куда повернет дорога. Но самое большое впечатление у меня было от дискотеки под дождем. Сначала на сцене несколько тинейджеров показывали движения, собралась толпа, просто повторяли, а потом — откуда ни возьмись — из дырочек в полу стала брызгать вода, образовался такой туман, — как же клево под ним танцевать! Когда поворачиваешься, видишь столько радости в людях! Все друг друга задевают, но и не прижимают, возраст людей — от мала до велика, и просто незабываемое ощущение восторга, до слез!

Была еще одна экскурсия в Эфес, очень увлекательная. Девушка-гид по имени Нэс рассказывала долго и много, но это не утомляло. Вся экскурсия заняла полдня, к обеду мы уже вернулись в отель. Мы успели съездить в сам город, обойти его окрестности; потом — гончарная мастерская — просто сказочная керамика! купили там три тарелочки в подарок родным; потом — гора и дом Девы Марии, со святым источником и стеной желаний; потом — еще одна торговая лавка с оливковым маслом, супер-черничным вином и турецкими сладостями типа рахат-лукума, сушеного инжира, всевозможных орехов и пр. Вернулись очень довольные.

По вечерам сидели в беседках, пили пиво, играли в нарды и общались с русскими друзьями. Единственное, что напрягало — это полное отсутствие организации вечернего детского досуга. Дети носятся в полутьме и не знают, чем им заняться. У Вари был компьютер, и где-то к 22 часам она уже сидела за ним, смотрела мультики. В 23.00 ежедневно была дискотека для желающих, но мы туда не ходили, так как сваливались спать. В последние дни на море поднялся ветер, были большие волны, и за полчаса можно было так нахлебаться соли, что лезть в него больше не хотелось.

В общем, отдохнули мы отлично. Отоспались на полгода. Море, пальмы, солнце были нам обеспечены. А большего нам и не надо.

Фотографии этого отдыха можно посмотреть здесь.