Содержание:

Реклама

Вы твердо решили в новом году подтянуть свой английский. Или собираетесь взять ребенку репетитора — английский в школе у него идет неважно. В первом случае, скорее всего, вы думаете о "разговорном английском", расширении словарного запаса. А школьнику, как вам кажется, как раз не хватает знания правил — именно за грамматические задания у него самые плохие оценки. О расхожих представлениях о роли лексики и грамматики в освоении иностранного языка рассуждает методист онлайн-школы английского для детей AllRight.com.

Что важнее для знания языка: лексика или грамматика?

Для тех, кто вырос и учился в российских школах, английский связан в основном с грамматикой. Слова "время глагола", "неопределенный артикль" и "герундий" вызывают неконтролируемую дрожь и желание спрятаться за учебником на последней парте. Десять лет рисования табличек в тетрадке были почти у каждого из нас, но только единицам удается поддержать разговор с иностранцем в отпуске. Значит ли это, что грамматика не нужна? И как правильно учить английские слова — их же нам тоже не хватает?

Что важнее для знания языка: лексика или грамматика?

Представьте себе, что язык — это дом. Чтобы его построить, нужны кирпичи и цемент. Кирпичики языка — это лексика, то есть слова. Цемент, соответственно, грамматика. Получится ли у нас построить дом из одних кирпичей, без цемента? Мы сможем поставить их один на другой, но конструкция получится очень шаткой. При этом построить дом только из цемента вообще невозможно.

С языком все совершенно так же. Чтобы говорить по-английски, мы запоминаем слова и связываем их при помощи грамматических правил в предложения. Если слов недостаточно, то и предложения получатся очень короткими, несмотря на знание законов их соединения.

Например, вы знаете, что Present Perfect Continuous, время глагола, образуется как have been плюс глагол с окончанием -ing, и используется, когда вы говорите о процессе, который происходил в прошлом. Но вы не сможете сказать фразу "I have been looking for my keys for 3 hours this morning" (я искал свои ключи 3 часа сегодня утром), если вы не знаете слова look for (искать), keys (ключи) и morning (утро).

Получается, знать слова — важно.

Например, вы знаете много разных слов, но совсем не владеете првилами и говорите своему знакомому:

— I be Moscow (буквально: я быть Москва).

Он, конечно же, не поймет: вы будете в Москве и предлагаете встретиться, или вы были там и хотите рассказать о впечатлениях. Или, может быть, забыли отрицание и говорите, что никогда там не бывали. Придется долго объяснять, что вы имели в виду.

Совсем другое дело, когда вы говорите "I have been to Moscow" (Я бывал в Москве). Сразу понятно, о чем дальше пойдет разговор.

Значит, грамматика не менее важна для того, чтобы правильно понять друг друга.

Невозможно определить, что "главнее" — грамматика или лексика. И то, и другое одинаково важно в любом языке. Но все же с чего лучше начать?

Почему учить английский надо словосочетаниями

Почему учить английский надо словосочетаниями

Маленькие дети учат родной язык с самых простых слов: мама, папа, дай. Период односложных предложений очень короткий: малыши быстро осваивают простые фразы и впоследствии учат язык сразу словосочетаниями. В них слова связаны между собой грамматическими правилами, но дети не понимают этого. Они узнают обо всех этих спряжениях, склонениях и согласованиях только в школе, к тому моменту уже прекрасно владея речью.

Когда ребенок осваивает иностранный, то ему почему-то предлагается отдельно заучивать слова и отдельно — правила, а уже потом соединять ее в словосочетания. Это сложный процесс и одна из причин, почему изучение английского тяжело дается в школе.

Очень важно на этом этапе избежать прямого перевода с английского на русский и обратно. Русская грамматика очень отличается от английской. Например, предложение "I have got a cat" буквально переводится "Я имею кошку", а по-русски мы говорим "У меня есть кошка". Дети, не знающие конструкцию "have got" начинают переводить дословно и спрашивают учителя: "А как будет слово у? А как будет слово есть?", хотя в английском варианте этих слов нет вообще.

Преподаватели, которые знают эту особенность, начинают изучение языка с ввода коротких словосочетаний. Очень часто ребенок даже не подозревает о том, какая грамматика скрывается за "Would you like an apple?" (хочешь яблоко?) или "Who is that?" (кто это?). Только несколько лет спустя он узнает, почему там would и почему в предложении "Who is that?" порядок слов не такой, как в других вопросах.

Грамматика не нужна?

Многие родители — да и взрослые ученики — приходят в языковые школы и говорят:

— Нам только разговорный английский, никакой грамматики.

Такой запрос равносилен "нам, пожалуйста, натуральный кофе, только чтобы он был без кофейных зерен, а то я не люблю кофейные зерна". Это происходит потому, что их опыт изучения английского в школе ограничивался копированием таблиц и раскрытием скобочек. То есть они грызли горькие кофейные зерна вместо того, чтобы перемолоть их и сварить, в терминах языка — разбить на логические части и смешать с жизненными ситуациями.

При этом никто не говорит "давайте без этой вашей лексики, она мне не нужна, мне разговаривать надо". Грамматика незаслуженно принижается, хотя без нее любой язык — как машина без колес: заводится, но никуда не едет. А все потому, что когда правила преподаются изолированно, их просто некуда применить. Ведро цемента, если его тут же не использовать, соединив кирпичи, застынет и станет бесполезным. Так и грамматика без применения ее в разговорной речи быстро забудется.

Хорошие преподаватели знают эту особенность и обучают так, что ученик даже не предполагает, что вот сейчас отрабатывает времена глаголов или предлоги. Он считает, что рассказывает о том, что он делал вчера, или описывает, как выглядит его квартира. И хвастается потом: "а мы грамматикой на уроках не занимаемся", подразумевая, что не раскрывает скобочки и не заучивает наизусть правила.

Как учить английские слова

Кажется, что все сложности в изучении английского связаны только с грамматикой: учить правила бесполезно, времена глагола запомнить попросту невозможно. К сожалению, с лексикой тоже все непросто.

Во-первых, учить слова из разных областей — не очень хорошая идея. Гораздо лучше, если все они связаны одной темой. Например, запомнить table (стол), run (бежать) и buttefly (бабочка) гораздо сложнее, чем table (стол), chair (стул) и bed (кровать), потому что в первом списке слова никак не связаны между собой, а во втором они все легко объединяются в тему "мебель".

Во-вторых, очень часто лексика и грамматика неразрывно связаны. Например, есть слова, после которых должен стоять только один предлог, и никакой больше, например, interested in (заинтересованный в чем-то). Такие слова нужно запоминать сразу в сочетаниях, чтобы потом не ошибаться в предлогах. А словосочетания — это уже грамматика.

Чтобы ребенок заговорил на английском, нужно соблюдать баланс и заниматься всем понемногу: учить новые слова, складывать их в предложения с помощью грамматики, разговаривать, писать, слушать и читать на английском. Все части языка связаны, и нельзя сказать, что какая-то из них важнее остальных. Учите английский с интересом и желанием, и тогда вопрос "с чего начать?" решится сам собой.