Содержание:

Метод Монтессори — это не только знаменитые рамки и вкладыши, игры по развитию внимания и тактильных ощущений. Не меньше в детских садах Монтессори занимаются развитием слуха, обоняния, вкусовых ощущений. Большинство этих игр доступны дома. Рассказываем, как включить их в вашу повседневную жизнь с малышом.

Игры по методу Монтессори

К содержанию

Игры со звуками

В детских садах Монтессори большое внимание уделяется развитию слуха у детей. Вот несколько игр, которые помогут научить ребенка различать звуки и определять их источник.

Сухая фасоль (1,5–4 года)

Возьмите большую стеклянную или керамическую салатницу и наполните ее наполовину сухой фасолью. Выбирайте крупную фасоль: ребенок не засунет ее в нос или ухо, а при ее пересыпании из большой ложки в миску получится приятный звук. Дайте ребенку большую ложку и покажите, как зачерпывать фасоль и высыпать обратно в миску.

Малышу можно разрешить просто поиграть с фасолинами. Когда он зачерпывает их ладонями, получается интересный звук. Если ребенок просыпает фасолины мимо, покажите ему, как их поднять и положить в миску. Подчеркните, как важно, чтобы все фасолины были в миске.

Звуковые цилиндры (3–6 лет)

Еще одно упражнение, которое помогает детям развить способность различать звуки, основано на использовании звуковых цилиндров. Сделать их можно из любых деревянных, пластиковых или стеклянных контейнеров. Они должны быть непрозрачными, чтобы их содержимого не было видно. Также контейнер при потряхивании должен производить четкий звук, когда внутри него находится какой-то предмет. Можно использовать маленькие стеклянные баночки из-под детского питания: нужно закрасить их или закрыть цветной бумагой, чтобы стенки стали непрозрачными.

Шесть контейнеров должны быть одного цвета, еще шесть — другого. Попарно наполните контейнеры (пара разных цветов) предметами, издающими интересные звуки (сухим горохом, фасолью, рисом, песком). Ребенок должен совместить контейнер одного цвета с парным другого цвета, издающим тот же звук. В монтессори-школах наборы из 6 контейнеров помещаются в отдельную коробку, крышка которой выкрашена в тот же цвет.

Игра в тишину (2–6 лет)

Кажется, мы почти забыли, что такое тишина. Нужно помочь детям понять ее красоту. Когда мы молчим, то слышим себя и становимся гораздо восприимчивее к миру. Игра в тишину помогает развить самодисциплину, а также более осознанное отношение к звукам вокруг, которые многие даже не замечают.

Можно привлечь внимание ребенка, позвонив в маленький колокольчик или подав условный сигнал рукой, что игра начинается. Ребенок должен прекратить делать все, чем занимался, сесть, закрыть глаза и постараться оставаться абсолютно неподвижным. Попросите его сохранять такое положение, пока он не услышит, как вы шепотом зовете его по имени. Когда малыш услышит свое имя, он должен молча подняться и подойти к вам.

Игру можно изменить, чтобы помочь ребенку научиться быстро и аккуратно двигаться. Предложите ему взять колокольчики и обойти комнату так, чтобы они не зазвенели.

Сначала маленький ребенок не сможет сидеть неподвижно и молча больше 30 секунд, но постепенно научится расслабляться, слушать тишину и наслаждаться ею. Если эта игра понравилась вашим детям, превратите ее в ежедневный ритуал. Другая ее разновидность — визуализация: ребенок закрывает глаза, а вы описываете то, что он должен себе представить. «А теперь мы подходим к ручью. Мы опускаем в воду ногу. Ой, какая холодная вода!»