Как полюбить читать

Как вернуть любовь к чтению?

Если бы эта статья была предназначена для родителей старшеклассников, а не для самих старшеклассников, то она начиналась бы с вопроса: а регулярно ли вы сами читаете книги при ребенке? Уже практически общеизвестно, что дети в этом вопросе берут пример со своих родителей, и можно сколько угодно убеждать свое чадо, что школьнику положено проводить вечера за книгами, — но если сам родитель считает себя уже выросшим из читательского возраста, то результата он не добьется...

Впрочем, статья эта адресована лично вам. И вы не виноваты, что занятые взрослые, возможно, сами забросили чтение: в обратную сторону вышеупомянутое правило подражания может и не работать. Если вы хотите, чтобы ваша семья снова (или впервые) стала читающей, будьте готовы предложить маме, папе, бабушке или дедушке свою помощь в делах, чтобы хотя бы немного облегчить их ежедневные заботы и освободить им время для книжек. А в основном придется заняться воспитанием читательского рвения в самом себе.

Впрочем, есть люди, которые считают, что без родителей в этом вопросе никак не обойтись.

Гипотеза Пеннака

Даниэль Пеннак — это имя-аргумент для книголюбов, имя-лекарство для врагов дислексии, лени, интернет-зависимости — и что там еще считается причиной нелюбви к чтению? Он родился в Марокко в 1944 году, а в 1992 — написал эссе "Как роман", с которым и носятся те, кто хочет видеть вас в обнимку с книжками.

До образа, который пришел в голову Пеннаку, вообще может додуматься лишь человек, который как минимум спрашивал себя о настоящем смысле... церковных традиций. Дело в том, что этот автор сравнивает семейные часы маминых или бабушкиных сказок с совместной молитвой. "Каждый вечер в один и тот же час после дневной кутерьмы наступало затишье, непременная встреча, вопреки любым обстоятельствам, миг сосредоточенного молчания перед первым словом рассказа, голос, наконец-то наш, настоящий, литургия эпизодов... Да, вечернее чтение выполняло самое прекрасное предназначение молитвы — самое бескорыстное, наименее отвлеченное, чисто человеческое: оно освобождало от обид. Мы не каялись в грехах, не пытались обеспечить себе толику вечности, мы вместе причащались словом, получали отпущение и возвращались в единственный рай, который чего-то стоит: близость. Сами того не подозревая, мы открывали для себя едва ли не главное назначение сказки, и даже шире — назначение искусства: устанавливать перемирие в битве жизни".


Учась читать, ребенок невольно разрушает эту святыню, гордый недавно обретенным умением. А родитель, препоручая ребенка школе и учителю, просто совершает... предательство. Пеннак пишет от лица таких "предателей" ребенка: "Мы приобщили его к путешествиям со скоростью мысли; теперь он раздавлен тупостью усилия. Мы одарили его вездесущностью — теперь он узник своей комнаты, класса, книги, строки, слова". Ведь ни родители, ни бабушки с дедушками не задают, вам вопросов по содержанию во время чтения сказки, когда вам три года. Это же сказка! И таковой — свободной и просторной — литература в идеале должна оставаться для вас всегда!

Пеннак размышляет: "Свойство живых — заставлять любить жизнь, пусть даже в форме уравнения второй степени, но живое никогда не значилось в школьной программе. В школе — обязанности. Жизнь где-то еще. Читать учат в школе. Любить читать..." — и тут мы понимаем, что и нелюбовь к чтению, и нарастающее с возрастом равнодушие большинства школьников к учебе представляют собой явления одного порядка. (Однако нелюбовь к чтению, согласитесь, вполне может присутствовать у жизнелюбивых людей!)

Так что же теперь — воскрешать любовь к книгам общесемейными усилиями, снова "бабушку трясти: „Прочти, пожалуйста, прочти!“", а Валентин Берестов, написавший "Читалочку", где правдиво воспел радость юного самостоятельного читателя, был неправ?

По Пеннаку, всё примерно так, а еще он утверждает право каждого не делиться впечатлениями о прочитанном, или читать любую дребедень, или не читать вообще ничего — и ведь с точки зрения прав человека он говорит абсолютно верно! Но как тут сдашь экзамен и при чем тут школьная программа, в которую, смею утверждать, вошли великолепные произведения?

Интересная концепция у Даниэля Пеннака. Но вам-то — учиться нужно...

Рецепт от Максима Горького

Этот писатель, отчасти — хрестоматийный завсегдатай школьной программы, отчасти — забытая мощная литературная глыба, не считается общепризнанным авторитетом, способным приучить кого-либо к книжкам. Скорее, напротив, школьники разных поколений удивлялись его строчкам о Соколе, Уже, Буревестнике, пИнгвине, Данко, Изергиль, Луке и Сатине — и это удивление не было любопытством. Поэтому его вклад в пропаганду литературы среди нелюбителей чтения приходится освещать после вклада Пеннака, а ведь Горький старше Пеннака на целых 76 лет! (И хорошо, что старше и не земляк, а то они, наверное, спорили бы ужасно. Ведь Пеннак выступает за совместное семейное забытье над книгой сказок, а Горький — за реалистическую правду. Кто любит правду, тот и правдивые книги полюбит!)

Итак, у Максима Горького нелюбви к чтению не наблюдалось, напротив: "Читать хотелось мучительно. Взяв с полки медную кастрюлю, я отразил ею свет луны на книгу..." — вот как сильно любил он печатное слово, даже освещения нормального ему не требовалось!

Зато книголюбом он был поначалу неразборчивым. И как знать, вдруг его способ отличать стоящие книги от ширпотреба поможет тому из вас, кто еще не может назвать себя заядлым читателем, в том, чтобы просто полюбить книгу! Это так полезно в наше время, когда только ленивый не пишет рецензий на прочитанное и когда процветают рекомендательные сервисы — дело, конечно, хорошее, но мешающее совершать свой выбор абсолютно самостоятельно. (И не мешающее многим и многим продолжать не любить читать.)

В знаменитой трилогии Горького ("Детство", "В людях", "Мои университеты") мотив книг вообще звучит отчетливо. Однако ответ, как научиться разбираться в книгах, содержится именно в средней повести цикла — "В людях". Нафталиново-слащавые названия ("Гуак, или Непреоборимая верность", "Франциль Венециан", "Битва русских с кабардинцами, или Прекрасная магометанка, умирающая на гробе своего супруга"), экзотичные имена (Дюма, Понсон дю Террай, де Монтепен, Законнэ, Габорио, Эмар, Буагобэ) однажды становятся для ее героя словно на одно лицо: "Бывало, уже с первых страниц начинаешь догадываться, кто победит, кто будет побежден, и как только станет ясен узел событий, стараешься развязать его силою своей фантазии. Перестав читать книгу, думаешь о ней, как о задаче из учебника арифметики, и всё чаще удается правильно решить, кто из героев придет в рай всяческого благополучия, кто будет ввергнут во узилище...". А просто этот пытливый читатель начал щелкать такие книги как орешки!

В книге, которая, в противовес всей этой литературе, была воспринята Горьким как настоящая, "не было ничего запутанного, ничего внешне интересного, с первых страниц она казалась серьезной и сухой, как жития святых. Ее язык, такой точный и лишенный прикрас, сначала неприятно удивил меня, но скупые слова, крепко построенные фразы так хорошо ложились на сердце"...

Повторили бы вы о какой-нибудь книге эти слова?

Когда просто не любишь читать, тогда книги, естественно, скучны. Когда задаешься целью отделить зерна от плевел, научиться судить о книгах, находить лучшие книги — читать становится гораздо интереснее!

Житейские советы

Если бы вы не знали вовсе ничего ни о Пеннаке, ни даже о Горьком, вы бы всё равно выкрутились — и когда-нибудь охотно открыли бы нечитаную книгу. Ведь человечество вообще располагает массой советов, как полюбить читать.

В зависимости от того, кто и в какой ситуации эти советы получает, они бывают действенными либо нет. Общее их качество — ситцевая незамысловатость, но если вам действительно понравится тот или иной приемчик, он сможет стать лично вашим хитом сезона!

Тут и чтение по ролям; и разговоры о прочитанном (они вполне могут кому-то нравиться, даже если не нравятся ни Даниэлю Пеннаку, ни вам лично); и заразительность интереса к чтению, и втискивание толстой книжки в и без того плотное расписание; и создание литературного общества (объединения, клуба); и подбор книги о человеке с таким же именем, характером или интересами, как и у вас; и прослушивание аудиокниг; и вера в пословицу "книга — лучший подарок"; и выбор только самых интересных книг; и торжественные походы в библиотеку; и чтение тех книг, которые часто лежат на подоконниках в богемных кафе; и просмотр экранизаций в сравнении с литературным источником; и анализ аннотаций; и изучение оглавления; и целеполагание (мол, какую примерно мысль я тут ищу? Насколько хорошо я хочу разобраться в этой теме?); и перестановка книг на домашних полках; и конспектирование; и иллюстрирование...

Есть из чего выбрать!

Но один из советов стоит в этой массе особняком. Потому что речь идет о точке отсчета — о готовом книголюбе!

Кто на другом полюсе?

Возможно, вы прекрасно представляете себе человека, который книг не любит. Может быть, это вы сами или кто-то из ваших знакомых.

А что читают те, кто книги обожает? К какому идеалу стремиться, если вы мечтаете стать книголюбом, но не знаете даже о том, является ли ярым книгочеем ваша учительница литературы?

Для ответа на этот вопрос подойдут те, кто занимается книгами профессионально — либо досконально изучает их, либо и вовсе пишет их сам. Это филологи и — вновь! — писатели (ну никуда от них не деться). Итак, список рекомендуемой литературы "самого литературного факультета" самого главного вуза страны находится по интернет-адресу www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Texts.htm, подойдут и списки других филфаков. Выбирайте оттуда наименования — и вперед! А с появлением у себя любимых писателей (или просто писателей, интересных вам сегодня) обращайте внимание на то, какие книги упомянуты в их произведениях. Ищите их и читайте!

Интерес с нуля

Естественно думать, что книга не будет открыта вами, пока вы не получите гарантию, что она интересна. Или — что вам заранее интересна ее тема...

Однако многие области знания располагают настолько талантливыми книгами, их воспевшими, что до прочтения таких книг вы можете совсем не интересоваться предметом, зато после — интерес становится гарантирован! Можно уныло зубрить азы философии — а можно потратить вечер на чтение книжки Юстейна Гордера "Мир Софии", и останется только смело перейти непосредственно к чтению самых заковыристых философских первоисточников: ведь вся мудрость мира уже понятна! Но это популярная книга: а кто-то прямо в детстве, раздобыв строгий вузовский учебник или научный труд, проникается глубиной изучаемого.

Они не похожи друг на друга, как сказки, любимые Пеннаком, и правда, любимая Горьким. Самые разные жанры, самая разная степень серьезности, самые разные авторы, самое разное время и место написания... И самые разные дисциплины: история, филология, неврология, криптография, гендерная психология, живопись, регионоведение, экономика — всё это перестает быть скучным благодаря книгам. Вы просто сидите и читаете — а у вас уже будто появилась профессия.

Как же не полюбить чтение еще и за это?!

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Что ели во Флоренции времен первых Медичи
Как Медичи стали править Флоренцией
Оставить комментарий к статье "Как полюбить читать"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

20.05.2011
Обновлено 20.05.2011
Реклама
Статья дня
Что ели во Флоренции времен первых Медичи
Что ели во Флоренции времен первых Медичи
Как Медичи стали править Флоренцией
Близкие по теме статьи
Что читать тем, кому за 20: лучшие романы на каждый возраст
Что читать тем, кому за 20: лучшие романы на каждый возраст
Если есть время читать романы: летнее чтение для взрослых
Чтение детям - вечернее перемирие в битве жизни
Чтение детям - вечернее перемирие в битве жизни
Первая книга дочери – "Первоклассница" Евгения Шварца
Найти работу мечты – или полюбить эту? Начните с нового года
Найти работу мечты – или полюбить эту? Начните с нового года
Как превратить рутину в призвание, а неприятных людей – в учителей
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!