Увидев трехлетнего наследника английского престола принца Джорджа в гольфах на Рождество, российские мамы очень удивились. Но почти так же удивляются мамы американские или английские, когда видят наших детей в мае в шапках. О том, какие особенности ухода за детьми сильнее всего отличают наших мам от ненаших, в книге "Shapka, babushka, kefir. Как воспитывают детей в России" рассказывает Таня Майер. Она выросла в Америке, работала и растила сына в Москве 10 лет назад, затем двух дочерей — в Лондоне, а теперь живет в Австрии. Хорошо представляет себе нюансы воспитания детей по ту и эту сторону океана — и ничему уже не удивляется.
![Прогулки в коляске Прогулки в коляске](https://img.7ya.ru/pub/img/21373/thinkstockphotos-100805281.jpg)
Прогулки с ребенком: чисто русский ритуал
Первые полгода своей жизни средний российский ребенок очень много времени проводит в коляске — чаще всего именно на улице и проходит его дневной сон, причем в любое время года. Российские мамы могут спокойно относиться к режиму кормления или сна, но есть одно, общее для всех непреложное правило — ребенок должен гулять! И в идеале — два раза в день. Считается, что прогулки на относительно свежем городском воздухе укрепляют иммунитет и делают ребенка сильнее. С самого рождения и до школы прогулка — неотъемлемая часть дня.
Когда я жила в Москве, мой ребенок, как и все остальные московские младенцы, гулял во время сна. Няня вывозила его на утреннюю прогулку, потом на послеобеденную прогулку, а летом он иногда гулял три раза: теплыми вечерами я приходила с работы, отпускала няню и, положив сына в коляску, отправлялась в кафе, чтобы посидеть на веранде с друзьями, пока он спит среди «зелени». К этому моменту я совершенно не могла понять, как ребенок может спать не на улице.
В Лондоне мамы тоже гуляют с колясками — по оживленной Хай-стрит Кенсингтон, заглядывая во все магазины. У меня есть подозрение, что моя младшая больше времени провела, посапывая в коляске, в супермаркетах Waitrose, чем в парке. Хотя, когда я только приехала в Лондон, то, как хорошая московская мама, сразу побежала искать детскую площадку.
Через пару недель я поняла, что на площадке мерзну только я и несколько русских нянь, а лондонские дошкольники проводят время на всяких занятиях или дома. В России же площадка — главное место встречи детей и нянь, со своими правилами, часто первое и главное место социализации детей от полутора до пяти лет. Тем не менее обе мои младшие дочки по российской традиции до полугода спали на улице — ежедневные прогулки по Кенсингтонским садам шли на пользу и мне, и им.
Нет ничего удивительного в том, что дети лучше спят на свежем воздухе, но на Западе мамам почему-то редко приходит в голову сделать прогулку ритуалом. Трудности со сном обсуждаются постоянно, но никто не будет спрашивать американку, почему она не ходит с ребенком гулять: считается совершенно нормальным, особенно если в доме есть и старшие дети, что малыш может весь день провести внутри, за исключением, может, пары поездок на машине в магазин, если семья живет в пригороде.
Шапка и колготки: носят только русские
Учитывая специфику российского климата и тот факт, что гулять положено вплоть до минус двадцати, к одеванию детей и младенцев в России относятся очень серьезно. Главный предмет гардероба — это шапка. И не только зимой. На каждый сезон у русского ребенка есть по отдельной шапке.
Зимой она шерстяная, огромная, с завязками на подбородке и часто с помпоном (причем и у мальчиков, и у девочек). Весной и осенью надевают шапку поменьше и полегче, иногда она даже сделана из хлопка, а не из шерсти. И как бы ни было тепло или солнечно, шапка всегда остается на голове — потому что может «просквозить» (еще одно чисто российское понятие). Летом, конечно, шапка тоже совершенно необходима, но теперь в виде панамы или банданы, чтобы не «напекло».
Шапка — это святое. Если вы выведете ребенка на прогулку без соответствующего сезону головного убора, вам обязательно сделают замечание. Мой двухлетний сын, переехав в Лондон, наотрез отказывался выходить из дома без шапки, в результате мне пришлось отправиться в Gap и приобрести ему кепку. Когда он пошел в школу, его очень обрадовало, что в форму входит в том числе лиловая шляпа в стиле Гарри Поттера.
Еще один важный предмет гардероба — колготки. В России их носят все дети — и мальчики, и девочки. На самом деле это очень удобно.
Я помню, как привезла сыну из Нью-Йорка очень красивый пуховый комбинезон (единственно возможная одежда московской зимой) и обнаружила, что ни в джинсах, ни в вельветовых штанах он туда не влезает. Но мои няни легко исправили ситуацию, велев мне купить колготки, потому что, как оказалось, ребенок в свитере и колготках прекрасно помещается в комбинезон. И ползать в них тоже очень удобно. Так что все красивые штанишки пылились в шкафу, а сын, как и все прочие российские младенцы, целыми днями щеголял в боди и колготках.
Через несколько лет мне снова пришлось вспомнить о колготках. Сын пошел в лондонскую школу, где ему вручили очень красивую форму. С традиционными шортами вместо брюк, которые положено носить с длинными — до колена — носками.
Зима выдалась очень холодной, и у меня сердце кровью обливалось, когда я видела его голые ноги. Я пожаловалась своей русской подруге, и она спокойно предложила мне пойти и купить сыну колготки: «Мой ходит в колготках под шортами с начала холодов, и до сих пор никто ничего не заметил».
Сначала я сомневалась, боялась, что его будут дразнить, но когда градусник в очередной раз показал минусовую температуру, купила в отделе для девочек толстые серые колготки. А сыну велела, если спросят (в расписании был бассейн), почему он так одет, сказать, что все русские так ходят, потому что иначе можно заболеть.
Я, конечно, очень уважительно отношусь к традициям и всему истинно британскому, но все же идея, что ребенку надо дорасти до восьми лет, чтобы надеть «длинные брюки», кажется мне совершенно абсурдной. Особенно зимой!
![Уход за ребенком до года Уход за ребенком до года](https://img.7ya.ru/pub/img/21373/thinkstockphotos-623098504.jpg)
Почему российские мамы выбирают японские подгузники
Еще одна особенность первого года жизни сегодняшнего российского младенца — японские подгузники (или памперсы — в России так называют подгузники любой марки). Когда мы с сыном жили в Москве, выбор был невелик — Pampers, Huggies и несколько европейских брендов. Подгузники были импортными и довольно дорогими, но они были везде.
Я никогда особо не размышляла над брендом — сначала это были Huggies, а потом Pampers. В Лондоне о японских марках никто не думал — мы все заказывали Pampers с доставкой, ну кроме приверженцев тканевых подгузников, к которым я никогда не относилась.
А недавно я обнаружила в нашей фейсбук-группе, что мамы активно обсуждают возможность покупки японских памперсов на Кипре во время отдыха. Я очень удивилась — что в них такого особенного? Оказалось, что все эти Merries, Moony и Goon с очаровательными японскими малышами на упаковках вроде как гораздо нежнее к коже и к тому же с индикатором наполнения. Московские мамы рассказывали мне, что японские подгузники мягче, лучше «дышат» и вообще отличаются очень высоким качеством.
Российские мамы помешаны на всем «здоровом», так что нет ничего удивительного в том, что они готовы заплатить больше за подгузники, в которых младенческая кожа дышит. И это при том, что сами они в большинстве своем выросли на марлевых — в СССР никаких одноразовых подгузников не было, они появились только в 1990‑х годах.
Моя мама рассказывала, как здорово было в 1978 году — к рождению моей сестры изобрели памперсы, а мне, родившейся в 1976-м, приходилось заказывать тканевые подгузники. Я покупала Pampers, потому что мама покупала Pampers. Купить пачку подгузников с иероглифами мне бы в голову не пришло.
Судя по всему, японские подгузники можно купить только в Японии, на Тайване и в России. Я думаю, что дело не в том, насколько японские подгузники лучше (или хуже), чем обычные бренды, а в том, что российские мамы готовы экспериментировать и ровно так же готовы экспериментировать магазины. В Америке или Англии новый бренд никогда не попадет на рынок без одобрения гигантов торговли вроде Wal-Mart или Tesco. В России система ритейла еще довольно фрагментирована, что создает возможности для продавцов.