Как помочь заговорить людям с нарушениями речи

Что дает программа "Макатон" детям и взрослым с нарушениями развития и расстройствами речи

Испытывать проблемы с речью могут взрослые и дети с разными нарушениями здоровья – от детского аутизма до старческой деменции, от ДЦП до умственной отсталости и нарушений слуха. Но если человек не может говорить, это не значит, что у него нет мыслей и чувств, что ему не нужно общение. Возможно, пособия для альтернативной коммуникации с людьми, у которых есть трудности со звучащей речью, вскоре будут так же распространены, как пандусы для колясок.

программа Макатон при нарушениях речи

Другие способы “говорить”

Для людей с трудностями коммуникации логопедами-дефектологами придуман специальный термин – альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК). Альтернативная коммуникация нужна, когда речи нет совсем. Дополнительная – когда понимание и речь есть, но в недостаточном объеме.

Один из самых известных примеров АДК – это система обмена карточками PECS (Picture Exchange Communication System), разработанная в 1985 году в США. С ее помощью дети и взрослые с аутизмом, которые часто не могут выразить свои желания словами, могут выстраивать целые предложения и фразы. Обычно у пользователя системы PECS всегда с собой альбом с набором карточек на липучках, с помощью которых он может объясниться в семье, в магазине, попросить о помощи.

В последнее время активно развивается производство компьютерных программ и электронных коммуникаторов, при помощи которых человек с трудностями коммуникации может стать свободнее. Один из самых интересных российских проектов программного обеспечения – LINKa. Это бесплатные программы, которые помогают людям с нарушениями речи, движения и интеллекта общаться с миром при помощи одной кнопки, джойстика или просто взгляда. Разрабатывает LINKa Иван Бакаидов – талантливый программист с ДЦП из Санкт Петербурга.

Полвека назад в Великобритании появился еще один способ, с помощью которого могут общаться люди с нарушениями развития и речевыми расстройствами.



Слова, жесты и картинки

"Макатон" – языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и картинки-символы. Ее разработала в 1970-х годах британский логопед и дефектолог Маргарет Уокер для взрослых с нарушениями развития, живущих в интернате. Впоследствии "Макатон" был адаптирован для детей и взрослых с различными нарушениями развития, людей с речевыми расстройствами, пожилых людей с деменцией и последствиями инсульта. Сейчас программу используют более чем в 50 странах мира, включая Польшу, Индию, Кувейт и Японию. В Россию "Макатон" пришел в 2008 году благодаря центру лечебной педагогики "Особое детство".

Для множества людей с тяжелыми коммуникативными и интеллектуальными нарушениями "Макатон" стал голосом, который позволяет им общаться с окружающими и участвовать в жизни семьи и общества. В этой программе речь всегда используется совместно с жестами и символами, и это позволяет наладить общение в самых разных ситуациях.

Люди, у которых нет речи или она неразборчива, могут использовать жесты. Символы (напечатанные на карточках или нарисованные от руки) помогают "говорить" тем, кто не может жестикулировать, а также позволяют людям, которые говорят отдельные слова, выстраивать полные предложения. Модальности можно комбинировать: например, человек может понимать собеседника благодаря жестам, сопровождающим речь, а сам для общения использовать символы.

альтернативная коммуникация Макатон

Благодаря "Макатону" мама неговорящего ребенка может узнать, что ему понравилось на занятии или что он хотел бы съесть на ужин – и это единственный способ получить эту информацию. "Макатон" рекомендуется использовать всегда, когда есть риск возникновения коммуникативных трудностей. Например, в Великобритании маленьких детей с нарушениями слуха начинают обучать по этой программе перед установкой кохлеарного имплантата, чтобы они могли общаться с его помощью, когда уже слышат, но еще не научились говорить. Другой пример – использование жестов и символов "Макатона" с детьми в группах раннего развития, которое способствует профилактике коммуникативных нарушений и развитию речи.

Кроме того, благодаря "Макатону" можно донести важную и актуальную информацию. Например, во время пандемии вышел буклет о том, как объяснить людям с трудностями коммуникации, что такое коронавирус. Его подготовила команда Центра лечебной педагогики по развитию и адаптации программы "Макатон" в России.

Как устроен "Макатон"

Программа включает в себя почти 500 слов, необходимых в повседневном общении. Они организованы по стадиям с постепенным усложнением: от повседневных понятий, таких как "мама" и "еда", до сложных и абстрактных, таких как "выбирать" и "последний". Получившийся словарь охватывает все основные стороны жизни и включает в себя понятия, актуальные как для детей ("мишка", "песочница"), так и для взрослых ("зарплата", "курить").

Каждому слову соответствуют жест и символ. В России это частично адаптированные жесты Русского жестового языка, РЖЯ. В подборе необходимых жестов участвовали эксперты по РЖЯ, руководители Центра образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой Анна Комарова и Татьяна Давиденко.

как система Макатон помогает общаться

В отличие от жестов, символы – это универсальная система, единая для разных стран, но учитывающая культурные особенности каждой. Так, уникальными для России являются символы "баня", "печка", "пирожок" и другие.

Общаться – важнее, чем правильно выговаривать звуки

Есть распространенный стереотип – что человек перестанет пытаться освоить звучащую речь, если научится жестам и символам. Однако у любого ребенка жесты появляются раньше слов, а с развитием звучащей речи постепенно уходят из обращения, потому что разговаривать удобнее. То же самое показывают все крупные исследования в этой области.

В России многие специалисты и родители не понимают важности развития коммуникации у людей с особенностями и ставят звучащую речь на первое место. Из-за этого многие дети и взрослые с нарушениями развития могут оказаться в очень трудной ситуации, когда собственная коммуникация не развивается, а работа ведется в основном над правильным произношением звуков.

Современный подход к работе с людьми с нарушениями, которые не начинают говорить сами, подразумевает использование всех доступных средств коммуникации (речи, жестов, картинок, технических средств и др.). Это позволяет развивать и понимание речи, и способность сообщать о себе ("я хочу…", "дай мне…", "мне не нравится…", "мне плохо, потому что…").

Определенные сложности с применением "Макатона" в России могут быть связаны с тем, что пока пользователей этой программы не очень много. Если в Польше родители могут переводить ребенка в другой детский сад, точно зная, что "Макатон" там тоже будет, то у нас в стране им пользуются далеко не во всех учреждениях (в Москве это, например, центр лечебной педагогики "Особое детство", центр "Пространство общения", Свято-Софийский социальный дом и другие). Именно поэтому команда по развитию программы видит своей долгосрочной задачей работу над ее широким распространением. Это позволит людям с нарушениями развития поменять учебную организацию или даже переехать в другой регион – и по-прежнему быть понятыми.

кому помогает метод Макатон

Кому помог "Макатон"

Варваре 25 лет, диагноз – органическое поражение центральной нервной системы. Говорит несколько слов, неплохо понимает обращенную речь, относящуюся к повседневной жизни. До 20 лет пользовалась жестами собственного изобретения, которые понимала только ее мама.

Варя с энтузиазмом отреагировала, когда педагог показал ей первые жесты программы "Макатон". Обнаружилось, что девушка легко их запоминает и с удовольствием повторяет. Сейчас, пять лет спустя, Варя активно использует жесты для коммуникации: самостоятельно показывает около двадцати, понимает около ста.

Когда Варя использует жесты программы "Макатон", которые понимают окружающие ее педагоги и ребята, она более спокойна, чувствует себя уверенней, не кричит, чтобы добиться желаемого, как делала раньше. Любимое времяпрепровождение девушки – "жестовое пение", когда человек под музыку показывает жесты, соответствующие тексту песни.

Также у Вари есть коммуникативная книга, в которой находятся карточки со всеми известными ей символами. С их помощью она может показать, чего хочет, и даже составить предложение из нескольких символов.

Феде 9 лет, диагнозы – синдром Дауна и нарушение слуха. До 4 лет он находился в доме ребёнка, сейчас живет в семье. Занимается с сурдопедагогом и логопедом, может произносить отдельные слова, часто по слогам.

Когда мама показала Феде жесты программы "Макатон", он сразу начал их повторять, быстро запомнил и стал использовать в подходящих ситуациях. Мальчик начал пытаться произносить новые слова, показывая жесты. Хотя Федя использует "Макатон" только месяц, он уже очень полюбил жесты программы и всегда радуется, когда взрослые общаются с ним с помощью жестов.

Родители тоже в восторге, они не ожидали, что жесты так замотивируют сына к общению и окажутся настолько удобным и доступным инструментом для коммуникации. Братья и сестра Феди с удовольствием запоминают жесты и используют их не только с ним, но и друг с другом.

Где и как можно изучить программу "Макатон"

За то, как программу адаптируют в разных странах, отвечает британский благотворительный фонд The Makaton Charity. В России его эксклюзивным представителем является центр лечебной педагогики "Особое детство". Специалисты ЦЛП регулярно проводят обучающие тренинги, а весной 2020 года запустили вебинар "Макатон: введение в программу". На нем можно получить базовое представление о языковой программе и ее жестах и символах.

Начиная с 2013 года, российская команда обучила более пятисот человек из разных регионов России и стран СНГ. Среди них специалисты, работающие с детьми и взрослыми с особенностями развития, родители и волонтеры. Освоение материала происходит быстро: за два дня слушатели успевают узнать много нового о коммуникации с особыми людьми и потренироваться в использовании жестов и символов.

Фото: Екатерина Мурадян, Виктория Глотикова


Опубликовано Волкова Алёна
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Как вырастить морковь: все работы от посадки до урожая
Какой сорт моркови выбрать, чтобы вырастить хороший урожай?
Оставить комментарий к статье "Как помочь заговорить людям с нарушениями речи"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

23.07.2020
Обновлено 27.07.2020
Статья дня
Как вырастить морковь: все работы от посадки до урожая
Как вырастить морковь: все работы от посадки до урожая
Какой сорт моркови выбрать, чтобы вырастить хороший урожай?
Близкие по теме статьи
Как сообщать начальнику неприятные новости
Как сообщать начальнику неприятные новости
Как управлять своим начальником: 5 способов
Нюта Федермессер: любую боль надо лечить. Как я проверила это на себе
Нюта Федермессер: любую боль надо лечить. Как я проверила это на себе
Когда болеешь, надо знать правду – и честно рассказать близким
50-летняя женщина почувствовала признаки деменции – и избавилась от них
50-летняя женщина почувствовала признаки деменции – и избавилась от них
Как изменить распорядок дня, чтобы уменьшить риск болезни Альцгеймера
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!