Как не испугаться математики

Готовить нужно к тому, чтобы быть готовым учиться математике. Тренировать свои руки, голову, смекалку.

Заметки трижды папы, трижды дедушки и попутно - доцента математики.

Математика... Услышав это слово, многие молодые родители будущих школьников уже испугались - и "сами по себе", и за своего ребенка. Громоздкие вычисления, сложные формулы, теоремы, которые совершенно невозможно ни запомнить, ни, тем более, понять. К "такой" математике нужно заранее специально готовить, чтобы не отстать в школе, причем готовить с большим напряжением, пересиливая себя, "ломая" ребенка, заставляя его заниматься скучным и нелегким делом.

Успокойтесь, дорогие мамы и папы - это заблуждение! Да, конечно, многие беды у ребенка с математикой в школе из-за того, что он не был готов к встрече с ней. Да, конечно, готовить нужно, но... не к технической работе. Готовить нужно к тому, чтобы быть готовым учиться математике. Тренировать свои руки, голову, смекалку. Попробую поделиться опытом такой подготовки. Итак...

Считаем

Хорошо бы научить ребенка считать. Самое главное - не заучить по-попугайски числа от 1 до 20 наизусть, как стишок. Ребенок должен понять принцип счета, понять, как считают взрослые люди.

Сначала выясним, как называются числа первого десятка. Этому ребенок учится с помощью собственных пальчиков, сначала на руках. Пусть наш ученик с этим освоится и научится произносить числа по порядку до десяти. Потом "подключаем пальцы на ногах" - чтобы были усвоены названия чисел до двадцати. Конечно, можно использовать и любой искусственный материал: палочки, камешки, кубики, хоть зубочистки. Теперь считаем (отвечаем на вопрос "Сколько?") - сначала до 10, а потом до 20 - все, что попадется под руку: дома, на прогулке, в ванной (разве что, на горшке не нужно) - как тот козленок из мультика, который любил считать до 10 и не только считать конкретные предметы, но и просто произносить числа по порядку "без пальчиков"! Для математики важна всякая работа "в уме", чтобы с детства развивалось абстрактное математическое мышление.


А дальше не нужно пока смешивать количественный счет с порядковым. После двадцати отвлекаемся от "сколько", то есть уже не считаем предметы, а выясняем, какое число за каким следует. Для этого ваш ребенок привязывает, скажем, к числу "двадцать" все те же "один, два, ... девять"... Стоп! Не "двадцать десять", а "тридцать", не "тридцать десять", а "сорок". Дальше совсем просто: "пятьдесят", "шестьдесят" и так далее - а потом "сто", "двести",... "тысяча"... Главный принцип: присчитывай единичку! Мы хотим, чтобы ребенок понял счет - это самое главное - тогда у него может получиться считать "хоть до скольких". Если ребенок усвоит этот принцип, то считать предметы научится быстро.

Можно показать ребенку цифры и научить читать числа хотя бы до двадцати. Дальше опять может пойти само, если не упускать процесс из виду. Это можно приурочить к моменту, когда он начнет (с вашей помощью, конечно) разбираться с буквами и чтением.

Чертим

Очень полезно для будущего школьника свободно владеть карандашом, линейкой и шаблонами-лекалами, позволяющими построить окружность, квадрат, ромб и другие фигуры.

Сначала мы просто тренируемся уверенно держать линейку - чтобы не "ползала" по бумаге - и равномерно прижимать к ней карандаш. Потом учимся проводить по линейке прямую линию и называем отрезком ту ее часть, которую наш усердный ученик старательно изобразил на бумаге. Важно, чтобы ребенок свободно чертил по линейке в любом направлении! Можно еще чертить линейкой углы и называть их: прямой, тупой, острый. Делать это все хорошо в обычной тетради в клетку. В умелых руках клетка в тетради - весьма мощное учебное средство. Например, можно попросить провести отрезок, чтобы в нем было столько-то клеточек. Похвалив ребенка (обязательно!), можно сказать, что число клеточек - это длина этого отрезка. А теперь можно попросить посчитать, сколько клеточек содержит тот отрезок, который ты провел раньше, то есть найти его длину. То же самое можно проделать и с делениями на линейке. Подсчитывая клетки или деления на линейке, мы лучше усваиваем то, что узнали, занимаясь арифметикой.

А теперь берем шаблон. Учимся аккуратно прижимать к нему карандаш, старательно обводим по внутреннему контуру и любуемся получившимися красивыми фигурками. Называем при этом каждую фигурку "по имени": треугольник, четырехугольник, пятиугольник (заодно и посчитаем, сколько этих самых углов и сколько сторон!); а вот тоже четырехугольник, но у него все углы прямые - значит, он не просто четырехугольник, а прямоугольник. А у этого прямоугольника еще и стороны одинаковой длины - это квадрат. А четырехугольник, у которого стороны равны, а углы не обязательно прямые - это ромб. А есть еще фигурки круглые - окружность и эллипс.

Важно, что ребенок учится не только чертить различные фигуры, но и обязательно называть их. Тем самым пополняется его словарный запас и совершенствуется умение произносить всякие непростые слова.

Можно еще поучиться пользоваться циркулем. Это более сложный инструмент, он не очень-то послушен неопытным рукам. Поэтому хорошо бы "укротить" его перед школой: научиться чертить окружности, откладывать и измерять отрезки.

Сравниваем

Еще одно важнейшее математическое умение, которое, кстати, прекрасно сочетается с детской любознательностью: что больше? Что длиннее? А что короче, выше, ниже? Умение свободно сравнивать предметы серьезно облегчает на первых порах изучение математики в школе.

Главное, чтобы сначала поняли взрослые: для сравнения совсем не обязательно ни считать, ни измерять предметы! Сравниваться могут и сами предметы, без "посредников" - чисел.

Можно сравнивать так:
Что больше? Сложили две палочки друг с другом, только аккуратно, конец с концом - и смотрим: которая "вылезла", та больше (длиннее), а которая "спряталась" - та меньше (короче). Вставили одно ведерко в другое: которое внутри - меньше, а которое снаружи - больше (кстати, еще два полезных "математических" слова: "внутри" и "снаружи"). А теперь пошутили: "что больше - палочка или ведерко?". И объяснили ребенку, что палочки с ведерками не сравнивают. И морковку с арбузами тоже. Сравнивают только однородные предметы (уж придумайте сами, как назвать это ребенку!). Работаем не только "в быту", но и на бумаге: сначала сравниваем два отрезка, начерченные по линейке точно один под другим, два круга, два треугольника, квадрата и т.п., один из которых нарисован внутри другого. Потом задачу усложним. Пусть ребенок начертит по линейке два отрезка в разных концах листа, а то и вообще на разных страницах! Как же их сравнить? Можно, конечно, "на глазок" - очень, между прочим, полезное упражнение для развития глазомера. А как сделать это точнее? Применим весьма полезный прием, очень распространенный в "большой" математике. "Сведем задачу к предыдущей": новую задачу, которую еще решать не умеем, к той, которую уже не раз решали. И - о, радость открытия! Пусть ребенок с вашей помощью догадается: умеешь сравнивать совмещенные отрезки - так вот, давай, и эти перенеси, чтобы совместились! Можно совместить два отрезка в одном месте по клеткам - при этом еще и посчитаем, в итоге узнаем, какое из двух чисел больше. А можно и не по клеткам, особенно когда отрезки начерчены "косо": перенесли оба отрезка "в удобное положение" циркулем. С помощью шаблона переносить можно и фигуры типа треугольника, круга и т.п. Вот так, почти играя, малыш начинает знакомиться со "страшно важным и серьезным" делом, даже назвать боязно: геометрическими преобразованиями.

Чего больше? Это, как легко догадаться, сравнение количества предметов в различных множествах. И в этом случае начинать лучше не со счета. Для начала вырежем откуда-нибудь несколько нарисованных чашечек и блюдечек. Или из буфета настоящие достанем. Потом поставим чашечки на блюдечки: что без пары осталось, того и больше, а что "всё занято" - того меньше. И так - на самых разных предметах. Полезно и в уме: вывели детский сад на прогулку, взяли девочки за ручку мальчиков - угадайте, кого больше? А если все по парам разобрались, и никто один не остался? Нужно, чтобы наш "математик" очень четко осознал: кроме "меньше" и "больше" бывает и "поровну". И для чашечек с блюдечками так же, и для бабочек (если, например, бабочек с жучками сравнивать, кого больше).

А теперь опять усложним задачу. Чашечки с блюдечками (мальчики с девочками, жучки с бабочками) нарисованы на бумаге, и вырезать их нельзя. Как же быть? Неужели считать? Можно, конечно, если умеем. А можно не считать. Для этого в математике есть замечательное приспособление - стрелочка. Провели стрелку (заодно и рисовать стрелки поучились) от чашечки к блюдечку - как будто бы поставили, от девочки к мальчику - как будто бы за руку взяли - и что? Опять задача сводится к предыдущей. Сравнивайте на здоровье! А можно вместо посуды, людей, насекомых и т.п. сравнивать число точек в разных множествах, установив между ними соответствие - как на рисунке.

графТак каких точек больше: красных или зеленых? То-то... Для особо любознательных: такая картинка в математике называется граф, и изображать он может что угодно - хоть чашечки с блюдечками, хоть девочек с мальчиками, хоть жучков с бабочками - и сравнивай!

И при этом развивай, малыш, у себя абстрактное мышление, столь важное в математике, и понимай сам принцип сравнения: установи соответствие (совмести)!

Когда начинать заниматься математикой? Как только ваше чадо свободно заговорило и научилось крепко держать в руках ложку и совок. Чем раньше - тем все это будет более естественно и безболезненно. Как уже говорилось, вместе с математикой ребенок очень активно овладевает родным языком. Мы учим думать и выражать свои мысли, пополняем словарный запас математическими терминами. Постепенно математический язык станет для ребенка естественной частью родного языка. И эти слова уже не будут чем-то новым в школе, там не придется затрачивать специальные усилия, которые пригодятся для более сложных целей, чтобы их усвоить.

Так что, дорогие родители и прочие родственники, не бойтесь математики. Чем раньше начать, тем органичнее она войдет в жизнь ребенка и не будет вызывать ни страхов, ни стрессов. А на такой подготовленной почве плавно и естественно будут усваиваться и другие математические премудрости, которые для него (может быть, даже в отличие от вас самих!) вовсе и не будут премудростями, а будут живым, понятным и интересным (хотя, конечно, может быть, порой и нелегким) делом.

Пайсон Борис Давыдович,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры алгебры Барнаульского государственного
педагогического университета.
Статья предоставлена журналом
Журнал ''Игра и дети''
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Что ели во Флоренции времен первых Медичи
Как Медичи стали править Флоренцией
Оставить комментарий к статье "Как не испугаться математики"

Вы не авторизованы.

Выражаю огромную благодарность автору за интересную,информативную статью.Материал изложен чётко,сжато,лаконично.После прочтения приходит понимание,в каком направлении двигаться,над чем работать.
2008-11-10, мария иванова
хорошая статья. не нужно пугать ребенка, а как советует автор- заинтересовывать в игровой форме. у нас так работает.
2008-02-29, strelkA
Отличная статья, спасибо автору за помощь родителям и ребенку в позитивном восприятии математических премудростей
2008-02-29, Лёка
Поделитесь:

28.02.2008
Обновлено 31.01.2014
Реклама
Статья дня
Что ели во Флоренции времен первых Медичи
Что ели во Флоренции времен первых Медичи
Как Медичи стали править Флоренцией
Близкие по теме статьи
Как научить ребёнка считать в уме?
Как научить ребёнка считать в уме?
Обучение ментальной арифметике: устный счет с абакусом
Состав числа до 10: как научиться быстро считать
Состав числа до 10: как научиться быстро считать
Математика в 1 классе или при подготовке к школе
Второе главное событие в жизни
Второе главное событие в жизни
Рождение второго ребенка: история о том, как мы с мужем планировали вторую беременность и вместе рожали дочку.
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!