Содержание:

Кто у вас глава семьи? Мало кто быстро найдется с ответом — в современных семьях больше распространено партнерство. Но это не отменяет необходимости кому-то брать на себя функции руководителя — даже если на работе и по жизни вы обычный исполнитель. Вопреки ожиданиям, существование руководителя в семейной системе не ведет к конфликтам, а наоборот, позволяет избежать их.

Динамичное мышление

В обязанности любого руководителя входит решение текущих проблем. Наиболее эффективные руководители проблем не боятся и ныряют в них с головой: собирают информацию, обдумывают, находят выход. Руководители знают, что одна нерешенная проблема может повлечь за собой множество других, более сложных, что способно привести к хаосу.

В семейной жизни на проблемы зачастую закрывают глаза. Только когда раздаются тревожные звоночки (болезни, ссоры, эмоциональные срывы), мы начинаем задумываться о том, что нужно что-то менять.

С точки зрения исполнителя — это нормальное поведение. С точки зрения руководителя — это огромная потеря времени и сил. Гораздо легче решить проблему на стадии ее возникновения (или принять превентивные меры), нежели разбираться с ней, когда ситуация запущена.

В решении проблем вам помогут два навыка: динамичное мышление и системный подход. На двух простых примерах вы сразу поймете, что это такое.

К содержанию

Динамичное мышление

Руководителю всегда следует ориентироваться на решение проблем, и тогда обстановка не будет накаляться.

Решить проблему или устроить скандал

Мы с семьей собираемся на свадьбу друзей. Погода с утра не соответствует прогнозу — намного холоднее. 15 минут до выхода. Еще никто не одет.

— Я надену рубашку с длинным рукавом, — говорит муж. — Но ее нужно гладить.

Моя первая мысль (пример статичного мышления, не ориентированного на решение проблемы): "Неужели нельзя было предусмотреть все вчера, когда у меня было время погладить? Да и вообще — уже пора научиться гладить самому. Мне еще краситься и детей одевать".

Мой ответ (пример динамичного мышления, ориентированного на решение проблемы):

— Одень, пожалуйста, детей, я поглажу тебе рубашку. Но в этом случае мы можем опоздать. Можно надеть поверх поглаженной рубашки с коротким рукавом теплую кофту. Тогда мы не опоздаем.

Муж соглашается на второй вариант. Проблема решена, эмоциональная обстановка остается спокойной, и мы не опаздываем.

Мария

В течение дня все родители попадают во множество ситуаций, когда нужно принимать решения. Люди, склонные мыслить статично, топчутся на месте, разводят бурю в стакане воды, но не двигаются с места. Очень важно постепенно развивать в себе динамичное мышление, ориентированное на решение проблем, на продвижение вперед. Как это делать?

Каждый раз при возникновении сложной ситуации, требующей принятия решения, спросите себя, прежде чем ответить вслух: "Что я сейчас делаю? Решаю проблему или топчусь на месте?" или "Что я сейчас могу сделать, чтобы решить проблему?".

Если вам хочется спросить ребенка "Почему ты это сделал? Зачем?", то вы просто топчетесь на месте. Гораздо эффективнее спросить: "Как мы это все уберем?", "Как это лучше исправить?". Такими вопросами вы направляете энергию в нужное русло: на решение проблемы, а не на эмоциональный всплеск.

Системный подход

К содержанию

Системный подход

Такой подход к решению проблем — одна из самых важных задач родителя, который решил стать руководителем.

Каждый день новое решение — или одно раз и навсегда

У меня трое детей — девочка 6,5 лет, мальчик 4,5 лет и девочка 5 месяцев. С ними сижу я, в сад мы не ходим. Муж работает, поэтому домашнее хозяйство и дети в основном на мне. Самая большая сложность со сном старших детей. Очень много времени уходит на то, чтобы их уложить спать: они стали старше, много болтают и не могут успокоиться. Сейчас часть обязанностей выполняет няня, но осенью я опять буду одна, и хотелось бы структурировать свой день, чтобы больше успевать.

Я только начинаю заниматься собой, своим образованием, так как поняла, что дальше тянуть не стоит. Дети еще маленькие, а время уходит. Поэтому начала с тайм-менеджмента, чтобы научиться тратить время не только на готовку и детей, но и на свое (а следовательно, и на их) развитие. Возвращаясь к вопросу, я определила, что необходимое мне время на развитие в течение дня — это час днем и максимум час вечером. И я никак не могу его выделить.

Наталья

В такой ситуации точечные решения не помогут. Ругать детей, подстраивать режим дня, чтобы дети побыстрее уснули — все это неэффективная трата времени и сил. Здесь нужно системное решение.

У Натальи большая часть времени уходит на то, чтобы уложить старших детей днем и вечером спать. Они болтают и не засыпают, потому что ни днем, ни вечером не успевают устать. Процесс засыпания превратился в увлекательную игру, которая забирала у мамы энергию и два-три часа очень нужного ей времени.

Анализ ситуации показал, что старшие дети находятся уже в том возрасте, когда дневной сон не обязателен. Решение пришло само собой: больше их не укладывать, а давать играть в спокойные игры или смотреть мультфильмы (можно на английском языке, чтобы проводить это время с пользой). Это время Наталья может использовать для себя (час днем).

За счет того, что дети не спят днем, вечером их можно укладывать раньше. И на сам процесс будет уходить гораздо меньше времени. Это изменение позволит выиграть Наталье необходимые ей два-три часа.

Системные решения позволяют решить проблему в корне. В нашем примере это не придумывать каждый день способ побыстрее уложить детей, а просто не укладывать их днем, чтобы они лучше засыпали вечером.

Самое сложное для родителей — обнаружение такой проблемы, так как в семье мы зачастую видим лишь некоторые ее симптомы. Выявить и осознать проблему — это нелегкая задача, но она по силам любому внимательному родителю.

Очень многие мелкие проблемы имеют в своей основе одну, которая и есть их причина. Сто "нет" и "нельзя" за день решаются одним системным решением.

Как сделать так, чтобы запреты работали

В Германии огромное количество правил и запретов. И меня всегда удивляло, почему они все соблюдаются. Секретов два. Во-первых, немцы изначально с помощью автоматических систем устраивают все так, чтобы нарушить правило было невозможно (невозможно выехать с парковки, не заплатив; невозможно увезти тележку от супермаркета, так как при удалении от него колеса перестают вращаться). Во-вторых, за нарушение правил моментально наказывают, поэтому люди быстро учатся (видеокамеры на дорогах, специальная служба контроля).

Мария

Если не хочешь постоянно запрещать, нужно решать вопрос системно. Например, вместо того чтобы запрещать детям играть с розетками — поставить на розетки замок-защиту, вместо того чтобы ругаться из-за разбросанных по кухне ложек — поставить защелку на шкаф и выделить специальные ящики для игр, куда можно положить некоторое количество пластиковой посуды.

За нарушения запретов нужно наказывать сразу, а не переносить санкции на следующий день. Наказание должно быть адекватным возрасту и нарушению. Если ребенок обжегся, то он уже сам себя наказал, и ругать его не нужно. Стоит лишь еще раз подчеркнуть, что бывает, когда трогаешь горячие предметы.

Чем меньше ребенок, тем меньше должно быть запретов. Все должно быть устроено так, чтобы малыш мог свободно и безопасно исследовать пространство вокруг. Для этого в первую очередь нужно самому проползти по дому на четвереньках и испробовать все на прочность на уровне роста ребенка (дернуть за скатерть, за полку шкафа и т.д.).

Как только вы замечаете интерес ребенка к потенциально опасному предмету, подумайте, не можете ли вы решить проблему системно (поставить стул, чтобы ребенок не добрался до цели, спрятать предмет, накрыть его чем-то). Сначала попробуйте найти возможность сказать ребенку "да". Если такой возможности нет, то дружелюбно объясните, почему нельзя.

Современные психологи советуют помножить возраст ребенка на два — и вы получите количество допустимых "нет". Чем старше ребенок, тем меньше от него нужно прятать, но больше объяснять.

Итак, родитель, обнаруживая какую-либо проблему, должен подумать, не является ли она лишь следствием другой, более крупной, которая порождает множество симптомов. Обнаружение такой проблемы — это уже половина решения. Если глубинная проблема установлена, то разобраться с ее последствиями не представляет труда. Высший уровень руководства семьей предполагает предотвращение таких проблем, пока они еще не оказали своего негативного воздействия.