Содержание:


"Стоит ли вести трехлетнего сына на занятия для дошкольников?" — раздумывает мама ребенка, которого пока не планируют отдавать в детский сад. Она знает, что осенью все ровесники ее ребенка окажутся в саду, и играть на детской площадке ему будет просто не с кем. А в детском клубе предлагают развивающие занятия "в игровой форме". Смогут ли они заменить те игры, которые сейчас так нравятся малышу? Вы сами ответите на этот вопрос, когда вспомните, что же особенного происходит, когда дети играют.

Кто устанавливает правила игры?

К содержанию

Настоящая детская игра выглядит так

"Прыгай в лодку! — зовет Джордана. — У нас экстренная ситуация, надо спешить!"

Майкл и Рейна залезают в деревянную лодку.

"Я — доктор. У меня шприцы", — говорит Рейна.

"А у меня лекарства", — добавляет Майкл.

"Мне не нравятся гадкие лекарства", — замечает Джордана.

"Они тебе помогут", — убеждает доктор Рейна.

Дети раскачивают лодку из стороны в сторону, будто плывут, пока один из четырехлетних пассажиров не заявляет, что они уже приплыли. "Нет, нет, еще рано!" — кричит Майкл, и остальные соглашаются, что нужно погрести веслами еще немного. Вскоре они прибывают на место.

"Вон там больная собачка", — Джордана показывает на мягкую игрушку на полу. Все трое выбираются из лодки и спешат к игрушечной собаке, которой требуется их помощь.

"Давайте сделаем для нее кровать", — предлагает Джордана и протягивает стоящим рядом друзьям кубики.

"Можно я помогу?" — спрашивает Ния, включаясь в игру.

"Да, нам нужны помощники", — отвечают друзья.

Кровать из кубиков разваливается, но в конце концов детям удается осуществить задуманное. Мягкую игрушечную собаку укладывают на постель лечиться.

Оживленная, тщательно продуманная игра воспро¬изводит фрагменты взрослой жизни, свидетелями которых стали дети; при этом они чувствуют себя очень значимыми.

Эти дети полностью сосредоточены на происходящем вокруг, они используют все, что попадается под руку, чтобы порадовать себя, копируя язык и повторяя фразы взрослых, с которыми общаются каждый день, имитируя их поведение и обучаясь делать многое самостоятельно. Эти дети, которым всего по четыре года, научились взаимодействовать друг с другом, договариваться о разделении ролей и работать сообща.

Не существует единого определения игры, но есть ряд общепризнанных характеристик, объединяющих все детские игры.

Во-первых, когда дети играют, они получают от этого удовольствие. У них счастливый вид, им хорошо, спокойно, а иногда они полны воодушевления.

Во-вторых, дети полностью погружены в происходящее. Они внимательны, им интересно, и их нелегко отвлечь от того, чем они занимаются. Они естественным образом вовлечены в то, что делают, — им не требуются ни поощрение, ни указания, их не нужно заставлять что-либо делать. Они хотят играть просто ради удовольствия от самой игры.

Вас может удивить, что такое приятное занятие можно назвать обучением. Активная вовлеченность в процесс, подпитываемая удовольствием, становится основой для внимания и целеустремленности, которые понадобятся вашему ребенку во время учебы в будущем.

В-третьих, стремление играть присуще ребенку от рождения. Различные факторы могут его мотивировать на это: новизна, свежий взгляд на нечто уже известное, овладение знакомыми предметами в совершенстве (вспомните, как часто ваш ребенок многократно выполнял одно и то же действие), потребность в эмоционально окрашенных действиях. Хотя мотивация исходит от самого ребенка, взрослые обеспечивают ему безопасность, поддерживают его или помогают во время игры, если это ему необходимо.

К содержанию

Кто устанавливает правила игры?

В-четвертых, играющие дети не зависят от правил, установленных кем-то извне. Во многом мир детской игры существует за пределами мира взрослых. Когда расцветает воображение, возможно почти все, а детская логика отличается от нашей.

Дети способны выстраивать собственную логику или правила игры, но они не всегда ориентируются на правила, установленные взрослыми, и не стремятся им следовать. Сегодня правила такие, а вчера были другие.

Понаблюдайте за играющими малышами. В их игре правила устанавливаются, согласуются, изменяются и подвергаются новому обсуждению, даже если такие правила кажутся взрослым нелепыми.

Милли держит в руках мяч и отказывается его бро¬сать. Ларсон кричит ей: "Надо бросать. Такие правила. Бросай!". Милли отвечает: "Сначала надо стоять и держать. Я держу его. Он у меня, поэтому мне решать, когда надо бросать". "Хорошо, — соглашается Ларсон. — Тогда я тоже буду его долго держать, когда он будет у меня".

В свободной игре правила тоже плавающие. Реа играет роль мамы и заявляет: "Ты не можешь взять все кубики. Только у мамы все кубики". Айша не согласна: "Я — малышка. А малышке тоже можно забрать все кубики".

Но свобода от внешних правил не означает их полного отсутствия. Дети устанавливают свои правила, распределяют роли, выстраивают отношения: решают, кого брать в игру, как будет развиваться ее сюжет и как при этом нужно себя вести. Игроки придумывают правила и принимают соглашение по этому поводу, и это подразумевается само собой.

Время наводить порядок, и тут появляется разносчица пиццы. "Кто заказывал пиццу пепперони?" — кричит Тексейра, когда несет кубик на место.

"Я заказывал", — Ашук забирает у Тексейры кубик и водружает его на полку. Он отвечает за то, чтобы уложить кубики на место, и аккуратно складывает "пиццу" одну за другой в соответствии с размером.

Вскоре и другие дети начинают приносить "пиццу", они передают кубики Ашуку, и каждый громко кричит через всю игровую комнату: "Кто заказывал сырную пиццу?". "А вот еще пицца!"

Дети распределили роли и выработали правила, чтобы у них получилась ролевая игра. Сами по себе их действия направлены на то, чтобы навести порядок в комнате, а придуманные роли увлекают их и становятся основой для игры.

Чем игра отличается от работы и учебы

К содержанию

Чем игра отличается от работы и учебы

Наконец, когда дети играют, они концентрируют внимание на процессе или на выполнении какого-то действия, а не на цели и не на результатах. Вот почему игра — это игра, а работа — это работа. Когда мы работаем, даже если работа нам нравится, мы думаем не только о процессе работы, нас мотивирует ее результат — заработная плата, получение премии, достижение поставленной цели.

Когда маленькие дети играют, все, чем они занимаются, связано с процессом — разделения между ним и целью не существует. Именно благодаря этому процессу происходит и обучение, и развитие.

Хотя взрослые создают условия для игр и руководят ими, настоящая игра возникает только там (дома, в детском саду, на детской площадке), где дети чувствуют себя свободными и самостоятельными и могут сами за теять игру в любой форме.

Игровая обстановка обеспечивает детям безопасность, подсказывает, где и во что они могут играть, и это значительно облегчает процесс игры. На самом деле детям не нужно много игрушек и материалов для игр: они могут сами фантазировать с тем, что есть под рукой, не чувствуют растерянности от широты выбора и не отвлекаются на лишнее.

Посмотрите, не слишком ли много игрушек у вас дома. Я часто предлагаю родителям убрать половину. Они очень удивляются тому, насколько активно начинает играть их ребенок.

Еще одна роль родителей (но совсем не обязательная) — ненавязчиво стимулировать детскую любознательность во время игры. Если ваш ребенок толкает паровозик по деревянным рельсам и говорит: "Он едет к бабушке", вы можете сказать: "Интересно, что будет делать паровозик, когда доедет".

Так играют ли дети на занятиях, которые проводятся "в игровой форме"? Выходит, что нет. Форму там удается воспроизвести, а вот содержание детской игры — нет.